|
Учебная база и средства экстремальной подготовки
Экстремальная подготовка нуждается в специальном и основательном обеспечении. Центром сосредоточения информации по всем ее вопросам и методических средств обеспечения выступают учебные кабинеты экстремальной подготовки. Во многих структурных подразделениях силовых министерств такие кабинеты созданы и успешно функционируют. Это специальные помещения, оборудованные для качественного проведения занятий (в том числе практических) по экстремальной подготовке. Комплектация основного кабинета (особенно если он единственный в учреждении, на предприятии, в части, отделе) включает: рабочие места для преподавателя и обучающихся; технические средства обучения (телевизор, видеоаппаратуру, магнитофон, экраны); обучающие и контролирующие устройства на учебных местах (телемониторы, пульты управления, индивидуальные наушники и др.); наборы наглядных пособий (слайдов, видеофильмов, копий кинофрагментов, схем, фотоальбомов, фотографий), тестов для психодиагностики индивидуальных особенностей обучающихся; библиотеку психологической, педагогической и экстремальной литературы; каталоги фильмов, средства наглядности, упражнений и др.
Возможно и целесообразно создание специализированных учебных кабинетов, например для обучения профессиональному общению, проведения психологического тренинга, моделирования дорожной обстановки, криминалистического и др. Из-за распространенной нехватки помещений такие учебные кабинеты в ряде мест оборудуются в подвальных и чердачных пространствах. Так, учебный кабинет общения представляет небольшую комнату, обстановка которой может быстро меняться и превращать ее то в служебный кабинет, то в жилую комнату. Комната оборудована телекамерами и микрофонами, приемники которых выведены в обычную учебную аудиторию. Учебная группа находится в классе, а в комнату по очереди направляются отдельные обучающиеся с определенным учебным заданием. Они встречаются там с «имитатором» — партнером по общению, заранее подготовленным руководителем и имеющим от него задания.
Каждое упражнение, наблюдаемое и слышимое группой, впоследствии подробно разбирается общими усилиями. В одном из учебных центров на чердаке здания создан кабинет дорожных ситуаций. Смоделирован семиметровый участок дороги. Интерьер: на полукруглой панели нарисован лес, из которого как бы и выходит дорога. Тут есть кусочек асфальтового покрытия, фунта, песка. В стороне наборы шин (их используют для изучения следов протектора на различных видах дорожного покрытия) и предметов, которые зачастую бывают на реальном месте дорожно-транспортного происшествия.
Все большее распространение получают тренажерные кабинеты. Они оборудованы автоматически действующими устройствами — тренажерами, моделирующими ситуации, максимально близкие к реальным. На тренажерах отрабатываются не только обычные навыки и умения, но и действия при возникновении экстремальных ситуаций; совершенствуются компоненты экстремальной устойчивости. Определенные возможности содержатся и у игровых автоматов, принцип работы которых можно использовать и для экстремальной подготовки.
Экстремальная подготовка к преодолению профессиональных трудностей может и должна проводиться и на базе других учебных кабинетов, а также на спортивных площадках и в спортивных залах. Большие перспективы у компьютерных классов, но опыт их использования для экстремальной подготовки пока беден.
Учебный полигон психологической и боевой подготовки может иметь размеры от 100x100 м до десятков километров. Небольшие полигоны обычно включают: учебный городок, полосу препятствий, площадку для эмоционально-волевых упражнений, тир и др. Учебный городок — модель (-и) реальной территории с сооружениями, где могут происходить экстремальные события, типичные для вида деятельности, к которой готовится определенная категория обучающихся. Это может быть городской перекресток с расположенными по углам жилым домом, банком, магазином, дискотекой и подземным переходом; дымокамера, дом для тренировок специальных подразделений, помещения таможни, макет пропускного пункта и др. Сооружения на нем делаются в натуральную величину, возможно, и из подручных легких материалов. Ставятся на полигоне по потребности и другие сооружения: телефонная будка, киоск, обменный пункт валюты, палатка, машина «Скорой помощи» и т.п. Их можно взять из числа списанных на различных предприятиях и в учреждениях города. На полигоне в обстановке, близкой к реальной, отрабатываются профессиональные действия в любых по сложности учебных ситуациях. Психологическая полоса препятствий — цепь учебных позиций в виде расположенных последовательно на расстоянии 3—5 м друг от друга различных препятствий, типичных для деятельности подготавливаемых профессионалов. Например, это могут быть ямы, ямы с водой и перекинутым через них бревном, дымоогневая позиция, качающийся мостик, карниз на высоте 3—4 м, подземный лаз, подвал, лабиринт, домик, автомашина, ров, бум и др. Задача обучающихся — успешно преодолеть все препятствия в кратчайший срок. Чтобы разнообразить обстановку при повторных упражнениях, наряду со стационарными, применяются переносные препятствия. Их место на полосе меняется, как и концентрация на разных участках. Это могут быть: стенка высотой 1,5—2 м, заборчик высотой около метра, оконный проем (отверстие в вертикально расположенном щите) размером 70x120 см, сваленное дерево с ветвями, кучи автомобильных покрышек, тары, старой мебели и пр. Полезны и вращающиеся по вертикали или горизонтали большие цилиндрические конструкции, позволяющие быстро менять размеры окна, через которое надо пролезть, двери, ширину бума, бревна. Учебные позиции можно располагать по прямой линии, кривой или близкой к кругу. Хорошо сделать две параллельные линии препятствий, что позволяет выводить на старт двух человек, между которыми возникают соревновательные отношения и повышается напряжение.
Упражнения на полосе усложняются прохождением ее: без отдыха несколько раз, вдогонку (с гандикапом: первый обучающийся стартует с опережением второго на 5—15 с), в прямом и обратном направлении, парами, группой, группой с переносом «раненого», с имитацией огня, дыма, резких запахов, газов, шумовых эффектов, криков, взрывов, яркого света в лицо и др., имитацией разрушений, «погибших» животных и людей (муляжи), в затрудненных условиях — в сумерки, темноте, при контрастном освещении, сильном ветре, дожде, снеге, гололеде.
Чтобы прохождение полосы не сводилось к физическим и волевым нагрузкам и увеличивались психологические, применяют дополнительные учебные задания: оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему» на пути следования, вынести из огня «пострадавшего» или имущество (тяжелые предметы), быть бдительным и отражать нападения «противника» (на полосе скрытно располагаются 2—3 помощника руководителя занятий из числа обучающихся, осуществляющих внезапное нападение), изучить обстановку по пути следования и доложить о ее особенностях по возращении, запомнить по маршруту все мелкие детали обстановки (номера автомашин, особенности предметов на «месте происшествия», надписи или плакаты на стенах, столбах и пр., внешние данные лиц, встретившихся по пути следования (на вывешенных портретах). Полезно периодически включать в маршрут прохождения полосы стрелковый тир и выполнять в нем упражнения по стрельбе (на специальном тренажере или боевыми патронами), находясь в состоянии учащенного сердцебиения и усталости.
При моделировании экстремальных ситуаций на учебном полигоне и психологической полосе не всегда удается создать ситуацию, когда бы человеку приходилось преодолевать тревогу, страх, проявлять самообладание и умение пересилить свою нерешительность, заставить себя. Компенсирует этот недостаток площадка для эмоционально-волевых упражнений, позволяющая моделировать некоторые опасности и угрозы. Она оборудуется специальными устройствами, которые подбираются тоже с максимально возможным профессиональным уподоблением. Устройства представляют собой конструкции, размещенные компактно на площадке. Это, например, трамплины для прыжков с высоты 3, 4, 5 м на землю; лестницы разной высоты, наклона, конструкции и прочности (качающиеся); трапеции с подвешенными к ним 5—10-метровыми шестами, канатами, веревочными лестницами и расходящимися наклонно на 20—25 м; бревна, расположенные горизонтально на высоте 2, 3, 4 м; шатающийся мостик без поручней, перекинутый через небольшой водоем, и тут же горизонтально натянутый и вертикально подвешенный канат; длинный шест, чтобы перебраться через водоем прыжком; 15-метровая башня с полого тянущимися от нее с разной высоты и в разные стороны металлическими тросами, спусковыми и страховочными устройствами на них и пр. Везде, где обучающиеся могут упасть и получить серьезную травму, используется песок, опилки, мягкие маты, водоемы, страховочные концы, здесь же должны находиться страхующие люди и медработник. Для многих профессий упражнения на таких устройствах не типичны по характеру опасностей и рисков, но отрицать их бесполезность неверно. А.С. Макаренко справедливо считал, что воспитать мужественного человека можно, ставя его в ситуации, когда бы ему приходилось испытывать и преодолевать опасения и страх, «все равно в чем». Человек, регулярно попадавший в разные трудные ситуации, имеет больше шансов выйти с успехом и из очередной, чем никогда не попадавший в них. Важно, чтобы человек пережил «волнение первого раза» в учебной обстановке, а не в реальной.
Стрелковые тиры создаются там, где использование оружия в профессиональной деятельности предусмотрено законодательно.
Где нет возможности создавать учебные кабинеты и полигоны, следует максимально и изобретательно использовать учебные, служебные и производственные сооружения на территории предприятия, учреждения, правоохранительного органа, воинской части. Определенные экстремальные ситуации можно создавать практически во всех помещениях, особенно на контрольно-пропускном пункте, чердаке, пожарной лестнице, в подвале, у финансовой части, в магазине, столовой, на стоянке автомашин (в гараже), в общежитии и т.п. Обычно для руководителей занятий разрабатывается документ, содержащий список помещений и участков территории с указанием против каждого тех экстремальных ситуаций, которые могут тут создаваться.
К учебным средствам экстремальной подготовки, помимо обычных, относятся документальные съемки экстремальных событий, фотографии, фотоальбомы, слайды, видео- и кинофрагменты, видеофильмы, различные предметы, бывающие на местах событий, учебная техника, макеты, муляжи, средства имитации, реальные технические средства, инструменты, приборы, учебное оружие, средства индивидуальной защиты и т.п. Целесообразно иметь фонограммы с записями звуков, типичных для реальной экстремальной обстановки: моторов транспортных средств, шума улицы, толпы, боя, ночного города, шорохов, пожара, стрельбы, бытового скандала и др. Хорошие результаты дает изготовление фотоальбомов по разным вопросам, например передвижений и действий сотрудников в темноте, мест происшествий, охраняемого объекта, следов, людей и др. Можно попарно размещать фотоснимки одного и того же объекта, сделанные с небольшим интервалом времени, и использовать их для выполнения упражнений по нахождению сходства и различия между ними, что будет развивать профессиональную наблюдательность.
Очень действенны и практичны учебно-тренировочные видеофильмы. Например, фильм по розыску лиц на основе словесного портрета демонстрирует в начале кадр с соответствующим заданием. Второй кадр — текст словесного портрета, время демонстрации для запоминания 10—15 с. Далее кадры с упражнениями: третий — «Упражнение №1», пять разных фотографий, 10 с; четвертый — «Упражнение №2», десять разных фотографий, 15 с; пятый — «Упражнение №3», динамический видеокадр трех разговаривающих людей, 10 с; шестой — «Упражнение №4», видеокадр одиночных прохожих, 30 с; седьмой — «Упражнение №5», видеокадр проверки сотрудником документов у пяти граждан, 30 с; восьмой — «Упражнение №6», видеокадр выходящих из автобуса десяти пассажиров, 30 с; девятый — «Упражнение №7», толпа покупателей в магазине, 30 с и т.д. Перерыв между упражнениями 5—10 с для записи ответа обучающимися (отметки в заранее подготовленных бланках). Усложнения осуществляются изменением одежды, прически, ношением очков, постепенным сокращением времени, усложнением обстановки на кадре. На одном видеофильме возможно использование трех и более серий кадров с меняющимися словесными портретами, которые тоже могут быть разной сложности. Стоит учитывать, что чрезмерная сложность в начале, с которой обучающиеся не справляются, отбивает охоту продолжать упражнения, а успех радует и мотивирует. Кстати, вопросы могут касаться не только прохожих, но и обстановки на улице (дома, транспорт, реклама, названия магазинов и пр.). Такие фильмы сейчас легко снимать самостоятельно с помощью видеокамер.
Для создания обстановки, близкой к реальной, нужен комплекс средств имитации — дыма, огня, плохой видимости, неприятных запахов, взрывов, стрельбы, свиста пуль, криков, крови, муляжей погибших и раненых, макеты разрушений, препятствий, завалов. Средствами имитации вооруженного столкновения бывают имитационные мины и фугасы, учебные гранаты, взрывпакеты, сигнальные и осветительные ракеты, огнесмеси, холостые патроны и выстрелы, источники сильного слепящего света и др. Для имитации использования оружия стали использовать лазерные имитаторы стрельбы, компьютерные тренажеры с использованием эффектов виртуальной реальности, цветовые отметки на одежде и при попадании «пули» — луча лазера. Для имитации противостоящей стороны используются люди-имитаторы или специальные группы, имитирующие противника.
Важное значение в экстремальной подготовке, особенно при моделировании риска, опасности и использования оружия, имеет забота о мерах безопасности, исключение несчастных случаев с обучающимися. К числу обязательных мер безопасности относятся:
• включение во все планы подготовки и каждого занятия (в виде отдельной позиции) продуманного и адекватного их условиям и методике комплекса мер безопасности;
• исключение из занятий упражнений, при которых риск несчастных случаев очень велик, а снизить его мерами безопасности невозможно;
• допуск к выполнению травмоопасных упражнений обучающихся, готовых по уровню подготовленности к их выполнению;
• инструктирование участников занятий о личных мерах безопасности;
• наличие и полное состояние готовности к использованию средств тушения пожаров, спасения на воде, предупреждения падений с большой высоты, падения на могущие вызвать травму поверхности, удушения газами, получения сильных ожогов, завалов и др., отбираемых с учетом особенностей занятий;
• выделения специальных лиц («страховщиков), обеспечивающих принятие мер безопасности на отдельных учебных позициях, этапах занятий, при задействовании конкретных средств имитации при выполнении упражнений; подбор их осуществляется с учетом личных качеств и способности обеспечить безопасность; осуществление специальной подготовки и инструктирования перед началом занятия;
• присутствие на повышенно опасных для здоровья обучающихся занятиях медицинского работника с необходимыми для оказания неотложной помощи средствами и медикаментами;
• личный контроль руководителя занятий за обеспечением мер безопасности; проверка готовности всех мер и лиц перед началом занятий.
К мерам безопасности экстремальной подготовки относится и обеспечение психогигиены. Это сложный, «жесткий» вид подготовки, сопряженный с большими физическими и морально-психологическими нагрузками, биологическими и психологическими стрессами, переживаниями, страхами и др. Бездумный подход к нагрузкам, негативным факторам учебной обстановки порой порождает неблагоприятные психологические и педагогические последствия: фрустрационные состояния у некоторых обучающихся, эмоциональные срывы, утрату веры в себя; формирование мнения, что посвящать свою жизнь профессии, связанной с такими неприятностями, нецелесообразно; принятие решения о смене профессии, переходе в другое образовательное учреждение, увольнение с работы; принятие негласного решения для себя при возникновении экстремальных ситуаций думать только о спасении; невротизация и др. Они не только наносят вред психическому здоровью, но являются угрозой для успешных действий в реальных экстремальных ситуациях. Поэтому организаторам экстремальной подготовки и руководителям занятий не следует заниматься запугиванием, подходить индивидуально, последовательно увеличивать физические и психологические нагрузки, пересматривать методику занятий, если обнаруживаются признаки негативных проявлений, усиливать конструктивность занятий, воспитывать веру в преодолимость экстремальных трудностей при серьезном отношении к подготовке и самоподготовке.
11.3. Методические особенности экстремальной подготовки
Методы подготовки
Экстремальная подготовленность человека, как было показано в § 11.1, — нечто большее, чем обученность и техническое умение что-то делать. Добивается успеха и обеспечивает свою безопасность в экстремальных ситуациях тот, кто знает + может + хочет + способен достигать их. Она носит личностный характер, предполагает наличие должной воспитанности и развитости сотрудника. Поэтому и экстремальная подготовка — это педагогическая система, которая решает триединую педагогическую задачу (ТПЗ): обучение + воспитание + развитие. Это обучающе-воспитывающе-развивающая подготовка. Сведение экстремальной подготовки к обучению ущербно.
Методы экстремальной подготовки частично схожи с применяемыми в профессиональном образовании и профессиональной подготовке (словесные, наглядные, развивающие, воспитывающие), используются они в сочетании с более специфичными:
• методами учебных действий — предполагают использование методических приемов постановки и разъяснения учебных заданий, объяснения техники выполнения действий, рассказа обучаемого о порядке выполнения предстоящих действий, сопровождающего рассказа обучаемого о ходе действий, приостановки действий, исправления ошибок, снятия нормативов, самоанализа действий, группового разбора, многократного повторения действий, увеличения темпа действий, наращивания трудностей, варьирования способами действий, изменения обстановки, выполнения совместных действий, действий в составе группы, поддержания натренированности;
• методами учебного моделирования условий экстремальных ситуаций: словесно-образного моделирования (словесного описания обстановки с образным представлением его обучаемыми), фактического моделирования, имитации (создания экстремальных условий применением специальных средств и приемов), психологического моделирования экстремальных трудностей (вызова у обучаемых особенностей мыслительных, эмоциональных, волевых процессов, характерных для экстремальных ситуаций), моделирование противоборства, нагрузок и напряжений (моральных, психологических, физических), проигрывание ситуаций и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|