Тренинг супружеских отношений
Цель: Студенты должны овладеть методами и технологиями улучшения психологической совместимости супругов. Приобрести навыки работы с неполной семьей и в повторном браке.
Примерные упражнения - «Кто Я?», «Какой Я?», «Ценные качества», «Визитная карточка», «Матрешка», «Три стула».
Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.
Примерные вопросы к зачету (8 семестр)
1. Совместимость супружеской пары и психологический климат в семье.
2. Методы исследования и технологии улучшения психологической совместимости супругов и психологического климата.
3. Психосексуальное развитие личности: механизмы и этапы с момента рождения до начала добрачного периода.
4. Нарушения психосексуального развития и их профилактика.
5. Стратегии преодоления аномальных стилей воспитания: когнитивно-поведенческие, драматические, психодинамические.
6. Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи.
7. Детско-детские отношения в семье: общая характеристика.
8. Особенности развития личности у детей в зависимости от очередности рождения: старший, средний, младший ребенок.
9. Ролевые отношения между братьями и сестрами: проблемы, ресурсы.
10. Нормативные и патологические коалиции и подсистемы в семье с участием детей.
11. Основные кризисы и конфликты между детьми, способы их преодоления.
12. Механизмы и методы преодоления возрастных кризисов развития семьи.
13. Возрастные кризисы развития семьи как источники семейных конфликтов.
14. Нарушения базовых функций семьи и взаимодействия семейных подсистем как источники семейных конфликтов.
15. Локальные и системные кризисы и конфликты семьи; актуальный, прогрессирующий, привычный, латентный (скрытый) конфликт.
16. Влияние социума на семью как причины семейных конфликтов.
17. Основные психологические стратегии преодоления нарушений функций семьи и семейных конфликтов.
18. Понятие о дисфункциональных семьях и их типология.
19. Семья с больным ребенком: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
20. Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца): типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
21. Семья с высоким уровнем тревоги и невротическим расстройствами: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
22. Семья с психическим инфантилизмом ребенка: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
23. Семья с устойчивыми аномальными стилями воспитания: этапы развития, кризисы и их преодоление.
24. Семья с эмоциональным отвержением ребенка: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
25. Семья с ребенком с ранними формами девиантного поведения: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
26. Семья с педагогически запущенным ребенком: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
27. Семья с внутрисемейным насилием: типы, этапы развития, кризисы и их преодоление.
28. Культура отношений в семье: общая характеристика.
29. Типы семей с позиции коммуникаций между её членами: традиционная, эгалитарная, содружество.
30. Семейные сценарии: их характеристика, повторение в следующих поколениях и кризисы семьи.
31. Генеалогический метод в исследовании и прогнозировании семьи.
32. Типы конфликтов прародительских и супружеских пар и их преодоление.
33. Патологизирующие роли и коалиции в патриархальных, больших и малых семьях: их типология и методы их преодоление.
34. Прародители как воспитатели: преимущества и проблемы.
35. Основные алгоритмы оказания психологической помощи дисфункциональным семьям различных типов.
36. Правовое регулирование семейных отношений.
37. Готовность молодых родителей к рождению детей, социальной роли родителей и воспитательной функции.
38. Механизмы нарушения психологической готовности к рождению детей и родительской функции.
39. Влияние родительских установок на формирование индивидуально-психологических качеств ребенка: общая характеристика.
40. Родительские установки и стили воспитания: взаимосвязи, порождаемые конфликты и их преодоление.
41. Воспитание детей в различных типах семей: общая характеристика, нарушения, коррекция.
42. Методы и технологии преодоления аномальных родительских ожиданий и установок.
43. Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие детей: общий обзор и принципы оказания помощи.
44. Понятие о системных кризисах семьи как причине (механизме) разводов.
45. Механизмы системных кризисов семьи в предразводном периоде.
46. Мотивы разводов как отражение конфликтов мотивационно-смысловой сферы семьи.
47. Основные принципы и алгоритмы оказания помощи семье в предразводном периоде.
48. Дети в предразводном периоде.
49. Развитие личности детей в условиях хронического кризиса семьи и развода родителей.
50. Принципы оказания психологической помощи родителям и детям в предразводном периоде.
51. Супруги и дети после развода: проблемы и кризисы.
52. Психологические проблемы повторных браков и оказание помощи.
53. Проблемы взаимоотношений приемных детей и родителей.
54. Неполная семья - типы и особенности функционирования.
55. Подготовка детей и молодёжи к семейной жизни как профилактика дисгармоний семейных отношений.
56. Половое воспитание и просвещение детей и молодежи: особенности, технологии, этические проблемы.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ
V КУРС 9 СЕМЕСТР
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
2 часа
Дисфункциональные семьи
План
1. Понятие о дисфункциональных семьях: с преимущественно психофизиологическими, психологическими, микросоциальными и макросоциальными нарушениями.
2. Наиболее социально значимые типы дисфункциональных семей: семья с больным ребенком.
3. Семья с наркологическим заболеванием одного из супругов (отца).
4. Семья с высоким уровнем тревоги и невротическим расстройствами, семья с психическим инфантилизмом ребенка.
5. Семья с аномальными стилями воспитания.
ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 2 часа
Тренинг «Семейная атмосфера в дисфункциональной семье»
Цель: Студенты должны освоить методы работы с различными типами дисфункциональных семей.
Примерные упражнения - «Волшебный магазин», «Лед и пламень», «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен!», «Сцены из семейной жизни».
Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте психологические и толковые словари и напишите определение таких понятий как: дисфункциональная семья, тревога, невротизм, психический инфантилизм.
2. Изучив психолого – педагогическую литературу выявите мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях. Дайте развернутую характеристику каждому из мотивов. Результаты поиска оформите в следующую таблицу:
Мотив
| Общая характеристика
|
|
| 3. Проанализировав предложенный список литературы, определите и опишите основные этапы переживания родителями информации о заболевании ребенка. С подробной характеристикой каждого из этапов.
4. На основе анализа предложенной литературы дайте краткую характеристику преобладающим типам воспитания в семьях с детьми с ограниченными возможностями.
5. Изучив предложенную психолого-педагогическую литературу, выявите, какое влияние оказывает заболевание ребенка на отношение родителей к процессу воспитания? Дайте развернутый ответ в своей тетради.
6. Разработайте методические рекомендации для ребенка из семьи с наркологическим заболеванием одного из родителей.
7. Разработайте методические рекомендации для родителей, у которых инфантильный ребенок.
8. Разработайте методические рекомендации для матери с повышенным уровнем тревоги.
Подготовьте реферат на одну из предложенных тем
· Влияние неизлечимой болезни на личность ребенка-инвалида.
· Дисфункциональные семьи как современная проблема.
· Особенности супружеских взаимоотношений в семьях, имеющих больного ребенка.
· Роль ребенка в дисфункциональной семье.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Гражданский процессуальный кодекс РФ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 192 с.
2. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
3. 3ахаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Питер, 2000. – 233 с.
4. 3ахаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Питер, 2000. – 336 с.
5. Кодекс РФ об административных правонарушениях: (по сост. на 15 октября 2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 333 с. – (Правовая библиотека).
6. Нелидов А.Л. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков. / Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 2003. №3.
7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
8. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: «Проспект», 1999. – 72 с.
9. Семейный кодекс РФ с изменениями и дополнениями на 15 октября 2005 года. Официальный текст и справочные материалы. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 128 с. – (Карманный справочник юриста).
10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|