Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика экономической науки





Введение

Экономическая наука в России переживает ныне сложный этап своей трансформации, начавшийся на рубеже 1980—1990-х гг. Ушла в прошлое советская политэкономия, построенная на догматическом восприятии «Капитала» К. Маркса, многие проблемы, ранее представлявшиеся актуальными, обнаружили свою несостоятельность (например, проблема поиска «клеточки» в экономической науке и т. п.), а на их место пришла новая, западная политэкономия в лице экономикс, с принципиально новым видением экономического мира, жесткой формализацией и математизацией понятийного и категориального аппарата, с прагматической ориентацией на непосредственные, видимые эмпирические реалии.

Практически полное обновление содержания экономической науки в России вызвало значительный интерес исследователей к ее методологическим основаниям, к тому методологическому базису, на котором строится современная наука о хозяйстве. Методологические проблемы стали «модными», и это вполне соответствует тому интенсивному методологическому поиску, что ведется западными учеными.

Вместе с тем многие экономисты ныне находятся в сильном заблуждении относительно того, где искать необходимую методологию и какими пользоваться методами в своих научных исследованиях.



В учебнике под редакцией известного российского экономиста А.Г. Худокормова по этому поводу П. А. Отмаховым написано:

«Если современного ученого, в том числе экономиста, спросить, важен ли для него научный метод, то ответ будет, разумеется, положительный. Ведь именно метод, являющийся строгой системой четких правил, направляющих и организующих познавательный процесс, служит тем фирменным знаком, который отличает научную теорию от обыденных представлений, мифов, религиозных убеждений и политических лозунгов. По существу, он представляет собой человеческий капитал профессионального ученого, дающий ему монопольное право на поиск знания особого рода – объективного и общеобязательного, которое недоступно рядовому человеку и которого не могут предложить ни религия, ни искусство»[1]1

История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998.

 

Сама ориентация на научность методологии в среде профессиональных экономистов не может не заслуживать похвалы. Однако большинство экономистов плохо понимают, откуда берется эта научная методология – из экономики ли, философии, и не видят связи между собственными теоретическими исследованиями и различными уровнями методологического знания.



«Между тем методологией, то есть изучением и обоснованием метода, работающие ученые, по крайней мере экономисты, занимаются, как правило, без энтузиазма. Метод большинство из них воспринимают как нечто заданное извне философами либо представителями точных наук, чаще всего физиками. Свою задачу работающих теоретиков они видят прежде всего в том, чтобы скрупулезно следовать уже готовым правилам и по возможности учитывать специфику предмета исследования. Если же кто-либо из их коллег не следует общепринятым нормам исследования, то тем самым он добровольно ставит себя вне рамок научного сообщества, которое смотрит на него как на дилетанта и не считает нужным тратить время на серьезную полемику с ним.

Большие методологические дискуссии в экономической науке – вещь редкая, а специальное изучение метода – занятие малопрестижное»[2]2

С. 318. Там же.

 

Такое пренебрежительное отношение к методологии заслуживает самого серьезного критического отношения. Наше учебное пособие призвано компенсировать пробел в области изучения методов экономического исследования и постараться привлечь внимание экономистов к методологическим основаниям экономической науки.

Курс «Методы экономических исследований» по своему содержанию относится к разряду так называемых методологических или философско-методологических курсов. Подобные курсы есть почти во всех социальных дисциплинах. Например, студентам социологических факультетов предлагается односеместровый или двухсеместровый курс «Методы социологических исследований», историкам читается (обычно односеместровый) курс «Методы исторических исследований», психологам – курс «Методы исследования в психологии» и т. п. Существует и иногда читаемый общий курс «Методы социальных исследований» (или «Методы социальных наук»). По большинству этих дисциплин уже имеются более или менее апробированные учебники[3]3

Назовем некоторые из них: Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2001; Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований. М, 1995; Ковальзон И.Д. Методы исторических исследований. М., 1987; Волков Б.С., Волков Н.В. Методы исследования в психологии. М., 2002; Загвязинский В.С. Методология и методы психологического исследования. М., 2001; Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972 (пер. с фр.).



 

Куда хуже ситуация с «Методами экономических исследований». Учебников и учебных пособий по данному курсу вообще не существует, а одно-единственное фундаментальное учебное пособие по экономической методологии И.П. Суслова вышло давно и ныне устарело[4]4

Суслов И.П. Методология экономического исследования. М., 1974.


Правда, проблемы экономической методологии иногда затрагиваются в некоторых курсах, посвященных истории экономических учений или экономической теории, но, как правило, это либо небольшие главы, либо параграфы, которые теряются среди общего историко-экономического материала[5]5

См., например: Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1995. Гл. 17; История экономических учений / Под ред. В.С. Автономова, О.И. Ананьина, Н.А. Макашовой. М., 2001. Гл. 41; История экономических учений / Под ред. А.Г. Худокормова. М., 1998. Гл. 16.

 

Для экономических специальностей «Методы экономических исследований» являются принципиально новым курсом; практически ни в одном российском экономическом вузе подобный курс еще не преподается; в лучшем случае присутствует родственный предмет «Философия экономики» или «Методология экономической науки».

Актуальность данного курса обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования экономической теории и практики. Существующие учебные пособия не всегда адекватно отражают новые экономические реальности и остроту методологических дискуссий, ведущихся вокруг системы экономического знания и методов экономической науки. Настоящий курс призван правильно расставить методологические акценты и способствовать более глубокому постижению предмета и метода экономической науки, аккумулируя и совершенствуя уже приобретенные знания студентов в области отдельных экономических дисциплин (математики, статистики, экономической истории и т. п.).

С другой стороны, в задачу подобного курса вовсе не входит дублирование экономических курсов по конкретным дисциплинам. Например, рассматривая тему «Математический метод в экономическом исследовании», мы не ставим себе задачу повторить курсы «Эконометрика» или «Математика для экономистов»; в нашу задачу входит исключительно анализ математического метода в системе других методов экономического исследования (цели, задачи, взаимоотношение и взаимосвязи с другими методами и т. п.), а также анализ сильных и слабых сторон этого метода, краткая история его применения и т. п. Такой же подход будет применен и к другим методам: статистическому, историческому, экономическому наблюдению, экономическому эксперименту и т. п.

Курс по методам экономических исследований во многих западных государствах стал одной из составных частей университетского образования. Вклад в развитие этой дисциплины вносят и другие научные направления из области математики, статистики, философии, социологии, психологии и т. д. С нашей точки зрения, российские университеты не должны отставать от процесса включения данного курса в структуру образования магистров и в систему постуниверситетской подготовки специалистов кандидатского и докторского уровня. Особая актуальность этого курса обусловлена также тем, что кандидатский экзамен по философии для аспирантов уже заменен кандидатским экзаменом по истории и философии экономической науки; следовательно, данный курс будет востребован и аспирантами.

Новизна настоящего курса обусловлена эволюцией современного понимания экономической методологии, в которой заостряется проблема дискурса субъекта экономического познания в отношении его объекта, проводится анализ эпистемологических и когнитивных фильтров, а также дается представление об изменяющейся в направлении постиндустриальной эпохи экономической реальности.

Формируя структуру курса и его содержание, мы руководствовались следующими методологическими и методическими принципами:

 

1. Поскольку экономика является одной из социальных наук, а не просто конгломератом какого-то знания, полученного на уровне здравого смысла, в названии курса «Методы экономического исследования» имеются в виду прежде всего методы научного экономического исследования, или, говоря иначе, методы экономической науки.

2. Существует общепринятая философская классификация методов научного исследования, которая разделяет все известные методы на теоретические и эмпирические. Также есть методы, которые одновременно являются и теоретическими, и эмпирическими: в экономической науке таковыми, например, будут методы деловой игры или мысленного эксперимента.

3. Разделение методов на эмпирические и теоретические не является слишком жестким и однозначно заданным. Целесообразно, на наш взгляд, рассмотреть как отдельные, самостоятельные типы методов генетические и математические методы. В результате все методы экономической науки можно разделить на следующие типы:

а) генетические (исторический метод в экономике, эволюционный метод в экономике);

б) эмпирические (экономический эксперимент, экономическое наблюдение);

в) математические (включая статистические) (математический метод в экономике, статистический метод в экономике);

г) теоретические (аналитический метод в экономической науке, синтетический метод в экономической науке, индуктивно-вероятностный метод в экономическом исследовании, гипоте-тико-дедуктивный метод в экономическом исследовании, метод аналогии в экономике (включая моделирование)).

4. Одной из важнейших целей предлагаемого курса представляется преодоление разрыва и установление тесной связи между методами экономического исследования и методологией экономического исследования (а также его философией). К сожалению, такой разрыв в предшествующих учебных курсах иногда допускался, и слушателям в таких случаях весьма трудно уловить взаимопереход и взаимосвязь между «методологией» и «методами» (хотя по одному из своих определений экономическая методология есть не что иное, как совокупность экономических методов).

Решению подобной задачи подчинены, во-первых, представление обширного философско-методологического введения к данному курсу, а во-вторых, выделение как особых методов экономического исследования тех методов, которые продуцируют определенные типы и направления в экономической методологии. Например, эволюционный метод во многом выделен в отдельный потому, что составляет базис методологии эволюционной экономики, ныне являющейся одним из самых популярных направлений в экономической теории, а исторический метод рассмотрен отдельно, поскольку он привел к генезису так называемых «исторических школ» в экономической науке.

5. Последовательность изложения материала подчинена следующему принципу: мы будем постепенно переходить от более простых методов к более сложным и трудным для понимания. Сначала рассматриваются генетические и эмпирические методы, а после, по мере возрастания трудности материала, – математические и теоретические.

Глава 1
Экономическая реальность как объект социальных исследований

Введение

Экономическая наука является одной из социальных, или общественных, наук – наук, изучающих общество. Помимо экономической науки к числу таковых относятся социология, юриспруденция, культурология, психология, философия и т. д. Все эти науки также исследуют общество, но каждая это делает со своей стороны: социология, к примеру, изучает социальные институты и их функционирование; юриспруденция – законы и формирующиеся вокруг них правовые отношения; культурология – культурную оболочку общества, его основные материальные и духовные ценности; психология (речь в первую очередь идет о социальной психологии) – психическую сферу общества, коллективные психические реакции индивидов; философия (социальная философия, этика, эстетика, аксиология) – основные смыслы и ценности общества, нормы, регулирующие поведение людей в различные эпохи и в различных цивилизациях.

Каждая из перечисленных выше социальных наук по-своему нужна и необходима и каждую следует изучать, если мы хотим понять функционирование общества как единого социального организма с присущим ему набором функций и взаимодействий. При этом также необходимо помнить, что человеческое общество – часть природы и многие социальные проблемы могут быть интерпретированы как элемент естественных, природных процессов и взаимодействий.

Специфика экономической науки

В чем же тогда состоит специфика экономической науки? Чем мир экономических явлений отличается от мира других социальных наук? По каким основным направлениям исследует экономическая наука свои хозяйственные феномены?

Ответить на эти вопросы, с одной стороны, просто, а с другой – достаточно сложно[6]6

«Хотя своеобразие «экономического» подхода к человеческому поведению едва ли подлежит сомнению, не так-то легко определить, что же именно отличает его от социологического, психологического, антропологического, политического и даже генетического подходов» (Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Т. 1. Вып. 1. С. 24).


Существует несколько основных подходов к определению экономической науки, но общепризнанным является тот, который определяет экономику как науку, изучающую пути достижения различных целей в условиях недостатка или дефицита ресурсов (средств). Например, предмет экономической науки определяется следующим образом:

«Экономикс исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных (и духовных также. – А.О.) потребностей человека»[7]7

Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т. 1. М., 1992. С. 18.

 

Другое похожее определение:

«Экономическая теория есть наука о том, как из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества»[8]8

Самуэльсон П. Экономика. Т.1. М., 1994. С. 7.

 

Или совсем коротко:

«Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление»[9]9

Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 1. С. 18.

 

Итак, цель экономической науки заключается в том, чтобы объяснить или сконструировать человеческое поведение, которое при дефиците средств или ресурсов помогает с максимальной эффективностью достичь желаемых им целей. Причем цели эти могут быть совершенно различны: создание фирмы, получение прибыли от торговой сделки, вступление в брак, улучшение качества жизни или здоровья, – но все они с одинаковой степенью могут претендовать на то, чтобы называться «экономическими». Любая попытка эффективно решить какую-либо задачу при дефиците средств составляет суть «экономического поведения».

Возможно, такой подход будет немного расширительным по отношению к классическому определению экономической науки[10]10

Традиционно такой подход принято называть «экономическим империализмом».


но, с другой стороны, именно этот подход является в максимальной степени успешным в определении задач и целей последней.

Экономика начинает реально претендовать на статус всеобъемлющей социальной науки (подобно тому как претендуют на статус такой науки философия и социология), хотя насколько эти претензии окажутся обоснованными, может продемонстрировать лишь последующее развитие социального знания.

«Экономический подход предлагает плодотворную унифицирующую схему для понимания всего человеческого поведения, хотя, конечно, можно признать, что многие его формы не получили пока объяснения и что учет неэкономических переменных, а также использование приемов анализа и достижений иных дисциплин способствует лучшему пониманию человеческого поведения»[11]11

Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. C. 38.– заключает лауреат Нобелевской премии 1992 г. по экономике Гэри Беккер.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.