Подготовить реферат на одну из предложенных тем
Институт им. А.П. Гайдара»
А.Л. Нелидов
Е.А. Авдонина
Т.В. Калинина
Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине
«Основы психологии семьи и семейного консультирования»
Для специальности 031000 – Педагогика и психология
Арзамас
АГПИ
УДК 301.085:15 (075.8)
ББК 88.56я73
Н 49
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт
им. А.П.Гайдара»
Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент А.В. Занозин,кандидат психологических наук, доцент Исполатова Е.Н.
Нелидов А. Л., Авдонина Е. А., Калинина Т.В.
Н49 Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»для специальности 031000 – Педагогика и психология. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 60 с.
Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года. Они включают планы практических и лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, перечень необходимой литературы, рекомендации по изучению тем. Предназначены для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000 – Педагогика и психология.
УДК301.085:15 (075.8)
ББК88.56я73
© Нелидов А.Л., Авдонина Е.А., Калинина Т.В. 2007
© Арзамасский государственный
педагогический институт
им. А.П. Гайдара, 2007
Оглавление
| | Стр.
| Введение
|
| Планы практических занятий IV КУРС 7 СЕМЕСТР
|
| Занятие № 1.
| Сущность брака и семьи.
|
| Занятие № 2.
| Социология детей в семье.
|
| Занятие № 3.
| Социология детей в семье.
|
| Занятие № 4.
| Супружеские отношения. Формирование супружеской пары.
|
| Занятие № 5.
| Особенности современной семьи, её структура, динамика.
|
| Занятие № 6.
| Культура отношений в семье.
|
| Занятие № 7.
| Взаимоотношения прародительских и супружеских пар; особенности большой (расширенной) семьи.
|
| Занятие № 8.
| Психология интимных отношений
|
| Занятие № 9
| Возрастные кризисы развития семьи как источники семейных конфликтов.
|
| Примерные вопросы к зачету (7 семестр)
|
| Планы лабораторных занятий IV КУРС 8 СЕМЕСТР
|
| Лабораторное занятие № 1.
| Тренинг «Моя семья в настоящем и будущем»
|
| Лабораторное занятие № 2.
| Тренинг «Семейные дилеммы и конфликты»
|
| Лабораторное занятие № 3.
| Тренинг «Моя семья – мои корни»
|
| Лабораторное занятие № 4.
| Тренинг взаимодействия.
|
| Лабораторное занятие № 5.
| Тренинг «Развитие доверия в подсистеме родитель - ребенок»
|
| Лабораторное занятие № 6.
| Тренинг «Ролевое поведение и ролевые отношений в семье»
|
| Лабораторное занятие № 7.
| Тренинг «Индивидуальность»
|
| Лабораторное занятие № 8.
| Тренинг супружеских отношений
|
| Примерные вопросы к зачету (8 семестр)
|
| Планы практических и лабораторных занятий V КУРС 9 СЕМЕСТР
|
| Практическое занятие № 1.
| Дисфункциональные семьи
|
| Лабораторное занятие № 1.
| Тренинг «Семейная атмосфера в дисфункциональной семье»
|
| Практическое занятие № 2.
| Дисфункциональные семьи
|
| Лабораторное занятие № 2.
| Тренинг «Стать принятым и признанным в дисфункциональной семье»
|
| Практическое занятие № 3.
| Воспитание ребенка в семье
|
| Лабораторное занятие № 3.
| Тренинг «Сотрудничества с детьми»
|
| Практическое занятие № 4.
| Причины и мотивы разводов
|
| Лабораторное занятие № 4.
| Тренинг «Когда «Я» и «ТЫ» встречаются…»
|
| Практическое занятие № 5.
| Психологические проблемы неполных семей и повторных браков
|
| Лабораторное занятие № 5.
| Тренинг «Творческое решение проблем»
|
| Практическое занятие № 6.
| Психологическое просвещение родителей в работе педагога психолога.
|
| Лабораторное занятие № 6.
| Тренинг родительской компетентности.
|
| Практическое занятие № 7.
| Особенности работы с семьей в психологическом консультировании в работе педагога психолога. Позиция семейного консультанта
|
| Лабораторное занятие № 7.
| Тренинг коммуникативных навыков
|
| Практическое занятие № 8.
| Подходы к разрешению семейных проблем в работе педагога психолога.
|
| Примерные вопросы к экзамену
|
|
Введение
Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является важнейшим этапом в подготовке социального педагога.
Основная цель курса – освоение студентами систематизированных обзорных представлений об эволюции семейных отношений, основных закономерностей функционирования семьи, изучение характерных черт и особенностей жизненного цикла семьи.
Методические рекомендации составлены таким образом, что обеспечивают формирование и отработку у студентов основных базовых психологических знаний о роли семьи в формировании личности, об общих вопросах теории семьи и семейных отношений, супружеских проблемах, особенностях воспитания детей, функционировании семейных подсистем, психологическом климате семьи.
Методические рекомендации позволяют строить обучение студентов через структурирование и алгоритмизацию самостоятельной работы. Взаимодействие педагога со студентом происходит не в форме непосредственного контакта, а через самостоятельную работу и познавательную деятельность.
В методических рекомендациях по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования» представлены различные варианты практических ситуационных задач, вопросы для обсуждения, вопросы и задания для анализа и сопоставления, задания направленные на освоение психодиагностических методов работы с семьей и отдельными ее членами, освоение методов работы по психокоррекционной работе с семьей.
Изучение дисциплины осуществляется на четвертом и пятом курсе и рассчитано на три семестра. В конце четвертого курса предусмотрен зачет по основным теоретическим и практическим проблемам дисциплины. Форма организации обучения: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.
Методические рекомендации по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования» составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
IV КУРС 7 СЕМЕСТР
ЗАНЯТИЕ №1
Сущность брака и семьи
Часа
План
1. Семья как биосоциальная система и как объект исследования.
2. Потребность общества и человека в семье.
3. Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи.
4. Эволюция психологии семьи и молодежная субкультура в отношении института семьи.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Выпишите из психологического словаря определение понятий: семья, брак, племенная семья, патриархальная семья, большая и расширенная семья, малая нуклеарная семья, биосоциальная система.
2. Выявите и выпишите в тетрадь признаки семьи как малой социальной группы.
3. На основе анализа психолого – педагогической литературы выпишите этапы развития психологии семейных отношений с древности до наших дней.
4. Охарактеризуйте и опишите семейные отношения в древности и сравните их с вашей родительской или собственной семьей. Напишите сходства и различия и зафиксируйте их в таблице.
5. Проанализируйте литературу и дайте развернутую характеристику в письменном виде моногамных семей.
6. Вспомните свое детство и опишите в форме мини сочинения отношения родителей к вам. Подумайте, к какой модели семьи относится ваша собственная семья и почему.
7. Выявите в чем специфика семейных отношений в России по сравнению с другими странами? Напишите отличительные черты.
8. Используя предложенную литературу, письменно перечислите и проанализируйте основные проблемы современной семьи с указанием причин их возникновения и способов решения.
9. Посетите социальные центры, например «Центр социальной помощи семье» и определите: какие семьи являются основным объектом социальных служб? Почему? Каковы задачи социальных служб в отношении семьи?
10. Проследите связь предмета «Основа психологии семьи и семейного консультирования» с другими науками отразите это схемой и примерами.
11. Написать аннотацию первоисточников швейцарского историка И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландского юриста Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).
Подготовить реферат на одну из предложенных тем
· Большая или расширенная семья.
· Взаимоотношения в мусульманских семьях.
· Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.
· Исторические модели семьи и их кризисы.
· Малая «нуклеарная» семья.
· Микроклимат в семье.
· Отношение к детям в семьях от древности до наших дней.
· Православные семьи.
· Роль национальных традиций в семейных отношениях.
· Роль семьи в процессе социализации личности.
· Семья как историческое явление.
· Семья как биосоциальная система.
· Становление психологии семейных отношений.
· Семья патриархального типа.
· Человек и семья в информационном обществе: социально-психологические проблемы и пути их разрешения.
· Эволюция семейно-брачных отношений в истории развития общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|