Основы проведения постэкстремальной педагогической работы
Цель работы — восстановление и повышение работоспособности и боеспособности сотрудников, их готовности к действиям и возможным новым экстремальным трудностям. Ее главные задачи:
• организация встречи возвратившихся из районов чрезвычайных событий и удовлетворение их чувства выполненного долга;
• организация отдыха для восстановления работоспособности, помощи в возврате к нормальной жизни и службе, предупреждении и преодолении возможных отклонений в самочувствии и поведении;
• выявление лиц, нуждающихся в особой помощи, а также практическое оказание ее;
• работа с травмированными и ранеными, находящимися в лечебных учреждениях;
• работа с семьями для создания в них благоприятных условий для восстановления сил возвратившихся, а также необходимой помощи семьям погибших;
• содействие возврату сотрудников к активной, деловой и более совершенной профессиональной деятельности, построенной с учетом приобретенного экстремального опыта;
• анализ экстремального опыта, извлечение из него уроков и выводов, овладения более совершенными способами действий в возможных будущих экстремальных ситуациях.
На опыте постэкстремальной работы сформулированы ее специальные психолого-педагогические принципы:
1) специальной подготовки сотрудников и воинов к выходу из экстремальной ситуации;
2) безотлагательности;
3) благодарности, оптимистичности и опоры на положительное;
4) окружения заботой;
5) восстановления сил и психологической нормализации;
6) индивидуализации;
7) специальной работы с ранеными и лечащимися в стационаре;
8) работы с семьями;
9) воспитания и обучения на экстремальном опыте;
10) активизации самоуправления восстановлением сил и готовности.
Постэкстремальная работа проводится со всеми возвратившимися с выполнения экстремальных заданий — и окрепшими, и нормализующимися, и трудными, и пострадавшими (а не только с последними). Она эффективна, когда комплексна и решает социальные, правовые, материальные, бытовые, психологические, педагогические и медицинские вопросы. Ведется она поэтапно.
На этапе встречи решаются важные воспитательные и восстановительные задачи. Фиксируется важный социальный и профессиональный факт: сотрудники, воины возвратились с трудного и опасного задания, они честно выполнили свой гражданский и профессиональный долг перед Родиной, они подвергали опасности свою жизнь, а часть их отдала ее; они проявили мужество и смелость, преодолели страх и перенесли лишения, отдали все свои силы и проявили умелость в тяжелейших условиях; это — герои, заслуживающие признательности, почета, уважения и заботы о них. Ожидание такого понимания, подхода, признания гражданами, родственниками, сослуживцами, руководством, властью осознанно или подсознательно есть у возвратившихся. Реальное проявление их при встрече дает возвратившимся ожидаемую радость, которую им надо дать пережить и прочувствовать сполна. Они не должны испытать чувство разочарования, ощущать себя ненужными, нежданными и непонятыми[195]. Именно эта социальная, патриотическая, нравственная, профессиональная, психологическая сущность ситуации возвращения обязана с самого начала пронизывать всю постэкстремальную работу. Поэтому лучше всего, если встреча будет начинаться оптимистично, с радостей, торжеств, благодарностей. В число педагогически значимых мер при этом входят:
• торжественная первая встреча возвращающихся на вокзале, аэродроме, непосредственно в правоохранительном органе, части с участием руководства, представителей власти, общественности, членов семей, оркестра;
• разные торжественные мероприятия в первые дни после возвращения: общие собрания личного состава, поощрения отличившихся; встречи с населением и представителями разных организаций с отчетами и рассказами возвратившихся о выполненном в сложных и опасных условиях долге; встречи со школьниками, студентами, трудящейся молодежью; вечера отдыха, концерты с приглашением членов семей, представителей организаций, предприятий города, области, республики;
• мемориальные мероприятия («никто не забыт, ничто не забыто»): почетно-торжественное захоронение погибших, вечера памяти, занесение имен погибших на мемориальные плиты, памятники, установка мемориальных сооружений на территории части, правоохранительного органа и др., а также в посещаемых населением местах; оправдали себя и мемориальные религиозные ритуалы;
• посещение раненых в больницах и госпиталях — их также необходимо окружить заботой и вниманием;
• служебные совещания, на которых возвратившихся знакомят с задачами и планом мероприятий на постэкстремальный период, с возможными психологическими и иными трудностями этого периода, даются советы по поведению при столкновении с ними, обращается внимание на важность саморегуляции поведения и настроений; выясняются пожелания и просьбы возвратившихся, даются ответы на возникшие вопросы;
• решение неотложных вопросов обеспечения возвратившихся всем необходимым для успешного решения задач постэкстремального периода;
• беседы с семьями возвратившихся, в ходе которых даются советы, как помочь восстановлению сил и предупредить возможные отклонения в поведении;
• повышенная забота о семьях тяжело раненых и погибших, которые особенно остро переживают свое горе в это время.
Успешная организация работы с «возвращенцами» на этапе встречи — лучшее психолого-педагогическое лекарство, предупреждающее возможные негативные последствия постэкстремальной жизни. Кроме того, она дает яркий и впечатляющий урок патриотизма, реального гуманизма, существующей в жизни духовности. Это укрепляет коллективизм в жизни правоохранительного органа, части, воспитывает чувство профессиональной чести и долга у личного состава, повышает стремление к достижению высот профессионализма, серьезное отношение к профессиональной подготовке, крепит авторитет руководства, заботливо и со вниманием относящегося к возвратившимся. Этот урок полезен для возвратившихся, но не менее важен для населения, для тех молодых людей и граждан, которым, возможно, придется самим стать на защиту Родины и проявить самоотверженность в отстаивании ценностей и счастливой жизни россиян. Поэтому организация встреч с населением, учащимися, рабочей молодежью тех, кто возвратился с полей сражений, проявил героизм и величие духа при выполнении гражданского и профессионального долга, нужна и тем, и другим. Верна и глубока мысль: память погибшим, отдавшим свою жизнь за Отечество ради счастья Других, нужна не погибшим, а живущим.
В конце второго этапа (восстановления сил) — и на третьем (включения в деятельность) начинается и проводится работа по извлечению уроков из пережитых и преодоленных «возвращенцами» экстремальных трудностей. Экстремальный (боевой) опыт имеет повышенную ценность: он приобретается не в учебных, а в труднейших условиях, в тяжких испытаниях, высокой ценой страданий и человеческих жизней. Не изучить его, не сделать из него выводы — огромное и непростительное упущение. Выявление и изучение опыта обладает большим педагогическим — обучающим и воспитательным — потенциалом. Нет ничего более поучительного и убедительного, чем такой опыт. Заложенные в нем педагогические возможности используются проведением специальных обсуждений, дискуссий, индивидуальных бесед, занятий, организацией обмена опытом, устранением обнаруженных пробелов в подготовке, освоением новых, более совершенных способов действий в аналогичных и иных экстремальных ситуациях.
Опыт свидетельствует о вредности затягивания с третьим этапом и непременным решением его задач. Встречаются случаи, когда некоторые трудоспособные «возвращенцы» не очень спешат с возвращением к нормальной трудовой жизни, а предпочитают «стричь купоны», живя прежними заслугами, не трудясь и требуя пожизненного безбедного и беззаботного существования. Они же преднамеренно инсценируют «упадок здоровья» и признаки «не проходящих» постстрессовых расстройств.
Превращение опыта, который приобрел человек большой ценой, в осмысленные знания, а также в конструктивное средство, — инструмент решения практических задач в будущем — придает ему дополнительные силы, большую уверенность в себе. В постэкстремальной работе этот механизм приводится в действие при организации практической совместной работы «Уроки и рекомендации». Ее назначение — активизировать, осмыслить, упорядочить, конкретизировать опыт (будь он позитивным или негативным), сфокусировать в поучительные, полезные для себя и других выводы. Такую работу лучше не ограничивать 2—4-часовым занятием, а превращать в организованный комплекс, рассчитанный на несколько дней. Он включает:
• организационное занятие. На нем участникам экстремальных событий разъясняется чрезвычайная важность опыта, которым они располагают, его ценность для других, необходимость конструктивно обобщить и осмыслить его, воплотить в конкретные выводы, советы, рекомендации. Предлагается и обсуждается порядок работы, выслушиваются и учитываются предложения «возвращенцев». Разрабатывается план работы, комплектуются рабочие группы, в которых избираются (назначаются) старшие;
• рабочие занятия. Их назначение — воспроизводство в памяти и живое свободное обсуждение поучительных эпизодов экстремального события, выявление причин успехов и неудач, четкая формулировка выводов и разработка предложений по их реализации. Такие занятия проводятся со всей группой либо с рабочими группами. 'При подготовке очередных занятий желательно поручать участникам подготовиться к обсуждению того или иного вопроса на очередном занятии, продумать конструктивные выводы и предложения, Последние по возможности написать на листках бумаги. Вариантами Организации их могут быть:
— поэпизодное обсуждение опыта;
— поэтапное обсуждение (подготовка, начало, решающий этап, завершающий этап);
— покомпонентное обсуждение (подготовленность участников, наблюдение, оценка обстановки, принятие решений, обеспечение, взаимодействие, связь, управление и др.);
— аналитическое обсуждение (раздельно — позитивных и негативных сторон опыта);
• итоговые занятия (одно или несколько). Проводятся со всеми участниками экстремальных событий. Обсуждаются итоги рабочих занятий. Основное содержание их — окончательное обсуждение рекомендаций и предложений, оформленных в письменном виде. Желательно проект их размножить и предварительно раздать участникам занятия. Рекомендации и предложения следует структурировать по основным вопросам: по экстремальной подготовке всего персонала, по непосредственной подготовке перед участием в зоне экстремальных событий, по обеспечению, по организации действий в ходе событий и ликвидации их последствий, по тактике и приемам действий, по совершенствованию связи и взаимодействия, по обеспечению безопасности, по оказанию помощи, по предотвращению потерь, по совершенствованию техники, оружия, средств личной защиты и др.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Назовите факторы правоохранительной деятельности, предъявляющие требования к экстремальной подготовленности сотрудников.
2. Дайте педагогическую характеристику экстремальной подготовленности.
3. Каковы требования к экстремальной подготовке, ее цели, задачи и виды?
4. Вспомните специальные педагогические принципы экстремальной подготовки и охарактеризуйте их сущность.
5. Расскажите, как должна организовываться и обеспечиваться экстремальная подготовка. Напишите на листе бумаги, какие специальные устройства и средства должны быть в правоохранительном органе, к работе в котором вы готовитесь.
6. В чем заключаются методические особенности экстремальной подготовки?
7. Каким образом можно максимально приблизить учебные условия к реальным при отработке профессиональных действий и обеспечить при этом безопасность обучающихся, не допустить получение ими травм?
8. Опишите специфику обучения и самообучения умению владеть собой.
9. Каково значение и способы осуществления специальной морально-психологической подготовки к решению задач в экстремальных ситуациях правоохранительной деятельности?
10. Какой вклад вносит в подготовку сотрудника к действиям в экстремальных ситуациях физическая подготовка, как ее проводить, чем вы занимаетесь для подготовки самого себя?
11. Как готовить себя к силовому противоборству с преступниками?
12. Какое значение имеет и как проводится подготовка групп сотрудников
к совместным действиям в экстремальных ситуациях?
13. В чем специфика экстремально-управленческой подготовки руководителей (начальников, командиров)?
14. Обоснуйте необходимость поддержания боевой натренированности сотрудника. Постоянную и высокую подготовленность к каким действиям, как часто и какими методами следует поддерживать по вашей специальности?
Библиографический список
Буданов А. В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997.
Зезюлин Ф.М. Организация и методика подготовки слушателей (курсантов) учебных заведений МВД России к действиям против вооруженного правонарушителя: Учебно-методическое пособие. —
Владимир, 1997.
Минжанов Н.А. Повышение профессионально-психологической подготовленности слушателей учебных заведений органов внутренних дел в процессе физической подготовки. — Караганда. 1994.
Новиков B.C. Профессионально-психологическая подготовка оперработников к действиям в экстремальных конфликтах, связанных с применением оружия. — М., 1998.
Сафронов А.Д., Карпов B.C. Пособие по обеспечению профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел. — М., 1997.
Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002.
Глава 12
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|