Технологии и формы проведения практического занятия
1. Разделиться подгруппе на пары;
2. На каждую пару раздаются вопросы из лабораторного занятия;
3. Мозговой штурм из малых подгрупп. Подготовка ответов 20-30 мин. Сам ответ составляет 5-7 минут;
4. Задавание вопросов от учащихся отвечающим. Вопросы должны быть как провокационные, так и поддерживающие выступающих. Ответы на вопросы должны быть короткими, содержащими 2-3 фразы;
5. Подведение итогов занятия студентами;
6. Подведение итогов преподавателем.
Выбранной формы работы будут придерживаться все последующие практические занятия. Поэтому мы приводим схему занятия только на одном практическом. Технология работы очень простая и удобная для усвоения знаний в большем объеме и позволяет каждому студенту принять участие в обсуждении данного вопроса, высказать свою точку зрения, таким образом повышаются коммуникативные качества студентов. Работа в микрогруппах учит сотрудничать друг с другом, умению коллективного взаимодействия. Также здесь используются такие формы работы как дискуссия и мозговой штурм.
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // психология семьи. Самара: Бахрах. М., 2002. – 348 с.
3. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж., 1993. – 498 с.
4. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001. – 427 с.
5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учеб. пособие. -2-е М.: «Ось-89», 2005. – 336 с.
6. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
7. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск: Харвест,1987. – 221 c.
8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования.- М.: «Академический проект", 2006. – 239 с.
9. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991 – 336 с.
10. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
11. Нелидов А.Л. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков. / Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 2003. №3.
12. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
13. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зыряева и др. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 166 с.
14. Семья в психологической консультации. Опыт и проблемы семейного консультирования. М.: Педагогика, 1998. – 234 с.
15. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.
16. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.: ил. – («Психология для всех»).
17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 435 с.
19. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Методические рекомендации по изучению темы
Семья как элементарная единица общественной структуры стала центром внимания исследователей различных дисциплин достаточно давно. Еще в конце XIX века в работах Г. Кунов и Л. Моргана (1877), К. Штарке (1888), Э, Вестермарка (1891) были опубликованы первые научные труды, посвященные историческому анализу возникновения института семьи и структуры власти в ней- Однако до настоящего времени в науке не сложилось однозначного определения семьи, и, соответственно, единого представления об ее функциях и ценностях.
Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества.
В процессе изучения данной темы необходимо сформулировать общее понятие о семье как биосоциальной системе, изучив различные книжные источники и выяснив, что в них общее и чем они отличаются в трактовке различных авторов учебных пособий и педагогов прошлого.
В процессе подготовки к занятию студенты должны разобраться в определении что, же такое семья и брак, в чем их сущность и основное назначение.
Студент должен проследить динамику развития семейных отношений с древности до наших дней. Для этого нужно проработать несколько источников литературы и собрать все данные в общую таблицу. В этой таблице студенты должны отразить как менялось отношение к детям в разные эпохи, какие модели семьи существовали в те времена, что они собой представляли и какие изменения в семье происходили на каждом этапе развития.
По окончании изучении данной темы, студент должен освоить представление о семье как об объекте научного знания, освоить методы профилактики кризисов несовпадения культурно-исторических моделей семьи и знать становления семейных отношений в историческом контексте.
Студенты должны проследить связь дисциплины «основы психологии семьи и семейного консультирования» с другими дисциплинами, тем самым выяснив ее отличия от всех остальных предметов.
ЗАНЯТИЕ № 2
Социология детей в семье
Часа
План
1. Социология детей в семье: общая характеристика.
2. Психологические механизмы гармоничного семейного воспитания.
3. Потребность в детях. Социология рождаемости.
4. Общение и совместные деятельности родителей и детей как детерминанты развития ребенка.
5. Типология аномальных стилей воспитания и механизмы их происхождения, стратегии преодоления аномальных стилей воспитания: когнитивно-поведенческие, драматические, психодинамические.
Задания для самостоятельной работы
1. Просмотрите статистику рождаемости за прошлый год и дайте качественный анализ, сравнивая результаты с 2005 годом.
2. Используя психологические словари, дайте определение понятий «детско-родительские отношения». Составьте понятийный словарь использующих для этого терминов.
3. Изучите первоисточник под названием Психология «Я» и защитные механизмы, выявите, какие особенности поведения родителей, по З.Фрейду, влияют на личностное развитие ребенка?
4. Проанализируйте, в чем проявляется роль родительства для взрослого человека. Опишите на собственном примере, проанализировав свои отношения с родителями.
5. Изучите первоисточники трудов Эриксон Э. Детство и общество. Определите, какие позитивные личностные качества человека, по Э. Эриксону, формируются в детстве в условиях разумной родительской позиции?
6. Проведите сравнительный анализ материнской и отцовской любви, выявите сходства и различия. Составьте таблицу, в которой указываются сходства и различия проявлений родительской любви каждого из родителей.
7. Раскройте понятия «гармоничного семейного воспитания» используя психологические и толковые словари. Перечислите его отличительные особенности.
8. Проанализируйте психолого – педагогическую литературу и сравните основные цели воспитания ребенка в психоаналитическом, бихевиористском и гуманистическом подходах. Выпишите отличия в тетрадь в виде таблицы.
Психологические школы
| Цель воспитания ребенка
| Психоаналистический подход
|
| Бихевиористский подход
|
| Гуманистический подход
|
| 9. Проведите сравнительный анализ и покажите взаимосвязь целей и методов в бихевиористской и гуманистической моделях детско-родительских взаимоотношений. Результаты деятельности зафиксируйте в своих тетрадях в виде таблицы или схемы.
Подготовить реферат на одну из предложенных тем
· Аномальные стили воспитании.
· Гармоничный стиль воспитания.
· Детско - детские отношения в психологической науке.
· Детско-родительские отношения. Общая характеристика.
· Старший младший ребенок в семье.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).
2. Варга А.Я. Системная семейная психротерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
3. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
4. 3ахаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 2000. – 336 с.
5. 3ахаров А.И. Неврозы у детей. СПб.: Союз, 2000. – 144 с.
6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
7. Нелидов А.Л. Психолого-медико-педагогическая реабилитация семьи как профилактика наркологических заболеваний у детей и подростков. / Проблемы школьного воспитания. - Н.Новгород, 2003. №3.
8. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
9. Психотерапия. Руководство под ред. Б.Д. Карвассарского. СПб.: Питер, 1999. – 564 с.
10. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зыряева и др. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
11. Сатир В. Психология семьи. – «Речь», СПб., 2000. – 57 с.
12. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2-х томах. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2000. – 304 с. (Серия «Психология – XX век»).
13. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.
14. Фрейд З. Психлогогия «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
15. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.: ил. – («Психология для всех»).
16. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
17. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
18. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
19. Эриксон Э. Детство и общество. – Обнинск: Мир, 1993. – 357 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|