|
Педагогическая реальность в управлении
Социальные системы гетерогенны[196]. Они состоят из качественно своеобразных элементов. подсистем, отличающихся по свойствам, качественным особенностям, своеобразным явлениям и присущим им закономерностям и механизмам (рис. 12.П. Для управления это имеет принципиальное значение, ибо оно призвано держать под контролем и направлять динамику всех компонентов, из которых состоит система. Если какие-то элементы в ней не поддаются управлению, то неизбежны слабости, упущения, неуправляемые и зачастую нежелательные изменения, частичная и даже полная утрата контроля за динамикой системы. Одним из признаков системности управления является такое построение ее, при котором все компоненты охвачены общим влиянием и вполне управляемы. Комплексность управления — дополнительная характеристика системности, это построение его с учетом качественного своеобразия всех составляющих элементов.
В системе управления выделяются три качественно своеобразные подсистемы: материально-экономическую, организационно-правовую и человеческо-поведенческую подсистемы.
Материально-экономическая подсистема управления включает само здание, где расположен правоохранительный орган (оно требует обслуживания и финансовых средств), его оборудование, средства связи, транспорт, информационную технику, специальные средства, оружие, средства индивидуальной защиты, соответствующим образом оборудованные служебные и учебные помещения, тир, полигон и пр. Эту подсистему называют порой «хозяйством» органа.
Организационно-правовая подсистема представлена оргштатны-ми расписаниями, организационными схемами, функциональными обязанностями, инструкциями, наставлениями, приказами по организации работы, а также ведомственными уставами, наставлениями, директивами, федеральными законами, подзаконными актами и инымидокументами.
Обе эти подсистемы представляют собой материально-правовую основу системы управления, рационально задуманную программу общей работы, нормативно определенную модель деятельности правоохранительного органа, абстрагирующуюся в подавляющем большинстве случаев от конкретных особенностей лиц и групп, которые будут ее реализовывать. Совершенствование управления правоохранительным органом предполагает обязательное доведение их до совершенства, соответствующего требованиям экономики и права, указаниям руководящих органов, уровням научно-технических достижений, правовой и управленческой наук и передового опыта. Однако идя только по этому пути, должного эффекта в управлении получить не удастся, ибо в управляемой системе и управлении ею действуют не законодательные акты, машины, схемы и инструкции, а люди. Без людей любая социальная система — только мертвая схема.
Человеческо-поведенческая подсистема — персонал правоохранительного органа, его профессиональная деятельность и поведение. Персонал или отдельные работники могут по-разному понимать свои обязанности и права: недостаточно оценивать разные цели и задачи, Преследовать кроме нормативно определенных и иные цели и интересы; знать, что делать, но недостаточно хотеть или не уметь; отдавать предпочтение работам, не имеющим актуального и первостепенного значения; не взаимодействовать должным образом с кем надо и взаимодействовать с кем не надо; не с равной успешностью решать разные задачи, будучи не одинаково подготовленными к их решению Илиобладать не всеми нужными способностями и индивидуальными Качествамии т.д. Иначе говоря, реальность и эффективность деятельности правоохранительного органа как социальной системы, выполняющей в обществе определенную миссию, зависит от людей, от того, что они собой представляют, как относятся к делу и как работают. Функционирование любой социальной системы — всегда дело рук людей, продукт их ума, интересов, мотивов, потребностей, ценностных ориентации, воли, воспитанности, образованности, обученности, развитости и др. Человеческо-поведенческая подсистема носит комплексный характер, при этом важную роль в ее качественном своеобразии играют социальные, психологические и педагогические характеристики, во многом взаимосвязанные между собой. В ней представлены и педагогические факторы и влияния, к которым
относятся:
• существующие в самом правоохранительном органе (внутреннем контуре управления) особенности образованности, обученности, воспитанности и развитости сотрудников, сказывающиеся на решении стоящих задач;
• сформированность коллектива правоохранительного органа и его воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на своих членов;
• воспитывающие, обучающие, развивающие и мобилизующие влияния на сотрудников организации службы и деятельности правоохранительного органа;
• система работы с персоналом, призванная, помимо прочего, повышать образованность, профессиональную обученность, воспитанность и развитость сотрудников, поддерживать морально-психологический климат, сплачивающий, мобилизующий их и сводящий к минимуму текучесть высококвалифицированных и опытных кадров;
• влияние на результаты деятельности правоохранительного органа и на его персонал личной образованности, воспитанности, обученности и развитости руководителей высшего, среднего и низшего звена, а также их практики управленческой деятельности, ее стиля, методов, приемов и др.;
• социально-педагогические влияния на сотрудников внешней среды (внешнего контура управления), в которой функционирует правоохранительный орган: особенностей местного, регионального и федерального масштаба и разной природы — социально-политической, экономической, материальной, национально-этнической, образовательной, нравственной, информационно-культурной (деятельности средств массовой информации и печати, органов культуры и досуга); социально-психологической (настроений среди населения, общественного мнения, обычаев и традиций и пр.), криминальной (постоянных контактов с представителями криминального мира и социально-деформированными личностями, проявлениями элементов криминальной субкультуры среди части населения, молодежи);
• правовоспитывающие влияния самой правоохранительной деятельности сотрудников, а также специально осуществляемых персо-налом и руководством правоохранительного органа мер по взаимодействию с общественностью.
Существование педагогической реальности в системе управления объективно и неизбежно, а ее влияния весьма существенны. Эля педагогический компонент человеческо-поведенческой подсистемы качественно своеобразен; он особой природы, с особыми явлениями, закономерностями и механизмами и нуждается поэтому в особом, целенаправленном, осмысленном и педагогически компетентном управлении, представляющем собой педагогическую функцию управления. Ее отсутствие в практике управления конкретным правоохранительным органом представляет собой огромный пласт неиспользованных возможностей. Устранение распространенной слабости в практике осуществления этой функции таит в себе богатый резерв для повышения эффективности управления и решения задач по укреплению законности и правопорядка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|