Подготовить реферат на одну из предложенных тем
· Влияние самооценки и уровня притязаний на эталонный образ спутника жизни.
· Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях.
· Основные причины идеализации партнера.
· Основные компоненты психологической готовности к браку.
· Психологические критерии любви.
· Психологические условия оптимизации взаимоотношений в предбрачном периоде.
· Социально-психологическая диагностика вступающих в брак.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зыряева и др. ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.
5. Семья: Учеб. пособие для 9 – 10 кл. сред. шк. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 285 с.
6. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.
7. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 192 с.
9. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Методические рекомендации по изучению темы
Характер предбрачного ухаживания позволяет выявить истоки зарождения тех трудностей, которые прямо или косвенно могут проявиться на каком либо из этапов жизненного цикла.
По окончании занятия студенты должны усвоить что, есть несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии. Каждый из указанных подходов предлагает собственной специфическое понимание супружеской совместимости и связанных с ней феноменов. Более обобщенный взгляд на данный феномен был предложен в отечественной психологии в рамках структурно - уровневой концепции совместимости супругов Н.Н. Обозова и показать сходства с концепцией о четырех группах функций семьи. Данный подход рассматривает совместимость как сложное, многоуровневое явление. Рассогласования в супружеской жизни, по мнению автора, могут формироваться на каждом из указанных уровней. Именно это и приводит к формированию субъективной неудовлетворенности браком в той или иной сфере семейной жизни.
Студенты должны знать, чем отличается указанный выше статистический подход от динамического в котором реально оценивается развитие пары в добрачном периоде: развиваются ли в нем функции будущей семейной пары.
Также студенты должны освоить механизмы подбора будущей супружеской пары, знать кризисы развития в предбрачном периоде, и изучить психодиагностический инструментарий по данной проблематике.
При этом следует отметить, что создание законченной теории совместимости требует дальнейшей серьезной методологической работы, совершенствования понятийного аппарата, методов исследования этого важнейшего социально-психологического явления, интеграции существующих подходов и обобщения уже полученных факторов.
ЗАНЯТИЕ № 5
Особенности современной семьи, её структура, динамика
Часа
План
1. Свойства семьи как открытой саморазвивающейся системы.
2. Структура семьи: основные понятия; семейные подсистемы - их роль, динамика развития, адаптационный период брака: общая характеристика и кризисы.
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите из психологического словаря определение понятий: «структура семьи», «динамика семьи», «беременность»
2. Проработайте психологическую литературу и выпишите возможные классификации структуры семьи с указанием ее автора.
3. Назовите кризисные периоды развития супружеских отношений. Составьте таблицу для систематизации знаний.
Кризис развития семьи
| Возраст родителей и детей
| Общая характеристика
| Метод преодоления
|
|
|
|
| 4. Выявите и перечислите факторы, оказывающие влияние на семейное благополучие? Дайте характеристику каждому из выявленных факторов.
5. Проанализируйте литературу и выясните, как происходит формирование материнской позиции в период беременности? Разработайте рекомендации для будущей мамы в период ее беременности, для принятия своего ребенка.
6. Разработайте методические рекомендации для будущего папы по принятию своего будущего ребенка.
7. На основе анализа предложенной литературы выявите, и опишите возможные причины нарушения в формировании родительской позиции.
8. Проанализировав, психолого-педагогическую литературу выявите, и напишите, каким образом ребенок оказывает влияние на стиль родительского поведения? Опишите конкретные причины такого поведения. Приведите конкретные примеры из жизни.
9. Проанализировав предложенную литературу, определите, в чем состоит постоянство и изменчивость родительской роли? Свои наблюдения выпишите в тетрадь в форме таблицы или схемы.
Подготовить реферат на одну из предложенных тем
· Влияние личностных особенностей супругов на устойчивость брака.
· Конструктивное семейное общение.
· Кризисные периоды развития супружеских отношений.
· Модели взаимоотношений супругов в семье.
· Структура семьи; психология семейных подсистем.
· Факторы и условия семейного благополучия.
· Феномен супружеской совместимости.
· Этапы развития семьи: общие механизмы.
· Этапы супружеских и семейных отношений.
Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.
Литература
1. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 992 с.
3. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).
4. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей. Учебное пособие / Институт «Открытое Общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. - 103 с.
5. Целуйко В.М. Психология современной семьи: Кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.: ил. – («Психология для всех»).
6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990. – 431 с.
8. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
Методические рекомендации по изучению темы
При анализе семейной структуры рассматриваются такие показатели как количество членов семьи, ее состав (прародители, родители, дети и т.п.), а также направленность и характер взаимосвязей и взаимоотношений между членами семьи.
Анализ семейной структуры позволит понять студентам, как семья реализует свои функции: кто осуществляет руководство, как распределены между близкими права и обязанности.
Студенты при изучении литературы должны понять периодизацию развития семьи на этапы, в основе выделения которых лежат представления о задачах развития семьи на каждом из них.
Студент должен освоить представление о совместном едином представлении семьи во взаимодействии всех ее членов.
По окончании практического занятия студенты должны усвоить важность процесса адаптации в браке и беременности т.к. от этих периодов зависит как будет дальше развиваться семья и воспитывать ребенка.
ЗАНЯТИЕ № 6
Культура отношении в семье
Часа
План
1. Семейные роли и ролевые подсистемы семьи: общая характеристика, нарушения.
2. Лидерство в различных моделях семьи исторический аспект и современное состояние.
Задания для самостоятельной работы
1. Проанализировав литературные источники найдите и выпишите такие понятия как: «традиционная семья», «эгалитарная семья», «содружество», «лидерство», «семейная демократия», «конституция», ритуалы», «самореализация».
2. Вспомните первое практическое занятие, где рассматривались исторические модели семьи, теперь пропишите, как в каждой из моделей проявлялось лидерство членов семьи? Что этому способствовало?
3. Проанализируйте отношений в собственной семье и опишите, как в вашей семье проявляются лидерские качества каждого из членов семьи.
4. Напишите в виде мини сочинения, как в вашей семье принимаются общие решения, и какие ритуалы соблюдаются членами вашей семьи? Какие традиции существуют в вашей семье?
5. Разработайте и пропишите способы досуга для семьи с ребенком дошкольного возраста.
6. Разработайте и пропишите способы досуга для семьи с ребенком младшего школьного возраста.
7. Разработайте и пропишите способы досуга для семьи с ребенком подросткового возраста.
8. Разработайте и пропишите способы досуга для семьи с ребенком юношеского возраста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|