Сделай Сам Свою Работу на 5

Специфика правовоспитательных влияний социальной среды





Человек воспитывается всей жизнью — это важная и бесчисленное число раз проверенная истина.

Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым форми­рующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно, — писал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский[212].

Окружающая человека духовная и материальная среда, в зави­симости от своих особенностей, оказывает на него образовательное, воспитывающее, обучающее и развивающее влияние. Обнаруживаю­щиеся тут закономерности, механизмы и феномены называют соци­ально-педагогическими. Особенно податлива им воспитанность чело­века. Среди них есть и те, что оказывают существенное правовос­питательное влияние.

Сила социально-педагогических воздействий среды на человека — в их реалистичности, наглядности, убедительности, значимости, по­вседневности, непрерывности, широте, нередко — неотвратимости.

Из непосредственной повседневной деятельности (своей и окру­жающих) человек сам извлекает для себя уроки в нравственном и пра­вовом плане[213].

Реальности жизни «говорят» сами за себя, и люди верят больше тому, что видят, испытывают и переживают, а не тому, в чем их хо­тят убедить словами; они предпочитают следовать и следуют не тем нормам, о важности которых им говорят, а нормам, в важности ко­торых убеждаются на личном опыте. Социальная педагогика, как практика реальной жизни общества и его граждан, — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.)[214]. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу двора», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу компьютера» (Интернет, ком­пьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывают не арифметической суммой всех этих школ — доминирую­щее влияние оказывает лишь одна из них.



Характерная особенность социально-педагогических влияний — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, а нередко и деформированности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач зани­маются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготов­ленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия ока­зывают группы и люди, обычно не имеющие педагогической подго­товки и не подчиняющие свою деятельность интересам правовоспи­тательной целесообразности (руководители, должностные лица, ра­ботники государственного аппарата, многие сотрудники правоохра­нительных органов, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, лидеры неформальных групп и др.). Лишь в небольшой части организаций есть более или менее органи­зуемые правовоспитательные системы: осознаются и ставятся правовоспитательные цели и задачи, осмысливается содержание правовоспитательной работы, выбираются педагогических формы, методы работы и пр. Еще реже это делается педагогически квалифицированно. В ряде случаев социально-педагогические воздействия носят осознанно деформирующий характер, например криминальной среды (см. § 14.3), или бездумно-негативный — например, отдельных средств массовой информации, субъектов культуры, искусства, досуга. По­этому результаты правовоспитания зачастую не те, что нужны, со­циально-педагогические причины слабо осознаются, а постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетент­ности звучит еще слишком слабо.



Социально-педагогические правовоспитательные влияния в це­лом существенно осложняют задачи правовоспитания граждан и . требуют строить многоуровневую систему его, начиная с государст­венного управления и кончая индивидуальной работой и правовым



■ самовоспитанием. Такая система призвана ослабить, локализовать, по возможности устранить все или главные, негативно влияющие

■ на правовоспитание граждан социально-педагогические влияния, создать целенаправленно и компетентно функционирующие в раз­ных структурах, но действующие согласованно педагогические сис­темы правовоспитания. По силе своего позитивного правовоспитательного влияния она должна превосходить возможные негативные влияния уроков жизни каждого гражданина.

Крупномасштабность задачи создания такой системы не может быть основанием для отказа от нее. Задача эта крайне сложна, но от ложить ее нельзя. Ее трудно решить в короткие сроки, но можно хорошо поработать над ее решением и задействовать все социаль­но-педагогические резервы, тем более в правоохранительных орга­нах. Изначально эффективные педагогические системы правовос-питания должны функционировать в управляемых структурах — в каждом органе государственного и местного самоуправления, пра­воохранительном органе, образовательном учреждении, на телеви­дении — и постепенно создаваться повсеместно.

Правовоспита­тельная структура социальной среды

Занимаясь правовоспитанием, необходимо отчетливо представлять, какие конкретно социально-педагогические факторы среды, жизни людей способствуют, а какие «конкурируют», противостоят нашим сознательным усилиям достигнуть правовос­питательного результата в работе с группой, коллективом, отдель­ным гражданином, работником, обучающимся. Знание их способ­ствует и пониманию того, что от ответственности за результаты правовоспитательных влияний не может быть свободен никто — ни законодатель, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финан­систы, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреж­дения, ни граждане, неравнодушные к судьбам страны и народа, а уж тем более ни юристы. Правовоспитание должно происходить на всех участках, в каждый момент, а от ответственности за него не свободен никто.

По особенностям своей природы все правовос­питательные факторы социальной среды делятся на две группы:

собственно педагогические — особенности функционирования различных педагогических систем;

педагогически значимые — не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются на правовоспитании всех граждан.

По качественным особенностям выделяются общественные, правовые, криминогенные и криминальные факторы, вклю­чающие компоненты, относящиеся к федеральному, региональному, местному и групповому уровням.

К основным общественным факторам социально-экономической природы, имеющим педагогическую значимость, относятся:

• состояние экономики;

• уровень жизни населения;

• исторические, культурные, этнические, национальные, рели­гиозные и иные особенности населения, его быта, общественного сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, соци­альных ориентации;

• отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;

• социальная справедливость в обществе;

• уровень моральности в обществе;

• деятельность органов федеральной и местной власти, их соци­альная ориентированность, народность политики, молодежная поли­тика, авторитет и поддержка населением;

• морально-психологический климат в стране и на местах, гос­подствующие общественные мнения, убеждения, настроения, инте­ресы, трудовой настрой, представления о перспективах жизни, со­циальные устремления, желания, надежды, социальный оптимизм;

• состояние здоровья населения и система оказания ему меди­цинской помощи;

• социальная дифференциация населения, основные социальные группы его, их взаимоотношения, представления о справедливости приобретения имущества и богатств экономической элитой общества;

• деятельность средств массовой информации — периодической печати, радио, телевидения;

• способы проведения досуга, распространенность пьянства, ал­коголизма, наркомании, СПИДа;

• тендерные отношения (отношения полов), прочность семьи. Есть и общественные факторы педагогической природы. Это вся педагогическая система в обществе и ее составляющие (см. главу 6). Ведущую роль в ней играет система образования — дошкольного, школьного, профессионального, послевузовского, профессиональ­но-служебной подготовки, самообразования. Ее вклад в фундамент правомерного поведения граждан выражается в формировании их образованности, гражданской, нравственной и трудовой воспитан­ности, общей развитости. Однако ни одно здание не построено, если есть фундамент, но нет крыши. Система образования обязана вно­сить вклад и в правовую культуру молодежи и взрослых граждан, обеспечивать их правовую воспитанность, но делается для этого сейчас недостаточно. Фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы основного и среднего (полного) общего образования, в образовательные стандарты высшего профессио­нального образования, разрабатываются и внедряются правовые Учебные дисциплины (чему способствует деятельность Российского фонда правовых реформ по программе «Правовое образование»), проявляется инициатива на местах по совершенствованию правовой подготовки учащихся (особенно поучителен опыт школы № 34 г. Брянска, директор школы Н.С. Коваленко). И все же делается не­достаточно, не в полном соответствии с трудностями и требования­ми глобальных социально-экономических преобразований в стране и немало допускается упущений. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам[215], преподавание права недос­таточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных пра­вовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопро­сам модернизации образования до 2010 г., совершенствования вос­питания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не уделяется внимания.

Одна из закономерностей функционирования социальных сис­тем проявляется в том, что особенности, присущие всему обществу, сказываются на особенностях входящих в него общностей людей бо­лее мелкого масштаба — социальных групп (региональных, профес­сиональных, возрастных, этнических и др.), коллективов, малых групп и микрогрупп. Поэтому влияние педагогически значимых об­щественных факторов федерального уровня носит доминирующий характер, задающий условия правовоспитания в общностях, группах и коллективах. Более того, это влияние сейчас резко возросло. Радио, телевидение вошло в повседневную жизнь граждан, в каждый дом и квартиру и вместе с ними все, что происходит в государстве, стало непременной частью среды каждого члена общества, задающего его настроения, мнения, побуждения. Это значительно повышает роль про­исходящего на федеральном, государственном уровне и ответствен­ность его структур за реальную правовоспитанность населения, за состояние и характер правовоспитывающего влияния перечисленных выше факторов. Если в них много недостатков, то на местах трудно добиться серьезного успеха в правовоспитательной работе с гражданами. >• Правовые социально-педагогические факторы связаны с целе­направленной деятельностью органов власти, различных организа­ций, предприятий, частных структур и общественных формирова­ний по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:

• состояние законодательства, его соответствие реальному уров­ню законности, правопорядка, преступности в стране и подготов­ленности всех категорий населения жить в условиях демократиче­ских свобод;

• уровень преступности в стране, развитие новых видов престу­плений (организованная преступность, коррупция, взяточничество, вымогательство, рэкет, похищение людей, торговля людьми и их ор­ганами, бандитизм, заказные убийства и пр.);

• сращивание бизнеса с преступностью;

• уровень правовой культуры в обществе;

• степень осведомленности граждан о новом законодательстве;

• реальная обеспеченность прав граждан;

• реальная защищенность граждан от преступных посягательств;

• реальное соблюдение законов органами государственного и местного управления, учреждениями, предприятиями, фирмами, по месту жительства;

• обеспечение безопасного и справедливого правосудия, защи­щенность судей, прокуроров, адвокатов, свидетелей, потерпевших от давления криминала, появление судов присяжных;

• общественное мнение граждан по вопросам совершенства за­конодательства и справедливости уголовных наказаний, особенно по видам преступлений, имеющих общественный резонанс (мо­шенничество в крупных размерах, незаконное присвоение собст­венности, имевшей в прошлом общенародный характер, коррупция, убийства, захват заложников, терроризм и пр.);

• общественное мнение по вопросам амнистий, досрочного ос­вобождения осужденных за опасные и особо опасные преступления;

• степень усилий, организованности и успешности деятельности всех органов и структур по укреплению правопорядка, законности, защите прав, свобод и имущества граждан, реализации принципа не­отвратимости наказания;

• освещение правовых вопросов в периодической печати, на ра­дио, телевидении, правовая грамотность населения;

• развитость и эффективность связей правоохранительных орга­нов с общественностью;

• общественное мнение об эффективности деятельности право­охранительных органов, о людях, работающих в них, их честности или коррумпированности; имидж и авторитет профессии сотрудника;

• вера граждан в возможность встретить человеческое отноше­ние, понимание и защиту от правонарушителей у работников пра­воохранительных органов;

• активность граждан и общественных формирований в помо-Щи правоохранительным органам и др.

В комплексе правовых факторов действуют и свои юридико-педа-гогические факторы, ориентированные на повышение уровня право­вой культуры, правовоспитание:

• наличие и эффективность системы организованного и эффек­тивного правового воспитания граждан (в том числе — правового все­обуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды и др.);

• существование в структурах власти, учреждениях, на предпри­ятиях, по месту жительства специальных органов, подразделений, групп и специалистов, профессионально осуществляющих юриди-ко-педагогическую работу;

• осуществление в трудовых коллективах воспитательной рабо­ты по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу. строгое выполнение обязательств;

• педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди не­совершеннолетних;

• педагогическая эффективность системы исполнения наказа­ний и постпенитенциарной работы;

• педагогически компетентное управление правоохранительны­ми органами;

• педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юри-дико-педагогической работе, в частности профессионально-педа­гогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет педагогический аспект и педагогическую функцию;

• направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;

• уровень воспитанности, профессионального мастерства, обра­зованности и развитости сотрудников правоохранительных органов, сплоченности и воспитывающий характер морально-психологичес­кой атмосферы и взаимоотношений в их коллективах;

• педагогическая подготовленность работников кадровых аппа­ратов, отделов профессиональной подготовки правоохранительных министерств, ведомств, органов, преподавательского и администра­тивного состава юридических образовательных учреждений, работ­ников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руко­водителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с ос­новным и послевузовским юридико-педагогическим образованием.

Уместно подчеркнуть в качестве негативного обстоятельства то, что понятие «правовоспитание населения» постепенно уходит из лек­сикона сотрудников правоохранительных органов в период револю­ционных социальных перемен в России. Необходимо преодолеть застоявшееся мнение о том, что «...на фоне развернувшегося на российских просторах криминологического кошмара говорить о ка­ком-то воспитании... стало как-то, мягко говоря, неловко»[216].

Рассмотренные факторы социальной среды в комплексе, груп­пами и порознь в большей или меньшей степени становятся частью образа жизни каждого человека, внося в ее атмосферу, в сознание правовую составляющую — непрерывно «звучащую правовую ноту». Что реально представляют эти факторы, насколько они социально и педагогически совершенны — таковы и их правовоспитательные влияние и эффект. К сожалению, влияние их немалой части в со­временный период жизни российского общества отнюдь не положи­тельно, а некоторые недостатки делают их криминогенными (см. § 14.1).

Негативное влияние на правовоспитание оказывают и крими­нальные факторы, присущая криминальной среде субкультура пове­дения, воспитания, образ жизни и действий. О масштабах этого влияния свидетельствуют и данные исследований ВНИИ МВД РФ: в первые годы XXI в. более двух третей российского населения ис­пытывают страх перед преступностью и ставят ее на первую ступень в иерархии угроз безопасности.

 

13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением

Организационные основы

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим феде­ративным правовым государством, определяя его сущность и будущее. Постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в стране подлинно демократического, правового го­сударства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены законом, где все решается по закону, где принцип неотвратимости наказания торжествует, без принятия радикальных мер по формированию правовой культуры населения, его основа­тельному правовоспитанию выглядит неделовым подходом, непро­думанной мечтой. Демократия и право, демократическое и правовое государство — «близнецы-братья». То, что существует в обществе и государстве в отсутствие диктатуры права, — по существу пародия на демократию. Поэтому строгая законность и правопорядок — приоритеты, выходящие далеко за рамки интересов юристов. Госу­дарство и общество должны рассматривать их достижение как свои первоочередные и неотложные приоритеты. Известно, что право сильно, когда народ на стороне права. Поэтому нужно мощное на­правление государственной деятельности, всего общества, его струк­тур и граждан по укреплению правовых основ жизни в сознании, привычках, нормах поведения населения, включая и правовоспита-ние. Правовоспитание — одна из важнейших функций большинства государственных органов, а тем более — правоохранительных и их сотрудников — работников милиции, следователей, прокуроров, су­дей и др., для которых оно еще и профессиональный долг.

К числу целесообразных и доступных к быстрой реализации мер можно отнести:

а) государственно-законодательные: федеральный закон о право-воспитании населения; психолого-педагогическую экспертизу важ­нейших законодательных актов и решений правительства; государ­ственную программу по правовоспитательной политике и работе; включение правовоспитания в качестве одного из главных направ­лений в молодежную политику; принятие региональных норматив­ных и организационных мер по консолидации имеющихся сил на правовоспитательную работу;

б) образовательные: усиление ориентированности образователь­ного процесса на подготовку к жизни в демократическом и право­вом обществе (а не только на обогащение знаниями); включение в учебные планы образовательных учреждений юридических дисцип­лин, необходимых для формирования правовой культуры обучаю­щихся; включение во все гуманитарные дисциплины разделов и тем по правовоспитанию; правовоспитательное изучение всех юридиче­ских дисциплин; обильное издание учебной и популярной литера­туры по вопросам правовой культуры и правовоспитания;

в) массово-информационные: лавинам аморальной и криминализи­рующей сознание и поведение людей, и особенно молодежи, инфор­мации, обрушиваемой на них круглосуточно с экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц периодической печати, противопос­тавить равную по мощи правовоспитывающую информацию. Свобо­де аморального и криминализирующего слова должна противостоять свобода морального, правового, культурного, цивилизованного слова, исходящего из принадлежащих государству средств массовой инфор­мации (увеличив их число), государственных и правоохранительных органов, здоровых и патриотичных общественных формирований, че­стных производственников и частных предпринимателей;

г) общественно-правозащитные и правоохранительные: вовлечение граждан в правотворческую деятельность; установление и постоян­ное усиление связей правоохранительных органов с учреждениями.

предприятиями, школами, вузами с организацией совместной пра­вовоспитательной работы; повсеместное создание пунктов общест­венной охраны правопорядка и защиты прав человека; законодатель­ное установление порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявле­ний граждан всеми организациями и учреждениями (существующая система защиты прав потребителей работает с серьезными сбоями, вызывая недовольство граждан); повышение активности населения в раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении дел в су­дах, законодательно резкое повышение уголовной ответственности тех, кто мешает гражданам выполнить при этом свой гражданский долг, и др.;

д) правоохранительно-воспитывающие. придание ведущей роли пра­воохранительным органам в организации правовоспитательной ра­боты на обслуживаемых территориях; обеспечение целенаправленно­го и педагогически компетентного использования каждым сотрудни­ком правовоспитательных возможностей своих решений и действий в процессе своей профессиональной работы.

Система педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения и правовой социализации молодежи организа­ционно должна иметь вертикальное и горизонтальное строение. По вертикали — это меры на федеральном уровне, региональном, город­ском (районном, сельском) и уровне отдельной организации, груп­пы населения. Каждый уровень — некая плоскость, на которой «по горизонтали» происходит согласованная педагогическая работа раз­личных органов и организаций, а также иных структур — носителей социально-педагогических воздействий, влияющих на правовую со­циализацию и правовую культуру населения. Каждое направление педагогического обеспечения имеет вертикальные и горизонтальные составляющие, а их комплекс обязан охватить все социально-педа­гогические влияния и их источники.

Обязательно кадровое и методическое обеспечение: распростра­ненность по всей системе социальных педагогов — специалистов по вопросам правовой социализации и формированию правовой куль­туры, а также других лиц, профессионально подготовленных к та­кому обеспечению.

Специальные педагогические принципы правовоспита­тельной работы

Как и всем педагогическим явлениям, правовоспитанию присущи свои причинно-след­ственные зависимости — между педагогиче­скими воздействиями и их результатами. Важ­нейшая из них: воспитывает не только кон­кретный человек — учитель или воспитатель — Но и повседневная жизнь, и важно, чтобы их воздействия были со гласованы. Эта причинно-следственная зависимость и другие наи­более важные, воплощающие квинтэссенцию имеющегося опыта пра-вовоспитания, находят выражение в специальных педа­гогических принципах, на основе которых рекоменду­ется строить практику правовоспитания.

1. Принцип поступательности. Задачу укрепления законности и правопорядка нельзя решать, плетясь в хвосте у событий, включаясь в работу только после совершения преступлений. Если упреждающе не заполнять духовный вакуум социально здоровым содержанием, он скорее всего заполнится стихийно тем, с чем потом придется бороться. Верна и народная поговорка — «люди портятся быстрее, чем исправляются». Кроме того, по психолого-педагогическим за­кономерностям плохое успешнее устраняется не прямым разруше­нием, а путем обогащения человека новыми знаниями, интересами, мотивами, убеждениями, привычками, которые, развиваясь и уси­ливаясь при поддержке педагога, приобретают доминирующее зна­чение в поведении и сами постепенно вытесняют, глушат, разру­шают плохое. Поэтому криминальные деформации в личности не устранимы только карательными мерами и удержанием людей стра­хом перед уголовным наказанием. Еще древнегреческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) отмечал, что тот, кто воспитывает убеждени­ем и доводами рассудка, добьется большего, чем тот, кто применяет только закон и принуждение. В современных условиях необходима и созидательная правоутверждающая деятельность — усиленная рабо­та по созданию общественных, социальных, экономических и право­вых условий жизни населения (исключающих из них и кримино­генные причины и влияния), а также формирование должной пра­вовой культуры граждан и ее важнейшей составляющей — право-воспитаннности, которые только и могут быть надежным фунда­ментом того общества, которое называется демократическим и пра­вовым. Без прочных правовых начал в личности невозможны при­нятие ею демократических идей и реализация соответствующего им поведения. Если многие социальные, педагогически значимые фак­торы социальной среды не входят в компетенцию и возможности правоохранительных органов, то за состояние большинства юриди-ко-педагогических, а также криминогенных и криминальных они несут полную ответственность.

2. Принцип всеохватности и непрерывности. Выражает необходи­мость охватывать правовоспитательной работой по возможности все факторы, влияющие на ее эффективность, вести ее не эпизодически, кампаниями, по указанию, а постоянно, где имеется педагогиче­ский потенциал ее, руководствуясь чувствами гражданского долгп и гуманности.

3. Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиваться изучением одних норм права. Его цель — не в превращении всех в юристов, а тем более не в подготовке юри­дически грамотных правонарушителей. Оно призвано помочь всем стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты, что отвечает общим интересам, кроме тех, кто противопоставил себя обществу и праву. Без государственно-правовой идеологии правовые нормы в рафинированном виде вос­принимаются как схоластические, оторванные от жизни, мудрено вы­раженные и малопонятные формулировки. Они приобретают иной смысл, когда открываются гражданам в единстве проблем государ­ства и права, как реалии жизни, как условия ее улучшения каждым членом общества. В правовоспитательный процесс широким пото­ком должна войти сама жизнь общества, как и правовоспитание — в эту жизнь.

Полезно использование кратких, запоминающихся формулировок, сохраняющихся в памяти людей даже с невысоким уровнем образо­ванности и приобретающих регулирующее влияние. Они могут быть такими: право морально; право обеспечивает справедливость к лю­дям и защищает их; право — благо, а не насилие; без соблюдения законности жить невозможно; сила права — в его поддержке насе­лением, в слиянии усилий государства, правоохранительных орга­нов и граждан; судить имеет право только суд; никто не может быть признан виновным без решения суда и др. Комплекс подобных формулировок, типа пословиц, поговорок, лозунгов, заслуживает де­тальной проработки и активного повседневного использования во всей системе правовой работы.

4. Принцип единства нравственного и правового воспитания. Вопло­щается в формировании у граждан правовых норм как моральных ценностей, как своих жизненных и поведенческих ориентиров. Право, как отмечалось в предыдущих главах, выступает фактически кон­кретизированным, законодательным выражением морали — норм добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответствен­ности. Необходимо обеспечение глубокого усвоения всех правовых вопросов. Каждому подростку, юноше, гражданину нужны правовые знания и обязательно нравственно-ценностное отношение к ним и реальностям жизни, стоящим за ними. Это требует не информиро­вания людей, а формирования правовых и моральных убеждений, озаряемых в сознании каждого «светом» личностного смысла, значе­ния для себя лично, понимания как личных ценностей и норм, так и тогo, что нужно не кому-то «вверху», а себе. Через формирование в единстве правовых и нравственных убеждений лежит путь к мыслям и чувствам человека, к его «сердцу» и сознанию, приобретая регули­рующую силу. От права лежит путь к нравственности, но и от нрав­ственности — к правомерному поведению. Нравственный человек, естественно, ведет себя правомерно. Платону принадлежит утвер­ждение: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум». Используя мысль И. Канта[217], можно сказать, что нравственность — это практи­ческий разум, подчиняющий поведение человека закону добра.

Раскрытие права и его норм нуждается в постоянном практиче­ском, жизненном показе их справедливости, общественной и лич­ной ценности, ориентированности на защиту каждого гражданина и должны пронизывать весь фактологический, теоретический, стати­стический и любой иной материал, используемый для правового воспитания.

5. Принцип социально-правового обслуживания. Рекомендует рас­крывать вопросы права и его норм не как пугала, а как блага, не как угрозы наказания, а как надежной защиты от бед, как условия обеспечения личного успеха. Правовая воспитанность предполагает уважительное отношение к правоохранительным органам и их сотруд­никам, юристам, поддержку их работы и участие в ней. Но только словесными методами их не достигнуть. Опыт цивилизованных стран учит, что это достигается построением деятельности правоохрани­тельных органов на основе «концепции социального обслуживания», принципах «служения обществу», «защиты граждан», «помощи насе­лению» и т.п. В таком ракурсе вся их работа предстает в гуманном, более благоприятном, располагающем к себе свете, не вызывающем у граждан внутренней неприязни, враждебности или противодейст­вия. Наши правоохранительные органы также принимают концеп­цию социального обслуживания. Но в практической работе пока продолжает доминировать доставшийся от прошлого и подкрепляе­мый ожесточенностью борьбы с криминалом «силовой стиль»: «борьба с преступностью», «наказание правонарушителей», «неотвратимость наказания», «раскрытие, расследование, задержание, захват» и т.п. Хотя все это на деле представляет тоже обеспечение безопасности и защиту правопослушных граждан, но психологически воспринима­ется менее близким и убедительным. Отсюда следуют два вы­вода: первый — быстрее и решительнее переходить на практике к реализации концепции социального обслуживания; второй — в пра­вовоспитательной работе подчеркивать, обильно подкрепляя при­мерами из жизни и особенно проявлениями героизма сотрудников правоохранительных органов, их самоотверженность, преданность долгу, защите граждан в конкретных случаях, оказание помощи и человечность, их вклад в защиту каждого от угрозы криминальных посягательств.

Американский исследователь И. Анденес отмечает, что

неверие в честность политического руководства и правопримени­тельных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям[218].

Каждый гражданин не может и не должен помнить всех право­вых норм, но ему необходимо твердо знать, как правовая система обеспечивает его защиту, как восстанавливает справедливость, если его права нарушены, как она ограждает его от ломки судьбы, если у него возникает желание войти в противоречие с требованиями за­кона с надеждой на безнаказанность.

6. Принцип единства прав и ответственности. Подчеркивает не­обходимость соединения уяснения личных прав гражданином со своей ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав других. Нет прав без ответственности. Реализация прав предполагает ответственность за неуважение прав других. У других граждан тоже есть права на свободу, уважение личного достоинства, безопасность. Реализуя свои права без уважения прав других, без чувства ответст­венности перед другими, человек превращается в нарушителя куль­турных, моральных, а в определенных случаях и правовых норм. Великий философ Гегель писал, что свободный человек обладает правами постольку, поскольку у него есть права. Раб не может иметь обязанностей, ибо он бесправен, следовательно, только свободный человек одновременно имеет и права, и обязанности. Если бы у од­ной стороны были все права, а у другой — все обязанности, то це­лое распалось бы[219].

При правовоспитании убедительному разъяснению подлежит рас­крытие единства прав и ответственности и формулы демократии «моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и сво­бода другого человека». Формула, возникшая в эпоху Возрождения, «свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш. Мон­тескье) — прогрессивная в свое время, устарела в эпоху современ­ной цивилизации. Она санкционирует нарушения моральных норм, за большинство из которых административных и уголовных санк­ций не предусмотрено.

Объективно и законодательно существует и баланс прав и ответст­венности гражданина. Чем больше у человека прав, тем больше обя­занностей и тем выше ответственность. Права без обязанностей и от­ветственности, неограниченность прав при убогости обязанностей и ответственности — нонсенс, правовой и моральный перекос. Не слу­чайно с возрастом человека возрастают его гражданские права и одно­временно ответственность: с 14 лет — первичная уголовно-правовая, с 16 лет она возрастает, а в 18 — наступает полная правовая ответст­венность. Возрастают права и обязанности и у разных специалистов (например, у сотрудников правоохранительных органов, у которых больше прав, чем у обычных граждан, но повышена и ответствен­ность), а также с повышением должности и уровня управления.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.