Необходимость и сущность подготовки
В большинстве западных стран подготовке сотрудников правоохранительных органов к обеспечению личной профессиональной безопасности уделяют внимание уже лет двадцать. Этим, в частности, объясняется значительно меньшее число погибших сотрудников по сравнению с нашей страной[168]. В России необходимость решения такой педагогической задачи была поставлена в связи с обострением криминальной ситуации в стране, частым использованием преступниками оружия, увеличением случаев гибели милиционеров. Она приобрела особый смысл в условиях гуманизации общества, где жизнь человека признается высшей ценностью. Инициатива в педагогической постановке этой проблемы принадлежит профессору А.В. Буданову, а ее разработка относится к 1995—1997 гг.[169] В результате анализа были выявлены следующие причины гибели и ранений сотрудников: потеря бдительности, неумение предвидеть и оценить опасность, игнорирование очевидных признаков опасности, переоценка своей подготовленности, отсутствие контроля за другими людьми, а также опасения стать объектом нападения и др. Иначе говоря, недостатки в подготовке и качествах определяют предрасположенность сотрудника к несчастным случаям при нахождении в экстремальных ситуациях, его профессиональную виктимность. Чем выше уровень подготовленности к обеспечению личной безопасности, тем выше шансы сотрудника остаться невредимым. Эта новая для нас разновидность профессиональной подготовки стала потребностью сегодняшнего дня. В определенном объеме она нужна всем категориям сотрудников и должна проводиться с учетом специфики угроз и опасностей в их работе[170].
Содержание подготовки
Подготовленность к обеспечению безопасности, бесспорно, связана с высоким уровнем профессионализма сотрудника. Но нужна еще и особая подготовленность, направленная на понижение уровня профессиональной виктимности. Она предполагает:
• отчетливое понимание профессионалом наличия постоянного риска, угроз, опасностей, возможных внезапных, порой мгновенных осложнений служебных ситуаций и психологическую установку на выживание;
• умение правильно оценить наличие и признаки повышения опасности в ситуациях профессиональной деятельности, ее степень, возможности нарастания и формы реального проявления;
• понимание роли постоянной бдительности и способов ее личного обеспечения;
• умение использовать экипировку, повышающую личную безопасность;
• владение тактикой постоянного превентивного обеспечения личной безопасности при повседневном выполнении служебных функций;
• владение тактикой, методами и приемами обеспечения безопасности при решении типичных задач, сопряженных с повышенной опасностью;
• владение тактикой, методами и приемами усиления мер личной профессиональной безопасности при повышении опасности;
• владение тактикой, методами и приемами пресечения пикового нарастания угрозы;
• умение поддерживать постоянную личную готовность к немедленному реагированию на любые неожиданные угрозы личной безопасности;
• умение опережать правонарушителя во всех действиях, в том числе и в использовании оружия.
Формирование этих компонентов подготовленности определяет задачи и подбор содержания занятий по повышению личной профессиональной безопасности персонала.
Методика подготовки
По современным представлениям, осуществление подготовки сотрудников правоохранительных органов к обеспечению личной безопасности носит психолого-педагогический, учебно-воспитательный, практический характер.
Прежде всего, необходимо сформировать у обучаемых установку на выживание,исключающую беспечность, недооценку существующей опасности, умышленное блокирование мыслей об угрозе и важности личной защиты от нее. Для ее формирования рекомендуется использовать «Обязательство о выживании»[171], проводить специальные занятия по анализу угроз и опасностей в различных учебных ситуациях, приближенных к реальным, проводить разъяснительную работу и убеждать обучающихся в необходимости соблюдения мер предосторожности.
Сотрудники обучаются пользованию индивидуальными средствами защиты: головы (пулестойкий защитный шлем, пулестойкий радиофицированный шлем, средство для маскировки и защиты лица и шеи и др.), туловища (бронежилет, пулезащитная куртка, штурмовые защитные комплекты и др.), конечностей (противоударная рукавица, кольчужные перчатки, защитный комплект «Щиток» и др.), а также выполнению профессиональных действий при пользовании ими. Важно уметь удобно крепить предметы экипировки и так, чтобы они не издавали звуков и не демаскировали сотрудника. В экипировку части сотрудников входят и резиновая палка, наручники, средства принудительной остановки транспорта, щиты, специальные окрашивающие и светозвуковые средства и др., навыки владения которыми тоже необходимо формировать.
Практика подтвердила значимость обучения тактике, методам и приемам безопасного поведения в опасных ситуациях, отработки действий с выполнением алгоритма рекомендаций для ситуаций риска, например, таких[172]:
Проверь перед работой оружие, амуницию, транспорт, связь.
Практикуйся быстро перезаряжать оружие в движении, в темноте.
Знай своего напарника.
Один прикрывает, другой движется.
Прикрывают товарищи, укрывайся сам.
Придерживайся планов, разработанных с напарником.
Имей план на худший вариант.
Звуки и видимое глазами искажается под влиянием стресса.
«Время запаздывания» — это разница между мыслью и действием. Знай свое «время на выстрел».
Используй фонарь для создания преимущества: свети сверху и прямо в глаза.
Носи дополнительный ключ от наручников.
Постоянно имей жетон для телефона-автомата.
Ожидай неожиданное.
Не открывай спину.
Не забывай смотреть вверх.
Не стой перед дверью или окном.
Открой дверь полностью, прежде чем войти.
При опасности действуй, не застывай и т.д.
Конструктивны и профессиональны разработки отечественных авторов по тактике обеспечения безопасности[173]. Например, так описывается порядок действий сотрудника, выполняющего задачи при вооруженных конфликтах и обнаружении им растяжек мин и взрывоопасных предметов:
Если вы идете пешком:
• остановитесь;
• внимательно осмотрите местность;
• определите характер и состояние обнаруженного предмета, не касаясь его;
• на бросайте в падозрительный предмет камень и не стреляйте в него;
• поверните назад, оставаясь на той же тропе, по которой вы пришли;
• отметьте заминированный участок тем, что окажется под рукой;
• сообщите командиру, в штаб, в дежурную часть;
• оповестите окружающих[174].
Отработка тактики действий осуществляется по методике формирования навыков и умений. Сложности могут возникнуть потому, что тактик действий и рекомендаций по ним бывает много, а рекомендации по отдельным включают до 50 позиций. Во всех случаях необходима отработка самых важных для безопасной деятельности данного специалиста с использованием комплексной системы формирования навыков (см. § 10.4). Практическая отработка тактики ведется на учебных полигонах или на местности. Руководитель дает задание обучающимся двигаться по определенному маршруту. На нем с помощью заранее расставленных помощников воспроизводятся все ситуации, предусмотренные рекомендациями, а за ошибки следуют «наказания» в виде агрессии со стороны.
По разработкам А.В. Буданова система форм обучения определяется логикой: информировать — убедить — научить действию. Преобладающие формы (помимо лекций, бесед и дискуссий) — практические занятия, игры, учения. Обучение будет тем более эффективным, чем больше процесс его будет перерастать в целостный и пролонгированный педагогический тренинг, в ходе которого формируются соответствующие профессиональные установки и привычки, усваиваются необходимые знания, навыки и умения.
В системе методов преобладают практические методы (упражнения, решение ситуаций, игра, тренинг) в сочетании с наглядными (показ, демонстрация, иллюстрация) и при ведущей роли словесных.
Существует необходимость обучения сотрудников мерам обеспечения безопасности и при повседневном руководстве ими: при инструктировании и постановке служебных задач, связанных с профессиональным риском, оказании помощи, разборах и включении вопросов безопасности в приказы, инструкции и другие документы. Огромное значение имеет укрепление дисциплины и законности в деятельности сотрудников, развитие товарищеских отношений в коллективах, разъяснение прав и обязанностей сотрудников, в том числе их права на самооборону, разъяснение гражданам их обязанностей и прав по отношению к сотрудникам, а также уголовной ответственности за насильственные действия против них.
10.8. Педагогическая система профессионально-психологической подготовки
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|