|
Этика и педагогическая функция управления
Этика — это кодекс высокоморальных отношений в сфере «человек — человек», а поэтому она относится к управлению и педагогике. Педагогическая этика — обеспечение высокоморальных отношений при решении педагогических задач воспитания, обучения и развития. Руководитель в управленческой деятельности обязан быть этичным во взаимоотношениях с подчиненными и руководстве их деятельностью, а при реализации педагогической функции быть педагогически этичным.
Для руководителей при выполнении своих официальных обязанностей прежде всего важно соблюдение совокупности правил и форм обхождения с людьми, которая называется этикетом. Соблюдение этикета, во-первых, само по себе педагогично, и понимание этого руководителем очень важно, характеризует его управленческий профессионализм и представленность в нем управленческо-педагогической подготовленности. Во-вторых, соблюдение этикета при намеренных воспитательных, обучающих и иных педагогических воздействиях на сотрудников требует, если можно так выразиться, соблюдения этикета вдвойне. Сумма и единство первого и второго характеризуют педагогический этикет руководителя.
Жизнь любого коллектива охватывает своим влиянием и руководителя, и совокупность предписанных норм и правил этикета не может охватить все необходимые для деятельности руководителя высокоморальные отношения. Кроме того, соблюдение предписаний этикета вряд ли может быть надежным и действенным, если за ними не стоит этическая воспитанность самого руководителя. У французского гуманиста эпохи Возрождения М. Монтеня есть интересное суждение:
Нужно добросовестно играть свою роль, но при этом не забывать, что это всего-навсего роль, которую нам поручили. Маску и внешний облик нельзя делать сущностью, чужое — своим[209]. Для истинного профессионала его этичность в работе, выполнении служебного долга — не «маска» и не «внешний облик», а тот внутренний стержень, который непосредственно связан с духовным миром его личности, нравственным содержанием и проявляется в индивидуальной нравственной культуре поведения, а у руководителя—в соответствующих показателях управленческой деятельности. Руководитель как воспитатель отличается от воспитываемых им только опытом, умением, определенными знаниями, более острыми чувствами ответственности и долга, которых должно быть достаточно для того, чтобы не только наблюдать за жизнью своих коллег, но и участвовать в ней, терпеливо и ненасильственно предлагать им лучшие образцы человеческих отношений. В последние годы специалистами активно разрабатываются педагогические проблемы служебной и административной этики, этичности хозяйственного руководителя, а также руководителя государственного органа. Акцентируется внимание на недопустимости проявлений этической невоспитанности, таких, как волюнтаризм, нескромность, несправедливость, коррумпированность, упорное игнорирование демократических начал в работе и др., которые расцениваются как противопоказания к занятию управленческой должности.
Большое внимание в России стали обращать на педагогические принципы и нормы нравственного поведения и профессиональной нравственной культуры руководящих кадров. Сформулированы основополагающие принципы педагогической этики: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, забота о подчиненных, единство слова и дела, профессионализм и компетентность, предвидение педагогических и иных последствий принимаемых решений и совершаемых действий, личная порядочность, нравственная чистоплотность, моральная ответственность, честная оценка результатов своей работы. Должностное положение руководителя дает ему юридические права для руководства людьми, а моральное право (связанное с авторитетом) он должен заслужить неукоснительным, повседневным иповсеместным выполнением принципов педагогической этики.
Профессиональные качества руководителя и его этическая воспитанность
Отношение руководителя к подчиненным воспринимается последними не как правила, нормы, которыми он руководствуется в общении с ними, а как его личные нравственные качества, как естественное проявление натуры их руководителя. В этом смысле руководитель всегда находится «под контролем» своих подчиненных, которые быстро обнаруживают фальшь илицемерие отношений, «двойной стандарт», если это имеет место. Профессионально подготовленный руководитель — это нечто большее, чем специалист, имеющий сертификат о высшем образовании (зачастую — о нескольких высших) и впечатляющий послужной список. По меткому выражению М. Монтеня, «тому, кто не постиг науку добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
В августе 2002 г. Указом Президента Российской Федерации были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих, представляющие собой основы поведения государственных служащих, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных (служебных) обязанностей. В документе, в частности, говорится:
Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван:
исполнять должностные (служебные) обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа;
исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основный смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;
...соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила
делового поведения;
проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и представителями организаций;
проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственным служащим должностных (служебных) обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа...[210].
Этические исследования показывают, что наиболее значимыми, предпочтительными профессиональными качествами руководителей, отвечающими требованиям этого указа и практики управления, являются (в порядке значимости):
• требовательность к себе и подчиненным;
• справедливость;
• доверие к сотрудникам;
• уважение личного достоинства сотрудников;
• чувство ответственности за положение дел в коллективе;
• умение владеть собой, тактичность;
• забота о подчиненных, внимание к их нуждам, проблемам;
• уверенность в себе, настойчивость, твердость, решительность;
• чуткость, отзывчивость;
• верность слову, обязательность;
• общительность, простота в общении, доступность;
• скромность, самокритичность;
• жизнерадостность, оптимизм, чувство юмора.
Помимо этих отмечаются такие этически важные качества руководителя, как человечность, порядочность, гуманность и ряд других[211]. Людям импонируют руководители с преобладанием названных черт, при наличии которых подчиненные нередко прощают своему руководителю даже некоторые его слабости, относящиеся к качествам иного свойства (знания, ум, профессионально-деловые качества, физические и др.). Не противопоставляя моральные качества иным, следует отметить, что если подчиненные хотят прежде всего видеть у своего начальника моральные качества, то сами руководители на первое место ставят у своих подчиненных деловые, профессиональные качества. Это объясняется, с одной стороны, тем, что у руководителей кроме моральных и педагогических средств воздействия на подчиненных есть и иные (правовые, материальные), тогда как подчиненный пока имеет мало возможностей влиять на своего начальника.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|