Экстремально-управленческая подготовка руководителей
Повышенно высоки требования экстремальных ситуаций к руководителям правоохранительных органов, частей, подразделений, групп. Опыт учит, что чаще причиной неудач при действиях в экстремальных ситуациях являются недостатки в подготовке руководителей к управлению, чем недостатки действий рядового состава. Объясняется это тем, что руководитель должен готовиться не так, как рядовые сотрудники, а иначе, ибо его функции иные — более сложные и ответственные, а действия не те, что в повседневной работе по руководству подчиненными. Он профессионал в области управления и готовиться должен ^управлению в экстремальных условиях.
Анализ экстремального (боевого) опыта действий руководителей свидетельствует, что они оказываются зачастую недостаточно подготовленными к:
• правильному пониманию и оценке обстановки в зоне действий, без чего невозможно правильное принятие решений и руководство людьми. Оно затруднено сложностью сбора информации, динамичностью обстановки, действиями на территории других силовых структур, разбросанностью подчиненного личного состава, скрытностью действий криминального элемента, неполнотой, часто противоречивостью, устарелостью имеющейся информации;
• организации слаженных и координированных действий не находящегося в одном месте и перемещающегося подчиненного личного состава;
• организации взаимодействия с подразделениями других силовых структур, находящихся на той же территории, исключающего возможности ошибочного боевого столкновения их, угрожающего большими потерями;
• решению задач на плохо освоенной и обеспеченной территории зоны экстремальных событий, куда был командирован руководитель со своими подчиненными;
• принятию решений под свою ответственность в условиях недостаточно детального знания обстановки, большого риска, сложности и отсутствия времени на согласование их с вышестоящими начальниками;
• перенесению груза ответственности за жизнь и здоровье подчиненного личного состава;
• пониманию того, как экстремальная обстановка действует на психику сотрудников, их действия и на свои;
• руководству людьми в экстремальной обстановке, обеспечению их безопасности, заботе о них, демонстрации личного примера поведения;
• проведению воспитательной работы и обучения личного состава в экстремальных условиях с учетом приобретаемого боевого опыта (см. по всем этим вопросам § 11.5);
• управлению в экстремальных условиях из-за недостаточно развитых личных экстремальных способностей и управленческих качеств.'
Подготовка руководителей к экстремальному управлению предполагает:
1) глубокое знание и понимание особенностей экстремальных ситуаций, их требований к персоналу и подготовке:
• решающей роли людей в экстремальных ситуациях, их подготовленности, психических состояний, настроений в группах и необходимости психологически и педагогически квалифицированно работать с ними, памятуя о компетентном мнении Наполеона (подтвержденного последующим боевым опытом и исследованиями) о том, что духовные факторы победы относятся к материальным как 3:1;
• психологически и педагогически обусловленных трудностей, действий и поведения людей в экстремальной обстановке, их объективных и субъективных причин, особенно при угрозе жизни и здоровью;
• психологических и педагогических составляющих экстремальной устойчивости сотрудников и их подготовленности к уверенному и успешному решению задач в экстремальных условиях;
• основы успешного поведения людей в экстремальных ситуациях, определяемого пониманием ими своей миссии, предназначения, общественного и личного смысла своего участия, необходимости стойко преодолевать трудности, что дается их успешной общей и специальной морально-психологической подготовленностью, чувством профессионального долга, патриотизма, коллективизмом, сплоченностью групп;
• сущности и структуры экстремальной подготовленности сотрудников и групп, организации, способов, средств и методов осуществления экстремальной подготовки;
2) понимание особенностей экстремального управления и подготовки себя к нему:
• факторов, влияющих на руководителя и вызывающих у него психологически и педагогически обусловленные трудности, недостатки управления и личного поведения и их причины, связанные с личными качествами и подготовленностью;
• способов самооценки собственной подготовленности к экстремальному управлению, определению путей и выбору методов ее повышения;
• способов самосовершенствования важнейших, необходимых для успешного экстремального управления личных качеств и работы по их развитию: преданности интересам России, чувства офицерского долга и чести, социального и тактического мышления, психолого-педагогического мышления; интеллектуальной способности к предвидению, анализу-синтезу, логичности, обоснованности, скорости, находчивости, ясности; внимательности и хорошей памяти; волевых качеств — целеустремленности, активности, инициативности, настойчивости, решительности, организованности, оперативности, устойчивости к риску, опасности и личной ответственности, смелости, мужества, самообладания, умения «держать себя в руках», уравновешенности, умения не отчаиваться при временных неудачах; гуманности, справедливости, требовательности и заботы о людях, их безопасности, общительности; требовательности к себе и примерности; высокой работоспособности и выносливости, способности принимать лучшие решения при самом высоком внутреннем напряжении;
• специфики выполнения всех управленческих действий в экстремальных условиях и особенно: способов сбора информации об обстановке, ее оценки, учета всех региональных особенностей (географических, национально-этнических, социально-политических, экономических, криминальных и др.), подготовки и принятия решений, организации действий личного состава, взаимодействия с представителями и структурами других силовых министерств и ведомств, взаимодействия с местными органами власти и населением, оказания помощи им, действия при массовых нарушениях общественного по рядка, проведения пропаганды, ведения переговоров с преступниками, психологической борьбы и др.;
• оказанию на противника психологического воздействия, подрывающего его дух и волю к сопротивлению;
• организации собственной работы, поведения, самоуправления и саморегуляции психических состояний;
3) знание и развитое умение руководить людьми в экстремальной обстановке:
• подбирать людей для выполнения ответственных заданий со строгим учетом их индивидуальных возможностей к безошибочному и предельно эффективному управлению людьми;
• показывать личный пример поведения в экстремальной обстановке;
• непрерывно заботиться о безопасности жизни и здоровья подчиненных, их полном обеспечении, отдыхе, работоспособном и боеспособном состоянии;
• оказывать личную поддержку и помощь подчиненным в ходе решения задач в экстремальных условиях;
• использовать помощь психологических служб и психологов в работе с персоналом;
• организовывать немедленную помощь раненым;
• проводить работу с персоналом в перерывах действий, нормализуя их психическое состояние, оказывая воспитывающее и мобилизующее воздействие, обучая более совершенным действиям и неповторению допущенных промахов и ошибок;
4) умение осуществлять работу с персоналом в постэкстремальный период:
• организовывать достойную встречу, поощрение, награды отличившимся;
• организовывать отдых личного состава, лечение нуждающихся в медицинской помощи, восстановление сил;
• извлекать уроки из экстремального опыта и повышать экстремальную подготовленность личного состава на этой основе.
В системе повышения уровня образования, квалификации, переподготовки, служебной подготовки руководящего и начальствующего состава, а также самоподготовки заметное место призван занимать раздел программы «Психология и педагогика экстремального управления». Его формами и методами выступают лекции, семинары, групповые упражнения, обмен опытом, встречи с участниками экстремальных событий, обобщение и анализ опыта экстремального управления, самостоятельная проработка рекомендованной литературы, подготовка рекомендаций по экстремальному управлению в различных ситуациях правоохранительной деятельности и др.
Поддержание боевой натренированности
В системе педагогического обеспечения успешных действий сотрудников в экстремальных условиях важное место занимает поддержание их боевой натренированности. Служба в правоохранительных органах такова, что сотрудники многих служб и подразделений в любой момент должны быть готовы к действиям во внезапно возникшей экстремальной ситуации. Для этого нужно, чтобы их выучка всегда находилась на максимальной высоте. Но известно, что перерыв даже в 10—15 дней отрицательно сказывается на знаниях, навыках и умениях. В этом случае даже у отлично подготовленных стрелков, водителей, радистов, криминалистов, бойцов отрядов специального назначения и других специалистов, которым нужна тонкая, хорошо отлаженная и четкая работа, наблюдается снижение скорости действий, их точности, ухудшение координации, повышенная напряженность и др. «Снижение выучки» обнаруживается и в групповом мастерстве экипажей, отрядов, подразделений. Особенно нетерпимы они там, где порой доли секунды решают, жить человеку или нет. Сложные навыки, «тонкости» профессиональной работы быстрее теряются, чем простые, элементарные. Недостаточно сформированные навыки и умения еще менее устойчивы к перерывам в занятиях.
Боевая натренированность — каждодневная сохранность достигнутого данным сотрудником, воином, группой профессионального мастерства, обеспечивающего возможность действовать в любой момент и достигать максимума возможного при действиях в условиях любой сложности.
Она и есть важнейшая составляющая боевой готовности. Кое-кто этого еще не понимает, недооценивает, рассуждая ошибочно, что раз сотрудника учили, то он в любой момент, даже если его поднимут с постели ночью, должен быть готовым к успешным действиям. Малообоснованны упования на повседневную практику. Она, бесспорно, поддерживает и совершенствует навыки и умения, но только те, которые повседневно используются. Число же таких не Превышает 50% от тех, которые всегда должны быть на высоте. Если учесть, что экстремальные ситуации не столь уж повседневны для большинства сотрудников (за исключением бойцов отрядов специального назначения), то в числе не поддерживаемых навыков и умений оказываются именно экстремальные.
В системе профессиональной подготовки, проводимой непосредственно в правоохранительных органах, должна существовать система специальных ритмичных, планомерных и эффективных тренировочных занятий (тренингов) по поддержанию профессиональной натренированности сотрудников к действиям в экстремальных условиях Система строится с учетом того, какие навыки и иные компоненты экстремальной подготовленности надо поддерживать на высоте, в какие сроки, с каким интервалом проводить тренинги. Это предполагает:
• принятие для отработки на тренировочных занятиях только тех навыков и умений, которые не находят частого подкрепления в практической повседневной работе данной группы специалистов и нужны для поддержания готовности к действиям в экстремальных ситуациях;
• отбор навыков, умений и других компонентов экстремальной подготовленности, наиболее чувствительных к разрушающему влиянию перерывов и самых важных для успеха экстремальных действий и обеспечения безопасности сотрудника;
• выделение для подкрепления и совершенствования на тренировках главным образом сложных профессиональных умений и навыков;
• строгое соблюдение сроков повторных занятий для поддержания навыков и других компонентов экстремальной подготовленности у тех категорий личного состава, которые выполняют наиболее опасные задания в сложнейших условиях (борьба с террористами, бандитами, захватчиками заложников и др.);
• уточнение сроков подкрепления конкретных навыков и умений путем контрольных замеров (снятия нормативов) после перерывов разной продолжительности;
• в системе мероприятий по поддержанию натренированное i и отдавать предпочтение кратким (до 30 мин) и частым тренировочным практическим занятиям (тренингу, тренажу), чем 90-минутным, но редким.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|