Сделай Сам Свою Работу на 5

Тренинг «Сотрудничества с детьми»





Цель: Студенты должны овладеть методами и технологиями преодоления аномальных родительских ожиданий и установок, по налаживанию сотрудничества с детьми.

Примерные упражнения - «Буквенная фотография», «Зеркало и антизеркало», «Трехликий эксперт», «Семь предпосылок», «Принципы коммуникации», «Мяч по кругу», «Вращающийся квадрат».

 

Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.

Задания для самостоятельной работы

1. Сделайте подборку литературы по вопросам «Воспитание ребенка в семье», проанализируйте ее и дайте краткую характеристику того, что еще входит в раздел по данной проблеме из книжных источников.

2. На основе анализа психологических и толковых словарей перечислите основные понятия, которые используются для теоретического и экспериментального анализа родительско - детских отношений. Дайте их определения.

3. Подумайте, как личностные качества родителя – субъекта взаимодействия конкретно могут влиять на характер, содержание, эмоциональную окраску детско-родительских отношений. В письменном виде перечислите эти качества и дайте их подробную характеристику.



4. На основе анализа психолого-педагогической литературы, определите, какие качества присущи оптимальной родительской позиции? Перечислите эти качества и запишите в тетрадь.

5. Изучите предложенный список психолого-педагогической литературы и установите, какие стили воспитания могут встретиться в неполной семье: материнской, отцовской? Напишите их сходства и отличия.

6. Изучив литературу, охарактеризуйте родительские отношения в многодетной семье и в семье с единственным ребенком. Подумайте, в чем состоят их сходства и различия. Свои наблюдения зафиксируйте в тетрадь в виде таблицы или схемы.

7. На основе анализа предложенной литературы выделите основные, типичные роли ребенка в семье, определите достоинства и недостатки каждой из ролей в своей тетради.

8. Составить таблицу стилей семейного воспитания, указать наличие или отсутствие эмоциональной близости с ребенком, наличие-отсутствие требований предъявляемых к ребенку, осуществление контроля, указать модель общения и тип личностного развития ребенка. Определить, какие стили воспитания присущи оптимальной родительской позиции?



9. На основе анализа предложенной литературы опишите основные кризисы супружеских отношений и их влияние на личностное развитие ребенка, дайте сравнительную характеристику, составьте психолого-педагогические рекомендации по оптимизации проживания супружеских кризисов.

10. Сделайте подборку диагностического инструментария по проблеме воспитания ребенка в семье, проведите одну из диагностик, дайте качественный анализ результатам исследования, и предоставьте протокол проведения диагностики.

Подготовьте реферат на одну из предложенных тем

· Воспитание ребенка в семье.

· Воспитание детей в различных типах семей.

· Нежданный ребенок. Социальные роли родителей в воспитательной функции.

· Нежеланный ребенок для родителей.

· Психолого-педагогические проблемы несовершеннолетних родителей.

· Родительские установки и стили воспитания.

· Воспитание ребенка в многодетной семье.

· Отверженный ребенок.

 

Технологию проведения занятия – см. практическое занятие № 1.

 

Литература

1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы //психология семьи. Самара.: Бахрах. М., 2002. – 348 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. “Социальное здоровье России”, М.: Наука, 1994. - 208 с.

3. Антонов А.И. Социология семьи. -М.: Класс, 1996. – 425 с.

4. Елизаров А.Н. основы индивидуального и семейного психологического консультирования6 уч.пособ.-2-е М.: «Ось-89», 2005. – 336 с.

5. Елизаров А. Н. Психологическое консультирование семьи: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005. – 400 с.



6. Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. Учеб. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2003. – 192 с.

7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник / А. В. Мудрик; ред.:

А. В. Сластенин. – 5-е изд., доп. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 200 с.

8. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / Под общей ред. В.С. Торохтий. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с. – (Учебное пособие).

9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования/ Е.И.Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.под ред. Е.Г. Силяева. М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 160 с.

10. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие. – М.: ИЦ «Академия», 2005. – 144 с.

11. Филиппова Ю.В. Психологические основы работы с семьей./ Уч. пособ. Институт «открытое общество». Российское Психологическое Общество. Ярославль, 2003. -103 с.

12. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 2000. – 365 с.

13. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебн. пособ для вузов.2-е изд. -М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 457 с.

Методические рекомендации по изучению темы

Изучить по монографиям основные понятия, используемые для теоретического и экспериментального анализа детско-родительских отношений.

Выделить понятия: родительское отношение, родительское воспитание, раскрыть понятие вариантов родительских позиций и установок и определить их влияние на развитие личности ребенка.

Учитывая взаимозависимость отношений в семье, описать наиболее типичные роли, которые выполняет ребенок в семье и спектр отношений, составляющих любовь родителей к своему ребенку (А.С.Спиваковская).

Обратить особое внимание на то, что понятие «стиль родительского воспитания» или «стиль родительского отношения» является одним из основных психолого-педагогических понятий для выделения различных типов семейного воспитания. В качестве детерминант стиля общения выступают: направленность личности как обобщенная, относительно устойчивая мотивационная тенденция; позиция, занятая по отношению к партнеру общения, и параметры ситуации общения.

Важно помнить, что родительский стиль – это обобщенные, характерные, ситуационно неспецифические способы общения родителя с ребенком, это образ действий по отношению к ребенку.

Студентам необходимо четко разграничивать типы воспитания (г.Крайг, 2000), стили семейного воспитания и параметры воспитательного процесса (А.И.Захаров, 1982).

Следует проследить взаимосвязь и взаимообусловленность кризисов семьи, родителей и их влияние на личностное развитие ребенка.

Необходимо учитывать причины и факторы, влияющие на возникновение эмоционального отвержения ребенка, владеть методами и технологиями преодоления аномальных родительских ожиданий и установок.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 2 часа

Причины и мотивы разводов

План

1. Семья и дети в предразводном периоде, основные принципы и алгоритмы оказания помощи.

2. Развитие личности детей в условиях хронического кризиса семьи и развода родителей.

3. Супруги и дети после развода: проблемы и кризисы. Психологическая помощь супругам и детям после развода.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ № 4 2 часа

Тренинг «Когда «Я» и «ТЫ» встречаются…»

Цель: Студенты должны овладеть методами работы с семьей на разных стадиях развода.

Примерные упражнения - «Три стула», «Билль о правах семьи», «Век живи – век учись!», «Новый порядок», «Одно из… трех», «С чужого голоса», «Коммуникационные карты», «Гроссмейстеры общения», «Попрошу в подарок».

 

Структуру проведения лабораторного занятия – см. лабораторное № 1.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализируйте словари и дайте определение таких понятий как: «развод», «конфликт», «хронический кризис», «предразводный период», «постразводный период».

2. Сделайте подборку диагностического инструментария по проблеме разводов, как можно выявлять семьи, находящихся в предразводном периоде, и диагностики детей в период развода и после развода.

3. На основе анализа психолого-педагогической литературы, выявите, каковы основные причины и мотивы разводов? Дайте письменную характеристику каждому из мотивов и причине разводов.

4. Изучив предложенный список литературы, определите мотивы разводов у мужчин и женщин. Выявите, в чем состоят их сходства и различия. Для систематизации знаний все данные можно занести в предложенную таблицу.

Мотивы разводов у мужчин Мотивы разводов у женщин
Сходства
Различия Различия
     

5. Определите, на основе анализа психолого-педагогической литературы, есть ли различия в причинах и последствиях разводов в современных и традиционных семьях?

6. Изучив, предложенный список психолого-педагогической литературы выявите, и охарактеризуйте, кому чаще принадлежит инициатива разрыва семейных отношений? Почему? Ответы на данные вопросы зафиксируйте в своих тетрадях.

7. Изучив психологическую и юридическую литературу, определите, чем различаются юридические и психологические формы развода? Дайте в письменном виде развернутую характеристику каждой из форм разводов.

8. На основе анализа психолого-педагогической литературы выясните, каковы основные проблемы партнеров в ситуации развода? Перечислите эти проблемы и дайте общую характеристику этих проблем. Ответы запишите их в тетрадь.

9. На основе анализа психолого-педагогической литературы определите, какие виды терапии могут быть использованы на разных этапах развода? Данные можно занести в следующую таблицу:

Этап развода Виды терапии
   

10. Изучите предложенный список литературы и определите, необходимость психологического сопровождения при разводе? В чем состоит эта необходимость. Ответ оформите в виде мини сочинения.

11. На основе анализа психолого-педагогической литературы дайте письменную характеристику стратегиям поведения в предразводной ситуации. Опишите каждую из стратегий.

12. Составить таблицу, в которой отразить сравнительную характеристику двух моделей развода адаптивной и дезадаптивной (А.Маслоу, Кюблер-Росс и др.).

13. Выявите особенности консультативной работы в предразводной ситуации, в ситуации развода и постразводный период. Все данные занесите в таблицу.

Период развода Особенности консультативной работы
Предразводная ситуация  
Ситуация разводя  
Постразводный период  

14. Сделайте подборку методов психотерапевтических техник для работы с супругами в период развода.

15. Подберите методы психотерапевтических техник для работы с детьми, родители которых находятся в пост разводной ситуации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.