Сделай Сам Свою Работу на 5

Подготовить реферат на одну из предложенных тем





Институт им. А.П. Гайдара»

 

А.Л. Нелидов

Е.А. Авдонина

Т.В. Калинина

 

 

Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине

«Основы психологии семьи и семейного консультирования»

Для специальности 031000 – Педагогика и психология

 

 

Арзамас

АГПИ


УДК 301.085:15 (075.8)

ББК 88.56я73

Н 49

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П.Гайдара»

 

 

Рецензенты: кандидат медицинских наук, доцент А.В. Занозин,кандидат психологических наук, доцент Исполатова Е.Н.

 

 

Нелидов А. Л., Авдонина Е. А., Калинина Т.В.

Н49 Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования»для специальности 031000 – Педагогика и психология. – Арзамас: АГПИ, 2007. – 60 с.

 

 

Методические рекомендации к практическим и лабораторным занятиям по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» составлены на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2005 года. Они включают планы практических и лабораторных занятий, задания для самостоятельной работы студентов, перечень необходимой литературы, рекомендации по изучению тем. Предназначены для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности 031000 – Педагогика и психология.



 

УДК301.085:15 (075.8)

ББК88.56я73

 

 

© Нелидов А.Л., Авдонина Е.А., Калинина Т.В. 2007

© Арзамасский государственный

педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2007


Оглавление

    Стр.
Введение
Планы практических занятий IV КУРС 7 СЕМЕСТР
Занятие № 1. Сущность брака и семьи.
Занятие № 2. Социология детей в семье.
Занятие № 3. Социология детей в семье.
Занятие № 4. Супружеские отношения. Формирование супружеской пары.
Занятие № 5. Особенности современной семьи, её структура, динамика.
Занятие № 6. Культура отношений в семье.
Занятие № 7. Взаимоотношения прародительских и супружеских пар; особенности большой (расширенной) семьи.
Занятие № 8. Психология интимных отношений
Занятие № 9 Возрастные кризисы развития семьи как источники семейных конфликтов.
Примерные вопросы к зачету (7 семестр)
Планы лабораторных занятий IV КУРС 8 СЕМЕСТР
Лабораторное занятие № 1. Тренинг «Моя семья в настоящем и будущем»
Лабораторное занятие № 2. Тренинг «Семейные дилеммы и конфликты»
Лабораторное занятие № 3. Тренинг «Моя семья – мои корни»
Лабораторное занятие № 4. Тренинг взаимодействия.
Лабораторное занятие № 5. Тренинг «Развитие доверия в подсистеме родитель - ребенок»
Лабораторное занятие № 6. Тренинг «Ролевое поведение и ролевые отношений в семье»
Лабораторное занятие № 7. Тренинг «Индивидуальность»
Лабораторное занятие № 8. Тренинг супружеских отношений
Примерные вопросы к зачету (8 семестр)
Планы практических и лабораторных занятий V КУРС 9 СЕМЕСТР
Практическое занятие № 1. Дисфункциональные семьи
Лабораторное занятие № 1. Тренинг «Семейная атмосфера в дисфункциональной семье»
Практическое занятие № 2. Дисфункциональные семьи
Лабораторное занятие № 2. Тренинг «Стать принятым и признанным в дисфункциональной семье»
Практическое занятие № 3. Воспитание ребенка в семье
Лабораторное занятие № 3. Тренинг «Сотрудничества с детьми»
Практическое занятие № 4. Причины и мотивы разводов
Лабораторное занятие № 4. Тренинг «Когда «Я» и «ТЫ» встречаются…»  
Практическое занятие № 5. Психологические проблемы неполных семей и повторных браков
Лабораторное занятие № 5. Тренинг «Творческое решение проблем»
Практическое занятие № 6. Психологическое просвещение родителей в работе педагога психолога.
Лабораторное занятие № 6. Тренинг родительской компетентности.
Практическое занятие № 7. Особенности работы с семьей в психологическом консультировании в работе педагога психолога. Позиция семейного консультанта
Лабораторное занятие № 7. Тренинг коммуникативных навыков
Практическое занятие № 8. Подходы к разрешению семейных проблем в работе педагога психолога.
Примерные вопросы к экзамену

Введение





Курс «Основы психологии семьи и семейного консультирования» является важнейшим этапом в подготовке социального педагога.

Основная цель курса – освоение студентами систематизированных обзорных представлений об эволюции семейных отношений, основных закономерностей функционирования семьи, изучение характерных черт и особенностей жизненного цикла семьи.

Методические рекомендации составлены таким образом, что обеспечивают формирование и отработку у студентов основных базовых психологических знаний о роли семьи в формировании личности, об общих вопросах теории семьи и семейных отношений, супружеских проблемах, особенностях воспитания детей, функционировании семейных подсистем, психологическом климате семьи.

Методические рекомендации позволяют строить обучение студентов через структурирование и алгоритмизацию самостоятельной работы. Взаимодействие педагога со студентом происходит не в форме непосредственного контакта, а через самостоятельную работу и познавательную деятельность.

В методических рекомендациях по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования» представлены различные варианты практических ситуационных задач, вопросы для обсуждения, вопросы и задания для анализа и сопоставления, задания направленные на освоение психодиагностических методов работы с семьей и отдельными ее членами, освоение методов работы по психокоррекционной работе с семьей.

Изучение дисциплины осуществляется на четвертом и пятом курсе и рассчитано на три семестра. В конце четвертого курса предусмотрен зачет по основным теоретическим и практическим проблемам дисциплины. Форма организации обучения: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов.

Методические рекомендации по курсу «Основы психологии семьи и семейного консультирования» составлены в соответствии с Государственным стандартом и отражают содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных Министерством общего и высшего профессионального образования РФ.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

IV КУРС 7 СЕМЕСТР

ЗАНЯТИЕ №1

Сущность брака и семьи

Часа

План

1. Семья как биосоциальная система и как объект исследования.

2. Потребность общества и человека в семье.

3. Методы профилактики и преодоления кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи.

4. Эволюция психологии семьи и молодежная субкультура в отношении института семьи.

 

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Выпишите из психологического словаря определение понятий: семья, брак, племенная семья, патриархальная семья, большая и расширенная семья, малая нуклеарная семья, биосоциальная система.

2. Выявите и выпишите в тетрадь признаки семьи как малой социальной группы.

3. На основе анализа психолого – педагогической литературы выпишите этапы развития психологии семейных отношений с древности до наших дней.

4. Охарактеризуйте и опишите семейные отношения в древности и сравните их с вашей родительской или собственной семьей. Напишите сходства и различия и зафиксируйте их в таблице.

Сходства Отличия
   

5. Проанализируйте литературу и дайте развернутую характеристику в письменном виде моногамных семей.

6. Вспомните свое детство и опишите в форме мини сочинения отношения родителей к вам. Подумайте, к какой модели семьи относится ваша собственная семья и почему.

7. Выявите в чем специфика семейных отношений в России по сравнению с другими странами? Напишите отличительные черты.

8. Используя предложенную литературу, письменно перечислите и проанализируйте основные проблемы современной семьи с указанием причин их возникновения и способов решения.

9. Посетите социальные центры, например «Центр социальной помощи семье» и определите: какие семьи являются основным объектом социальных служб? Почему? Каковы задачи социальных служб в отношении семьи?

10. Проследите связь предмета «Основа психологии семьи и семейного консультирования» с другими науками отразите это схемой и примерами.

11. Написать аннотацию первоисточников швейцарского историка И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландского юриста Дж.Ф.Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865).

 

 

Подготовить реферат на одну из предложенных тем

· Большая или расширенная семья.

· Взаимоотношения в мусульманских семьях.

· Изображение семьи в русской (зарубежной) художественной литературе.

· Исторические модели семьи и их кризисы.

· Малая «нуклеарная» семья.

· Микроклимат в семье.

· Отношение к детям в семьях от древности до наших дней.

· Православные семьи.

· Роль национальных традиций в семейных отношениях.

· Роль семьи в процессе социализации личности.

· Семья как историческое явление.

· Семья как биосоциальная система.

· Становление психологии семейных отношений.

· Семья патриархального типа.

· Человек и семья в информационном обществе: социально-психологические проблемы и пути их разрешения.

· Эволюция семейно-брачных отношений в истории развития общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.