Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебная база и средства экстремальной подготовки





Экстремальная подготовка нуждается в специальном и основательном обеспечении. Центром сосредоточения информации по всем ее вопросам и методических средств обеспечения выступают учебные кабинеты экстремальной подготовки. Во многих структурных подразделениях силовых министерств такие кабинеты созданы и успешно функционируют. Это специальные помещения, оборудованные для качественного проведения занятий (в том числе практических) по экстремальной подготовке. Комплектация основ­ного кабинета (особенно если он единственный в учреждении, на предприятии, в части, отделе) включает: рабочие места для препо­давателя и обучающихся; технические средства обучения (телевизор, видеоаппаратуру, магнитофон, экраны); обучающие и контролирую­щие устройства на учебных местах (телемониторы, пульты управле­ния, индивидуальные наушники и др.); наборы наглядных пособий (слайдов, видеофильмов, копий кинофрагментов, схем, фотоальбо­мов, фотографий), тестов для психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся; библиотеку психологической, педаго­гической и экстремальной литературы; каталоги фильмов, средства наглядности, упражнений и др.



Возможно и целесообразно создание специализированных учебных кабинетов, например для обучения профессиональному общению, проведения психологического тренинга, моделирования дорожной обстановки, криминалистического и др. Из-за распространенной не­хватки помещений такие учебные кабинеты в ряде мест оборудуются в подвальных и чердачных пространствах. Так, учебный кабинет об­щения представляет небольшую комнату, обстановка которой может быстро меняться и превращать ее то в служебный кабинет, то в жи­лую комнату. Комната оборудована телекамерами и микрофонами, приемники которых выведены в обычную учебную аудиторию. Учебная группа находится в классе, а в комнату по очереди направ­ляются отдельные обучающиеся с определенным учебным заданием. Они встречаются там с «имитатором» — партнером по общению, за­ранее подготовленным руководителем и имеющим от него задания.

Каждое упражнение, наблюдаемое и слышимое группой, впоследствии подробно разбирается общими усилиями. В одном из учебных цен­тров на чердаке здания создан кабинет дорожных ситуаций. Смоде­лирован семиметровый участок дороги. Интерьер: на полукруглой панели нарисован лес, из которого как бы и выходит дорога. Тут есть кусочек асфальтового покрытия, фунта, песка. В стороне наборы шин (их используют для изучения следов протектора на различных видах дорожного покрытия) и предметов, которые зачастую бывают на реальном месте дорожно-транспортного происшествия.



Все большее распространение получают тренажерные кабинеты. Они оборудованы автоматически действующими устройствами — тренажерами, моделирующими ситуации, максимально близкие к реальным. На тренажерах отрабатываются не только обычные на­выки и умения, но и действия при возникновении экстремальных ситуаций; совершенствуются компоненты экстремальной устойчи­вости. Определенные возможности содержатся и у игровых автома­тов, принцип работы которых можно использовать и для экстре­мальной подготовки.

Экстремальная подготовка к преодолению профессиональных трудностей может и должна проводиться и на базе других учебных кабинетов, а также на спортивных площадках и в спортивных залах. Большие перспективы у компьютерных классов, но опыт их исполь­зования для экстремальной подготовки пока беден.

Учебный полигон психологической и боевой подготовки может иметь размеры от 100x100 м до десятков километров. Небольшие полигоны обычно включают: учебный городок, полосу препятствий, площадку для эмоционально-волевых упражнений, тир и др. Учебный городок — модель (-и) реальной территории с сооружениями, где могут проис­ходить экстремальные события, типичные для вида деятельности, к которой готовится определенная категория обучающихся. Это мо­жет быть городской перекресток с расположенными по углам жи­лым домом, банком, магазином, дискотекой и подземным перехо­дом; дымокамера, дом для тренировок специальных подразделений, помещения таможни, макет пропускного пункта и др. Сооружения на нем делаются в натуральную величину, возможно, и из подручных легких материалов. Ставятся на полигоне по потребности и другие сооружения: телефонная будка, киоск, обменный пункт валюты, палатка, машина «Скорой помощи» и т.п. Их можно взять из числа списанных на различных предприятиях и в учреждениях города. На полигоне в обстановке, близкой к реальной, отрабатываются про­фессиональные действия в любых по сложности учебных ситуациях. Психологическая полоса препятствий — цепь учебных позиций в виде расположенных последовательно на расстоянии 3—5 м друг от друга различных препятствий, типичных для деятельности подготавливаемых профессионалов. Например, это могут быть ямы, ямы с водой и перекинутым через них бревном, дымоогневая позиция, качающийся мостик, карниз на высоте 3—4 м, подземный лаз, под­вал, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др. Задача обучаю­щихся — успешно преодолеть все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, на­ряду со стационарными, применяются переносные препятствия. Их место на полосе меняется, как и концентрация на разных участках. Это могут быть: стенка высотой 1,5—2 м, заборчик высотой около метра, оконный проем (отверстие в вертикально расположенном щите) размером 70x120 см, сваленное дерево с ветвями, кучи автомо­бильных покрышек, тары, старой мебели и пр. Полезны и вращаю­щиеся по вертикали или горизонтали большие цилиндрические конст­рукции, позволяющие быстро менять размеры окна, через которое на­до пролезть, двери, ширину бума, бревна. Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо сделать две параллельные линии препятствий, что позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.



Упражнения на полосе усложняются прохождением ее: без от­дыха несколько раз, вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др., имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, темноте, при контрастном освещении, сильном ветре, дожде, снеге, гололеде.

Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и воле­вым нагрузкам и увеличивались психологические, применяют допол­нительные учебные задания: оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести из огня «пострадавше­го» или имущество (тяжелые предметы), быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе скрытно располагаются 2—3 по­мощника руководителя занятий из числа обучающихся, осуществляю­щих внезапное нападение), изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возращении, запомнить по маршруту все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности пред­метов на «месте происшествия», надписи или плакаты на стенах, стол­бах и пр., внешние данные лиц, встретившихся по пути следования (на вывешенных портретах). Полезно периодически включать в мар­шрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упраж­нения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патрона­ми), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.

При моделировании экстремальных ситуаций на учебном поли­гоне и психологической полосе не всегда удается создать ситуацию, когда бы человеку приходилось преодолевать тревогу, страх, прояв­лять самообладание и умение пересилить свою нерешительность, за­ставить себя. Компенсирует этот недостаток площадка для эмоцио­нально-волевых упражнений, позволяющая моделировать некоторые опасности и угрозы. Она оборудуется специальными устройствами, которые подбираются тоже с максимально возможным профессио­нальным уподоблением. Устройства представляют собой конструк­ции, размещенные компактно на площадке. Это, например, трам­плины для прыжков с высоты 3, 4, 5 м на землю; лестницы разной высоты, наклона, конструкции и прочности (качающиеся); трапе­ции с подвешенными к ним 5—10-метровыми шестами, канатами, веревочными лестницами и расходящимися наклонно на 20—25 м; бревна, расположенные горизонтально на высоте 2, 3, 4 м; шатаю­щийся мостик без поручней, перекинутый через небольшой водоем, и тут же горизонтально натянутый и вертикально подвешенный ка­нат; длинный шест, чтобы перебраться через водоем прыжком; 15-метровая башня с полого тянущимися от нее с разной высоты и в разные стороны металлическими тросами, спусковыми и страховоч­ными устройствами на них и пр. Везде, где обучающиеся могут упасть и получить серьезную травму, используется песок, опилки, мягкие маты, водоемы, страховочные концы, здесь же должны нахо­диться страхующие люди и медработник. Для многих профессий упражнения на таких устройствах не типичны по характеру опасностей и рисков, но отрицать их бесполезность неверно. А.С. Макаренко справедливо считал, что воспитать мужественного человека можно, ставя его в ситуации, когда бы ему приходилось испытывать и пре­одолевать опасения и страх, «все равно в чем». Человек, регулярно попадавший в разные трудные ситуации, имеет больше шансов выйти с успехом и из очередной, чем никогда не попадавший в них. Важно, чтобы человек пережил «волнение первого раза» в учебной обста­новке, а не в реальной.

Стрелковые тиры создаются там, где использование оружия в профессиональной деятельности предусмотрено законодательно.

Где нет возможности создавать учебные кабинеты и полигоны, следует максимально и изобретательно использовать учебные, служеб­ные и производственные сооружения на территории предприятия, уч­реждения, правоохранительного органа, воинской части. Определен­ные экстремальные ситуации можно создавать практически во всех помещениях, особенно на контрольно-пропускном пункте, чердаке, пожарной лестнице, в подвале, у финансовой части, в магазине, сто­ловой, на стоянке автомашин (в гараже), в общежитии и т.п. Обычно для руководителей занятий разрабатывается документ, содержащий список помещений и участков территории с указанием против каж­дого тех экстремальных ситуаций, которые могут тут создаваться.

К учебным средствам экстремальной подготовки, помимо обыч­ных, относятся документальные съемки экстремальных событий, фотографии, фотоальбомы, слайды, видео- и кинофрагменты, ви­деофильмы, различные предметы, бывающие на местах событий, учебная техника, макеты, муляжи, средства имитации, реальные тех­нические средства, инструменты, приборы, учебное оружие, средства индивидуальной защиты и т.п. Целесообразно иметь фонограммы с записями звуков, типичных для реальной экстремальной обстановки: моторов транспортных средств, шума улицы, толпы, боя, ночного города, шорохов, пожара, стрельбы, бытового скандала и др. Хоро­шие результаты дает изготовление фотоальбомов по разным вопро­сам, например передвижений и действий сотрудников в темноте, мест происшествий, охраняемого объекта, следов, людей и др. Мож­но попарно размещать фотоснимки одного и того же объекта, сде­ланные с небольшим интервалом времени, и использовать их для выполнения упражнений по нахождению сходства и различия меж­ду ними, что будет развивать профессиональную наблюдательность.

Очень действенны и практичны учебно-тренировочные видео­фильмы. Например, фильм по розыску лиц на основе словесного портрета демонстрирует в начале кадр с соответствующим заданием. Второй кадр — текст словесного портрета, время демонстрации для запоминания 10—15 с. Далее кадры с упражнениями: третий — «Уп­ражнение №1», пять разных фотографий, 10 с; четвертый — «Упраж­нение №2», десять разных фотографий, 15 с; пятый — «Упражне­ние №3», динамический видеокадр трех разговаривающих людей, 10 с; шестой — «Упражнение №4», видеокадр одиночных прохожих, 30 с; седьмой — «Упражнение №5», видеокадр проверки сотрудни­ком документов у пяти граждан, 30 с; восьмой — «Упражнение №6», видеокадр выходящих из автобуса десяти пассажиров, 30 с; девятый — «Упражнение №7», толпа покупателей в магазине, 30 с и т.д. Пере­рыв между упражнениями 5—10 с для записи ответа обучающимися (отметки в заранее подготовленных бланках). Усложнения осуществ­ляются изменением одежды, прически, ношением очков, постепен­ным сокращением времени, усложнением обстановки на кадре. На одном видеофильме возможно использование трех и более серий кадров с меняющимися словесными портретами, которые тоже могут быть разной сложности. Стоит учитывать, что чрезмерная сложность в начале, с которой обучающиеся не справляются, отбивает охоту продолжать упражнения, а успех радует и мотивирует. Кстати, во­просы могут касаться не только прохожих, но и обстановки на улице (дома, транспорт, реклама, названия магазинов и пр.). Такие фильмы сейчас легко снимать самостоятельно с помощью видеокамер.

Для создания обстановки, близкой к реальной, нужен комплекс средств имитации — дыма, огня, плохой видимости, неприятных запа­хов, взрывов, стрельбы, свиста пуль, криков, крови, муляжей погиб­ших и раненых, макеты разрушений, препятствий, завалов. Средст­вами имитации вооруженного столкновения бывают имитационные мины и фугасы, учебные гранаты, взрывпакеты, сигнальные и осве­тительные ракеты, огнесмеси, холостые патроны и выстрелы, источ­ники сильного слепящего света и др. Для имитации использования оружия стали использовать лазерные имитаторы стрельбы, компью­терные тренажеры с использованием эффектов виртуальной реаль­ности, цветовые отметки на одежде и при попадании «пули» — луча лазера. Для имитации противостоящей стороны используются люди-имитаторы или специальные группы, имитирующие противника.

Важное значение в экстремальной подготовке, особенно при мо­делировании риска, опасности и использования оружия, имеет забо­та о мерах безопасности, исключение несчастных случаев с обучаю­щимися. К числу обязательных мер безопасности относятся:

• включение во все планы подготовки и каждого занятия (в ви­де отдельной позиции) продуманного и адекватного их условиям и методике комплекса мер безопасности;

• исключение из занятий упражнений, при которых риск не­счастных случаев очень велик, а снизить его мерами безопасности невозможно;

• допуск к выполнению травмоопасных упражнений обучающих­ся, готовых по уровню подготовленности к их выполнению;

• инструктирование участников занятий о личных мерах безо­пасности;

• наличие и полное состояние готовности к использованию средств тушения пожаров, спасения на воде, предупреждения паде­ний с большой высоты, падения на могущие вызвать травму поверх­ности, удушения газами, получения сильных ожогов, завалов и др., отбираемых с учетом особенностей занятий;

• выделения специальных лиц («страховщиков), обеспечивающих принятие мер безопасности на отдельных учебных позициях, этапах занятий, при задействовании конкретных средств имитации при вы­полнении упражнений; подбор их осуществляется с учетом личных качеств и способности обеспечить безопасность; осуществление спе­циальной подготовки и инструктирования перед началом занятия;

• присутствие на повышенно опасных для здоровья обучаю­щихся занятиях медицинского работника с необходимыми для ока­зания неотложной помощи средствами и медикаментами;

• личный контроль руководителя занятий за обеспечением мер безопасности; проверка готовности всех мер и лиц перед началом занятий.

К мерам безопасности экстремальной подготовки относится и обеспечение психогигиены. Это сложный, «жесткий» вид подготовки, сопряженный с большими физическими и морально-психологичес­кими нагрузками, биологическими и психологическими стрессами, переживаниями, страхами и др. Бездумный подход к нагрузкам, не­гативным факторам учебной обстановки порой порождает неблаго­приятные психологические и педагогические последствия: фрустрационные состояния у некоторых обучающихся, эмоциональные сры­вы, утрату веры в себя; формирование мнения, что посвящать свою жизнь профессии, связанной с такими неприятностями, нецелесо­образно; принятие решения о смене профессии, переходе в другое образовательное учреждение, увольнение с работы; принятие неглас­ного решения для себя при возникновении экстремальных ситуа­ций думать только о спасении; невротизация и др. Они не только наносят вред психическому здоровью, но являются угрозой для ус­пешных действий в реальных экстремальных ситуациях. Поэтому организаторам экстремальной подготовки и руководителям занятий не следует заниматься запугиванием, подходить индивидуально, по­следовательно увеличивать физические и психологические нагруз­ки, пересматривать методику занятий, если обнаруживаются при­знаки негативных проявлений, усиливать конструктивность заня­тий, воспитывать веру в преодолимость экстремальных трудностей при серьезном отношении к подготовке и самоподготовке.

 

11.3. Методические особенности экстремальной подготовки

Методы подготовки

Экстремальная подготовленность человека, как было показано в § 11.1, — нечто большее, чем обученность и техническое умение что-то де­лать. Добивается успеха и обеспечивает свою безопасность в экс­тремальных ситуациях тот, кто знает + может + хочет + способен достигать их. Она носит личностный характер, предполагает нали­чие должной воспитанности и развитости сотрудника. Поэтому и экстремальная подготовка — это педагогическая система, которая решает триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспита­ние + развитие. Это обучающе-воспитывающе-развивающая подго­товка. Сведение экстремальной подготовки к обучению ущербно.

Методы экстремальной подготовки частично схожи с при­меняемыми в профессиональном образовании и профессиональной подготовке (словесные, наглядные, развивающие, воспитывающие), используются они в сочетании с более специфичными:

методами учебных действий — предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения учебных заданий, объяснения техники выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке выполнения предстоящих действий, сопровождающего рас­сказа обучаемого о ходе действий, приостановки действий, исправ­ления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группово­го разбора, многократного повторения действий, увеличения темпа действий, наращивания трудностей, варьирования способами дей­ствий, изменения обстановки, выполнения совместных действий, действий в составе группы, поддержания натренированности;

методами учебного моделирования условий экстремальных си­туаций: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с образным представлением его обучаемыми), фактиче­ского моделирования, имитации (создания экстремальных условий применением специальных средств и приемов), психологического моделирования экстремальных трудностей (вызова у обучаемых осо­бенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, ха­рактерных для экстремальных ситуаций), моделирование противо­борства, нагрузок и напряжений (моральных, психологических, фи­зических), проигрывание ситуаций и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.