Сделай Сам Свою Работу на 5

Тренинг супружеских отношений





Цель: Студенты должны овладеть методами и технологиями улучшения психологической совместимости супругов. Приобрести навыки работы с неполной семьей и в повторном браке.

Примерные упражнения - «Кто Я?», «Какой Я?», «Ценные качества», «Визитная карточка», «Матрешка», «Три стула».

 

Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.

Примерные вопросы к зачету (8 семестр)

1. Совместимость супружеской пары и психологический климат в семье.

2. Методы исследования и технологии улучшения психологической совместимости супругов и психологического климата.

3. Психосексуальное развитие личности: механизмы и этапы с момента рождения до начала добрачного периода.

4. Нарушения психосексуального развития и их профилактика.

5. Стратегии преодоления аномальных стилей воспитания: когнитивно-поведенческие, драматические, психодинамические.

6. Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи.

7. Детско-детские отношения в семье: общая характеристика.

8. Особенности развития личности у детей в зависимости от очередности рождения: старший, средний, младший ребенок.



9. Ролевые отношения между братьями и сестрами: проблемы, ресурсы.

10. Нормативные и патологические коалиции и подсистемы в семье с участием детей.

11. Основные кризисы и конфликты между детьми, способы их преодоления.

12. Механизмы и методы преодоления возрастных кризисов развития семьи.

13. Возрастные кризисы развития семьи как источники семейных конфликтов.

14. Нарушения базовых функций семьи и взаимодействия семейных подсистем как источники семейных конфликтов.

15. Локальные и системные кризисы и конфликты семьи; актуальный, прогрессирующий, привычный, латентный (скрытый) конфликт.

16. Влияние социума на семью как причины семейных конфликтов.

17. Основные психологические стратегии преодоления нарушений функций семьи и семейных конфликтов.

18. Понятие о дисфункциональных семьях и их типология.

19. Семья с больным ребенком: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

20. Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца): типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.



21. Семья с высоким уровнем тревоги и невротическим расстройствами: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

22. Семья с психическим инфантилизмом ребенка: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

23. Семья с устойчивыми аномальными стилями воспитания: этапы развития, кризисы и их преодоление.

24. Семья с эмоциональным отвержением ребенка: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

25. Семья с ребенком с ранними формами девиантного поведения: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

26. Семья с педагогически запущенным ребенком: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

27. Семья с внутрисемейным насилием: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.

28. Культура отношений в семье: общая характеристика.

29. Типы семей с позиции коммуникаций между её членами: традиционная, эгалитарная, содружество.

30. Семейные сценарии: их характеристика, повторение в следующих поколениях и кризисы семьи.

31. Генеалогический метод в исследовании и прогнозировании семьи.

32. Типы конфликтов прародительских и супружеских пар и их преодоление.

33. Патологизирующие роли и коалиции в патриархальных, больших и малых семьях: их типология и методы их преодоление.

34. Прародители как воспитатели: преимущества и проблемы.

35. Основные алгоритмы оказания психологической помощи дисфункциональным семьям различных типов.

36. Правовое регулирование семейных отношений.

37. Готовность молодых родителей к рождению детей, социальной роли родителей и воспитательной функции.

38. Механизмы нарушения психологической готовности к рождению детей и родительской функции.



39. Влияние родительских установок на формирование индивидуально-психологических качеств ребенка: общая характеристика.

40. Родительские установки и стили воспитания: взаимосвязи, порождаемые конфликты и их преодоление.

41. Воспитание детей в различных типах семей: общая характеристика, нарушения, коррекция.

42. Методы и технологии преодоления аномальных родительских ожиданий и установок.

43. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей: общий обзор и принципы оказания помощи.

44. Понятие о системных кризисах семьи как причине (механизме) разводов.

45. Механизмы системных кризисов семьи в предразводном периоде.

46. Мотивы разводов как отражение конфликтов мотивационно-смысловой сферы семьи.

47. Основные принципы и алгоритмы оказания помощи семье в предразводном периоде.

48. Дети в предразводном периоде.

49. Развитие личности детей в условиях хронического кризиса семьи и развода родителей.

50. Принципы оказания психологической помощи родителям и детям в предразводном периоде.

51. Супруги и дети после развода: проблемы и кризисы.

52. Психологические проблемы повторных браков и оказание помощи.

53. Проблемы взаимоотношений приемных детей и родителей.

54. Неполная семья - типы и особенности функционирования.

55. Подготовка детей и молодёжи к семейной жизни как профилактика дисгармоний семейных отношений.

56. Половое воспитание и просвещение детей и молодежи: особенности, технологии, этические проблемы.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

V КУРС 9 СЕМЕСТР

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

2 часа

Дисфункциональные семьи

План

1. Понятие о дисфункциональных семьях: с преимущественно психофизиологическими, психологическими, микросоциальными и макросоциальными нарушениями.

2. Наиболее социально значимые типы дисфункциональных семей: семья с больным ребенком.

3. Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца).

4. Семья с высоким уровнем тревоги и невротическим расстройствами, семья с психическим инфантилизмом ребенка.

5. Семья с аномальными стилями воспитания.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 2 часа

Тренинг «Семейная атмосфера в дисфункциональной семье»

Цель: Студенты должны освоить методы работы с различными типами дисфункциональных семей.

Примерные упражнения - «Волшебный магазин», «Лед и пламень», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!», «Сцены из семейной жизни».

 

Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте психологические и толковые словари и напишите определение таких понятий как: дисфункциональная семья, тревога, невротизм, психический инфантилизм.

2. Изучив психолого – педагогическую литературу выявите мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях. Дайте развернутую характеристику каждому из мотивов. Результаты поиска оформите в следующую таблицу:

Мотив Общая характеристика
   

3. Проанализировав предложенный список литературы, определите и опишите основные этапы переживания родителями информации о заболевании ребенка. С подробной характеристикой каждого из этапов.

4. На основе анализа предложенной литературы дайте краткую характеристику преобладающим типам воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями.

5. Изучив предложенную психолого-педагогическую литературу, выявите, какое влияние оказывает заболевание ребенка на отношение родителей к процессу воспитания? Дайте развернутый ответ в своей тетради.

6. Разработайте методические рекомендации для ребенка из семьи с наркологическим заболеванием одного из родителей.

7. Разработайте методические рекомендации для родителей, у которых инфантильный ребенок.

8. Разработайте методические рекомендации для матери с повышенным уровнем тревоги.

 

Подготовьте реферат на одну из предложенных тем

· Влияние неизлечимой болезни на личность ребенка-инвалида.

· Дисфункциональные семьи как современная проблема.

· Особенности супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих больного ребенка.

· Роль ребенка в дисфункциональной семье.

 

Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.

 

Литература

1. Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 192 с.

2. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.

3. 3ахаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Питер, 2000. – 233 с.

4. 3ахаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Питер, 2000. – 336 с.

5. Кодекс РФ об административных правонарушениях: (по сост. на 15 октября 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 333 с. – (Правовая библиотека).

6. Нелидов А.Л. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков. / Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 2003. №3.

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).

8. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 1999. – 72 с.

9. Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15 октября 2005 года. Официальный текст и справочные материалы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 128 с. – (Карманный справочник юриста).

10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 192 с.

11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.