|
Неогегельянские концепции философии права
В начале XX в. заметно растет интерес к учению Гегеля и все чаще повторяется мысль о необходимости "обновления" гегельянства, возврата к "подлинному" Гегелю, перехода от Канта к Гегелю или во всяком случае дополнения неокантианства неогегельянством. В этих условиях работа В. Дильтея"История молодого Гегеля"4, появившаяся в 1905 г., а также впервые опубликованные в 1907 г. его учеником Г. Нолемранние произведения Гегеля стали важной начальной вехой "обновления" и "ренессанса" Гегеля. "Диль-тей, — отмечал неогегельянец Г. Глокнер,— дал юного Гегеля... С тех пор появилось неогегельянство5".
В 1910 г. с программой "обновления" гегельянства выступил в Гейдельбергской академии наук и неокантианец В. Виндельбанд.С этого времени, подчеркивает другой неогегельянец, Р. Кронер,"ренессанс Гегеля в академическом мире стал бесспорным фактом"11.
1 1Ш, 5. 145.
2 1Ы(1.
4 См.: ГНННеу IV. .ГидеЫвезсЫсМе НедеЬ // СезаттеНе ЗсННЙеп, ВЛ IV Ье1рй{; —
ВеНт, 1921. л
9 СЬсЫег Я. Кгоеп ипс! \УапШип8еп ш Йег СезсЫсЫе Эев НевеШшшпиз // "Не-
8е1— 51иШеп", ВЫ 2. Вопп, 1965, 8. 213.
* Кгопег К. Тли ЕгоНттв Лет НеМеПзегдег Неве1— Та^е // "Неве!— 31ш11еп", ВЫ 1
Вопп, 1964, 8 13.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 573
В это же время заметный "обновленческий" толчок гегельянству дала работа Б. Кроче "Живое и мертвое в гегелевской философии", вышедшая на итальянском языке в 1907 г. и уже в 1909 г. переведенная на немецкий, в 1910 г. на французский, в 1915 г. на английский языки. В 10—20-е годы "ренессанс Гегеля" усиливается, расширяя ряды неогегельянцев в западноевропейских странах, особенно в Германии и Италии. К 30-м годам неогегельянское течение достигает своего апогея, оформляясь в апреле 1930 г. на первом конгрессе в Гааге в "Интернациональный гегелевский союз". Кроме гаагского конгресса в начале 30-х годов были проведены также конгрессы в Берлине и Риме, на которых значительное внимание уделялось проблематике гегелевской философии права.
Основные аспекты неогегельянской интерпретации политико-правовой философии Гегеля дали главным образом немецкие неогегельянцы. Зародившись в условиях агрессивных установок вильгельмовской Германии, немецкое неогегельянство теоретически обосновывало "идеи 1914 г.", а после краха кайзеровской Германии атаковало буржуазно-демократические принципы и институты Веймарской республики, выступало за государство силы. Немецкие неогегельянцы приветствовали гитлеровский рейх и всячески стремились приспособить к его внутри- и внешнеполитическим целям свою интерпретацию ряда консервативных идей гегелевской философии права. "Характерно, — отмечал неогегельянец К. Ларенц, — что неогегельянство свое начало берет как раз от философии права"1.
Идеи государства силы, нравственности войн, сильного национального государства и иные антидемократические и антилиберальные концепции политики, государства и истории, сформулированные интерпретаторами гегелевской философии права в XIX в:, приобретают благодатную почву в начале XX в., дополняясь в новой ситуации новыми трактовками и вариациями. С призывом дать новую интерпретацию гегелевского учения о государстве и разрушить "легенду десятилетий злобной клеветы" на Гегеля, остающегося пока "великим неизвестным", выступает в 10-е годы И. Плев-ге2. Для философского оправдания агрессивных устремлений немецкого юнкерства и буржуазии он делает Гегеля великим предтечей идей 19.14 г. Со ссылкой же на Гегеля он обосновывает свой идеал сильного национального государства.
С "идеями 1914 г." связывал Гегеля и Г. Лассон, развивавший концепцию государства силы, которую разрабатывал, апеллируя к гегелевской философии права, А. Лассон-старший. В статье 1916 г. "Гегель и идеи 1914 года" Г. Лассон, подобно И. Пленге, расценива-
1 1дгепг К. КесЫз- шк! 81аа($рЫ1озорЫе Лее (1еи1зсЬеп ИеаЦзтш // "НапсШисЬ йег РЬШяорЫе", Вс1. "81аа1 ипй ОевсЫсЫе". МОпсЬеп — ВегНп, 1934, 5. 1Я6.
2 См.: Р1епде I. Магх ип<1 Неве1. ТйЬтееп, 1911, 8. 19, 139. -*
Раздел V. История философии права и современность
ет Гегеля как "духовного отца государственных мыслей 1914 г." и использует авторитет Гегеля для оправдания империалистической политики Германии1. <
"Назад, к немецким мыслителям о государстве!" — призывает в 1920 г. О. Шпаит?, так как только они (прежде всего имелся в виду Гегель, отчасти также националистически интерпретируемый Фихте) способны освободить немцев Веймарской республики от "цепей индивидуалистического образования", в первую очередь в вопросах о государстве2.
К Гегелю апеллирует и Э. Гирш в работе "Судьба Германии" (1920). Гипертрофируя гегелевскую критику отдельного человека как пустой субъективности в ее отношении ко всеобщему (т. е. государству), он дает следующую примечательную своим вульгарным антииндивидуализмом интерпретацию гегелевских идей о связи личности и государства. По Гегелю, пишет он, "мы находимся к государству во внутренних отношениях, как маленькая индивидуальность к близкому матерински большому; государство является единством жизни и убеждений, духовной родиной и предпосылкой всей жизни каждого отдельного"3.
Популярную в эти годы тему о воспитании немецкого народа в духе гегелевских идей о государстве развивал Г. Гизе, который в подобной обработке граждан видел важнейшую задачу "ренессанса Гегеля"4. Эту тему развивал и Г. Геллер. "Нет, кажется, — писал он, — видимых мостов от народа поэтов и мыслителей к народу "крови и меча". И все же такой мост есть! Да, национальная идеология государства силы есть собственное дитя идеалистической философии и никто другой, как Гегель, отец этой идеологии"6. Здорова или нездорова политика, исходящая из этого мировоззрения? — риторически спрашивает Геллер. "Я лично, — продолжает он, — а для меня эта работа была делом внутреннего самопрояснения, пришел к убеждению, что многое в гегелевской политике силы как доктринальное преувеличение должно быть отклонена Однако очень многое из нее должно стать общественным мнением Германии, если немецкая нация хочет выйти из этой мучительной современности в лучшее будущее"6.
Либеральные идеи были глубоко чужды и ненавистны для немецких неогегельянцев. Это весьма ярко проявляется и в работах Ю. Биндера, К. Ларенца, В. Шенфелда и др.
1 См.: Ьазаоп С. Неде! ипй (Ие Иееп уоп 1914 // "Неве1—АгсЫу", М. III. 1916, 5. 57.
2 См.: Зрапп О. ОЬег Ше ЕгаеЬипд дез Веи1зсЬеп гит У^гз1апс1п13 дез 51аа1ез // "Веи1всЬеп УоШйигт", 1920, Н1 5, 8. 195.
3 ШгясН Е. Веи15сЫап<1з ЗсЫсЪза!. ВегНп, 1920, 8. 54.
4 Слезе С. Не^еЬ 8иа1ыс1ее ипс! Йег Ве^пй дег 8иа1зегз1еЬипе. На11е / 8аа1е, 1926, 8. 118—119, 71, 106.
9 НеПет Н. Не^е! ипс1 (11е па1юпа!е МасЬЫааОДейапЬе т Веи1зсЫап<1. Ье1ргщ, 1921,
8. V.
6 НеНег Н. Ор сН., 8. VI.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 575
Ведущей фигурой в кругу неогегельянцев, обращавшихся к философии права, был Ю. Биндер. У него были многочисленные ученики и последователи не только в Германии, но и в Голландии и скандинавских странах. Начав как неокантианский историк римского права, он уже в 20-е годы (в 1925 г. вышла его работа "Философия права") от Канта переходит к Гегелю и, ссылаясь на гегелевское учение, предпринимает значительные усилия для выделения "философии права" в самостоятельное направление, отличая ее от распространенного в то время "всеобщего учения о праве".
В дальнейшем неогегельянские интерпретации политико-правового учения Гегеля, в соответствии с традицией также и юристов-гегельянцев XIX в. (А. Лассон и др.), протекали главным образом в русле философии права. При этом предмет и метод философии права определялись вполне по Гегелю. "Предмет философии права, — отмечал К. Даренц, — идея права, а ее метод — диалектика, позволяющая раскрыть путь этой идеи"1.
В работе "Государственный резон и нравственность" (1929) Биндер с позиций неогегельянства обосновывал политическую и нравственную оправданность войны, поскольку речь идет не о стремлении к власти ради власти и голом экспансионизме лишь численно и материально сильного народа, а о стремлении к власти во имя нравственной сущности государства и блага нации. Самоутверждение через войну национального и культурного государства абсолютно нравственно, покуда только нация способна показать свое право на бытие и действительность на суде истории и разума.
Весьма показательно для позиции Биндера его выступление на первом конгрессе неогегельянцев в 1930 г. В нападках на либерализм и демократизм Ю.Биндер использовал гегелевскую категорию вне-себя-бытия и отчужденности духа для критики Веймарской республики. Со ссылкой на "гегелевское последовательное выступление за монархию"2 он атаковал республику как государственную форму.
Антидемократизм и антилиберализм, авторитаризм и антииндивидуализм, оправдание войны и борьбы между народами, национализм, атаки против принципов международного права (с позиций произвольно интерпретируемого гегелевского "внешнего государственного права") и различного рода международных сообществ государств (типа "Лиги наций"), понимание государства как тотальности и т.п. — излюбленные идеи, аспекты и темы неогегельянских интерпретаций философии права Гегеля.
"Идея грядущего золотого века, мысль Фихте о царстве чистого разума, в котором исчезнет государство, религиозный анархизм
1 Ьагепг К. НесЫв- или 5иа15рЫ1озорЫе йег СедепшагЧ. Вег1ш, 1931, 8. 109.
2 ВЪяАег 1. 1Ме Рге1ЬеН а!з КесЫ // УегЬатмЙипвеп <&8 егв1еп
, 1931, 8. 202.
Раздел V. История философии права и современность
Толстого, — вещал Биндер на первом конгрессе, — не только утопичны, но и абсурдны. Свобода имеет свою действительность только в праве и только в государстве"1. •
Претензии Биндера на выражение "подлинных" мыслей гегелевской философии права были явно преувеличены. В речи "Право как свобода" он, вопреки смыслу "Философии права", абстрактное право трактовал в качестве юридического частного права2. Рассматривая всю философию права Гегеля как диалектику нравственного сознания, Биндер, как и многие другие юристы-гегельянцы, считал гегелевское абстрактное право юридическим правом, а мораль и нравственность — соответствующими понятиями моральной философии3.
Биндер акцентирует внимание на "безусловном принятии" государства, так как нет иной нравственности, кроме государства и права, и вне их нет никакой свободы4. "Остается, однако, — замечает Биндер, — открытым вопрос: эта свобода и эта нравственность предполагают людей в их общественной обусловленности и связанности. Где же здесь остается, однако, индивидуальная свобода и нравственность индивидуальной жизни? Действительно ли должна нравственная ценность быть находима лишь в обществе и государстве?". Вопрос резонный и старый. Примечателен и биндеровский ответ на него. "Нет никакого сомнения, — писал он, — что на этот вопрос в смысле Гегеля следует ответить утвердительно"5.
Откровенно авторитарную интерпретацию гегелевских идей Биндер развивает в статье "Авторитарное государство". Лишь авторитарное государство, обладающее силой и волей "мочь требовать повиновения всех", отвечает понятию государства и имеет подлинную легитимацию. Авторитарное государство, противопоставляемое Биндером всякому либерально-демократическому государству, в том числе Веймарской республике, есть "действительность духа", "истинная народная общность'". Выступая против всей системы Веймарской республики, он ратовал за установление авторитарного государства как "безусловной, категорической воли нации"7.
11Ы4, 5. 167. 11Ы4, 3. 171—172.
9 В сборнике 1931 г. "Введение в философию права Гегеля", подготовленном совместно с М. Буссе и К. Ларенцом^Биндер поместил большую статью "Система философии права Гегеля", в которой отказывается от своего прежнего, ошибочного понимания гегелевской трактовки права и признает, что собственно о позитивном праве (о праве в юридическом смысле) Гегель говорит в разделе о нравственности — ВгпЛет ^. Паз 8уз1ет Лег КесМзрЬиозорЫе Не^еЬ // ВгпЛег ^., Визае М., Ьатепг К. ЕтЮпгипв т Не^еЬ КесЫврЫюаорЫе. ВегИп, 1931, §Д8—89. * Вгпйег ^. ГНе РгеШеН а!з КесЫ, 3. 93. 51ЫеЦ 8. 93. '
6 ВтЛег /. Оег аиЮгнЛге 81аа1 // "1х>воз", 1933, ВА ХХШ, 3. 143, 152. 71Ы4, 3. 160.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 577
Биндеровские поучения юристов началам неогегельянской философии права тесно сочетались с критикой позитивизма в праве. Это ярко проявилось в его докладе на третьем конгрессе неогегельянцев в Риме (1933) "Обязательственный договор в системе гегелевской философии права". Юридические понятия, если их действительно постигнуть, говорил Биндер, предстают как философские понятия. Лишь философия, но никак не позитивная наука о праве, может обосновать их предпосылки. Для этого необходима спекулятивная диалектика, и "поэтому юрист должен стать гегельянцем"1. Юрист не в состоянии понять предмет своей деятельности вне философии и без нее беспомощно противостоит понятиям своей дисциплины.
Спекулируя на самой по себе общеизвестной и верной мысли о важности философских подходов к праву, Биндер абсолютизировал неогегельянскую версию философии права и критически противопоставлял ее позитивной юриспруденции. Его призывы к юристам понимать подлинное право как "дух", "живое развитие духа", "цепь членов духовного организма, проистекающих из целого"2 — составная часть похода против режима буржуазной законности и правопорядка, похода, столь характерного для того времени. Эти неогегельянские обоснования и оправдания отступлений от законности откровенно противоречат вполне определенным положениям "Философии права" Гегеля о господстве законности и правопорядке в общественной и государственной жизни.
Приход Гитлера к власти и установление нацистского режима Биндер воспринял как учреждение ожидавшегося им авторитарного государства, наконец-то легитимированного и отвечающего своему понятию. Свои философско-правовые усилия Биндер направил на приспособление неогегельянства к нуждам гитлеровского рейха и их оправдание. "Должно быть показано, — писал он в 1934 г. в работе "Немецкое народное государство", — что это государство, которым мы обязаны политической изобретательности Адольфа Гитлера, не только является осуществлением правильно понятого государства — государства идеи, — но оно также, если правильно его понимать, соответствует сущности народа, чьей формой жизни оно хочет быть"3. Тема оправдания гитлеровского государства является ведущей и в другой работе Биндера, "Идеализм как основа философии государства", где неогегельянские разглагольствования о государстве как свободе и нравственности непосредственно приноровлены к "третьему рейху". Свою цель он прямо формулирует как внедрение в сознание людей мысли, что новое государство —
1 ВтЛет ^. Пег оШДОошсЬе УеПгад 1т 5уз1ет ёег НевеЬзсЬеп КесЫзрЫ1о5орЫе //
УегЬапсШтвеп йез сЫПеп НевеЫсопвгеззез. ТиЫпдеп, 1934, 3. 38.
21Ш., 3. 59.
3 ВгпАет ^. Г>ег Оеи1зсЬе УоШ«4аа4. ТОЬтвеп, 1934, 3. 5—6.
Раздел V. История философии права и современность
"не монстр, не голая сила над стадом несвободных людей", так как, "несмотря на свой авторитет, благодаря которому он притязает на тоталитет жизни своих граждан, "третий рейх" соответствует понятию государства и в качестве вообще государства является не несвободой и принуждением, а действительной свободой"1.
Неогегельянские идеи Биндера разделял и развивал его ученик К. Ларенц, характеризовавший своего учителя как "философа-правохранителя"2. Речь шла о неогегельянски трактуемом праве как "обязательном жизненном порядке народа"3. В условиях фашистского режима Ларенц, определяя задачи философии права, акцентировал внимание на "постижении разумности данного, т. е. действительного, эмпирического права"4. Право, замечает он, выражает "всеобщность разума", "разум предмета" и не может быть сведено к "абстрактным правилам", "к какому-нибудь случайному и абстрактному регулированию"6. Гегелевские суждения о разумном праве Ларенц интерпретировал в духе дискредитации не только идей юридического позитивизма о правовых нормах, но и вообще позитивного права как определенных предписаний и правил.
После прихода к власти нацистов Ларенц откровенно приспосабливал неогегельянские представления о Гегеле к идеологическим и политическим стандартам национал-социализма. Для национал-социализма характерны отрицательное отношение не только к твердому правопорядку и режиму законности, но и известное стремление размыть понятие государства как учреждения нормализованной общественной жизни в расплывчатых, демагогически и пропагандистски используемых понятиях "нация", "народ", "раса", "рейх", "тоталитет народа", "народный порядок" и т. п. "Сегодня, — писал "партийный идеолог" А. Розенберг, — мы больше не рассматриваем государство в качестве независимого идола, перед которым все должны гнуть спины. Государство не есть также предел, но лишь только средство для сохранения народа... Формы государства меняются, права государства отмирают, народ же остается. Из этого следует, что нация — первое и последнее, чему должно подчиняться все остальное'".
Отношение Розенберга к Гегелю пронизано идеологической нетерпимостью и низкопробной демагогией. Гегелевскую философию права он отвергает с порога как "вершину чуждого по крови
Й1г
1 ВгпОег ^. Оег ИеаНзтш а!з СгшкИаве с!ег 51аа1зрЫ1о5орЫе //
Оеи(зЬе КиНигрМозорЫе", ВА 1. ТОЬтвеп, 1935, 8. 157. р
1 Ьатею К. КесЬ1\?аЬгег ипй РЬИозорЬ. 2ит Ходе .КШив ВтЛеге // "2е115сЬгШ Иг
Оеи18сЬе КиНигрЬИозорЫе", Вй. 6. ТиЪтвеп, 1940, 8. 3.
3 1ЫА, 8. 4.
«1Ые1ет. "^
9 1атею К. Неее1з ВедлЙ дет РЫ1оэорЫе ипй дет КесЫзрШозорЫе // Вгпйег 3., Вшзе М.,
Ьагепг К. Е1пШЬгип8 т Не^еЬ НесЫзрКиозорЫе, 8. 23.
' См.: Магсше Н. Кеазоп апй Кеуо1и11оа Не^е! апс! 1Ье К1зе о{ 8ос1а1 ТЬеогу. К.У.,
1941, р. 412.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 579
учения о власти", которое находится под французским влиянием и, кроме того, было использовано К. Марксом. Для антигегелевской "аргументации" Розенберга весьма характерно, что, дополняя расовую демагогию демагогией социальной и становясь в позу "защитника" народа, он говорил о неприемлемости гегелевского "чиновничьего государства"1.
Неогегельянцы, приспосабливая Гегеля к нуждам времени, всерьез считались с нацистскими идеологическими и политическими установками. Это отчетливо обнаруживается во всех манипуляциях неогегельянцев вокруг .связей права и государства с "нацией", "расой", "народом", "народным духом" и т.п.
Нацистские представления о "расовом праве", "народной правовой мысли" и т.п. КЛаренц развивал в таких, например, работах, как "Философия права и государства современности" (1931), "Немецкое правовое обновление и философия права" (1934), "О предмете и методе народной правовой мысли" (1938), "К логике конкретного понятия" (1940). Ведущая идея этих работ — неогегельянская трактовка учения о "народном духе" в качестве философской основы нацистски ориентированной немецкой правовой науки, воспевание "нравственности" и "народности" нацистского законодательства, "конкретно-диалектическое" обоснование отказа от принципа равенства всех перед законом и внедрения расовых представлений в сферу права.
Вопрос о правоспособности ставился Ларенцем в прямую связь с расовой принадлежностью того или иного субъекта, в зависимость от того, расовый он "друг" или "враг". С педантичной пунктуальностью повторяя нацистские циркуляры о степени "чистоты расы и крови", он конструировал иерархию правоспособностей, на вершине которой стоит "гражданин рейха", далее следуют "становящийся гражданин рейха", "государственно чуждый" иностранец и, наконец, внизу пирамиды — бесправный "расовый враг"2.
"В идее рейха, — писал Ларенц, — противоположность между народом и государством снята и как противоположность уничтожена, так как здесь народ — как идущая к историческому самоосуществлению общность крови и судьбы — стал "политичным", а государство — понимаемое не только как "аппарат", но и как жизненная форма этой общности — стало "народным"3".
С целью обоснования подобной интерпретации гегелевской философии права в понятиях, терминах и духе национал-социалистической идеологии К. Ларенц предпринял экскурс в историю гегельянства, чтобы отмести преграды к приемлемому для фашизма пониманию Гегеля. Этому главным образом посвящена его работа
1 См.: Веуег IV. Неее1—ВМег. ВегИп, 1970, 3. 154.
2 Цит. по: ТорНясН Е. Гйе 8ояа1рМ1о5орМе Не§е1з а!з Не!1з1еЬге ипс! НеггссЬаКзШео-1ой1е. Кешотед-ВегИп, 1967, 5. 80.
3 См.: "2е1Ъ5сЬп« №г Веи»8сЬе КиИигрЫ1озорЫе", 1940, Вй. 6, 5. 160.
Раздел V. История философии права и современность
"Гегельянство и прусская государственная идея". Один из основных тезисов работы: Гегель не прусский государственный философ, его значение не ограничивается прошлым и не приурочено лишь к Пруссии, но тянется к современности. Гегеля, его "политическую этику" правильно не смогли понять ни либералы XIX в., ни марксизм. "Впервые только наша современность, — подчеркивал Ларенц, имея в виду нацистские времена, — в состоянии правильно понять и оценить подлинное тл. глубокое стремление Гегеля — истинно всеохватывающую общность народа, "нравственную тотальность", — тогда как этого не смогло понять все XIX столетие, введшее себя в заблуждение фальшивым образом Гегеля"1.
Неогегельянскую линию на приспособление Гегеля к нацистскому тоталитаризму развивал и Т. Гаеринг. В работе "Учение Гегеля о государстве и праве. Его развитие и значение для современности" (1940) Гаеринг подчеркивал близость гегелевского учения к современности. Особо велика роль Гегеля, по Гаерингу, в вопросе о "тотальном государстве" и тоталитарных притязаниях государства. Но подлинным представителем этой народной тотальности оказывается собственно не государство, а фюрер, который так же нужен для борьбы против анархизма и разрушения государства, как больному организму нужен врач2.
Гегелевские идеи в неогегельянской интерпретации использовали также В. Шмидт, В. Шёнфелд и другие для обоснования нацистски понимаемого "народного порядка", "чистоты народного своеобразия" и вообще безудержного шовинизма в вопросах государства и права. В.Шмидт, апеллируя к гегелевским положениям об эпохе германской нации, еще в 1944 г. продолжал писать о "европейском порядке как системе руководства под упорядочивающей властью рейха"3.
Ортодоксально-нацистские идеологические выпады против идей Гегеля своеобразно сочетались с их неогегельянской фальсификацией у такого ведущего юриста гитлеровского времени, как К. Шмитт. В борьбе против либерально-демократических концепций государства и права, против юридического позитивизма и "абстрактного" индивидуализма он широко использовал неогегельянски интерпретируемую гегелевскую философию права. Так, в работе "О трех способах научно-правовой мысли" (1934) Шмитт находит "в гегелевской философии права и государства обобщение и итог всего течения и направления немецкого сопротивления"4 французским идеям 1789 г. Гегелевская идея государства интерпретировалась
1 1лтепг К. НедеЦашзтиз ипй ргеизавсЬе 51аа151с1ее. НатЬигд, 1940, 8 15.
2 См: Наеппд Т. Не^еЬ ЬеЬге уоп 81аа1'ийа КесЫ. 1Ьге Еп1тосЫип8 ипй Шге Вес1еи1ип8 Й1г Ше С«8еп«гаг1. 81ии^аг1, 1940, 8. 26.
3 УсНтиИ И7. Не^е! или Ше Мее Лег УоЦсвогйпипв- Ье1рй§, 1944, 8. 158.
* ЗсНтШ С. ОЪег <11е ига Аг1еп йез гесЫчюззепзсЬаПИсЬеп Пеп1сепз. НатЬигк, 1934, 8.45.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 581
им как "конкретная мысль порядка", изложенная Гегелем, по Шмит-ту, живо и с большой силой1. "Действенные", работающие в условиях нацизма аспекты гегелевской философии права Шмитт отмечал и в работе "Государство, движение, народ" (1933). Свои нацистские теоретизации о трехчленном единстве политического порядка (государство, движение, народ) он подкреплял утверждениемгчто эта его конструкция соответствует "основанным Гегелем великим традициям немецкой мысли о государстве"2.
Но, с другой стороны, реализуя в своих государственно-правовых построениях отправные положения ортодоксальной идеологии национал-социализма, К Шмитт в целом расходился с Гегелем и считал его пройденным этапом3, поскольку актуальная политическая практика нацистов требовала иных, более адекватных политико-идеологических форм и конструкций. Ведущие неогегельянцы (Ю. Биндер, К. Ларенц) подвергли критике тезисы К. Шмитта об "устарелости" Гегеля.
Помимо А. Розенберга в духе нацистской ортодоксии критиковали Гегеля А. Боймлер, Э. Крикк, Ф. Бём, Г. Гайзе и др. Центральным в этой критике был тезис Розенберга о том, что авторитет народности выше государства, и тот, кто это не принимает, тот — враг народа. Ортодоксально настроенные критики находили у Гегеля нехватку этой "народности".
Основными представителями итальянского неогегельянства были Б. Кроче и Д. Джентиле,
Кроче представлял либеральное направление неогегельянства. Гегелевский способ понимания хотя и находится, по мнению Кроче, "по ту сторону политических партий, однако составляет раг зумное основание каждой истинной политики"4. Невозможно, замечает он, полностью принять или отбросить Гегеля. "Задачу критиков и продолжателей Гегеля" Кроче видит в том, чтобы, удерживая "живое" (диалектическую мысль), "сохранить новое понятие понятия и синтез противоположностей и на этой основе вновь построить систему"6.
Гегель в характеристике Кроче — "великий противник недовольных жизнью", "враг гуманитаризма энциклопедистов и якобинства", которое "везде сеет тиранию"8.
Свою концепцию Кроче называл "религией свободы". Свобода — высший закон человеческой истории и бытия. Но если у Гегеля, под влиянием которого находятся крочеанские представления о связи истории и свободы и т.п., речь шла о разумных формах объективи-
1 1Ы4ет
2 ЗсНтШ С. 51аа1, Веигевипв, ^11с. НатЬиг§, 1933, 3. 32.
3 ХЬЫет.
4 Сгосе В. ЬеЬепсИ^ез ипй Тойеа т НедеЬ РЬИозорЫе. НекЫЪегв, 1909, 8. VIII. 5ШД, 3. XIV.
• Сгосе В. Ор. сН., 8. 50—51.
Раздел V. История философии права и современность
зации свободы в ходе исторического прогресса, то Кроне акцентировал внимание на принципиально неопределяемом характере свободы. ;
Идею необусловленности свободы никакими фактическими условиями Кроче использовал для обоснования формальной, юридической свободы и невозможности фактической свободы. Лишь "правящее меньшинство", называемое им "политическим классом", знает, чего оно хочет.
Защищая формальные, юридические права личности, Кроче считал, что свобода без субъекта есть пустое слово и абстракция, если не признается свобода личности. В обстановке тоталитарного попрания прав и свобод личности эти либерально-индивидуалистические представления носили оппозиционно-критический характер. Такую же направленность имело положение Кроче о том, что не государство выше морали, а, наоборот, мораль возвышается над государством. Такая оценка весьма отличалась от типичных для неогегельянства этатистских интерпретаций системы соподчинения и иерархии различных "форм духа"1. Исходя из этих представлений, Кроче отвергал тоталитаризм и критиковал фашизм, к которому в той или иной степени тяготело большинство итальянских и немецких неогегельянцев. "Этот идеал смерти, — писал позднее Кроче, — который сейчас называется "тоталитаризмом", "единой партией", "партийной субординацией", требовался и теоретически обосновывался проистекающим из гегелевской философии прославлением государства"; тем самым, по Кроче, государство из "политического и юридического действия" превращалось в "варварское божество"2.
Вместе с тем крочеанские выступления против авторитарных и тоталитаристских интерпретаций гегелевского учения дополнялись ярой критикой демократии, проповедью вечности войн, неравенства и т.п.
В конкретно-исторических условиях политической жизни фашистской Италии либерализм Кроче элементами своей оппозиционности и критичности существенно отличался от профашистского неогегельянства Джентиле и др. Хотя собственные философские воззрения Джентиле так и не были признаны официальной версией фашистской философии, однако в первую очередь благодаря его усилиям ряд неогегельянских представлений был трансформирован в эклектическую смесь итальянской фашистской доктрины, что служило предметом большой зависти немецких неогегельянцев.
В неогегельянстве Джентиле превалируют иррационализм и мистицизм, критика разума с позиций волюнтаристского "актуа-
1 С этих позиций Кроче критиковал взгляды Джентиле в качестве "правительственной теории морали".
2 Цит. по: ЕсШп С. Не^е! а!з КпевзуегЬеггЦсЬег ипй 1о1а1Нагег Пеп1сег. — "ЗсЬ\уе1гег НипсЫсЬаи", 1Лапиаг 1967, 8. 45
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 583
лизма", "чистого акта", столь созвучного фашистскому активизму. Он утверждал, что подлинный индивид универсален и завершает бога в своей сущности, однако подобные характеристики скорее подходят к его оценкам фашистского государства и дуче, нежели отдельного человека, индивида. В духе концепции "чистого акта" именно только "подлинное решение дуче" расценивается Дженти-ле как совпадение "одновременного формулирования и осуществления", словом, как высшее проявление подлинного контакта с действительностью, трудно отличимого от магии.
Свою интерпретацию духа как "чистого акта" Джентиле использовал для атаки идей правопорядка и режима законности, оправдания фашистского "активизма" и беззакония1.
Гегелевские идеи о государстве как нравственной целостности, действительности нравственной идеи и т.п. Джентиле использовал для прямого оправдания фашистского государства как высшего выражения нравственности и свободы2. Именно к этому свелось его обращение к гегелевскому понятию государства на втором конгрессе неогегельянцев в Берлине (1931).
Фашистское государство оказывалось в освещении Джентиле реализацией свободы, а "подлинная" свобода индивида сводилась к подчинению тоталитарному государству. Этот неогегельянский штамп многократно им использовался. Своеобразие Джентиле состоит, впрочем, в том, что он выдавал фашистское государство за "истинный либерализм" и "подлинную демократию". Нравственность, внутренне присущая, имманентная государству вообще, наиболее полно и последовательно осуществлена, согласно Джентиле, именно в фашистском государстве. По отношению к индивиду государство приобретает характер категорического императива, поскольку, в соответствии с неогегельянской версией Джентиле, оно воплощает в себе универсальность индивида. Реализация в индивиде универсальной, божественной сущности оказывается тривиальным послушанием всесильному государству.
С крайне антииндивидуалистических позиций Джентиле обосновывал всевластие тоталитарного государства и отвергал все частные сферы жизни индивидов.
С неогегельянских позиций трактовал гегелевскую идею конкретного нравственного государства У. Спирито. Этику Гегеля он рассматривал как тождество индивидуальной и универсальной воли. Акцент, как и у Джентиле, делался при этом на универсальной воле. В качестве моментов реализации единого процесса он толковал философию и политику3.
1 См.: СепШе С. ОгшкНаяеп Лез РавсЫяпш. 51иП8аг1, 1936, 8. 33.
2 См.: СепШе С. II сопсеПо йе11о 8Шо т Неде! // УегЬапсИипяеп йез НезеШсопвгеввез. ВегЦп, 1932, 8. 121 и. И.
1 См.: ЗрйгИо V. Есопопйа её ЕИса пе! Еепяего Ш Неве! // УегЬапсИипдеп ёев с1пПеп НевеЫсопвгеазез, 8. 216, 220.
Раздел V. История философии права и современность'
В области философии права историзм Кроне и крочеанскую линию неогегельянства развивал В. Сфорца, который в плане юридической эпистемологии рассматривал проблему деятельности юриста1.
Среди голландских неогегельянцев проблемами философии права занимался в 30-е годы Б. Телдерс. Другие голландские неогегельянцы (Г. Болланд, И. Гессинг, Б. Вигерсма) были представителями в первую очередь философского неогегельянства.
Уже на первом конгрессе неогегельянцев в Гааге Телдерс обосновывал "ортодоксальность голландского гегельянства"2. С большим докладом "История как божий суд" он выступил и на римском конгрессе. В том же духе, в каком'другие неогегельянцы критиковали юридический позитивизм, Телдерс со ссылкой на Гегеля атаковал "рассудочные" и "абстрактные" представления в области международного права3. Он не только отвергал надгосударственный характер международного права, но и вообще международное право, отличающееся от "внешнего государственного права". С этих позиций он критиковал представления об определенности норм международного права и желательности их кодификации. "Рассудочные и морально настроенные политики и юристы", по Телдерсу, "ограничивают самовластие государства", когда стремятся'превратить "абстрактно-всеобщее требование справедливости в действительную и действующую справедливость"4. Действительность всеобщей или надгосударственной справедливости заключена не в абстракциях международного права, а зависит от способности государства реализовать эту всеобщую справедливость.
Международное право, таким образом, предстает в трактовке Телдерса как право одного государства, им же самим устанавливаемое по отношению к другому государству. Всеобщая справедливость реализуется через суд всемирной истории, который не нуждается в особых правовых и моральных нормах Международное право как таковое и не нужно для проявления этой справедливости, так как справедливость в качестве идеи сама собой проявляется в процессе национальной и интернациональной политики, в политической истории. Справедливость, таким образом, сводится к ориентациям соответственно внешнеполитической конъюнктуре. Одни государства, осужденные идеей, терпят крах и исчезают, другие возвышаются, демонстрируя тем самым "не только суд по справедливости, но суд как сущность или понятие самой справедливости"6. Не имеет смысла, говорил Телдерс, вновь измерять этот при-
1 См.: 5/огга Ш.С. Согзо (И Шовойа <1е1 йМПо. Вота, 1942.
2 ТеИегв В.М. ВепсЫ ОЬег йеп 51ап<1 ши! сИе АиИаззипв с1ег НедеЫсЬеп РЬИозорЫе 1п Но11апй // УегЬапсИипяеп ёез епАеп НеввЧюпвгеявез, 5.125—126.
3 См.: ТеМегз В.М. Ше СевсМсМе а!з ОоПез СепсЫ // УегЬапШипееп Дез НевеЫсопзгезаея, 3. 229, 234.
41ЫА, 8. 229. 51ЬИ., 5. 233.
Глава 5. Философия права в XX в.: основные концепции 585
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|