|
Специфика правовоспитательных влияний социальной среды
Человек воспитывается всей жизнью — это важная и бесчисленное число раз проверенная истина.
Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимолетно, — писал выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский[212].
Окружающая человека духовная и материальная среда, в зависимости от своих особенностей, оказывает на него образовательное, воспитывающее, обучающее и развивающее влияние. Обнаруживающиеся тут закономерности, механизмы и феномены называют социально-педагогическими. Особенно податлива им воспитанность человека. Среди них есть и те, что оказывают существенное правовоспитательное влияние.
Сила социально-педагогических воздействий среды на человека — в их реалистичности, наглядности, убедительности, значимости, повседневности, непрерывности, широте, нередко — неотвратимости.
Из непосредственной повседневной деятельности (своей и окружающих) человек сам извлекает для себя уроки в нравственном и правовом плане[213].
Реальности жизни «говорят» сами за себя, и люди верят больше тому, что видят, испытывают и переживают, а не тому, в чем их хотят убедить словами; они предпочитают следовать и следуют не тем нормам, о важности которых им говорят, а нормам, в важности которых убеждаются на личном опыте. Социальная педагогика, как практика реальной жизни общества и его граждан, — это школа жизни («школа семьи», «школа профессиональной деятельности», «школа досуга» и пр.)[214]. Так, школьники, получающие общее образование в стенах общеобразовательной школы, одновременно проходят «школу семьи», «школу двора», «школу дискотек», «школу неформальных объединений сверстников», «школу компьютера» (Интернет, компьютерные игры), «школу телевидения и видеопродукции» и др. Их образованность, воспитанность, обученность и развитость обычно бывают не арифметической суммой всех этих школ — доминирующее влияние оказывает лишь одна из них.
Характерная особенность социально-педагогических влияний — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, а нередко и деформированности. Кроме того, если в специально организованных педагогических учреждениях решением педагогических задач занимаются педагоги-профессионалы, надлежащим образом подготовленные воспитатели, то социально-педагогические воздействия оказывают группы и люди, обычно не имеющие педагогической подготовки и не подчиняющие свою деятельность интересам правовоспитательной целесообразности (руководители, должностные лица, работники государственного аппарата, многие сотрудники правоохранительных органов, хозяйственные работники, работники средств массовой информации, родители, лидеры неформальных групп и др.). Лишь в небольшой части организаций есть более или менее организуемые правовоспитательные системы: осознаются и ставятся правовоспитательные цели и задачи, осмысливается содержание правовоспитательной работы, выбираются педагогических формы, методы работы и пр. Еще реже это делается педагогически квалифицированно. В ряде случаев социально-педагогические воздействия носят осознанно деформирующий характер, например криминальной среды (см. § 14.3), или бездумно-негативный — например, отдельных средств массовой информации, субъектов культуры, искусства, досуга. Поэтому результаты правовоспитания зачастую не те, что нужны, социально-педагогические причины слабо осознаются, а постановка вопроса о преодолении стихийности и педагогической некомпетентности звучит еще слишком слабо.
Социально-педагогические правовоспитательные влияния в целом существенно осложняют задачи правовоспитания граждан и . требуют строить многоуровневую систему его, начиная с государственного управления и кончая индивидуальной работой и правовым
■ самовоспитанием. Такая система призвана ослабить, локализовать, по возможности устранить все или главные, негативно влияющие
■ на правовоспитание граждан социально-педагогические влияния, создать целенаправленно и компетентно функционирующие в разных структурах, но действующие согласованно педагогические системы правовоспитания. По силе своего позитивного правовоспитательного влияния она должна превосходить возможные негативные влияния уроков жизни каждого гражданина.
Крупномасштабность задачи создания такой системы не может быть основанием для отказа от нее. Задача эта крайне сложна, но от ложить ее нельзя. Ее трудно решить в короткие сроки, но можно хорошо поработать над ее решением и задействовать все социально-педагогические резервы, тем более в правоохранительных органах. Изначально эффективные педагогические системы правовос-питания должны функционировать в управляемых структурах — в каждом органе государственного и местного самоуправления, правоохранительном органе, образовательном учреждении, на телевидении — и постепенно создаваться повсеместно.
Правовоспитательная структура социальной среды
Занимаясь правовоспитанием, необходимо отчетливо представлять, какие конкретно социально-педагогические факторы среды, жизни людей способствуют, а какие «конкурируют», противостоят нашим сознательным усилиям достигнуть правовоспитательного результата в работе с группой, коллективом, отдельным гражданином, работником, обучающимся. Знание их способствует и пониманию того, что от ответственности за результаты правовоспитательных влияний не может быть свободен никто — ни законодатель, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни граждане, неравнодушные к судьбам страны и народа, а уж тем более ни юристы. Правовоспитание должно происходить на всех участках, в каждый момент, а от ответственности за него не свободен никто.
По особенностям своей природы все правовоспитательные факторы социальной среды делятся на две группы:
• собственно педагогические — особенности функционирования различных педагогических систем;
• педагогически значимые — не являясь педагогическими по своей природе, они тем не менее сказываются на правовоспитании всех граждан.
По качественным особенностям выделяются общественные, правовые, криминогенные и криминальные факторы, включающие компоненты, относящиеся к федеральному, региональному, местному и групповому уровням.
К основным общественным факторам социально-экономической природы, имеющим педагогическую значимость, относятся:
• состояние экономики;
• уровень жизни населения;
• исторические, культурные, этнические, национальные, религиозные и иные особенности населения, его быта, общественного сознания, образа жизни, морали, традиций, нравов, привычек, социальных ориентации;
• отношение населения к происходящим в стране процессам и изменениям;
• социальная справедливость в обществе;
• уровень моральности в обществе;
• деятельность органов федеральной и местной власти, их социальная ориентированность, народность политики, молодежная политика, авторитет и поддержка населением;
• морально-психологический климат в стране и на местах, господствующие общественные мнения, убеждения, настроения, интересы, трудовой настрой, представления о перспективах жизни, социальные устремления, желания, надежды, социальный оптимизм;
• состояние здоровья населения и система оказания ему медицинской помощи;
• социальная дифференциация населения, основные социальные группы его, их взаимоотношения, представления о справедливости приобретения имущества и богатств экономической элитой общества;
• деятельность средств массовой информации — периодической печати, радио, телевидения;
• способы проведения досуга, распространенность пьянства, алкоголизма, наркомании, СПИДа;
• тендерные отношения (отношения полов), прочность семьи. Есть и общественные факторы педагогической природы. Это вся педагогическая система в обществе и ее составляющие (см. главу 6). Ведущую роль в ней играет система образования — дошкольного, школьного, профессионального, послевузовского, профессионально-служебной подготовки, самообразования. Ее вклад в фундамент правомерного поведения граждан выражается в формировании их образованности, гражданской, нравственной и трудовой воспитанности, общей развитости. Однако ни одно здание не построено, если есть фундамент, но нет крыши. Система образования обязана вносить вклад и в правовую культуру молодежи и взрослых граждан, обеспечивать их правовую воспитанность, но делается для этого сейчас недостаточно. Фрагменты правовой культуры включаются в обязательные минимумы основного и среднего (полного) общего образования, в образовательные стандарты высшего профессионального образования, разрабатываются и внедряются правовые Учебные дисциплины (чему способствует деятельность Российского фонда правовых реформ по программе «Правовое образование»), проявляется инициатива на местах по совершенствованию правовой подготовки учащихся (особенно поучителен опыт школы № 34 г. Брянска, директор школы Н.С. Коваленко). И все же делается недостаточно, не в полном соответствии с трудностями и требованиями глобальных социально-экономических преобразований в стране и немало допускается упущений. Ощущается очевидный разрыв между новым демократическим законодательством и должным уровнем правовой культуры молодежи и всех граждан. Право так и не утвердилось в качестве самостоятельного школьного предмета в базисном учебном плане, нет системы подготовки и переподготовки учителей по правовым дисциплинам[215], преподавание права недостаточно связывается с правовоспитанием. Даже в федеральных правовых документах (постановлениях, планах, директивах и других документах правительства и Министерства образования) по вопросам модернизации образования до 2010 г., совершенствования воспитания школьников и студентов вопросам правовой культуры и правовоспитания почти не уделяется внимания.
Одна из закономерностей функционирования социальных систем проявляется в том, что особенности, присущие всему обществу, сказываются на особенностях входящих в него общностей людей более мелкого масштаба — социальных групп (региональных, профессиональных, возрастных, этнических и др.), коллективов, малых групп и микрогрупп. Поэтому влияние педагогически значимых общественных факторов федерального уровня носит доминирующий характер, задающий условия правовоспитания в общностях, группах и коллективах. Более того, это влияние сейчас резко возросло. Радио, телевидение вошло в повседневную жизнь граждан, в каждый дом и квартиру и вместе с ними все, что происходит в государстве, стало непременной частью среды каждого члена общества, задающего его настроения, мнения, побуждения. Это значительно повышает роль происходящего на федеральном, государственном уровне и ответственность его структур за реальную правовоспитанность населения, за состояние и характер правовоспитывающего влияния перечисленных выше факторов. Если в них много недостатков, то на местах трудно добиться серьезного успеха в правовоспитательной работе с гражданами. >• Правовые социально-педагогические факторы связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, различных организаций, предприятий, частных структур и общественных формирований по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:
• состояние законодательства, его соответствие реальному уровню законности, правопорядка, преступности в стране и подготовленности всех категорий населения жить в условиях демократических свобод;
• уровень преступности в стране, развитие новых видов преступлений (организованная преступность, коррупция, взяточничество, вымогательство, рэкет, похищение людей, торговля людьми и их органами, бандитизм, заказные убийства и пр.);
• сращивание бизнеса с преступностью;
• уровень правовой культуры в обществе;
• степень осведомленности граждан о новом законодательстве;
• реальная обеспеченность прав граждан;
• реальная защищенность граждан от преступных посягательств;
• реальное соблюдение законов органами государственного и местного управления, учреждениями, предприятиями, фирмами, по месту жительства;
• обеспечение безопасного и справедливого правосудия, защищенность судей, прокуроров, адвокатов, свидетелей, потерпевших от давления криминала, появление судов присяжных;
• общественное мнение граждан по вопросам совершенства законодательства и справедливости уголовных наказаний, особенно по видам преступлений, имеющих общественный резонанс (мошенничество в крупных размерах, незаконное присвоение собственности, имевшей в прошлом общенародный характер, коррупция, убийства, захват заложников, терроризм и пр.);
• общественное мнение по вопросам амнистий, досрочного освобождения осужденных за опасные и особо опасные преступления;
• степень усилий, организованности и успешности деятельности всех органов и структур по укреплению правопорядка, законности, защите прав, свобод и имущества граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;
• освещение правовых вопросов в периодической печати, на радио, телевидении, правовая грамотность населения;
• развитость и эффективность связей правоохранительных органов с общественностью;
• общественное мнение об эффективности деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их честности или коррумпированности; имидж и авторитет профессии сотрудника;
• вера граждан в возможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;
• активность граждан и общественных формирований в помо-Щи правоохранительным органам и др.
В комплексе правовых факторов действуют и свои юридико-педа-гогические факторы, ориентированные на повышение уровня правовой культуры, правовоспитание:
• наличие и эффективность системы организованного и эффективного правового воспитания граждан (в том числе — правового всеобуча, педагогически целенаправленной правовой пропаганды и др.);
• существование в структурах власти, учреждениях, на предприятиях, по месту жительства специальных органов, подразделений, групп и специалистов, профессионально осуществляющих юриди-ко-педагогическую работу;
• осуществление в трудовых коллективах воспитательной работы по укреплению дисциплины и ответственного отношения к делу. строгое выполнение обязательств;
• педагогическая эффективность всех направлений работы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетних;
• педагогическая эффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работы;
• педагогически компетентное управление правоохранительными органами;
• педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юри-дико-педагогической работе, в частности профессионально-педагогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет педагогический аспект и педагогическую функцию;
• направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;
• уровень воспитанности, профессионального мастерства, образованности и развитости сотрудников правоохранительных органов, сплоченности и воспитывающий характер морально-психологической атмосферы и взаимоотношений в их коллективах;
• педагогическая подготовленность работников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки правоохранительных министерств, ведомств, органов, преподавательского и административного состава юридических образовательных учреждений, работников пресс-центров и служб по связям с общественностью, руководителей занятий по служебной подготовке и др. Заметно усиливает этот фактор наличие в соответствующих подразделениях лиц с основным и послевузовским юридико-педагогическим образованием.
Уместно подчеркнуть в качестве негативного обстоятельства то, что понятие «правовоспитание населения» постепенно уходит из лексикона сотрудников правоохранительных органов в период революционных социальных перемен в России. Необходимо преодолеть застоявшееся мнение о том, что «...на фоне развернувшегося на российских просторах криминологического кошмара говорить о каком-то воспитании... стало как-то, мягко говоря, неловко»[216].
Рассмотренные факторы социальной среды в комплексе, группами и порознь в большей или меньшей степени становятся частью образа жизни каждого человека, внося в ее атмосферу, в сознание правовую составляющую — непрерывно «звучащую правовую ноту». Что реально представляют эти факторы, насколько они социально и педагогически совершенны — таковы и их правовоспитательные влияние и эффект. К сожалению, влияние их немалой части в современный период жизни российского общества отнюдь не положительно, а некоторые недостатки делают их криминогенными (см. § 14.1).
Негативное влияние на правовоспитание оказывают и криминальные факторы, присущая криминальной среде субкультура поведения, воспитания, образ жизни и действий. О масштабах этого влияния свидетельствуют и данные исследований ВНИИ МВД РФ: в первые годы XXI в. более двух третей российского населения испытывают страх перед преступностью и ставят ее на первую ступень в иерархии угроз безопасности.
13.2. Педагогическая система правовоспитательной работы с населением
Организационные основы
Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством, определяя его сущность и будущее. Постановка стратегической, всеобъемлющей задачи создания в стране подлинно демократического, правового государства и общества, где права, свободы, жизнь, имущество граждан надежно защищены законом, где все решается по закону, где принцип неотвратимости наказания торжествует, без принятия радикальных мер по формированию правовой культуры населения, его основательному правовоспитанию выглядит неделовым подходом, непродуманной мечтой. Демократия и право, демократическое и правовое государство — «близнецы-братья». То, что существует в обществе и государстве в отсутствие диктатуры права, — по существу пародия на демократию. Поэтому строгая законность и правопорядок — приоритеты, выходящие далеко за рамки интересов юристов. Государство и общество должны рассматривать их достижение как свои первоочередные и неотложные приоритеты. Известно, что право сильно, когда народ на стороне права. Поэтому нужно мощное направление государственной деятельности, всего общества, его структур и граждан по укреплению правовых основ жизни в сознании, привычках, нормах поведения населения, включая и правовоспита-ние. Правовоспитание — одна из важнейших функций большинства государственных органов, а тем более — правоохранительных и их сотрудников — работников милиции, следователей, прокуроров, судей и др., для которых оно еще и профессиональный долг.
К числу целесообразных и доступных к быстрой реализации мер можно отнести:
а) государственно-законодательные: федеральный закон о право-воспитании населения; психолого-педагогическую экспертизу важнейших законодательных актов и решений правительства; государственную программу по правовоспитательной политике и работе; включение правовоспитания в качестве одного из главных направлений в молодежную политику; принятие региональных нормативных и организационных мер по консолидации имеющихся сил на правовоспитательную работу;
б) образовательные: усиление ориентированности образовательного процесса на подготовку к жизни в демократическом и правовом обществе (а не только на обогащение знаниями); включение в учебные планы образовательных учреждений юридических дисциплин, необходимых для формирования правовой культуры обучающихся; включение во все гуманитарные дисциплины разделов и тем по правовоспитанию; правовоспитательное изучение всех юридических дисциплин; обильное издание учебной и популярной литературы по вопросам правовой культуры и правовоспитания;
в) массово-информационные: лавинам аморальной и криминализирующей сознание и поведение людей, и особенно молодежи, информации, обрушиваемой на них круглосуточно с экранов телевизоров, из радиоприемников, со страниц периодической печати, противопоставить равную по мощи правовоспитывающую информацию. Свободе аморального и криминализирующего слова должна противостоять свобода морального, правового, культурного, цивилизованного слова, исходящего из принадлежащих государству средств массовой информации (увеличив их число), государственных и правоохранительных органов, здоровых и патриотичных общественных формирований, честных производственников и частных предпринимателей;
г) общественно-правозащитные и правоохранительные: вовлечение граждан в правотворческую деятельность; установление и постоянное усиление связей правоохранительных органов с учреждениями.
предприятиями, школами, вузами с организацией совместной правовоспитательной работы; повсеместное создание пунктов общественной охраны правопорядка и защиты прав человека; законодательное установление порядка и сроков рассмотрения жалоб и заявлений граждан всеми организациями и учреждениями (существующая система защиты прав потребителей работает с серьезными сбоями, вызывая недовольство граждан); повышение активности населения в раскрытии, расследовании преступлений и рассмотрении дел в судах, законодательно резкое повышение уголовной ответственности тех, кто мешает гражданам выполнить при этом свой гражданский долг, и др.;
д) правоохранительно-воспитывающие. придание ведущей роли правоохранительным органам в организации правовоспитательной работы на обслуживаемых территориях; обеспечение целенаправленного и педагогически компетентного использования каждым сотрудником правовоспитательных возможностей своих решений и действий в процессе своей профессиональной работы.
Система педагогического обеспечения формирования правовой культуры населения и правовой социализации молодежи организационно должна иметь вертикальное и горизонтальное строение. По вертикали — это меры на федеральном уровне, региональном, городском (районном, сельском) и уровне отдельной организации, группы населения. Каждый уровень — некая плоскость, на которой «по горизонтали» происходит согласованная педагогическая работа различных органов и организаций, а также иных структур — носителей социально-педагогических воздействий, влияющих на правовую социализацию и правовую культуру населения. Каждое направление педагогического обеспечения имеет вертикальные и горизонтальные составляющие, а их комплекс обязан охватить все социально-педагогические влияния и их источники.
Обязательно кадровое и методическое обеспечение: распространенность по всей системе социальных педагогов — специалистов по вопросам правовой социализации и формированию правовой культуры, а также других лиц, профессионально подготовленных к такому обеспечению.
Специальные педагогические принципы правовоспитательной работы
Как и всем педагогическим явлениям, правовоспитанию присущи свои причинно-следственные зависимости — между педагогическими воздействиями и их результатами. Важнейшая из них: воспитывает не только конкретный человек — учитель или воспитатель — Но и повседневная жизнь, и важно, чтобы их воздействия были со гласованы. Эта причинно-следственная зависимость и другие наиболее важные, воплощающие квинтэссенцию имеющегося опыта пра-вовоспитания, находят выражение в специальных педагогических принципах, на основе которых рекомендуется строить практику правовоспитания.
1. Принцип поступательности. Задачу укрепления законности и правопорядка нельзя решать, плетясь в хвосте у событий, включаясь в работу только после совершения преступлений. Если упреждающе не заполнять духовный вакуум социально здоровым содержанием, он скорее всего заполнится стихийно тем, с чем потом придется бороться. Верна и народная поговорка — «люди портятся быстрее, чем исправляются». Кроме того, по психолого-педагогическим закономерностям плохое успешнее устраняется не прямым разрушением, а путем обогащения человека новыми знаниями, интересами, мотивами, убеждениями, привычками, которые, развиваясь и усиливаясь при поддержке педагога, приобретают доминирующее значение в поведении и сами постепенно вытесняют, глушат, разрушают плохое. Поэтому криминальные деформации в личности не устранимы только карательными мерами и удержанием людей страхом перед уголовным наказанием. Еще древнегреческий философ Демокрит (IV в. до н.э.) отмечал, что тот, кто воспитывает убеждением и доводами рассудка, добьется большего, чем тот, кто применяет только закон и принуждение. В современных условиях необходима и созидательная правоутверждающая деятельность — усиленная работа по созданию общественных, социальных, экономических и правовых условий жизни населения (исключающих из них и криминогенные причины и влияния), а также формирование должной правовой культуры граждан и ее важнейшей составляющей — право-воспитаннности, которые только и могут быть надежным фундаментом того общества, которое называется демократическим и правовым. Без прочных правовых начал в личности невозможны принятие ею демократических идей и реализация соответствующего им поведения. Если многие социальные, педагогически значимые факторы социальной среды не входят в компетенцию и возможности правоохранительных органов, то за состояние большинства юриди-ко-педагогических, а также криминогенных и криминальных они несут полную ответственность.
2. Принцип всеохватности и непрерывности. Выражает необходимость охватывать правовоспитательной работой по возможности все факторы, влияющие на ее эффективность, вести ее не эпизодически, кампаниями, по указанию, а постоянно, где имеется педагогический потенциал ее, руководствуясь чувствами гражданского долгп и гуманности.
3. Принцип государственно-правового подхода. Правовоспитание не может ограничиваться изучением одних норм права. Его цель — не в превращении всех в юристов, а тем более не в подготовке юридически грамотных правонарушителей. Оно призвано помочь всем стать достойными гражданами правового общества, соучастниками его создания и защиты, что отвечает общим интересам, кроме тех, кто противопоставил себя обществу и праву. Без государственно-правовой идеологии правовые нормы в рафинированном виде воспринимаются как схоластические, оторванные от жизни, мудрено выраженные и малопонятные формулировки. Они приобретают иной смысл, когда открываются гражданам в единстве проблем государства и права, как реалии жизни, как условия ее улучшения каждым членом общества. В правовоспитательный процесс широким потоком должна войти сама жизнь общества, как и правовоспитание — в эту жизнь.
Полезно использование кратких, запоминающихся формулировок, сохраняющихся в памяти людей даже с невысоким уровнем образованности и приобретающих регулирующее влияние. Они могут быть такими: право морально; право обеспечивает справедливость к людям и защищает их; право — благо, а не насилие; без соблюдения законности жить невозможно; сила права — в его поддержке населением, в слиянии усилий государства, правоохранительных органов и граждан; судить имеет право только суд; никто не может быть признан виновным без решения суда и др. Комплекс подобных формулировок, типа пословиц, поговорок, лозунгов, заслуживает детальной проработки и активного повседневного использования во всей системе правовой работы.
4. Принцип единства нравственного и правового воспитания. Воплощается в формировании у граждан правовых норм как моральных ценностей, как своих жизненных и поведенческих ориентиров. Право, как отмечалось в предыдущих главах, выступает фактически конкретизированным, законодательным выражением морали — норм добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности. Необходимо обеспечение глубокого усвоения всех правовых вопросов. Каждому подростку, юноше, гражданину нужны правовые знания и обязательно нравственно-ценностное отношение к ним и реальностям жизни, стоящим за ними. Это требует не информирования людей, а формирования правовых и моральных убеждений, озаряемых в сознании каждого «светом» личностного смысла, значения для себя лично, понимания как личных ценностей и норм, так и тогo, что нужно не кому-то «вверху», а себе. Через формирование в единстве правовых и нравственных убеждений лежит путь к мыслям и чувствам человека, к его «сердцу» и сознанию, приобретая регулирующую силу. От права лежит путь к нравственности, но и от нравственности — к правомерному поведению. Нравственный человек, естественно, ведет себя правомерно. Платону принадлежит утверждение: «Мудрому не нужен закон — у него есть разум». Используя мысль И. Канта[217], можно сказать, что нравственность — это практический разум, подчиняющий поведение человека закону добра.
Раскрытие права и его норм нуждается в постоянном практическом, жизненном показе их справедливости, общественной и личной ценности, ориентированности на защиту каждого гражданина и должны пронизывать весь фактологический, теоретический, статистический и любой иной материал, используемый для правового воспитания.
5. Принцип социально-правового обслуживания. Рекомендует раскрывать вопросы права и его норм не как пугала, а как блага, не как угрозы наказания, а как надежной защиты от бед, как условия обеспечения личного успеха. Правовая воспитанность предполагает уважительное отношение к правоохранительным органам и их сотрудникам, юристам, поддержку их работы и участие в ней. Но только словесными методами их не достигнуть. Опыт цивилизованных стран учит, что это достигается построением деятельности правоохранительных органов на основе «концепции социального обслуживания», принципах «служения обществу», «защиты граждан», «помощи населению» и т.п. В таком ракурсе вся их работа предстает в гуманном, более благоприятном, располагающем к себе свете, не вызывающем у граждан внутренней неприязни, враждебности или противодействия. Наши правоохранительные органы также принимают концепцию социального обслуживания. Но в практической работе пока продолжает доминировать доставшийся от прошлого и подкрепляемый ожесточенностью борьбы с криминалом «силовой стиль»: «борьба с преступностью», «наказание правонарушителей», «неотвратимость наказания», «раскрытие, расследование, задержание, захват» и т.п. Хотя все это на деле представляет тоже обеспечение безопасности и защиту правопослушных граждан, но психологически воспринимается менее близким и убедительным. Отсюда следуют два вывода: первый — быстрее и решительнее переходить на практике к реализации концепции социального обслуживания; второй — в правовоспитательной работе подчеркивать, обильно подкрепляя примерами из жизни и особенно проявлениями героизма сотрудников правоохранительных органов, их самоотверженность, преданность долгу, защите граждан в конкретных случаях, оказание помощи и человечность, их вклад в защиту каждого от угрозы криминальных посягательств.
Американский исследователь И. Анденес отмечает, что
неверие в честность политического руководства и правоприменительных органов, уроки того, что правительство продажно, беззаконие — путь к богатству, честность — заблуждение, а нравственность — капкан для простаков — вот основа отсутствия уважения к праву и склонности к общественно опасным действиям[218].
Каждый гражданин не может и не должен помнить всех правовых норм, но ему необходимо твердо знать, как правовая система обеспечивает его защиту, как восстанавливает справедливость, если его права нарушены, как она ограждает его от ломки судьбы, если у него возникает желание войти в противоречие с требованиями закона с надеждой на безнаказанность.
6. Принцип единства прав и ответственности. Подчеркивает необходимость соединения уяснения личных прав гражданином со своей ответственностью за собственный выбор, за нарушение прав других. Нет прав без ответственности. Реализация прав предполагает ответственность за неуважение прав других. У других граждан тоже есть права на свободу, уважение личного достоинства, безопасность. Реализуя свои права без уважения прав других, без чувства ответственности перед другими, человек превращается в нарушителя культурных, моральных, а в определенных случаях и правовых норм. Великий философ Гегель писал, что свободный человек обладает правами постольку, поскольку у него есть права. Раб не может иметь обязанностей, ибо он бесправен, следовательно, только свободный человек одновременно имеет и права, и обязанности. Если бы у одной стороны были все права, а у другой — все обязанности, то целое распалось бы[219].
При правовоспитании убедительному разъяснению подлежит раскрытие единства прав и ответственности и формулы демократии «моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Формула, возникшая в эпоху Возрождения, «свобода есть право делать все, что дозволено законом» (Ш. Монтескье) — прогрессивная в свое время, устарела в эпоху современной цивилизации. Она санкционирует нарушения моральных норм, за большинство из которых административных и уголовных санкций не предусмотрено.
Объективно и законодательно существует и баланс прав и ответственности гражданина. Чем больше у человека прав, тем больше обязанностей и тем выше ответственность. Права без обязанностей и ответственности, неограниченность прав при убогости обязанностей и ответственности — нонсенс, правовой и моральный перекос. Не случайно с возрастом человека возрастают его гражданские права и одновременно ответственность: с 14 лет — первичная уголовно-правовая, с 16 лет она возрастает, а в 18 — наступает полная правовая ответственность. Возрастают права и обязанности и у разных специалистов (например, у сотрудников правоохранительных органов, у которых больше прав, чем у обычных граждан, но повышена и ответственность), а также с повышением должности и уровня управления.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|