Методические рекомендации по изучению темы
Взаимоотношения поколений можно рассматривать в различных аспектах: как исторически и культурно изменчивое явление; как психологическое наследование; как личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков.
В ходе практического занятия студенты должны усвоить исторический аспект взаимоотношений старшего и младшего поколений в обществе.
Студенты должны понимать, что общество поставлено перед необходимостью выработать новые нормы отношений между людьми разных поколений. Признание авторитета и мудрости старших, уважение к их опыту должно дополняться осознанием ценности инноваций. Только встречное движение позволит прийти к содержательному диалогу поколений, к взаимопониманию.
Студент должен четко видеть какие бывают коалиции в семье, на которые нужно обращать особое внимание. Уметь их выявлять и работать в последующем с ними.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8
Психология интимных отношений
Часа
План
1. Нарушения психосексуального развития и их профилактика.
2. Этапы психосексуального развития брачной пары в динамике жизненного цикла.
3. Типы сексуального поведения.
4. Психологические методы и технологии профилактики и преодоления нарушений интимных отношений; взаимодействия с сексологической помощью.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализируйте психологические и толковые словари и дайте определение таким понятиям как: «интимность», «сексуальность», «сексуальное поведение», «интимные отношения».
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы, составьте таблицу этапов психосексуального развития личности, с их общей характеристикой, проявлениями нарушений развития и профилактикой:
Этап психосексуального развития личности
| Общая характеристика
| Проявления нарушений в психосексуальном развитии
| Профилактика
|
|
|
|
| 3. Выпишите статьи уголовного кодекса РФ, которые касаются проблемы сексуального поведения и мера наказания за них. Сделайте письменный анализ этих статей. Подумайте, какие бы статьи стоило бы еще добавить в уголовный кодекс РФ относительно данной темы занятия? Напишите возможные название этих статей с их кратким содержанием.
4. Сделайте подборку диагностических методик по выявлению сексуальных отклонений в личности.
5. Разработайте программу профилактики для классного руководителя, социального педагога и родителей по профилактике нарушения психосексуального развития личности.
6. Путем анализа психолого – педагогической литературы, выявите и охарактеризуйте типы сексуального поведения и занесите их в таблицу. Методы профилактики каждого из типов сексуального поведения:
Тип сексуального поведения
| Общая характеристика
| Профилактика
| | | | 7. Проанализируйте типичные ошибки ТV (телевизионных программ) в отношении сексуального поведения. Свой анализ одной из передач оформите в тетради в виде мини сочинения, указав на ваш взгляд типичные ошибки телевидения.
8. Представьте, что вы ведущий очень известного и популярного телеканала, и вам доверили вести программу, связанную с сексуальным просвещением. Разработайте тематическое планирование вашей передачи, т.е. о чем вы станете рассказывать всей стране по этому вопросу?
9. Выявите и напишите, какие учреждения города Арзамаса работают в контексте заявленной темы занятия?
Подготовить реферат на одну из предложенных тем
· Психология интимных отношений.
· Профилактика нарушения психосексуального развития.
· Сексуальное поведение в современном обществе.
· Типы сексуального поведения.
· Этапы психосексуального развития.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
3. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
4. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зыряева и др. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
6. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.
7. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.: ил. – («Психология для всех»).
8. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 345 с.
10. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб, 2001. – 656 с.
Методические рекомендации по изучению темы
При изучении темы особое внимание стоит обратить на сколько на сегодняшний день эта проблема стала актуальной и приобретает все большее развитие, в основном в отрицательном направлении. Студентам стоит обратить внимание на классификацию типов сексуального поведения, знать где оно встречается и как в последствии развивается, а главное какие имеет последствия для человека.
По окончании занятия студент должен освоить методы работы с сексуальными отклонениями у людей и возможно супружеских пар т.к. сексуальное отклонение у одного из супругов приведет к ухудшению нормального сексуального поведения у другого.
Студенты четко должны знать этапы сексуального развития как у одного человека так и семьи в целом в контексте динамики развития семьи, для того чтобы на консультировании семьи можно было сразу выявить истинную причину обращения, связанную с проблемами в интимных отношениями, т.к. чаще всего об этой проблеме стесняются сказать или действительно супруги не знают, что причина именно в этом, а не в «несовпадении характеров».
При выполнении самостоятельной работы стоит обратить особое внимание на 7 и 8 задание, которые предполагает творческий подход к решению данной проблемы. Студентам сначала придется проанализировать существующие программ на российском телевиденье, направленные на информацию в области интимных отношений, а как известно таких передач на телевидении не мало, но вот то, о чем там говорят – как раз приводит к сексуальным отклонениям. Затем студентам самим придется представить себя ведущим, и разработать программу в эфир, с целью положительной информации в области полового воспитания молодежи.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9
Возрастные кризисы развития семьи как источники семейных конфликтов
Часа
План
1. Нарушения базовых функций семьи и взаимодействия семейных подсистем как источники семейных конфликтов.
2. Локальные и системные кризисы и конфликты семьи; актуальный, прогрессирующий, привычный, латентный (скрытый) конфликт.
3. Влияние социума на семью как причины семейных конфликтов.
4. Основные психологические стратегии преодоления отдельных семейных конфликтов.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировав психологические и толковые словари дайте определения таким понятиям как: кризис, конфликт, локальный кризис, системный кризис, семейные трудности, семейные советы, «конструктивные ссоры».
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявите и назовите основные причины семейных конфликтов. Дайте характеристику каждой из причин или их группе конфликтов. Результаты своего поиска оформите в следующую таблицу под названием «Причины семейных конфликтов»:
Причина семейного конфликта
| Общая характеристика
| Способы преодоления
| Рекомендации супругам по разрешению конфликта
|
|
|
|
| 3. На основе анализа предложенной литературы охарактеризуйте основные этапы конфликта. Дайте подробную характеристику каждому из этапов.
4. Изучив предложенный список литературы охарактеризуйте методику «Конструктивных ссор». Выявите в чем ее сущность и назначение? Дайте развернутый ответ в тетради.
5. Проанализировав предложенную литературу, соотнесите понятия и их определения в нужном порядке:
Семейные проблемы
| Столкновение противоположных желаний и потребностей, интересов, целей, позиций, мнений или взглядов супругов, других членов семейного взаимодействия.
| Семейный конфликт
| Негативные, неприятные, деструктивные отношения между супругами, другими членами семьи, связанных с неудовлетворенностью базовых личных и семейных потребностей.
| Семейные трудности
| Широкий круг обстоятельств, особенности внешней социальной среды, условия жизни семьи, личностные изменения ее членов, которые затрудняют функционирование семьи, удовлетворение базовых потребностей.
| Семейные нарушения
| Расстройства согласованности межличностных семейных отношений, отклонения от нормы в семейном функционировании.
| 6. Проанализируйте предложенный список литературы, выявите и пропишите, какое воздействие оказывает социум на семью, вследствие чего возникают семейные конфликты. Приведите примеры из собственной семьи и способы выхода из сложившегося конфликта.
7. Составьте каталог психодиагностического инструментария по выявлению конфликтной ситуации в семье, способов выхода из конфликта и т.д. Проведите диагностики на знакомых, родителях, дайте качественный анализ результатов исследования, предоставьте протокол и разработайте рекомендации для тех, на ком вы проводили тест.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|