Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика экстремальной подготовленности сотрудников





Поведение человека в экстремальных ситуаци­ях жизни и профессиональной деятельности базируется на общей педагогической сформированности личности сотрудника, выраженной в уровне сформированности его основных педа­гогических свойств.

Образованность человека — результат его образования в процессе жизни и профессиональной деятельности, выраженный в наличии у человека фундаментальных (общих, обширных, глубоких, система­тизированных, научных) знаний и соответствующих общих умений, привычек, качеств. Философу Клоду Гельвецию (1715—1771) при­надлежат слова:

Всякий изучающий историю народных бедствий может убедиться, что большую часть несчастий на земле приносит невежество.

Образованность помогает человеку снизить экстремальность и безопасность своей жизни, предвидеть опасности, предупреждать, избегать их, правильнее (шире, глубже, всесторонне) оценивать их и находить лучшие решения.

Воспитанность человека — результат его воспитания. Воспита­нием достигается подготовленность человека к жизни в обществе, среди людей, к цивилизованному, культурному, моральному, пра­вомерному поведению; формирование у него гражданственности, любви к Родине, окружающей природе, семье; уважение к закону, правам и свободам человека, к общечеловеческим ценностям, другим людям; приобщение к труду, любовь к профессии, созиданию, про­фессиональной культуре; дисциплинированность. Воспитанность иг­рает огромную роль в поведении человека в экстремальных ситуациях, определяя приоритетные ценности поведения, стремление к следо­ванию определенным нормам и выбору средств и способов поведе­ния. Великий русский ученый И.М. Сеченов (1829—1905) писал:



Когда человек идет на подвиг, на смерть, в голове у него всегда ка­кая-нибудь страшно сильная мысль, крепкое чувство, убеждение, веро­вание, из-за которых смерть становится менее страшной, по крайней мере из-за которых он мирится с ней[186].

Такими чувствами, убеждениями, верованиями выступают пат­риотизм, любовь к своему народу и его историческим традициям, гражданственность, высокая моральность, честность, порядочность, чувство долга, коллективизм и т.п. «Великая энергия рождается лишь для достижения великой цели» (народная мудрость). Не бывает героизма, готовности человека рисковать своей жизнью, основанных на корыстном личном расчете.



Обученность человека — система разносторонних, достоверных, научно обоснованных знаний, навыков и умений по отдельным нау­кам, их комплексам, сферам жизни, видам профессиональной дея­тельности, которыми он владеет. Богатство знаний, навыков и умений положительно сказывается на действиях в жизненных и профессио­нальных экстремальных ситуациях. «Где нет знаний, там нет и смелости» (пословица).

Развитость человека — уровень достигнутых основных качественных изменений в нем, произошедших в личном опыте жизни. Они выражаются в социальном, культурном, психологическом, пе­дагогическом, интеллектуальном, физическом и ином совершенстве особенностей личности. Развитый человек более умен, смышлен, сообразителен, гибок, быстр, силен, способен замещать какие-то свои слабости богатством других сильных сторон, и поэтому он более способен к действиям в экстремальных ситуациях.

Педагогическая сформированность человека может находиться ; на высоком, среднем или низком, примитивном уровне (педагогическая запущенность) и выступает базовой основой его поведения в любых экстремальных ситуациях. С достигнутым уровнем он входит в экстремальные ситуации, проявляя имеющиеся у него базовые предпосылки к тому, якобы справиться с возникшими трудностями разного рода.

Низкий уровень педагогической сформированности личности сотрудника, педагогическая запущенность, невоспитанность, примитивное понимание жизни, доминирование в его личности низмен­ных потребностей, эгоизм, индивидуализм, привычка к праздности, отсутствие трудолюбия, требовательности к себе — зияющие «тре­щины» в личностной платформе. Смелость, мужество, устойчивость к опасностям и трудностям экстремальных ситуаций — это прояв­ление общей педагогической сформированности человека, его лич­ности — фундамент возможности встречать и переносить любые труд­ности, невзгоды, личные кризисы (которых вовсе избежать нельзя), умение «держать удар», не отчаиваться при неудачах, а добиваться своих целей в любых обстоятельствах. Без достаточно высокого уровня педагогической сформированности личности не может быть успеш­ной и его специальная экстремальная подготовленность. Поэтому последняя, как и успех действий в экстремальных ситуациях, зави­сит от всей системы педагогической работы с персоналом правоох­ранительного органа.



Но и одной общей развитости мало для достижения профессио­нального успеха в экстремальных ситуациях. Если для большинства специалистов гражданских профессий экстремальная ситуация — досадное и редкое недоразумение, то для сотрудника правоохрани­тельных органов это непременный спутник его деятельности. Поэтому ему мало иметь общую подготовленность к экстремальным «вспле­скам» в жизни, нужно быть еще специально подготовленным именно к экстремальным ситуациям правоохранительной деятельности. Его отношение к таким ситуациям должно быть как к нормаль­ным, а действия в них — профессионально совершен­ными. Он должен быть профессионалом решения задач в экстремаль­ных условиях.

Сотруднику надо:

• твердо и точно знать, с какими экстремальными ситуациями он будет сталкиваться, в чем их особенности, какие трудности ожи­дают его;

• в совершенстве знать и уметь выполнять обычные профес­сиональные действия, не ухудшая их качество под влиянием любых экстремальных факторов и трудностей, свойственных профессиональ­но-экстремальным ситуациям;

• дополнительно обладать безукоризненно отработанными уме­ниями выполнять особые действия, адекватные специфике разных ти­пов профессионально-экстремальных ситуаций;

• обладать развитыми качествами и умением действовать без рас­терянности и успешно в условиях непредвиденности, впервые встре­тившихся ситуаций и факторов, обладать «привычкой к непривычному»;

• быть специально обученным действиям по обеспечению личной безопасности в профессиональных ситуациях;

• обладать повышенной экстремальной устойчивостью, чтобы в любых условиях не снижать качество действий, выполнять их смело, гибко, уверенно, при полном самообладании;

быть способным настойчиво, невзирая на трудности, наступа­тельно, гибко, умело реализовыватъ свои намерения и достигать цели.

Наличие подготовленности, обладающей перечисленными при­знаками, оказывает широкое положительное влияние на личность сотрудника, его профессионализм и действия. Он будет чувствовать себя намного увереннее, чем неподготовленный. Сознание же соб­ственной неподготовленности, неумелости — источник трусости и волнений там, где для них нет оснований. Подготовленный сотруд­ник лучше разбирается в особенностях возникающих ситуаций, бо­лее правильно оценивает их, предвидит развитие событий, что делает возникающие трудности понятными, ожидаемыми, исключает если не все, то многие неожиданности, не позволяет застать себя врас­плох и действовать впопыхах. Подготовленный сотрудник меньше нервничает, волнуется, действует с самообладанием (с «холодной головой»), расчетливо, допускает меньше ошибок и промахов и не создает дополнительные трудности себе. Более того, он положитель­но влияет на других. Профессионализм и уверенные действия его в экстремальной ситуации усиливают «чувство локтя», благотворно ска­зываются на психическом состоянии и действиях даже слабо подго­товленного другого сотрудника, действующего рядом. Уверенность в профессионализме руководителя, командира придает силы всем, кто действует под его началом.

Мало можно найти таких ситуаций в правоохранительной дея­тельности, в которых бы специальная экстремальная подготовлен­ность сотрудника не имела бы значения. Чем сложнее экстремаль­ные ситуации, чем они опаснее, чем разнообразнее, чем больше в них неожиданного, тем большую роль играет экстремальная подго­товленность. Без нее не может быть и подлинного профессиона­лизма сотрудника правоохранительных органов.

Экстремальная подготовленность — особая подготовленность со­трудника к успешным действиям и обеспечению безопасности в экс­тремальных ситуациях правоохранительной деятельности.

Она включает два основных ее вида, состоящих из специ­ально сформированных психолого-педагогических компонентов вос­питанности, обученности и развитости сотрудника:

• общую экстремальную подготовленность;

• специальную экстремальную подготовленность (рис. 11.2).

Высший уровень экстремальной подготовленности человека пред­ставляет собой единство его общей и специальной составляющих. Практически формирование той и другой часто осуществляется в единстве, и все компоненты формируемой общей экстремальной подготовленности (перечисленные выше) конкретизируются и до­полняются специальным содержанием. Решающее значение все же в конечном счете принадлежит специализации экстремальной под­готовленности, уровень которой может быть достаточно высок и лег­че достижим. Ограничение же общей экстремальной подготовлен­ностью всегда имеет черты незавершенности.

Рис. 11.2. Структура экстремальной подготовленности сотрудника

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.