Сделай Сам Свою Работу на 5

Можно превратиться в насмешников 3 глава





После нескольких минут одна дама спросила: Собираетесь ли Вы когда-нибудь приехать в Америку?

М.Америка находится как раз там, где Индия (т. е. в плоско­сти мысли).

Другая дама (из Испании): Говорят, что в Гималаях есть святы­ня, войдя в которую человек получает некие странные вибрации, исцеляющие все болезни. Это возможно?

М.Про некоторые святыни в Непале, а также в других частях Гималаев говорят, что люди падают в обморок, когда входят в них.

481. Муруганар спросил, что такое праджняна.

М.Праджняна (Абсолютное Знание) есть то, из чего исходит виджняна (относительное знание).

П.В состоянии виджняны человек воспринимает космическое сознание [самвит].Но воспринимается ли то чистое космическое сознание [шуддха самвит] само по себе, без помощи внутренних органов (антахкаран)?

М.Это так, даже логически.

П.Если космическое сознание [самвит]воспринимается при бодрствовании посредством виджняны, то праджняна не обнару­живается как сияющая сама по себе. В этом случае она должна быть найдена в глубоком сне.

М.Восприятие сейчас проводится посредством внутренних ор­ганов [антахкараны]. Праджняна же всегда сияет, даже в глубо­ком сне. Если человек постоянно сознаёт Себя при бодрствовании [джаграт], то это сознательное восприятие будет продолжаться также и во сне без сновидений.



Следующий пример иллюстрирует это: Некий царь входит в этот Холл, сидит здесь, а затем уходит.

Он не заходил на кухню. Может ли это быть поводом для того, чтобы человек в кухне сказал: "Царь не приходил в Ашрам"? Ког­да Бытие обнаруживается при бодрствовании, оно должно при­сутствовать также и в глубоком сне.

Апреля

482.Д-р Панде из Индора прибыл сюда. Он просил позволения Бхагавана задавать вопросы, чтобы прояснить свои сомнения. Он хотел, чтобы ему показали практический путь осознания Себя.

М.Человеку завязали глаза и оставили его в лесу. Он спраши­вал путь в Гандхару у каждого, кого встречал на пути, пока окон­чательно не достиг цели. Точно так же все пути ведут к Само-реализации. Они помогают в достижении этой общей цели.

П.Дхьяна будет легкой, если есть некий символ [пратикам]. Но при Само-исследовании нет никакого пратикама.



М.Вы допускаете существование Себя, Я. Разве вы указывае­те на тот символ [пратикам] и говорите, что он Я? Возможно, вы думаете, что тело – Я. Но рассмотрите свой глубокий сон. Вы действительно существуете в нём. Где же там пратикам? Поэтому Я может быть осознано без пратикама.

П.Совершенно верно. До меня доходит сила этих слов. Но всё-таки разве мантры и т. п. не полезны?

М.Они полезны. Что такое мантра?Вы сосредоточенно дума­ете о простых звуках мантры. Их повторение исключает все ос­тальные мысли. Остаётся только единственная мысль мантра джа­пы. Она также потом уходит, оставляя место для Бесконечного Я, которое Само по Себе есть наилучшая мантра.

Мантра, дхьяна, бхакти и т. д. все они помогают и, в конце концов, ведут к сварупе, Атману, Я, которым они сами по себе являются.

Через несколько минут Махарши продолжил: Каждый человек есть Я, в действительности бесконечное. Однако каждый ошибоч­но считает это тело Собой. Чтобы узнать что-нибудь, необходимо освещение. Такое освещающее средство может быть только све­том, освещающим этот физический свет и темноту. Отсюда следу­ет, что тот другой Свет лежит за пределами видимого света и тем­ноты. Сам по себе он ни свет, ни темнота, но именуется Светом, поскольку освещает обоих. Он есть бесконечное Сознание. Со­знание есть Истинная Природа, Я, которое сознаёт, в котором от­даёт себе отчёт, каждый. Никто не удалён от Себя, Атмана. Поэтому каждый человек является реализовавшим Себя. Но в чём секрет того, что никто не знает этот основополагающий факт и человек стремится осознать Себя? Это неведение вызвано тем, что тело ошибочно принимается за Я. Сейчас Реализация состоит в избавлении от этой ложной идеи, идеи, что человек не реализо­ван. Реализация не есть нечто обретённое заново. Чтобы быть постоянной, она уже должна присутствовать здесь. Иначе к Реа­лизации не стоит и стремиться.



После того как устранено заблуждение "Я-есть-тело" или "Я не осуществил Себя", Высочайшее Сознание, или Я, одно остаётся, что именуется Реализацией при нынешнем состоянии знания. Од­нако истина состоит в том, что Реализация вечна и уже присут­ствует тут, здесь и сейчас.

В конечном счете Реализация равнозначна уничтожению неве­дения. Ничего больше и ничего меньше.

П.Моя профессия требует, чтобы я всегда был на работе. Я не могу остаться около садху. Есть ли возможность Реализа­ции даже в отсутствие сат-санга, к чему меня вынуждают об­стоятельства?

М.Cam – это ахам пратьяя сарам, Атман индивидуально­стей. Садху есть то Я их всех. Он неотъемлемо присущ всему. Мо­жет ли кто-либо остаться без Себя? Нет. Поэтому находящихся в стороне от сат-санга тоже нет.

Апреля

483.Г-н Ситарамайя, посетитель: Что означает самьяма в Йога-сутрах Патанджали?

М.Сосредоточение ума.

П.Говорят, что результатом такого сосредоточения (самьямы) на Сердце является читта самвит. Что это означает?

М.Читта самвит – это Атма джняна, т. е. Знание Себя, Атмана.

484. П.Я думаю, что целомудрие и посвящение необходимы даже для домохозяина, чтобы он мог добиться успеха в само-ис­следовании. Прав ли я?

Или домохозяин может соблюдать целомудрие и искать по­священия от учителя лишь при возможности?

М.Сначала познайте, кем являются жена и муж. Тогда эти во­просы не возникнут.

П.Могу ли я, занимаясь другими делами, сдерживать активно­сти ума и вопрошать "Кто я?" Не будет ли одно противоречить другому?

М.Эти вопросы возникают только в отсутствие силы ума. Ког­да мысленная активность уменьшается, его сила возрастает.

П.Означает ли теория кармы, что мир является результатом действия и реакции на него? Если это так, то действие и реакция чего?

М.Пока нет Реализации, будет карма, т. е. действие и реакция; после Реализации не будет ни кармы, ни мира.

485. П.Занимаясь Атма-вичарой (Само-исследованием), я за­сыпаю. Какое есть средство от этого?

М.Выполняйте нама-санкиртану (воспевание имени Бога).

П.Во сне это исключено.

М.Верно. Практика должна быть непрерывной при бодрство­вании. Сразу после пробуждения от сна вы должны возобновить её. Спящий не питает интереса к Атма-вичаре, и поэтому ему не нужно практиковать что-либо. Бодрствующее "я" желает этого, и поэтому оно должно выполнять её.

В ходе беседы Шри Бхагаван продолжил: Ум – нечто таинствен­ное. Он состоит из саттвы, раджаса и тамаса. Последние два аспекта порождают многообразие [викшепа].В саттвическом ас­пекте он остаётся чистым и неосквернённым. Поэтому в нём нет мыслей и он тождествен Атману. Ум подобен эфиру [акаша]. Как объекты находятся в акаше, так и мысли находятся в уме. Акаша – двойник ума, а объекты – мыслей. Никто не может надеяться измерить вселенную и изучить явления. Это невозмож­но. Ибо объекты суть творения ума. Усилия измерить их подоб­ны попытке поставить ногу на голову своей собственной тени. Чем дальше человек двигается, тем дальше двигается и тень. По­этому никто не может поставить свою ногу на голову собствен­ной тени.

(Здесь Шри Бхагаван рассказал несколько случаев, связанных с тенью, включая проделки обезьян и пример с зеркалом.)

Ребенок видит свою тень и пытается схватить голову тени. Как только он наклоняется и протягивает руки, тень движется даль­ше. Ребенок старается изо всех сил. Мать, видя его усилия, жалеет малыша. Поэтому она берет руку малыша и кладёт её на его голо­ву и просит ребенка заметить, что голова тени поймана рукой. Подобное происходит и с невежественными людьми, изучающи­ми вселенную. Вселенная есть всего лишь объект, который создан умом и существует в уме. Она не может рассматриваться как не­кая внешняя сущность. Человек должен осознать Себя, чтобы по­стичь вселенную.

Люди часто спрашивают, как контролировать ум. Я отвечаю: "Покажите мне ум, и тогда вы узнаете, что делать". Факт в том, что ум – это только связка мыслей. Как вы можете погасить его мыслью или желанием сделать это? Ваши мысли и желания являются неотъемлемой частью ума. Ум просто откармливает­ся новыми возникающими мыслями. Поэтому глупо пытаться убить ум посредством ума. Единственный путь к этому – най­ти его источник и крепко держаться за него. Тогда ум посте­пенно исчезнет сам собой. Йога учит: читта вритти ниродха [контроль активностей ума]. Но я говорю: Атма-вичара [Само-исследование]. Это – практический путь. Читта вритти ни­родха достигается в глубоком сне, обмороке или при голоде. Как только причина устранена, вспыхивают новые мысли. Ка­кая же от этого польза? В состоянии оцепенения есть покой и нет страдания, но оно возобновляется, когда ступор удалён. Поэтому ниродха [контроль] бесполезен и не может быть не­преходящим благом.

Как же тогда благо может быть сделано непреходящим? На­хождением причины страдания, которое вызвано восприятием объек­тов. Если их нет, то случайных мыслей не будет, и поэтому страдание устраняется. "Каким образом объекты прекратят существовать?" – это уже следующий вопрос. Шрути [Писания] и Мудрецы говорят, что объекты – просто творения ума, не имеющие самостоятельно­го существования. Исследуйте этот вопрос и убедитесь в истинно­сти последнего утверждения. Результатом будет вывод, что объек­тивный мир находится в субъективном сознании. Таким образом, Атман – единственная реальность, которая пронизывает мир, а также окутывает его. Ввиду отсутствия двойственности, мысли не возникнут и не нарушат ваш покой. Это есть Само-реализация. Атман вечен, и Его Реализация также вечна.

В ходе этого разговора Шри Бхагаван разъяснил некоторые пункты:

Абхьяса заключается в уходе внутрь Себя каждый раз, когда вы обеспокоены мыслью. Это не концентрация или разрушение ума, а уход внутрь Себя, в Атман.

Дхьяна, бхакти, джапа и т. д. помогают уйти от множественно­сти мыслей. Преобладает единственная мысль, которая тоже в кон­це концов растворяется в Атмане.

Собеседник привёл цитату о том, что ум, лишённый идей, равносилен Реализации, и спрашивал, каково переживание в этом состоянии. Он сам зачитал отрывок из книги г-на Бранто­на, в котором говорится, что это состояние неописуемо. Здесь уже был ответ. Он всё-таки отваживается утверждать, что оно должно напоминать взгляд через чистое стекло, в противопо­ложность нынешнему переживанию, отвечающему взгляду в зеркало.

Шри Бхагаван сказал, что это тот случай, когда одно зеркало поставлено перед другим "чистым" зеркалом, а, значит, никакие отражения не возникают.

2 мая

486.Г-н Ганапатрам: Как мне найти "Кто я?"

М.Есть ли два "я", чтобы одно могло искать другое?

П.Истинная природа (Я, Атман) должна быть только од­ной, состоящей из двух аспектов: "Я" и санкалъпы (т. е. мысляще­го и мысли).

Через некоторое время он продолжил: Пожалуйста, скажите, как мне познать "Я". Должен ли я выполнять джапу "Кто я?"

М.Никакая джапа подобного рода не нужна.

П.Должен ли я думать "Кто я?"

М.Вы уже знаете, как бьёт ключом "я"-мысль. Прилепитесь к ней и найдите её источник [мула].

П.Могу я узнать путь к этой цели?

М.Следуйте только что услышанному – и увидите.

П.Я не понимаю, что надо делать.

М.Если есть что-либо объективное, путь можно показать объективно. Этот путь субъективен.

П.Но я не понимаю.

М.Что! Вы не понимаете, что вы ЕСТЬ?

П.Пожалуйста, укажите мне путь.

М.Есть ли необходимость показывать дорогу в глубинах ва­шего собственного дома? Путь внутри вас.

П.Но что Вы посоветуете мне делать?

М.Почему вам следует что-либо делать и что вы должны делать? Просто оставайтесь в покое. Почему не пребывать в нём? Каждый должен выбирать практику, отвечающую степени своего развития.

П.Пожалуйста, скажите мне, что подходит для меня. Я хочу услышать Ваш ответ.

(Нет ответа.)

487. Молодая женщина, англичанка, пришла сюда, одетая в му­сульманское сари. Она, очевидно, была в северной Индии и встрети­ла д-ра Г. X. Мииса.

Шри Бхагаван зачитал стихотворение "Черное солнце" из еже­годного номера журнала "The Vision" (Видение), написанное Свами Бхаратанандой[112].

Спустя нескольких минут мисс Дж. спросила: Из стихотворе­ния понятно, что медитацию следует продолжать до погружения в состояние сознания. Вы думаете, это правильно?

М.Да.

П.Я продолжаю и спрашиваю: Правильно ли, что посредством сознательной воли следует входить в то состояние, из которого нет возврата?

(Нет ответа. Звон обеденного колокола.)

Днём:

П.Какова цель Само-реализации?

М.Само-реализация – конечная цель, и она есть конец сам по себе.

П.Я спрашиваю, в чём польза Само-реализации?

М.Зачем вам нужно искать Само-реализацию? Почему не ос­таться удовлетворённой своим нынешним состоянием? Очевидно, что вы им не удовлетворены. Эта неудовлетворённость придёт к концу, если вы осознаете Себя.

П.В чём состоит та Само-реализация, которая устраняет неудовлетворённость? Я нахожусь в этом мире, а в нём идут войны. Может ли Само-реализация положить им конец?

М.Вы находитесь в мире? Или мир находится в вас?

П.Я не понимаю. Мир определённо вокруг меня.

М.Вы говорите о мире и происходящем в нём. Всё это лишь ваши представления, находящиеся в уме. Ум – внутри вас. И по­этому этот мир тоже внутри вас.

П.Я Вас не понимаю. Даже если я не думаю о мире, он всё ещё здесь.

М.Вы хотите сказать, что мир отделён от ума и может суще­ствовать в его отсутствие?

П.Да.

М.Существует ли мир во время вашего глубокого сна?

П.Да, он существует.

М.Вы видите его во сне без сновидений?

П.Нет. Я не вижу. Но другие, те, кто бодрствуют, видят его.

М.Вы сознаёте это в глубоком сне? Или узнаёте от других сейчас, при пробуждении?

П.В своём состоянии бодрствования.

М.Поэтому вы и говорите о бодрствующем состоянии, а не о переживании глубокого сна. Существование мира в вашем бодр­ствующем состоянии и в сновидении признаётся, потому что они – продукты ума. В глубоком сне ум втянут вовнутрь и мир пребывает в состоянии семени. Он проявляется снова, когда вы просыпаетесь. Эго вырастает, отождествляет себя с телом и видит мир. Поэтому мир – творение ума.

П.Как это может быть?

М.Разве вы не создаёте некий мир в своём сновидении? Бодр­ствующее состояние тоже есть длительное сновидение. Позади переживаний при бодрствовании и в сновидении должен быть не­кий наблюдатель. Кто он? Разве это тело?

П.Оно не может им быть.

М.Это ум?

П.Должно быть так.

М.Но вы существуете и в отсутствие ума.

П.Как?

М.В глубоком сне.

П.Не знаю, существую ли я тогда.

М.Если вас в нём не было, то как вы вспоминаете вчерашние переживания? Возможно ли, чтобы имелся разрыв непрерывно­сти "Я" во время сна?

П.Это может быть.

М.Если это так, то Джонсон может проснуться как Бенсон. Как будет сохраняться тождественность индивидуума?

П.Я не знаю.

М.Если этот довод не ясен, то вот другое объяснение. Вы при­нимаете: "Я выспалась хорошо", "Я чувствую себя освежённой после глубокого сна". Поэтому глубокий сон был вашим переживанием. Тот, кто его пережил, сейчас отождествляет себя с "Я" в говоря­щем. Следовательно, это "Я" должно было быть также и в глубо­ком сне.

П.Да.

М.Итак, "Я" было в глубоком сне; если мир тогда был здесь, говорил ли он, что существует?

П.Нет. Но мир говорит мне о своем существовании сейчас. Даже если я отрицаю его существование, я могу ударить себя кам­нем и поранить ногу. Повреждение доказывает существование кам­ня, а поэтому и мира.

М.Именно так. Камень ранит ногу. Разве нога говорит, что камень здесь есть?

П.Нет. "Я" говорит это.

М. Ктоэто "Я"? Оно не может быть ни телом, ни умом, как мы уже видели. Это "Я" является тем, кто переживает состояние бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений. Три состояния являются изменениями, которые не затрагивают его (истинное "Я", Я). Их переживания подобны картинам, проходя­щим по экрану в кинотеатре. Появление и исчезновение картин не затрагивает экран. Поэтому и три состояния сменяют друг дру­га, оставляя Атман, Я, незатронутым. Бодрствующее состояние и состояние сна со сновидениями являются творениями ума. По­этому Атман, Я, пронизывает всё. Познать, что Я остаётся счаст­ливым в Своём совершенстве и есть Само-реализация. Её польза со­стоит в осознании Совершенства и, таким образом, Счастья.

П.Может ли быть полностью счастливым тот, кто, осознав Себя, не вносит вклад в счастье этого мира? Как может он быть счастливым, когда идёт война в Испании, война в Китае? Разве это не эгоизм – пребывать осознавшим Себя, не помогая при этом миру?

М.Атман, как объяснили вам, пронизывает вселенную, а также и превосходит её. Мир не может оставаться отдельным от Атмана. Если осознание такого Я будет названо эгоизмом, то такой эгоизм должен покрывать также и этот мир. Здесь нет ни­чего недостойного.

П.Разве осознавший Себя не продолжает жить совсем как обычное невежественное существо?

М.Да, с той лишь разницей, что осознавший человек не вос­принимает мир отдельным от Себя, он обладает истинным знани­ем и сокровенным счастьем совершенного существования, тогда как другой человек воспринимает мир отдельным, чувствует несовер­шенство и несчастен. Другие их физические действия подобны.

П.Подобно другим людям, осознавшее Себя существо знает также, что в мире ведутся войны.

М.Да.

П.Как же тогда он может быть счастлив?

М.Разве экран в кинотеатре затрагивается сценой пыла­ющего огня или бушующего моря? То же самое происходит и с Атманом.

Мысль о том, что Я есть тело или ум настолько глубока, что нельзя покончить с ней, даже если имеется убеждение в обрат­ном. Человек видит сон и знает, что тот будет нереальным при пробуждении. Переживания бодрствующего состояния нереаль­ны в других состояниях. Поэтому каждое состояние противо­речит другим. Все они, следовательно, – лишь изменения, име­ющие место в том, кто видит, или феномены, появляющиеся в Атмане, который непрерывен и не затрагивается ими. Как состояния бодрствования, сновидений и глубокого сна (без сно­видений) являются феноменами, так и рождение, рост и смерть – феномены в Атмане, который продолжает быть непрерывным и ничем не затронутым. Рождение и смерть суть только идеи. Они принадлежат телу или уму. Атман, Я, существует до рождения этого тела и останется после смерти этого тела. То же происходит и с рядом тел в последовательных воплощениях. Атман бес­смертен. Феномены изменчивы и кажутся смертными. Страх смер­ти относится к телу. Он – не истина Атмана. Такой страх существует из-за неведения. Реализация означает истинное зна­ние Совершенства и Бессмертия Атмана, Я. Смертность есть лишь идея и причина несчастья. Вы избавитесь от неё, осознав Бессмертную природу Атмана, Себя.

Мая

Та же дама продолжала: Если этот мир – только сновидение, то как его согласовать с Вечной Реальностью?

М.Согласие состоит в осознании его неотделённости от Атмана.

П.Но сновидение преходяще и нереально. Оно также проти­воречит бодрствующему состоянию.

М.Переживания бодрствования схожи (со сновидениями).

П.Человек живет пятьдесят лет и находит непрерывность в бодрствующем состоянии, которая отсутствует в сновидениях.

М.Вы идёте спать и видите сон, в котором переживаете пять­десят лет за короткий промежуток сна, скажем, за пять минут. При этом также есть некая непрерывность в этом сне. Так что реально сейчас? Период, покрывающий пятьдесят лет вашего бодр­ствующего состояния или короткая, в пять минут, длительность вашего сновидения? Стандарты времени отличны в этих двух состояниях. И это – всё. Других отличий между этими пережи­ваниями нет.

П.Дух остаётся не затронутым происходящими явлениями и телами, которые принимаются в последовательных рождениях. Как тогда каждое тело получает жизнь, приводящую его в дей­ствие?

М.Дух отличается от материи и полон жизни. Тело оживляется им.

П.Осознавшее Себя существо тогда является духом и не сознаёт этот мир.

М.Оно видит мир, но не как отделённый от Себя, Атмана.

П.Если мир полон страдания, то почему просветлённый дол­жен сохранять идею мира?

М.Разве осознавший Себя говорит вам, что мир полон стра­дания? Есть другой человек, который чувствует страдания и ищет помощи мудрого, говоря, что мир причиняет боль. Тогда мудрый объясняет, исходя из своего опыта, что если удалиться внутрь Себя, то наступит конец страданиям. Страдания чув­ствуются до тех пор, пока есть объект, отличный от себя. Но когда Я обнаружено как неразделённое целое, кто и что будет чувствовать? Осознавший ум есть Святой Дух, а другой ум есть жилище дьявола. Ибо осознавшее Себя существо есть Царство Божие. "Царство Божие внутри вас"[113]. Это Царство присутству­ет здесь и сейчас.

488.Труппа молодых людей спросила: Говорят, что здоровый ум может быть только в здоровом теле. Не надо ли нам теперь пы­таться сохранять тело всегда сильным и здоровым?

М.При таком подходе не будет конца вниманию к здоровью тела.

П.Нынешние переживания являются результатом прошлой кармы. Если мы знаем ошибки, совершённые ранее, то можем ис­править их.

М.Пусть одна ошибка исправлена, однако от прежних рожде­ний остаётся вся санчита карма, дающая вам бесчисленные рож­дения. Ваш подход неправилен. Чем больше подрезают растение, тем энергичнее оно растёт. Чем больше вы исправляете свою кар­му, тем сильнее она копится. Найдите корень кармы и удалите его.

Мая

489.Другая группа посетителей спрашивала о методе Реализа­ции. В ходе ответа Шри Бхагаван сказал: Только начинающему даётся совет удерживать и исследовать ум. Но, в конце концов, что такое ум? Лишь проекция Атмана. Ищите, для когоон появляется и откуда возникает. Тогда обнаружите, что коренная причина – "я"-мысль. Идите глубже, и "я"-мысль исчезнет, ос­тавляя одно бесконечно распростёртое сознание Я. Иначе это на­зывается Хиранъягарбха. Когда оно накладывает на себя ограни­чения, оно проявляется как индивидуумы.

490.Эта английская дама очень хотела побеседовать со Шри Бхагаваном наедине. Она начала так: Я возвращаюсь в Англию и уезжаю сегодня вечером. Мне хочется иметь счастье Само-реали­зации у себя дома. Конечно, это не легко на Западе. Но я должна стремиться к этому. Как сделать это?

М.Если бы Реализация была чем-то внешним для вас, то мож­но было бы указать способ, согласующийся с безопасностью че­ловека, его способностями и т. д. Тогда бы также возникли вопро­сы – является ли он осуществимым, а если так, то за какое время. Но здесь речь идёт о Реализации – Осознании Себя, Я. Вы не мо­жете пребывать без Я. Это Я всегда осуществлено, но только вы не признаёте этот факт. Реализация сейчас закрыта нынешней иде­ей мира, который вы видите вокруг себя, и мысль, связанная с ним, затемняет вашу настоящую природу. Нужно только преодо­леть это неведение, и тогда Я откроется. Никакого специального усилия не требуется, чтобы осознать Себя. Все усилия направля­ются на устранение того, что сейчас закрывает Истину.

(Вот пример.) Женщина носила ожерелье на шее. Она забыла про него, решила, что потеряла и начала искать его здесь, там и повсюду. Не найдя его, она стала спрашивать друзей, не видели ли они его где-нибудь, пока один добрый друг не указал на её шею и сказал, что там можно почувствовать ожерелье. Женщина после­довала такому совету и была счастлива, что ожерелье нашлось. Затем она встречает других своих друзей, и они спрашивают её, не нашлось ли потерянное. Женщина говорит им "да", как если бы ожерелье было утрачено и потом найдено. Её счастье от повтор­ного обнаружения его на своей шее таково, как если бы некая утраченная собственность оказалась найденной. Фактически она не теряла ожерелье и не находила его. И всё-таки была несчаст­ной, а сейчас она счастлива. Точно так же и с Осознанием Себя. Истинное Я всегда реализовано. Но эта Реализация сейчас закры­та. Когда покрывало удалено, человек чувствует себя счастливым, вновь открывая всегда существующее Я. Всегда присутствующая Реализация выглядит как некая новая Реализация.

Далее, что же следует делать, чтобы преодолеть нынешнее не­ведение? Стремитесь иметь истинное знание. По мере того как это рвение возрастает, ложное знание уменьшается в силе, пока, в конце концов, не исчезнет.

П.Однажды Вы сказали, что сознательного восприятия в глу­боком сне нет. Но я изредка отдаю себе отчёт, что это глубокий сон, даже в этом состоянии.

М.Итак, из этих трёх факторов – сознание, глубокий сон и знание о нём – первый неизменен. Сознание, которое воспринимает глубокий сон как некое состояние, сейчас видит мир также и в бодрствующем состоянии. Отрицание мира есть состояние глубо­кого сна. Мир может появляться или исчезать, иначе говоря, че­ловек может бодрствовать или крепко спать, но сознательное вос­приятие не затронуто. Оно есть непрерывное целое, над которым проходят три состояния – бодрствования, сновидений и глубоко­го сна. Будьте тем сознательным восприятием, сознаванием, пря­мо сейчас. Это Я, Атман, т. е. это Осознание, Реализация, в которой есть Покой, есть Счастье.

(Дама поблагодарила Махарши и удалилась.)

7 мая

491.Г-н Кишорелал Машрувала, Президент "Ганди Сева Санг­хи" (Общества служения имени Ганди) спросил: Как следует прак­тиковать брахмачарью [целомудрие], чтобы можно было успешно жить согласно её принципам?

М.Это вопрос силы воли. Полезными помощниками здесь слу­жат саттвическая пища, молитвы и т. д.

П.Молодые люди опускаются до дурных привычек. Они хотят избавиться от них и ищут нашего совета.

М.Необходимо изменение ума.

П.Можем ли мы предписать им какую-либо специальную пищу, упражнения и т. д.?

М.Есть некоторые лекарства. Йогические позы [асаны] и сат­твическая пища также полезны.

П.Некоторые молодые люди принимают обет целомудрия [брахмачарья], а через 10–12 лет сожалеют об этом. Учитывая эти обстоятельства, следует ли нам поощрять молодых людей к принятию обета брахмачарьи?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.