Терных чертах процесса принятия управленческих решений для всех предприятий. Также
На лекции Вы услышите об экспертных технологиях и их назначении, о различных подхо-
Дах, лежащих в основе процесса принятия решений. Кроме того, познакомитесь с основ-
Ными этапами процесса принятия управленческих решений.
При подготовке к семинарскому занятию.
Из материалов лекции и учебника Вы познакомились с основными этапами процесса
Принятия управленческих решений, о различных подходах, лежащих в основе процесса
Принятия управленческих решений. Узнали о ситуационном подходе, как основном, лежа-
Щем в основе процесса принятия решений. А также о назначении экспертных технологий.
Рассмотрите основные этапы процесса принятия управленческих решений. Про-
Анализируйте, какой этап или этапы данного процесса являются основными и почему.
Тьюториал.
В группах по три человека, рассмотрите последовательно каждый этап процесса
Принятия управленческого решения. Как Вы считаете, как факторы внутренней и внешней
Среды будут влиять на каждый из этапов? Результаты своей работы вынесите на дискус-
Сию на семинарском занятии.
Более подробную информацию об основных этапах разработки управленческих
решений Вы можете узнать из следующих изданий:
Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. – М.:
Финансы и статистика, 1989. – стр. 19-24.
Б.Г. Литвак Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент, 1996. – стр. 31-35.
Б.Г. Литвак Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: Дело. 2000. –
Стр. 68-70.
При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции.
Познакомьтесь с темой лекции. Прочитайте тему 2.2. материалов курса «Управлен-
Ческие решения». Попробуйте разобраться в терминах «неблагоприятная управленческая
Ситуация», «экспертное оценивание», «оценочная система», «адекватная диагностика си-
Туации», «прогноз развития ситуации». Зная основные этапы процесса принятия управ-
Ленческого решения, попробуйте определить – к какому этапы относятся данные термины.
На лекции Вы узнаете состав первого блока процесса принятия управленческого
Решения. Данный блок включает в себя следующие этапы: получение информации о си-
Туации; определение целей; разработка оценочной системы; анализ ситуации; диагностика
Ситуации; разработка прогноза развития ситуации. На лекции будет подробно рассмотрен
Каждый этап.
Кроме того, Вы узнаете о современных технологиях принятия управленческих ре-
Шений, о современных методах построения деревьев целей и деревьев критериев, что та-
Кое оценочная система и ее состав, о применении методов экспертного прогнозирования.
При подготовке к семинарскому занятию.
Из материалов лекции и учебника Вы знаете о том, что первый блок процесса приня-
Тия управленческих решений состоит из нескольких этапов. Проанализируйте характерные
Черты каждого этапа. Как, по-вашему, чем друг от друга отличаются этапы «Анализа ситуа-
Ции» от «Диагностики ситуации»? Имеют ли данные этапы схожие элементы? Зачем нужен
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
этап «Разработка прогноза развития ситуации»? Попробуйте самостоятельно ответить на
поставленные вопросы, а на семинарском занятии обсудить, полученные результаты.
Чат.
В течение 15 минут проведите обсуждение с однокурсниками на тему:
Из каких этапов состоит блок подготовка к разработке управленческого решения.
Какая информация используется в качестве входной на этапе получения инфор-
Мации о ситуации?
Что значит недостаточность информации при анализе неблагоприятной управ-
Ленческой ситуации?
Что значит избыточность информации при анализе неблагоприятной управленче-
Ской ситуации?
Что входит в состав оценочной системы?
Тьюториал.
В группах по четыре человека, рассмотрите следующую ситуацию. Ваше предпри-
Ятие столкнулось с неблагоприятной управленческой ситуацией. Соответственно надо
Принимать управленческое решение. Итак, мы начали подготовку к разработке управлен-
Ческого решения. Может ли на этом этапе неблагоприятная управленческая ситуация раз-
Решиться? Или, начатый процесс по разработке и принятии управленческого решения,
Следует довести до конца?
Также в группах по четыре человека, обсудите проблему избыточности и недоста-
Точности информации на этапе получения информации о ситуации. Почему, когда инфор-
Мации много, то это считают отрицательным моментом?
Более подробную информацию по данному теоретическому вопросу Вы можете
узнать из следующих изданий:
Р.А. Фатхутдинов Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-
Школа «Интел-синтез», 1998. – стр. 78-100.
Б.Г.Литвак Разработка управленческого решения. Учебник. – М.: Дело. 2000. –
Стр. 70-76.
Б.Г.Литвак Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент, 1996. –
Стр. 35-41.
Методические указания:
Вопросы лекции и практического занятия 2:
Разработка управленческого решения.
Принятие решения, реализация, анализ результата.
При изучении первого вопроса:
Готовясь к лекции.
Познакомьтесь с темой лекции. Прочитайте тему 2.3. материалов курса «Управлен-
ческие решения». Попробуйте разобраться в терминах «альтернативные варианты управ-
Ленческих решений», «сценарий развития ситуации» и «экспертная оценка основных ва-
риантов». Попробуйте самостоятельно определить, что означают данные термины.
Как происходит генерирование альтернативных вариантов управленческих реше-
Ний? Какие методы для этого Вы знаете? Как Вы думаете, на основе каких критериев про-
исходит отбор основных вариантов управленческих решений?
На лекции Вы познакомитесь с основными этапами разработки управленческих
решений: генерирование альтернативных вариантов решений; отбор основных вариантов
Управленческих воздействий; разработка сценариев развития ситуации; экспертная оценка
РУКОВОДСТВО ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
«УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ»
основных вариантов управляющих воздействий. Также узнаете, что представляет собой
процедура генерирования альтернативных вариантов решений, какие существуют техно-
логии генерирования альтернативных вариантов управленческих решений. Познакомитесь
С основной задачей разработки сценариев развития ситуации, с методами разработки сце-
Нариев развития ситуации. Узнаете, что такое оценочная система и о применении методов
Коллективного экспертного оценивания.
При подготовке к семинарскому занятию.
Из материалов лекции и учебника Вы знаете о составе блока разработка управлен-
Ческого решения, о том, как происходит процесс генерирования альтернативных вариан-
тов управленческих решений, как происходит отбор основных вариантов решений, как
Разрабатывается сценарий развития ситуации, что такое экспертная оценка основных ва-
Риантов управленческих решений.
Как Вы считаете, зачем нужен столь сложный процесс: генерирование альтерна-
тивных вариантов решений, отбор основных решений? Какую пользу он приносит? Пере-
Числите известные Вам методы генерирования идей.
Чат.
В течение 10 минут проведите обсуждение с однокурсниками на тему:
Зачем при принятии управленческого решения генерируют альтернативные ва-
Рианты решений?
Что такое метод «мозговой атаки» когда и где он применяется?
В каком случае использование метода коллективного экспертного оценивания
Наиболее эффективен?
Тьюториал.
Разбейтесь на группы по пять человек. Предположите, что у вас есть фирма. При-
Думайте для Вашей фирмы конкретную неблагоприятную управленческую ситуацию. По-
Пробуйте выполнить все этапы блока «Разработка управленческого решения». Причем,
при генерировании альтернативных вариантов управленческих решений можете исполь-
Зовать любой известный Вам метод. Результаты обсудите на семинарском занятии.
Более подробную информацию по данному теоретическому вопросу Вы можете
получить из следующих изданий:
Р.А. Фатхутдинов Разработка управленческого решения. – М.: ЗАО «Бизнес-
Школа «Интел-синтез», 1998. – стр. 78-100.
Б.Г. Литвак Разработка управленческого решения. Учебник.– М.: Дело. 2000. –
Стр. 76-79.
Б.Г. Литвак Экспертные оценки и принятие решений. – М.: Патент, 1996. – стр. 42-45.
При изучении второго вопроса:
Готовясь к лекции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|