Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по изучению темы





Цель данного практического занятия — познакомиться с аномальными стилями воспитания и ролью детей в семье. Понятие родительское отношение имеет наиболее общий характер и указывает на взаимную связь и взаимозависимость родителя и ребенка. Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке, которое определяет особенности родительского восприятия, способ общения с ребенком, характер приемов воздействия на него. Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

По окончанию практического занятия студенты должны усвоить, как строится общение с семейной подсистеме, какие существуют аномальные стили воспитания и технологию работы с ними.

 

ЗАНЯТИЕ № 3

Социология детей в семье

Часа

План

1. Особенности развития личности у детей в зависимости от очередности рождения: старший, средний, младший ребенок.

2. Ролевые отношения между братьями и сестрами: проблемы, ресурсы



3. Нормативные и патологические коалиции и подсистемы в семье с участием детей.

4. Основные кризисы и конфликты между детьми (соперничество, отвержение, игнорирование, переносы) и способы их преодоления.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите из психологического и толкового словаря понятия: коалиция, сиблинги, соперничество, игнорирование, перенос.

2. Составьте таблицу аномальных стилей воспитания:

Тип аномального стиля воспитания Общая характеристика Механизм происхождения Результат воздействия на ребенка Способы преодоления
         

3. Проследите связь стиля воспитания и отклонений в психическом развитии и даже здоровье детей с клинико-психологических позиций; (А.И.Захаров, 1982). Ответ запишите в тетрадь.

4. Дайте развернутую характеристику каждому кризису и конфликту между детьми, четко пропишите способы их преодоления, чтобы лучше систематизировать знания занесите их в таблицу.

Название кризиса Конфликт Способы преодоления
     

5. Опишите свои отношения со старшими или младшими братьями и сестрами. Как, по вашему мнению влияет очередность рождения детей в семье на дальнейшее их развитие. Опишите свой личный пример взаимоотношений сиблингов (детей) в семье.



6. Разработайте рекомендации для родителей по воспитанию детей в основные кризисные моменты жизни ребенка: кризис новорожденности, кризис первого года жизни, кризис 3-х лет, кризис 6-7 лет, подростковый кризис.

7. Используя психологические и толковые словари, раскройте понятие слова «коалиция». Ответьте на вопрос: какие бывают коалиции. Какие коалиции есть в вашей собственной или родительской семье? Опишите их, приведите примеры взаимодействия в коалициях.

 

Подготовить реферат на одну из предложенных тем

· Детско-родительские отношения. Общая характеристика.

· Старший и младший ребенок в семье.

· Нормативные коалиции в семье.

· Патологические коалиции в семье.

· Основные конфликты между детьми и способы их преодоления.

 

Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.

Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

2. Варга А.Я. Системная семейная психротерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.

3. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.

4. 3ахаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 2000. – 336 с.



5. 3ахаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Союз, 2000. – 144 с.

6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.

7. Нелидов А.Л. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков. / Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 2003. №3.

8. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).

9. Психотерапия. Руководство под ред. Б.Д. Карвассарского. СПб.: Питер, 1999. – 564 с.

10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зыряева и др. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

11. Сатир В. Психология семьи. – «Речь», СПб., 2000. – 57 с.

12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 304 с. (Серия «Психология – XX век»).

13. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.

14. Фрейд З. Психлогогия «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. – 144 с.

15. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.: ил. – («Психология для всех»).

16. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.

17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 192 с.

18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

19. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск: Мир, 1993. – 357 с.

 

Методические рекомендации по изучению темы

Цель данного практического занятия - обучить студентов распознавать кризисы в подсистеме «ребенок – ребенок» и владеть технологиями преодоления этих кризисов и конфликтов.

Характер взаимоотношений между детьми внутри семьи во многом зависит от порядка рождения детей и их пола.

В связи с этим студентам предлагается вспомнить и прописать как мож­но больше примеров, из собственной жизни связанных с взаимодействием в системе ребенок – родитель и ребенок – ребенок.

По окончании занятия студенты должны систематизировать и усвоить полученные знания об аномальных стилях воспитания, ролевых отношениях в семье между братьями и сестрами и знать основные причины, кризисы и конфликты возникающие между детьми в семье. Также студенты должны освоить методы работы с аномальными стилями воспитания и их преодоления.

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Супружеские отношения. Формирование супружеской пары

Часа

План

1. Закономерности добрачного периода развития будущей супружеской пары; возникновение семейных функций в добрачном периоде.

2. Кризисы добрачного периода: их типология и основные методы преодоления.

3. Механизмы подбора будущей супружеской пары (брачный клиринг) и их нарушения, сексологические аспекты добрачного периода: влияние сексуальной культуры, сексуальная адаптация пары.

4. Подготовка детей и молодёжи к семейной жизни как профилактика дисгармоний семейных отношений, половое воспитание и просвещение детей и молодёжи: особенности, технологии, этические проблемы.

5. Механизмы совместимости супружеской пары (психофизиологические, психологические, социально-психологические, социальные).

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте толковые и психологические словари и выпишите определения таких понятий как: влюбленность, любовь, добрачный период, брачный клиринг, сексуальная культура, дисгармония, совместимость.

2. Составьте таблицу, с целью систематизации знаний по теме «Кризисы добрачного периода»:

Временные рамки Название кризиса Характеристика кризиса Методы преодоления
       

3. Охарактеризуйте в письменном виде развитие отношений в предбрачной паре. Выявите отличительные особенности это периода.

4. Проведите сравнительный анализ структурно – уровневой концепции совместимости Н.Н. Обозова и концепцию о четырех группах функций семьи. Напишите их сходства и отличия.

5. Проанализируйте предложенную литературу и выпишите в тетрадь предбрачные факторы «успеха» и «риска».

6. Проанализируйте два подхода к совместимости супругов: статистический и динамический: укажите их сходства и различия, также преимущества каждого из них.

7. Дайте общую характеристику состояний любви, влюбленности и частичной любви. Найдите и обоснуйте различия между этими состояниями. Результаты оформите в таблице или схеме.

8. Разработайте основные компоненты психологической готовности молодых людей к браку. Дайте развернутую характеристику каждому из компонентов. Результаты оформите в тетрадь.

9. Разработайте конспект классного часа по теме «Половое воспитание школьника». Устройте презентацию конспектов и выберете самый успешный классный час, путем обсуждения в микрогруппах.

10. Составьте таблицу механизмов совместимости супружеской пары:

Механизм совместимости Характеристика
   

11. Найдите и апробируйте на своих знакомых диагностические методики по выявлению совместимости будущей семейной пары. Представьте протоколы обследования и качественный анализ результатов диагностики.

12. Используя предложенную литературу, выпишите виды психологического консультирования добрачной и предбрачной пары. Дайте развернутую характеристику каждого из видов консультирования. выявите в чем состоят их сходства и отличия. Данные можно занести в таблицу или представить в виде схемы

13. Путем анализа психолого-педагогической литературы, выявите, в чем особенности консультирования добрачной и предбрачной пары по телефону доверия? Выпишите эти особенности в тетрадь.

14. Разработайте методические рекомендации для консультанта по работе с парой в предбрачном периоде.

15. На основе анализа предложенной литературы выявите, каковы особенности индивидуального психологического консультирования добрачной пары? Выпишите эти особенности в тетрадь.

16. Обоснуйте преимущество и недостатки группового психологического консультирования добрачной пары. Составьте небольшую таблицу, в которой четко будут прослеживаться преимущества и недостатки.

Преимущества группового консультирования Недостатки группового консультирования
   

17. Проанализируйте литературу и выпишите методы индивидуального психологического консультирования по вопросу выбора партнера. Составьте план беседы консультанта и клиента при этом виде консультирования.

18. Опишите каждый из методов группового психологического консультирования добрачной пары.

19. Пред­лагаем вам выполнить творческое задание: нарисовать собственный портрет. Сначала набросайте внешние приметы, опишите самые характерные особенности лица, фигуры, походки. Затем попытайтесь оценить черты, которые присущи вам как индивидам: темперамент, вкусы, склонности, привыч­ки. И уж потом примитесь за определение личностных дан­ных: в чем и насколько проявляется ваше осмысленное и целенаправленное руководство собственным поведением? Насколько вы осознаете свои права, возможности и обязан­ности и настойчиво ли следуете избранному направлению? И, попытайтесь выстроить «график» собственного дви­жения и развития: в какую сторону устремлены ваши ин­тересы и желания, как они сопрягаются с интересами семьи? И опишите портрет желаемого избранника (избранницы) по той же структуре. Совместите два эти портрета. Поставьте диагноз вашей гипотетической паре: совместима ли она и по каким механизмам?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.