Методика формирования и совершенствования профессиональных умений
Это самый ответственный момент в практической подготовке, ибо большинство профессиональных действий должно выполняться сотрудниками правоохранительных органов с полным пониманием особенностей обстановки, индивидуальных особенностей людей, с которыми они имеют дело, с гибким приспособлением имеющихся профессиональных навыков к конкретной ситуации. Глупо спрашивать у чемпиона мира по шахматам, какой ход самый лучший, — все зависит от ситуации. Эту функцию и выполняют профессиональные умения — руководить использованием всех знаний и навыков для действий в конкретной ситуации — важнейший компонент практического мастерства.
Формирование умений имеет не только много общего с формированием навыков, но и много существенных особенностей. Основные отличия таковы:
• большинство умений по своей структуре много сложнее навыков. Зачастую навыки входят в нее. Например, умение общаться предполагает наличие навыков слушания, наблюдения за собеседником, оценки особенностей и психических состояний собеседника, владения голосом и др. Поэтому отработка навыков, входящих в структуру умения, предваряет отработку умения в целом. Можно довести формирование таких навыков до середины этапа автоматизации, а завершать их в комплексе с овладением умением в целом;
• этапа автоматизации в формировании умения нет. Аналитический этап дополняется отработкой некоторых операций и приемов, входящих в структуру умения, выполнение части которых доводится до автоматизма (навыка). Так, умение осуществлять осмотр места происшествия предполагает наличие у сотрудника навыков пользования следственным чемоданом, и их надо отрабатывать отдельно;
• этап структурирования нуждается в повышенном внимании. Комплекс операций и приемов, входящих в действие, которое должен уметь выполнять сотрудник, имеет гибкий алгоритм, отражающий приспособление действия к особенностям ситуации. Поэтому повышенное внимание должно уделяться осмысленности, обоснованности всех действий обучаемых сотрудников и уяснению ими алгоритма умения, который более сложен и гибок, чем у навыков. В 9 из 10 случаев, если обучающийся до начала действий о чем-то не может рассказать или забывает это сделать, во время действий он совершает те же ошибки или пропуски;
• отрабатываются основные компоненты любого умения: наблюдение за обстановкой, выявление ее особенностей, имеющих значение для действий в данной ситуации; анализ и оценка обстановки, ее требований к изменению действий, отработанных ранее, до навыка; принятие решения на изменение ранее отработанного действия и его элементов в связи с требованиями места и момента; гибкость и коррекция действий по ходу их при любых возможных изменениях обстановки;
• важнейшее значение придается этапу гибкости и надежности умения. Это наиболее специфичный и важный для формирования умения этап, когда надо постоянно менять и разнообразить условия на занятиях, постепенно усложняя их и максимально приближая к реальным — самым сложным. Прилагаются всемерные усилия для разнообразия условий и обстановки, в том числе до самых сложных и необычных. Обучающихся учат решать одну и ту же задачу в изменчивых условиях, видоизменять порядок действий, исключать одни способы и операции и заменять их другими;
• усложнения учебной обстановки ведутся по нарастающей, характеризуются новизной изменений, их неожиданностью, скоростью перемен, комплексностью, значительностью, повышенной ответственностью, риском, опасностями, повышением вероятности неудач, противодействием и др.;
• повышенно важны разборы учебных действий. При формировании навыков они сводятся к указаниям по поводу отклонений от отрабатываемого стандарта (жесткого алгоритма). Здесь речь идет об обучении наблюдать, мыслить, оценивать, проявлять находчивость, разумность. Стиль разборов — групповые обсуждения, дискуссии, совместный поиск оптимального варианта для каждой ситуации с обоснованием его правильности.
Рассмотренная общая методика формирования знаний, навыков и умений лежит в основе отработки всех других видов подготовки, видоизменяясь в зависимости от их специфики.
10.5. Педагогические особенности групповой и организационной подготовки
Подготовка групп
Было бы ошибкой полагать, что, подготовив нужного специалиста, сотрудника, военнослужащего внутренних и пограничных войск в отдельности, а затем собрав индивидуально подготовленных в группу для совместных действий, мы получим эффективно действующую группу. Группа — эта особый социальный организм. Мастерство группы зависит от мастерства каждого ее члена, но суть ее в:
• налаженности- отношений между ними при совместных действиях;
• отработанности взаимодействия в процессе решения реальных задач;
• способности сохранять высокий уровень надежности и эффективности действий в любых условиях.
Поэтому, с одной стороны, профессиональное мастерство группы складывается из мастерства ее членов, а с другой — мастерство отдельных сотрудников не может считаться завершенным, пока они не будут безукоризненно действовать в составе группы. Поэтому мастерство группы приходит только в обучении совместным действиям, при этом одновременно проходит окончательную шлифовку профессиональное мастерство каждого ее члена. Групповое мастерство — особый вид мастерства, а формирование его — особый раздел профессиональной подготовки в правоохранительных органах. Начинается эта учеба не после завершения одиночной подготовки сотрудников, а примерно после выполнения 50% ее программы.
Чтобы педагогически эффективно формировать профессиональное мастерство группы, нужно знать, что формировать, из каких элементов это мастерство складывается.
Профессиональное мастерство специальных групп правоохранительных органов принципиально отлично от индивидуального мастерства сотрудника, военнослужащего и структурно включает три основных компонента:
1) отработанность организации — четкое и прочное овладение каждым членом группы (в том числе начальником, командиром группы) своего места в ней, функций, обязанностей, ответственности, действий и способов согласования их с действиями других членов группы по содержанию, месту и времени. Отработанность организации базируется на:
• организационных знаниях членов группы;
• навыках организационного взаимодействия членов группы;
2) тактическую подготовленность — организованное и качественное выполнение совместных действий по решению типичных профессиональных задач в соответствующих им условиях, что предполагает наличие у членов группы:
• тактического взаимопонимания;
• навыков тактического взаимодействия;
3) профессиональную надежность — отсутствие каких-то явных слабостей у отдельных членов группы, отработанность организации и тактической подготовленности группы к гибким действиям в непредсказуемых ситуациях и при столкновении с трудностями решения профессиональных задач. Она обеспечивается навыками:
• группового тактического мышления;
• групповой тактической гибкости;
• взаимной тактической поддержки;
• взаимозаменяемости.
Формирование в процессе профессиональной подготовки группы всех этих элементов с их конкретизацией по специфическим тактическим задачам и предполагаемым условиям определяет задачи, содержание и методику подготовки. Проверка и оценка их наличия — основа оценки подготовленности группы.
Как нельзя возвести вершину пирамиды, не построив фундамента, так и работу по формированию профессионального мастерства нужно начинать с отработки организации действий группы. Организация действий — упорядоченная совокупность правильных действий каждого и всех членов группы. Когда речь идет о действиях группы достаточно большой численности, то редко бывает так, что руководитель занятий помнит точно действия всех и каждого и от занятия к занятию повторяется при инструктажах и разборах. Чтобы не вносить возможную путаницу, руководителю подготовки группы полезно иметь документ (схему, сетевой график, план, таблицу, расписание), отражающий порядок действия каждого и всех. Неплохо, когда каждый член группы получает карманную книжку-памятку, где четко по пунктам указаны его функции в группе, обязанности, действия, которые он должен выполнять при решении группой разных задач, их последовательность и способы согласования с действиями других. Практически дословное запоминание их — обязательный элемент в формировании прочных и точных организационных знаний и навыков каждого.
Занятия начинаются с разъяснения, а затем и проверки знаний всех и каждого по вопросам организации. Затем на практических занятиях поэтапно отрабатываются навыки и умения согласованных действий. Каждый этап обозначается соответствующей командой руководителя (например: «вызов», «посадка», «переезд», «прибытие на место» и т.д.). После каждого этапа — пауза, во время которой руководитель разбирает выполненные действия, а при необходимости повторяет весь этап до его безукоризненного выполнения всеми.
Отработав это, переходят к занятиям по слитному выполнению всех этапов группового действия, но тоже сначала не спеша, со строжайшим соблюдением организационных требований. Затрачиваемое время будет само уменьшаться по мере освоения навыков организационного взаимодействия.
К организованности действий должна предъявляться неослабевающая требовательность и в ходе дальнейшей подготовки группы.
Тактическая подготовка — вторая задача в отработке групповых действий. По существу она начинается уже при отработке организации основного' типа тактических действий, характерного для группы. Фактически же ей приходится решать ряд тактических задач, иногда довольно сильно отличающихся друг от друга по объекту, месту и условиям. Поэтому первой задачей тактической подготовки является отработка вариантов групповых действий по решению 3—5 основных типов тактических задач.
Всякое творчество в любом деле базируется на четкой отработке основных действий. Варианты возникают тогда, когда есть чем варьировать. Поэтому отработка типовых тактических вариантов — важный шаг на пути возникновения группового мастерства действий в сложных, непредсказуемых случаях.
Варианты целесообразно отрабатывать последовательно, начиная с наиболее часто встречающихся или менее сложных. К следующему варианту переходить после основательной отработки предыдущего, доведенной до хорошей быстроты, качества и проводящейся в достаточно сложных условиях. Однако их количество лучше не увеличивать, пока не будут отлично отработаны 3—5 типовых тактических вариантов.
Занятия проводятся руководителем — командиром группы или старшим начальником. При этом обучаются не только подчиненные, но и сам руководитель (начальник, командир), приобретающий умения и навыки управления, взаимопонимание с подчиненными, что является непременной предпосылкой успеха действий группы.
Первые занятия по осваиваемому варианту тактических действий повторяют методику отработки организации, но темп постепенно повышается. Новое тут — внимание к тактическому взаимопониманию. Совместно действующие сотрудники, военнослужащие не просто должны соблюдать дисциплину и выполнять указания, но и думать, понимать тактические основы решения задачи, уметь оценивать обстановку, действия других и свои с позиций вклада в достижение цели, к которой стремится группа, и на этом строить согласование своих действий с действиями других. Методы этих занятий — объяснения, совместные упражнения, разборы, советы. Рекомендуется переглядывание, обмен жестами, мимическими движениями лица, короткими репликами. Так возникают навыки тактического взаимопонимания и тактического взаимодействия.
Значительное время отводится третьей задаче — формированию профессиональной надежности действий группы. Основные типы тактических действий отрабатываются при этом отдельно и в комбинации с другими, в постоянно меняющихся и непрерывно усложняющихся условиях, с имитацией повышающегося сопротивления противодействующего криминального элемента. Активно используются групповой тренинг (многократные упражнения) и разборы. Повышенное внимание в организационном плане уделяется формированию навыков:
• взаимной тактической поддержки — быстрой оценки сложностей, возникших и на своем, и на соседних участках, где действуют другие члены группы, а также своих возможностей по оказанию помощи другим и концентрации сил вместе с ними на решающем в данный момент месте;
• взаимозаменяемости — взятие на себя функций соседа при прекращении им действий (ранение, израсходование боезапаса, отзыв командиром и т.п.), а также функций непосредственного командира при его выбытии. К первому виду заместительства должен готовиться каждый, ко второму — обычно 2—3 лучших сотрудника, бойца. Последнее следует специально отрабатывать по ходу проведения учений и практических занятий, ибо потеря управления в реальной сложной обстановке оказывает пагубнейшее влияние на надежность действий группы;
• групповой тактической гибкости и группового тактического мышления. Значимость последнего легко понять по отдаленной, но понятной аналогии с действиями, например, футбольной команды высокого класса. Тактические комбинации рождаются и быстро реализуются ее футболистами, мгновенно и одинаково оценивающими возникающие ситуации и возможности, понимающими, быстро подхватывающими и развивающими действия инициатора. Подобные навыки и мышление развиваются на тактических занятиях в стабильных по составу группах и в разнообразных условиях при поощрении руководителем тактических импровизаций обучающихся. Помимо пояснений и разборов, до и после практических упражнений уместны дискуссии, обсуждения, коллективный поиск правильных решений с всесторонним обоснованием высказываемых обучающимися мнений и вносимых предложений.
Формирование профессионального мастерства специальных групп правоохранительных органов — прерогатива именно профессиональной подготовки, проводимой в них, она никогда не проводится в юридических образовательных учреждениях.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|