Сделай Сам Свою Работу на 5

Можно превратиться в насмешников 11 глава





Подобно этому, человек едет на поезде и думает, что движется. По правде говоря, он сидит и отдыхает на своём месте, а поезд быстро движется под парами. Пассажир, однако, переносит дви­жение поезда на себя, ибо отождествляет себя с телом. Он гово­рит: "Я проехал одну станцию – сейчас другую – ещё одну и так далее". Небольшое рассмотрение покажет, что он сидит непод­вижно, а станции пробегают мимо него. Но это не мешает ему говорить, что он проделал весь этот путь, как если бы он прила­гал усилие для перемещения на каждом метре пути.

Джняни полностью сознаёт, что истинное состояние Бытия ос­таётся неизменным и постоянным и что все действия происходят на его основе. Сущность джняни не меняется, и его состояние ни­чем не затрагивается ни в малейшей степени. Он смотрит на всё незаинтересованно и остаётся исполненным блаженства.

Он находится в истинном состоянии, которое также является первичным и естественным состоянием бытия. Когда человек од­нажды достигает его, он укрепляется в нём. Укреплённый однаж­ды, он будет таковым всегда. Поэтому то состояние, которое пре­обладало, когда я находился в склепе Патала Линга, продолжает­ся непрерывно, с той только разницей, что там тело оставалось неподвижным, а сейчас оно активно.



Нет разницы между джняни и аджняни в их поведении. Различие лежит только в углах зрения. Невежественный человек отождеств­ляет себя с эго и ошибочно принимает его активность за деятель­ность Атмана, Я, тогда как эго джняни утрачено, и он не ограни­чивает себя этим или тем телом, этим или тем событием и т. д.

Есть действие в кажущемся бездействии, а также бездействие в кажущемся действии, как это видно из следующих примеров:

1. Ребенка накормили, когда он спал. Проснувшись на следу­ющее утро, он отрицает, что кушал. Здесь случай бездействия при кажущемся действии. Ведь хотя мать видела его кушающим, сам ребёнок этого не сознавал.

2. Возница спит на телеге, когда она медленно едет по дороге ночью, и всё-таки он достигает места назначения и утверждает, что правил телегой. Это случай действия при кажущемся бездей­ствии.

3. Человек выглядит слушающим какую-то историю, он кивает головой рассказчику, но при этом его ум направлен в другую сто­рону и в действительности никто за рассказом не следит.



4. Два друга спят рядом. Одному из них снится, что они оба путешествуют вокруг земного шара и имеют много различных впе­чатлений. После пробуждения этот спящий рассказывает второ­му, что они оба объехали вокруг земли. Другой воспринимает этот рассказ с усмешкой.

Г-жа Бейтман возразила, что сновидение и глубокий сон её совершенно не привлекают. Её спросили, почему она тогда забо­тится о своей постели, если не добивается глубокого сна.

Она ответила, что это делается для отдыха утомленных конеч­ностей, скорее ради состояния само-опьянения. "Состояние глу­бокого сна является в действительности тупым, в то время как состояние бодрствования полно прекрасных и интересных вещей".

М.То, что вы считаете наполненным прекрасными и интерес­ными вещами, согласно мудрецам является на самом деле глупым и невежественным состоянием сна:

Я ниша сарва бхутанам тасьям джаграти самьями.

"То, что ночь для всех существ, есть бодрствование для сдер­живающего свои мысли"[179].

Вы должны полностью пробудиться от сна, который теперь держит вас.

Января

608.Г-жа Хик Риддинг написала два вопроса на листке бумаги и спросила Шри Бхагавана, являются ли её интерпретации пра­вильными.

М.Атман за пределами неведения и знания. Он – Абсолют. Эти сомнения не поднимаются в Атмане, ибо Он – Чистое Сознание и не может допустить темноты неведения.

П.Они возникают с нашей точки зрения.

М.Смотрите, для когоони возникают. Идите к их корню. По­смотрите, будут ли они возникать после того, как вы достигнете их источника и держитесь его.



П.Но в настоящий момент...

М.Такие дискуссии являются теоретическими, и им не будет конца. Необходима практика и старание разрешить для себя про­блемы предложенным методом. Этот метод уже был указан. Най­дите, для коговозникают вопросы. Они немедленно растворятся сами собой.

609.Г-жа Бейтман и другие пришли в Холл где-то в 3.30 попо­лудни. За несколько минут она написала записку с вопросом, ближе ли человек к Чистому Сознанию в глубоком сне, чем в бодрству­ющем состоянии.

М.Глубокий сон, сновидение и бодрствование – это просто феномены, появляющиеся в Атмане, который сам по себе неизменен и также является состоянием простого сознательного внимания. Может ли кто-нибудь хоть на момент оставаться вдали от Себя, Атмана? Подобный вопрос возникает только при наличии такой возможности.

П.Но разве зачастую не утверждают, что в глубоком сне чело­век находится ближе к Чистому Сознанию, чем в состоянии бодр­ствования?

М.Вопрос можно сформулировать и так: "Ближе ли я к себе в своём глубоком сне, чем в состоянии бодрствования?"

Ибо Атман – Чистое Сознание. Никто не может когда-либо быть отдельным от Атмана. Ваш вопрос возможен только, если есть двойственность, но в состоянии Чистого Сознания её нет.

Один и тот же человек находится в глубоком сне, видит сны и бодрствует. Состояние бодрствования считается наполненным кра­сивыми и интересными вещами. Отсутствие таких переживаний в глубоком сне заставляет считать его скучным. Прежде чем идти дальше, давайте проясним этот пункт. Разве вы не допускаете, что существуете во сне без сновидений?

П.Да, допускаю.

М.В это время вы тот же человек, что и сейчас при бодрство­вании. Не так ли?

П.Да.

М.Поэтому имеется целостность в состояниях глубокого сна и бодрствования. Что есть эта преемственность? Она есть только состояние Чистого Бытия.

Есть разница между этими двумя состояниями. В чём эта раз­ница? Случайные вещи, именно, тело, мир и объекты появляются при бодрствовании, но исчезают в глубоком сне.

П.Но я ничего не сознаю в таком сне.

М.Правильно, здесь нет восприятия тела или мира. Но вы долж­ны существовать в своём глубоком сне для того, чтобы теперь говорить: "Я не сознавала ничего во сне без сновидений". Кто говорит это сейчас? Тот, кто бодрствует, ибо спящий не может сказать так. Другими словами, человек, отождествляющий Себя с телом, говорит, что такое восприятие не существует в глубо­ком сне.

Поскольку вы отождествляете себя с телом, то видите мир вокруг себя и полагаете, что бодрствующее состояние наполнено красивыми и интересными вещами. Глубокий сон представляется скучным, так как вы не выступаете в нём как некая личность и, следовательно, этих вещей не было. Но что происходит на самом деле? Существует непрерывность Бытия во всех трёх состояниях, но нет непрерывности личности и объектов.

П.Да.

М.То, что непрерывно, является также и длящимся, т. е. по­стоянным. То, что прерывается, – преходяще.

П.Да.

М.Следовательно, состояние Бытия постоянно, а тело и мир – нет. Они являются скоротечными феноменами, проходящими по экрану Бытия-Сознания, которое вечно и неизменно.

П.Но, условно говоря, разве состояние глубокого сна не ближе к Чистому Сознанию, чем бодрствование?

М.Ближе, но в таком смысле: при переходе от глубокого сна к бодрствованию "я"-мысль [индивидуальное "я"] должна начаться и ум обязан вступить в игру. Затем возникают мысли, и тело на­чинает функционировать. Всё это вместе заставляет нас говорить, что мы проснулись. Отсутствие подобного развёртывания являет­ся характеристикой глубокого сна, и, следовательно, он ближе к Чистому Сознанию, чем бодрствование.

Но отсюда не вытекает, что нужно желать постоянного глубо­кого сна. Во-первых, это невозможно, т. к. он обязательно станет чередоваться с другими состояниями. Во-вторых, здесь не будет Блаженства джняни,ибо состояние последнего постоянно и не меняется. Более того, люди не воспринимают бытия во сне без сновидений, тогда как Мудрец всегда его сознаёт. Таким обра­зом, глубокий сон отличен от состояния, в котором установился Мудрец.

Следует добавить, что состояние глубокого сна свободно от мыслей и их влияния на человека. Его нельзя изменить по соб­ственной воле, так как в этих условиях усилие просто невоз­можно. Поэтому, хотя глубокий сон и ближе к Чистому Созна­нию, он не подходит для усилий, направленных на осознание Себя, Атмана.

Побуждение осознать Себя может возникнуть только в состоя­нии бодрствования, и усилия также могут предприниматься лишь в том же состоянии. Мы знаем, что мысли в бодрствующем состо­янии препятствуют тишине глубокого сна. "Будь спокоен и по­знай, что Я – Бог"[180]. Поэтому спокойствие (Тишина) – это цель искателя. Даже единственное усилие успокоить, пусть и на мгно­венье, по меньшей мере одну мысль проходит долгий путь, чтобы достичь этого состояния покоя. Усилие требуется, а это возможно только в состоянии бодрствования. Здесь есть усилие, есть и со­знательное восприятие; мысли успокоены; поэтому покой глубо­кого сна достигнут. Таково состояние джняни. Это не глубокий сон и не бодрствование, но нечто среднее между ними. Присут­ствует сознательное восприятие, отвечающее бодрствованию, и тишина глубокого сна. Это состояние называют джаграт-сушупти. Назовите его бодрствующим сном или спящим бодрствованием, либо бессонным бодрствованием или непробудным сном. Оно не то же самое, что глубокий сон или состояние бодрствования, взятые отдельно. Это атиджаграт (за пределами бодрствования) или amuсyшуnmu (за пределами глубокого сна)[181]. Это состояние взятых вместе совершенного сознавания и совершенного спокой­ствия. Оно лежит между глубоким сном и бодрствованием; оно также является интервалом между двумя последовательными мыс­лями. Это источник, из которого возникают мысли; мы видим это, когда пробуждаемся от глубокого сна. Другими словами, мысли берут своё начало в тишине глубокого сна. Мысли создают всё различие между покоем такого сна и суматохой бодрствования. Идите к этому корню мыслей, и вы достигнете спокойствия глу­бокого сна. Но достигнете его в полной силе поиска, то есть с совершенным сознаванием.

Здесь снова джаграт-сушупти,о котором говорилось раньше. Это не тупость, а Блаженство. Это состояние не преходящее, а вечное. Из него происходят мысли. Чем являются все наши пе­реживания, как не мыслями? Удовольствие и страдание суть толь­ко мысли. Они внутри нас. Если вы свободны от мыслей и всё же сознаёте, вы есть то Совершенное Бытие.

Г-жа Бейтман высоко оценила беседу и поблагодарила Шри Бхагавана. Позже она сказала, что должна уехать на следующий день.

Шри Бхагаван улыбнулся и ответил: Вы не оставляете одно ме­сто, чтобы прибыть в другое. Вы всегда неподвижны. Сцены жиз­ни проходят мимо вас. Даже с обыденной точки зрения вы сидите в своей каюте и корабль плывёт, но вы не движетесь. На киноэк­ране вы видите изображение человека, пробегающего несколько миль и стремящегося к вам, но экран не движется. Лишь изобра­жение приближается или удаляется.

П.Я вижу, но смогу понять это только после Само-реализации.

М.Атман всегда реализован. Реализация как нечто обрета­емое в будущем, имеет равные шансы быть утраченной. Она бу­дет, таким образом, лишь преходящей. Преходящее блаженство в результате приносит страдание. Оно не может быть освобождени­ем, которое вечно.

Правильность утверждения, что вы осознаете Атман по­зднее, означала бы, что вы сейчас Себя не Реализовали. Отсут­ствие Реализации в настоящем можно перенести на любой мо­мент в будущем, ибо Время бесконечно. Поэтому такое осознание также будет непостоянным. Но это неправильно. Ошибочно счи­тать, что Реализация непостоянна. Она есть Истинное Вечное Состояние, которое измениться не может.

П.Да. Со временем и я пойму это.

М.Вы уже ТО. Время и пространство не могут влиять на Атман. Они внутри вас; поэтому также и всё, что вы видите вокруг себя, тоже в вас. Это иллюстрирует следующая история. Одна женщина носила на шее драгоценное ожерелье. Как-то раз, взволнованная, она забыла об этом и решила, что украшение по­теряно. Обеспокоенная женщина безуспешно обыскала весь дом, спрашивала своих соседей и друзей, но никто не мог ей помочь. Наконец, когда близкий друг напомнил ей об ожерелье у неё на шее, она поняла, что всё время носила его, и очень обрадовалась! Позднее на вопрос, найдено ли потерянное ожерелье, женщина отвечала: "Да, я нашла его". Она всё ещё чувствовала, что возвра­тила утраченную драгоценность.

А сейчас, теряла ли она его вообще? Ожерелье всё время было на шее. Но посмотрите на её чувства. Она счастлива, как если бы в действительности нашла потерянное ожерелье. Подобное проис­ходит и с нами, когда мы воображаем, что осознаем Себя в некое время, хотя никогда не отличались от Я, Атмана.

П.Я чувствую, что перенесена с Земли на некую иную планету.

Шри Бхагаван, просматривая корреспонденцию, услышал это, улыбнулся и сказал:

Это – Царство Божие. Царство Божие, упомянутое в Библии, и этот мир не являются двумя различными областями. "Царство Божие внутри вас", – говорит Библия. Именно так. Осознавшее себя существо видит это как Царство Божие, в то время как другие видят это как "этот мир". Разница лежит только в углах зрения.

П.Как мы можем отрицать мир и людей в нём? Я слышу не­кую музыку. Она приятна и величественна. Я узнаю в ней музыку Вагнера. Я не могу провозгласить её моей.

М.Разве Вагнер или его музыка существуют отдельно от вас (вашего сознания)? Пока вы не сказали, что это музыка Вагнера, могли ли вы её воспринимать? Без её восприятия можно ли ска­зать, что она существует? Чтобы сделать это более ясным: узнаёте ли вы музыку Вагнера в своём глубоком сне? И всё-таки вы согла­шаетесь, что существуете в этом сне. Поэтому ясно, что Вагнер и музыка – только ваши мысли. Они находятся в вас, а не вне вас.

П.Это прекрасно.

[Замечание составителя (Мунагала С. Венкатарамайя).

Каждый время от времени подвержен ошибкам. Хотя истина услышана и понята, временами она забывается, и совершаются ошибки, когда человек сталкивается лицом к лицу с действитель­ностью. Знание уступает место неведению, а в результате прихо­дит путаница. И только Мудрец может порой дать правильный поворот нашим мыслям. В этом необходимость Сат-санга, т. е. свя­зи с Мудрым.]

610. Один из преданных пришел с такими вопросами:

1. Поскольку индивидуальные души и Брахман суть одно, какова причина этого творения?

2. Подвержен ли Брахма-джняни телесным страданиям и пере­воплощениям? Может ли он продлить срок своей жизни или сократить этот срок?

М.Цель творения в том, чтобы устранить смятение вашей ин­дивидуальности. Ваш вопрос показывает, что вы отождествили себя с телом и поэтому видите себя и мир вокруг. Вы думаете, что вы – тело. Ваш ум и интеллект ответственны за это ложное отож­дествление.

Вы существуете в своём глубоком сне?

П.Да.

М.То же самое существо сейчас бодрствует и задаёт эти во­просы. Разве не так?

П.Да.

М.В глубоком сне они у вас не возникали. Или возникали?

П.Не возникали.

М.Почему не возникали? Потому что вы не видели своё тело и мысли не поднимались. Тогда вы не отождествляли себя с телом. Поэтому эти вопросы не возникали.

Они возникают сейчас, в состоянии бодрствования, поскольку вы отождествились с телом. Разве не так?

П.Да.

М.Сейчас посмотрите, что является вашей истинной приро­дой. Она – то, которое свободно от мыслей, или то, которое пол­но ими?

Бытие непрерывно. Мысли прерываются. Итак, что же посто­янно?

П.Бытие.

М.Именно так. Осознайте его, станьте им. Это ваша истинная природа. Ваша природа – просто Бытие, свободное от мыслей.

Поскольку вы отождествляете себя с телом, вы хотите знать о творении. Мир и объекты, включая ваше тело, появляются в бодр­ствующем состоянии, но исчезают в состоянии глубокого сна. Вы существуете во всех этих состояниях. Что же тогда сохраняет­ся во всех из них? Найдите это! Это ваше Я.

П.Предположим, что Оно найдено. А дальше?

М.Найдите Его и увидите. Бесполезно задавать гипотетиче­ские вопросы.

П.Поэтому я един с Брахманом?

М.Оставьте Брахман в покое. Найдите, кем вы являетесь. Брах­ман может позаботиться о СЕБЕ.

Если вы перестанете отождествлять себя с телом, то никакие вопросы о творении, рождения, смерти и т. д. возникать не будут. Они не появлялись в вашем глубоком сне. Подобно этому, они не появятся и в истинном состоянии Атмана.

Цель творения, таким образом, ясна. Вам следует развиваться с той точки, где вы находитесь, и осознать своё истинное Бытие.

Вы не можете поднять вопрос в глубоком сне, ибо там нет тво­рения. Вы задаёте его сейчас, потому что появились ваши мысли и присутствует творение. Поэтому творение – это только ваши мысли.

Позаботьтесь о себе, своём Я, а познавший Брахмана [Брахма-джняни] позаботится о Себе сам. Если вы знаете свою истинную природу, то поймете и состояние Брахма-джняны. Бесполезно объяснять его сейчас. Поскольку вы думаете, что видите перед собой джняни и отождествляете его с телом, как отождествили себя со своим, то вы также думаете, что он чувствует боль и удо­вольствия подобно вам.

П.Но я должен знать, является ли он джняни,чтобы вдохно­виться им.

М.Да, он говорит вам; он вдохновляет. Делайте, как он гово­рит. Вам следует учиться, а не испытывать его.

Знаки мудрости [джняна лакшана]формулируются в шастрах, чтобы стимулировать искателя избавляться от страдания и ис­кать счастье. Методы даны. Если им следовать, то результатом будет Мудрость [джняна],имеющая те знаки [лакшаны].Они не предназначены для испытания других.

611. П.Я думаю, что душа является светом внутри. Если пос­ле смерти она становится единой с Брахманом,то как тогда воз­можно перевоплощение души?

М.Светом внутри кого? Кто умирает?

П.Я должен тогда сформулировать свой вопрос иначе.

М.Диалектика нежелательна. Рассмотрите этот ответ и увидите.

П.Как?

М.Сейчас, отождествляя себя с телом, вы говорите, что душа есть свет внутри. Вы подразумеваете, что есть свет внутри тела.

Подумайте немного и скажите, может ли тело задавать какие-либо вопросы. Оно бессознательно и не может сказать "Я". Некто другой говорит "Я". Кто это? Может это быть Истинная Природа (Атман)? ОНА чиста и не сознаёт ничего иного, так чтобы оказаться способной сказать "Я". Кто же тогда говорит "Я"? Это – звено между чистым чит (Атманом) и джада (телом). Это – эго. Кто вы сейчас? Что есть то, что рождено? Атман вечен и не может быть рождён. Тело появляется и исчезает, а ваше отож­дествление с ним и заставляет вас говорить о рождении и смерти. Посмотрите, может ли когда-либо родиться истинное значение "Я". Для кого существует перевоплощение?

П.Сэр, мы здесь, чтобы наши сомнения рассеялись.

М.Несомненно.

П.Наши сомнения могут быть прояснены только тогда, когда мы задаем вопросы.

М.Да. Никто против этого не возражает.

П.Сказано – парипраснена севайя (вопрошая снова и снова, и служением). Поэтому нам следует задавать вопросы, а Учитель должен доброжелательно устранять наши сомнения.

М.Продолжайте вашу цитату: упадешакшьянти таттвам (Они дают наставление в Истине)[182].

П.Да. Но наши сомнения должны быть развеяны.

М.Так произошло с Арджуной. Ведь он сказал в конце концов: нашто мохах смритирлабдха (мое неведение уничтожено; память восстановлена)[183].

П.Это случилось в конце. До этого он задавал так много во­просов.

М.Истина была открыта даже в самом начале. Первая шлока наставления (упадеши) Шри Кришны начинается так: "Нет рож­дения и нет смерти; нет изменения и т. д."[184]

П.Шри Кришна также говорит: "У нас было много рождений. Я знаю о них; но ты не знаешь".

М.Это было только потому, что возник вопрос, как Шри Криш­на может объявить, что учил вечной Истине Адитью. Истина была сформулирована уже в начале, но Арджуна не понял её. Позднее Шри Кришна описал состояние джняни, а также средства его дос­тижения. В связи с этим было сказано, что Истина вечна и что Он уже первоначально учил тому же самому Адитью. Арджуна всё вре­мя отождествлял себя с телом, а потому и Шри Кришну также счи­тал телом. Поэтому он спросил: "Как это может быть? Ты (Шри Криш­на) рожден Дэвакой за несколько лет до этого. Адитья был среди тех, кто начал творение. Как мог ты учить этой Истине Адитью?"

Шри Кришна продолжал отвечать на вопросы Арджуны в этом же духе: "У нас было много рождений. Я знаю их все; но ты не знаешь"[185] и т. д.

П.Мы также должны познать Истину.

М.Истина вам изложена. Инструкции уже даны. Найдите, ктовы есть. В этом всё наставление.

Января

612.Г-жа Хик Риддинг, написав записку, спросила Шри Бхага­вана: Когда Бхагаван пишет о помощи в достижении Само-реали­зации, доставляемой милостивым взглядом Учителя или созерца­нием Учителя, как именно следует понимать это?"

М. КтоУчитель? Ктоискатель?

П.Я.

М.Если Я выступает Учителем, а также и искателем, как вооб­ще вопросы могут возникнуть?

П.В этом и состоит моя трудность. Я должна искать Себя внут­ри себя. В чём тогда смысл, написанного мною в записке? Он вы­глядит противоречивым.

М.Это не так. (Последнее) утверждение понято неправильно.

Если искатель знает Учителя как Я, то он нигде не видит двой­ственности и, следовательно, счастлив, а потому никакие вопросы для него не возникают.

Но искатель не доводит истину этого утверждения до плодов на практике. Причина тому – его неведение. Это неведение, од­нако, нереально. Требуется Учитель, чтобы пробудить искателя от дремоты неведения, и поэтому Учитель использует эти слова для того, чтобы сделать Реальность ясной для других.

Единственно важно только то, что вы ищете Себя, Я. Это мо­жет быть сделано, где бы вы ни находились. Атман должен быть найден внутри, и поиск должен быть настойчивым. Если Я осознано, то нет необходимости оставаться в физической близо­сти Учителя.

(Первое) "утверждение" (о помощи Учителя в достижении Само-реализации) предназначено для тех, кто не может найти Себя, оставаясь там, где они находятся.

Г-н Уорд Джексон: Трудность этой дамы реальна, и я симпати­зирую ей. Она говорит: "Если мы можем видеть Атман внутри себя, то почему должны проходить весь этот путь, чтобы увидеть Его? Мы думали о Нём так долго, и единственно правильно, что мы прибыли сюда. Или тогда нет необходимости делать это?"

М.Вы сделали хорошо, что приехали. "Ишваро гуруратмети" (Атман есть Бог и Гуру). Человек ищет счастье и узнаёт, что только Бог может сделать его счастливым. Он молится Богу и почитает Его. Бог слышит его молитвы и отвечает, появляясь в человеческой форме как Учитель, для того чтобы говорить язы­ком преданного и побудить его понять Реальность. Учитель есть, таким образом, Бог, проявленный в человеческом существе. Он предоставляет Своё переживание так, чтобы искатель мог также достичь его. Его опыт – неуклонное пребывание Атманом. Атман внутри. Бог, Учитель и Атман являются, следова­тельно, кажучимися стадиями в Реализации Истины. У вас были сомнения при чтении книг. Вы пришли сюда для того, чтобы они рассеялись. И это правильно.

Г-жа X. Р.: Я понимаю, что Атман является Учителем и должен искаться внутри. Поэтому я могу делать это там, где живу.

М.Такое понимание является лишь теоретическим. Когда оно проводится в практику, возникают трудности и сомнения. Если вы можете чувствовать присутствие Учителя там, где находитесь, то ваши сомнения легко преодолеваются, ибо задача Учителя и состоит в удалении сомнений искателя.

Цель вашего посещения выполнена, если сомнения после это­го не возникают и вы настойчивы в поиске Себя, Атмана.

П.Я это всё время понимаю.

М.Хорошо. Возражение относится не к вашему заключению, а к вашим сомнениям.

Г-н У. Дж.: Когда мы читаем об этом, мы читаем интеллекту­ально. Но всё это слишком отвлечённо. Когда же мы видим Вас в теле, мы оказываемся ближе к Реальности и это вселяет в нас отвагу провести наше знание в повседневную жизнь.

Если человек осознал Себя и действует согласно этому на За­паде, то его посадят в дом умалишённых. (Смех.)

М.Вы сами себя закроете в нём. Поскольку мир сумасшед­ший, он считает вас сумасшедшим. Где дом умалишённых, если не внутри нас самих? Вы в нём не будете, но он будет в вас. (Смех.)

Неопределённости, сомнения и страхи естественны для каждо­го до тех пор, пока Атман не осознан. Они неотделимы от эго, скорее они и есть эго.

П.Как устранить их?

М.Они – эго. Если эго существует, они существуют вместе с ним. Эго само по себе нереально. Что такое эго? Исследуйте. Тело не чувствующее и не может сказать: "Я". Атман – чистое Сознание, и Он недвойствен. Он не может говорить: "Я". Никто не говорит "Я" в глубоком сне. Что же тогда есть эго? Оно есть нечто промежуточное между инертным телом и Атманом. Оно не имеет точки опоры. При поиске оно исчезает, словно привидение. Ночью из-за игры теней человек может вообразить рядом с собой привидение. Он обнаружит, что в действительности привидения нет, это просто тень дерева или столба, если внимательно осмот­рится. Иначе он может сильно испугаться. Чтобы привидение ис­чезло, требуется внимательно осмотреться. Впрочем, его никогда и не было. Точно так же и с эго. Оно – неосязаемая связь между телом и Чистым Сознанием, оно нереально. До тех пор пока его внимательно не рассматривают, оно причиняет затруднения, но при поиске выясняется, что эго не существует.

Вот пример. Индусские свадьбы часто длятся пять-шесть дней. На одной из них посторонний человек был ошибочно принят стороной невесты за почётного гостя, и ему стали оказывать осо­бые знаки внимания. Видя это, сторона жениха тоже посчитала его какой-то важной персоной и начала демонстрировать своё уважение. Незнакомец чувствовал себя прекрасно, но всё время сознавал сложившуюся ситуацию, Как только сторона жениха решила выяснить, кто этот человек, посторонний сразу почув­ствовал опасность и словно испарился. Точно так же и с эго. Если искать, то оно исчезает, а если нет – продолжает причи­нять беспокойство.

Как его следует искать, узнают от тех, кто так уже сделал. Вот почему приходят к Учителю.

П.Если поиск должен быть внутренним, то необходимо ли физическое присутствие Учителя?

М.Оно необходимо до тех пор, пока все сомнения не придут к концу.

П.Если эго нереально и приносит беспокойство, то почему мы так стараемся развить его?

М.Его рост и беспокойство, являющееся результатом этого ро­ста, заставляют вас искать причину всего этого. Его развитие слу­жит его собственному разрушению.

П.Разве не сказано, что прежде, чем продвинуться духовно, необходимо стать подобным ребёнку?

М.Да, потому что эго в ребёнке ещё не развито.

П.Я имею в виду именно это. Мы могли бы оставаться, как дети, вместо того, чтобы развивать эго.

М.Речь идёт о состоянии ребёнка. Никто не может брать у ребёнка уроки, ведущие к Само-реализации. Состояние Учителя подобно состоянию ребёнка, но между ними есть разница. В ре­бёнке имеется зародыш эго, тогда как в святом оно разрушено полностью.

П.Да, сейчас я это вижу, я понимаю.

М.Реальность единственна и вечна. Вполне достаточно по­нять это, но старое неведение не должно возвращаться. Необхо­димо быть очень бдительным, чтобы нынешнее понимание Исти­ны в дальнейшем не пострадало.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.