|
Необходимость и задачи экстремально- педагогического
Глубоко ошибочно полагать, что всесторонняя подготовка людей проведена, а теперь им остается действовать, как учили и указывали. Напротив, люди, их состояния, поведение, действия в экстремальных ситуациях нуждаются в повышенном внимании, в поддержке, помощи заботе, учебе, воспитании, сплочении и др. Экстремальные ситуации, вызванные природными, техногенными, социальными, криминальными, военными и иными причинами, — тяжкие и всесторонние испытания людей, в том числе и сотрудников правоохранительных органов. Только неопытный руководитель полагает, что стоит ему сказать хоть слово, шевельнуть пальцем, как все сломя голову обеспечения забегают, исполняя его волю. Любой приказ, будь он самым лучшим, останется лишь бумажкой, если рядовые работники не совершат, получив его, определенных действий, если каждый из них, превозмогая трудности, опасности, усталость, возможно, и нежелание, не пойдет куда надо, не проползет, если надо, не сделает что надо, не изменит что-то в реальной обстановке. В сложной и опасной обстановке — тем более. Как верно говорят, пока солдат не сделает, ничего само не сделается.
Необходимо продолжать работу, даже усиливать ее, строить с учетом окружающих экстремальных обстоятельств, состояния и действий людей, опыта других. В системе этой работы есть и экстремально-педагогическое обеспечение действий сотрудников правоохранительных органов и успешного решения стоящих перед ними задач. Оно представляет собой специально организуемый комплекс мер, задачами которого выступают:
• помощь в комплектовании новых групп, направляемых в зоны экстремальных ситуаций, и их подготовка;
• помощь в осуществлении непосредственной и дополнительной подготовки групп и сотрудников, готовящихся приступить в действиям в экстремальных ситуациях;
• изучение, оценка и прогнозирование морально-психологического состояния сотрудников и коллективов правоохранительных органов, их настроя на успешные действия и преодоление трудностей;
• формирование и поддержание здорового и устойчивого морально-психологического и правового климата в группах, отрядах, подразделениях, частях, среди населения, взаимоотношений с населением, предотвращение конфликтов, паники, слухов, их разрешение и пресечение;
• мобилизация сотрудников на полное проявление своих экстремальных способностей и подготовленности; чувств патриотизма и долга, ответственности и дисциплины, оптимизма и веры в успех; соблюдение порядка и организованности, сплоченности и коллективизма; проявление мужества и стойкости, терпения и выдержки, целеустремленности и настойчивости; соблюдение строгой законности действий и др.;
• поддержание бдительности сотрудников, их смелости и разумной осторожности, наступательности, заботы о собственной безопасности, безопасности- коллег и граждан, выживании в любой кризисной ситуации;
• воспитывающие напоминания об уважении к гражданскому населению, о равенстве народов и религий, проявлении посильной заботы и внимания к нуждающимся в помощи гражданам, укреплении авторитета правоохранительных органов и их поддержки населением;
• реализация правовых и социальных гарантий сотрудников и военнослужащих, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами; поддержание взаимодействия с органами государственной власти в целях решения социальных проблем личного состава, обеспечения его всем необходимым в экстремальных условиях;
• организация непрерывного повышения профессионализма личного состава на основе изучения и распространения боевого опыта, поиска и выработки более эффективных способов и приемов, отвечающих специфике данных чрезвычайных обстоятельств;
• проведение мероприятий по ослаблению влияния психотрав-мирующих факторов экстремальных ситуаций и их факторов;
• проведение культурно-досуговых мероприятий и воспитательной работы в часы отдыха и обеспечение людей газетами, журналами, радио- и телеаппаратурой и другой печатной продукцией в различных условиях оперативной обстановки;
• выявление и устранение всех факторов и обстоятельств (в том числе связанных с бытом, питанием, отдыхом, гигиеной, оружием, боеприпасами, средствами индивидуальной защиты, денежным довольствием, социальными и правовыми гарантиями, медицинской помощью, оказанием помощи раненым, достойном захоронении погибших и пр.), вызывающих негативные реакции у действующего в экстремальных ситуациях личного состава;
• постоянная помощь и консультирование руководителей, начальников и командиров в вопросах педагогического руководства личным составом и оценки противника.
Педагогическое обеспечение непосредственной подготовки к действиям
Суть непосредственной подготовки — в обеспечении непосредственной боевой изготовленности к действиям в экстремальных условиях. Наличие у сотрудников (в том числе и бойцов отрядов специального назначения) экстремальной подготовленности и даже нахождение в дежурных помещениях есть важная, но не единственная предпосылка готовности к немедленным и, главное, успешным действиям. Это потенциал, возможность, вероятность успеха действий, а изготовленность — их воплощение в боевом настрое в данное время и в данном месте. Различия между ними у сотрудников правоохранительных органов в принципе те же, что у подготовленности спортсмена-мастера, достигнутой длительными тренировками и соревновательным опытом, и его настроя перед очередным стартом, который специально формируется разминкой тела и психологической внутренней самомобилизацией, чтобы все, что у него накоплено, было активизировано, включено в предстартовое состояние, «кипело в нем» и вырвалось наружу по команде «старт!». Без такой подготовки даже опытный спортсмен не покажет на соревновании то, на что способен — свой лучший результат. Боевой настрой сотрудника перед началом действий — обязательная предпосылка проявления им всех своих возможностей с началом экстремальных действий. Он характеризуется:
• знанием сотрудником стоящей задачи, особенностей и условий своих действий в возникшем экстремальном событии;
• мотивационно-волевым настроем на полную самоотдачу в решении стоящей конкретной задачи;
• воспроизводством в памяти всего, чему его учили на случай такой задачи и действий;
• направленностью внимания и мыслей на предстоящее действие, их мысленным проигрыванием;
• приливом сил, настроем (подъемом внутренней активности) органов чувств (зрения, слуха и др.) и двигательного аппарата соответствующим предстоящим действиям;
• внутренним эмоциональным подъемом, желанием приступить поскорее к действиям;
• чувством уверенности в себе и товарищах, знанием и готовностью преодолеть предстоящие трудности и решить задачу.
Чем более сложны и новы условия и задача предстоящих конкретных действий, тем большее значение приобретает специальное формирование боевого настроя.
Непосредственная подготовка личного состава к действиям может иметь разную продолжительность: при подъеме по тревоге она минимальна, при заблаговременном предупреждении об отправке группы в зону экстремальных событий может длиться до 15—30 дней. В первом случае она носит характер краткого инструктажа при построении личного состава, во время переезда к месту событий и на самом месте. При наличии даже нескольких часов на непосредственную подготовку она носит развернутый характер и включает такие педагогически обусловленные действия, как:
• ознакомление сотрудников с предстоящей задачей, ситуацией, условиями, противником (террористом, преступником, бандитской группой и пр.), ожидаемыми трудностями;
• информирование об общей обстановке в зоне событий, о действующих уже там силах или привлекаемых к решению задачи, с которыми предстоит взаимодействовать;
• разъяснение плана действий и способов его выполнения;
• напоминания о характере и порядке отработанных ранее действий в аналогичных ситуациях с их конкретизацией, дополнительными разъяснениями, частными особенностями;
• проведение тренировок для лучшего воспроизводства в памяти ранее отрабатывавшихся действий, нужных в данном случае, повышения натренированности сотрудников в их выполнении. Тренировки проводятся в таком месте, которое максимально приближено к особенностям места предстоящих действий;
• требования к неукоснительному соблюдению законности, проявлению внимания к гражданам, оказанию помощи нуждающимся
в ней;
• указания о строгом соблюдении дисциплины, организованности, слаженности действий, постоянном «чувстве локтя», контактах, связи между собой и руководителем операции, взаимопомощи и взаимовыручке;
• напоминания о постоянной бдительности, готовности к неожиданностям, заботе о личной безопасности и безопасности других;
• проверка всех компонентов изготовленности сотрудников и группы к действиям с учетом педагогической структуры ее основы — экстремальной подготовленности; она может иметь какие-то недостатки, слабости, которые следует устранить до начала действий;
• добрые напутствия, пожелания успехов и удач, выражение уверенности в успешном и благополучном решении задачи.
Подготовку проводит командир, руководитель группы. В практике оправдали себя и встречи со старшими начальниками, ветеранами, участниками аналогичных операций, представителями местной власти и общественности; прослушивание и исполнение патриотических песен, групповое исполнение сложившихся в группе ритуальных движений — объединение в круг, общее соединение рук в единый кулак, выкрикивание девизов-клятв (например: «один за всех и все за одного») и др.
Более обстоятельный характер носит непосредственная подготовка специально создаваемых групп, состоящих из малознакомых сотрудников, не отрабатывавших ранее в данном составе действия в экстремальных ситуациях. Без подготовки такие группы вообще нельзя направлять на решение экстремальных задач, особенно сопряженных с опасностью для жизни. При проведении же подготовки включать в нее многие элементы и виды экстремальной подготовки. Нельзя упускать из вида и непосредственную подготовку командиров и начальников. С ними проводятся занятия, знакомящие их с обстановкой и задачами, обсуждаются способы решения задач, уделяется пристальное внимание и вопросам работы с личным составом в экстремальных условиях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|