|
Организационная подготовка
Организация повседневной деятельности правоохранительного органа, воинской части, подразделения, службы, в которой каждый делает свое дело, а все общими и слаженными усилиями — общее дело, выступает важнейшим условием успеха всех и каждого. Она предполагает точное соблюдение персоналом правоохранительного органа нормативных положений по повседневной работе, полное и точное выполнение каждым сотрудником своих функциональных обязанностей, соблюдение норм служебных отношений, общения, распорядка дня, распоряжений, своевременное реагирование на сигналы тревог и пр. Это относится не только к органу внутренних дел, части в целом, но и к отдельным структурным подразделениям их (например, к работе дежурной части, дежурной следственно-оперативной группы), а также к порядку выполнения повседневных действий (например, к проведению оперативного совещания, разводу наряда, выдаче, пользованию, хранению и сдаче оружия и документов служебного и закрытого пользования, контрольно-пропускному режиму, приему граждан, организованному проведению дня служебной подготовки и пр.).
Опыт показывает, что только изучение личным составом уставных документов, призывы к соблюдению их требований должного эффекта не дают. Нужно обучение и практическое приучение персонала к их безусловному и правильному повседневному выполнению не только под контролем начальников, но и самостоятельно — по убеждению, привычке, дисциплинированности. Эту цель и преследует организационная подготовка — особый вид групповой подготовки. Важно, что она практически не требует дополнительных затрат времени и может проводиться сколь угодно часто. Дело в том, что учения по организационной подготовке совмещаются по времени с повседневными действиями в течение рабочего дня или времени, необходимого на выполнение отрабатываемого элемента организации (например, выдачу оружия, смену наряда и пр.). Формой подготовки они становятся, когда:
• предусматриваются планом на месяц, неделю;
• формулируется их тема, намечаются цели и задачи;
• продумывается и реализуется подготовка к ним: даются задания всем участникам самостоятельно изучить, повторить, запомнить соответствующие положения уставов и иных регламентирующих документов; даются ответы и проводятся консультации по всем вопросам; итоги выполнения задания каждым проверяются или проводится прием зачетов;
• по необходимости при подготовке запланированного учения по организации службы в подразделениях проводятся 15—30-минутные чтения и разъяснения необходимых документов, разбор их с позиций существующего организационного порядка, потребностей и путей его совершенствования. В других случаях подобное может быть сделано в день проведения учения в начале рабочего дня или непосредственно перед началом отрабатываемого элемента повседневной деятельности;
• всем участникам учения дается указание быть пунктуально организованным и точно исполнять все предписания, а непосредственным начальникам контролировать это; плохо выполненные отдельными сотрудниками действия по возможности повторяются;
• по окончании учения сразу или в конце рабочего дня проводится разбор. Руководителем учения даются указания по устранению оставшихся недоработок; при их обилии или серьезных недостатках учение повторяется (в масштабе правоохранительного органа, воинской части или только в подразделениях, где с организационным порядком дело обстоит хуже).
Учения по организации службы проводятся как в масштабе правоохранительного органа, воинской части, так и в отдельных подразделениях. Частота их зависит от реального состояния организационного порядка, но в профилактических целях и в интересах совершенствования желательно проводить их не реже одного раза в месяц в масштабе правоохранительного органа, части и одного раза в 15 дней в каждом подразделении. Учения и занятия проводятся лично начальниками и руководителями соответствующего составу обучаемых (всего личного состава или только состава подразделения) ранга. Они сами должны быть безукоризненно организованы, чтобы служить образцом для проведения занятий по другим видам подготовки.
Добиваясь организованности и порядка на учениях и занятиях по организации службы, руководители их в первую очередь требуют:
• своевременной и качественной подготовки мест занятий;
• полного и своевременного прибытия всех, кто должен быть на занятии;
• строгого соблюдения участниками занятий установленной формы одежды, опрятного внешнего вида;
• соблюдения дисциплины и порядка на самом занятии;
• уставного порядка при обращениях, докладах, ответах.
Положительные и отрицательные моменты в знаниях и действиях обучающихся, даже мельчайшие, желательно фиксировать, чтобы потом при разборе их отметить, вскрыть причины и дать необходимые указания на будущее. По тому, насколько руководитель занятий может провести занятие с соблюдением всех требований к порядку, уже можно судить о его способности наладить организационный порядок в работе подчиненной ему структуры.
Можно заключить, что строгая и четкая организация службы нуждается не в призывах и разносах, а в кропотливой и упорной работе руководителей всех степеней, включающей и осуществление особого вида профессиональной подготовки — отработки организации. Она имеет и отчетливо выраженный воспитательный эффект, приучая сотрудников и военнослужащих точно выполнять все нормы службы и деятельности.
10.6. Педагогические особенности тактической, огневой и физической подготовок
Тактическая подготовка
Тактика — способ и порядок действий по использованию сил, средств и возможностей для решения определенной задачи. Владение тактикой решения задач, специфических для занимаемой сотрудником должности, составляет необходимую грань его профессионализма. Обучение тактике и ее оптимальной реализации составляет задачу тактической подготовки. Как особый вид подготовки она встречается в некоторых образовательных учреждениях (чаще всего — начального профессионального образования) в виде специальной учебной дисциплины либо в виде частей программ разных дисциплин (тактика допроса, тактика расследования преступлений, оперативная тактика, тактика действий при освобождении заложников и др.).
Частными задачами тактической подготовки выступает вооружение сотрудников тактическими знаниями, навыками, умениями и развитие тактического мышления, т.е. способности мысленно проектировать и просчитывать стержневую логику и детали предстоящих действий. Главным в ней выступают:
• понимание обучающимися сотрудниками профессиональных ситуаций, их особенностей и вариантов, ориентировка в них, понимание возникающих задач, способов подготовки и принятия решений, обеспечения их выполнения, расчета сил и средств, предвидение трудностей, их причин, способов преодоления и пр.;
• знание тактико-технических, боевых характеристик и возможностей вооружения, специальных и криминалистических средств, индивидуальных средств защиты, средств связи и разных видов обеспечения, основ их применения для решения разных задач и в возможных профессиональных ситуациях;
• знания порядка и тактики действий в условиях особых и чрезвычайных обстоятельств;
• знание других сил и средств, возможностей и способов взаимодействия с ними;
• навыки и умения работы с картами, компьютером, информационными технологиями, ориентировки на местности, способов сбора информации и оценки обстановки, выполнения расчетов на предстоящие действия, принятия профессиональных решений, подготовки к их выполнению и воплощению в действия, обеспечивающие достижение нужного результата.
Огневая подготовка
Огневая подготовка — традиционный вид подготовки сотрудников правоохранительных органов, претерпевающий значительные изменения в последнее время под влиянием общего роста экстремальности их деятельности, распространения оружия среди населения, резкого учащения использования оружия криминальным миром. В связи с этим эволюционируют и курсы стрельб из боевого оружия. Современные образцы их[160] определяют организацию и порядок проведения стрельб из боевого ручного стрелкового оружия — пистолета (револьвера), автомата (пистолета-пулемета), снайперской винтовки, подствольного гранатомета — и методику их оценки. Они теперь ориентированы на подготовку сотрудников к использованию оружия в условиях, приближенных к реальным.
Огневая подготовка в своей основе заключается в изучении материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним, приемов и правил стрельбы; тренировке на тренажерах; отработке нормативов по огневой подготовке; изучением правовых основ применения оружия.
На начальном этапе молодых сотрудников обучают твердому знанию материальной части оружия, мер безопасности при обращении с ним и боеприпасами, условий и порядка выполнения упражнений курса стрельб, а также приемов и правил стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия. Их учат разбирать и собирать оружие, ухаживать за ним. Проводятся подготовительные занятия по каждому упражнению без патронов, затем — упражнения с фактическим применением оружия при введении все новых и новых усложняющих условий и задач. Для заинтересованности сотрудников в достижении ими высоких показателей в стрельбе лучшим объявляются поощрения. В ряде стран считается вредным участие сотрудников в обычных спортивных соревнованиях по стрельбе, происходящих в далеких от реальных, «тепличных» условиях, что невольно формирует пренебрежительное отношение к обеспечению личной безопасности и применению иных приемов, затрудняет формирование соответствующих профессиональных навыков и привычек. Было бы разумным и полезным устраивать соревнования по наиболее сложным упражнениям, максимально приближенным к экстремальным условиям, и присваивать по ним спортивные разряды.
Современная огневая подготовка может быть успешной при хорошей учебно-материальной базе, позволяющей создавать мишенную обстановку и условия, максимально приближенные к реальным. Необходимо использование средств и приемов, намеренно вызывающих у выполняющих стрельбы высокое внутреннее напряжение, требующих умения подавлять волнение (возможно, и страх), проявлять самообладание, мобилизовывать все силы. Установлено, что при применении оружия в реальной обстановке возникновение у стрелка больших психологических и физических нагрузок вызывают: а) моторное торможение — оцепенение, уменьшение скорости реакций на внезапное усложнение обстановки, ослабление способности к занятию рациональной стойки, выбору места, применению уклоняющих приемов, дрожание рук, ног, тела; б) появление «туннельного» восприятия окружающего — сужения широты внимания до опасной, по мнению стреляющего, точки и полного отключения от всего окружающего, что опасно (один из преступников может зайти сбоку и, незамеченный, поразить сотрудника); в) возникновение временной глухоты — неспособности слышать предупреждения своих коллег об опасности. Поэтому нужно специально приучать использовать оружие в условиях перегрузок и справляться с ними.
При огневой подготовке используются полигоны или закрытые тиры, позволяющие моделировать внезапное появление и перемещение целей, шумы и звуки, характерные для экстремальной обстановки, ответный огонь противника. Нередко они оборудуются киноэкранами, компьютерами, средствами имитации усложненной обстановки (например, взрывов гранат и мин, пожаров, дыма). Активнее стали использоваться компьютерные программы, передающие на экран-мишень компьютера изображения правонарушителя в задаваемых ситуациях (с наведенным оружием, с захваченным заложником, убегающего, нападающего и т.д.). Сотрудник обязан мгновенно сориентироваться и принять решение о применении оружия. Получили распространение специальные тренажеры и электронные тиры[161]. Тенденция приближения учебных условий использования формы[162] к реальным стала определяющей тенденцией в современных условиях (см. подробнее § 11.4).
Физическая подготовка
Существуют разные концепции построения физической подготовки в правоохранительных органах: общефизической подготовки, спортивно-игровой и боевой. Все они признают необходимость подготовки к решению профессиональных задач, только отдают предпочтение одному из трех ее компонентов: общефизическим качествам, спортивно-игровым или профессионально-боевым[163]. В органах отдается предпочтение построению физической подготовки по последнему варианту, как отвечающему насущным потребностям обеспечения практики: развитию волевых качеств, внимания и психологической устойчивости. Ставятся задачи: развития у сотрудников профессионально важных физических качеств (абсолютной и взрывной силы мышц, скоростно-силовых качеств их, выносливости), отработки приемов самозащиты без оружия, боевых приемов борьбы и рукопашного боя. Поэтому при проведении физической подготовки используются разные по физическим задачам упражнения:
• силовые упражнения: подъем и переноска тяжестей, подтягивания, отжимания, перетягивания, борьба, лазание по вертикальным и горизонтальным канатам и т.п.;
• скоростные упражнения: старт, рывки, спринтерский бег, уклоны от ударов, скоростные удары, бег на коньках и др.;
• скоростно-силовые упражнения: прыжки, метания, подъем штанги рывком, толкание ядра и т.п.;
• упражнения на выносливость: бег на средние и длинные дистанции, плавание, бег на лыжах, марш-броски, многократное повторение средних по силовым нагрузкам упражнений и т.п.;
• упражнения на координацию: акробатические и гимнастические;
• комплексные упражнения: борьба, рукопашный бой, бокс, футбол, регби, военное многоборье и т.п.;
• служебно-прикладные упражнения: самозащита, рукопашный бой, восточные единоборства, задержание правонарушителей, преодоление различных естественных и искусственных препятствий и др.
В практике обоснованно часто используются служебно-прикладные упражнения. В ходе занятий отрабатываются действия по силовому пресечению различных противоправных действий с использованием спецсредств (щита, резиновой палки), защит от ударов уходами, бросками, «боковой подсечкой» и «задней подножкой», загибов руки задерживаемого, приемом «рычаг руки через предплечье», дожимом кисти др.[164] Считается, что число осваиваемых приемов силовой борьбы лучше предельно сузить до универсальных, выполняющих одновременно функции защиты и нападения, обезоруживания и задержания, тщательно осваивать основные удары руками и ногами, болевые приемы и броски в усложненных условиях. Такое соображение базируется на действующем во всех видах «законе воронки», проявляющемся в том, что с ростом мастерства единоборца число приемов, с помощью которых он добивается успеха в поединке (при максимальном сопротивлении противника, предельном физическом и психологическом напряжении), сокращается до 3—5 (бывает, что даже в схватках на первенство мира, побеждает боец, в совершенстве овладевший 1—2 приемами и всю схватку ловящий противника на них, даже когда последнему известна эта сильная сторона будущего чемпиона)[165].
Повышенное внимание уделяется способам приближения условий к экстремальным. Для этого руководители физической подготовки направляют учебно-тренировочный процесс на достижение готовности к решению реальных задач профессиональной деятельности: усложняют условия выполнения упражнений, повышают физические нагрузки до предельных, проводят занятия при любой погоде, используют профессионализированные полосы препятствий, сложный рельеф местности, доводят двигательные навыки и умения до совершенства в условиях, приближенных к реальным, выбирают и создают условия для занятий (время, место, окружающую обстановку, звуки, действия других лиц и др.), типичные для экстремальных.
В.В. Миленин считает необходимым шире вводить в физическую подготовку учебно-тренировочные бои по упрощенным правилам самбо, дзюдо, бокса и рукопашного боя, причем в форме и защитном снаряжении. В силовых противоборствах, при прочих равных условиях, успеха достигает тот, кто лучше овладел арсеналом приемов и умеет импровизировать в постоянно меняющихся условиях. Если обучение ограничивается отработкой боевых приемов на не оказывающем сопротивления партнере, то даже доведенные до совершенства, они мало помогут в реальном силовом противоборстве. Только спарринги, учебные индивидуальные единоборства (в том числе и спортивные) создают внешнюю и внутреннюю (психофизическую и психологическую) модель профессионально-боевых действий, а поэтому они должны стать непременным элементом содержания физической подготовки. В отработке профессионально-боевых силовых действий и приемов применяется блочное планирование (каждый блок длится 6—8 недель): первый — отработка приемов на не сопротивляющемся партнере, второй — отработка приемов при дозированном сопротивлении партнера, третий — отработка приемов в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям противоборства и силового задержания правонарушителя. Используются различные спарринги, выполнение боевых приемов борьбы в процессе преодоления полосы препятствий, моделирование ситуаций пресечения различных правонарушений. Итоговая оценка подготовленности обучающихся проводится путем проведения спарринга
(«вольного боя») при полной свободе выбора средств нападения и защиты партнерами и мобилизации психофизических возможностей. Для развития и укрепления волевых качеств на занятиях по физической подготовке последовательно, с нарастающим усложнением (Н.А. Минжанов)[166] проводятся следующие мероприятия:
• создаются ситуации, требующие проявления напряжения воли (спарринги — схватки с «правонарушителем», повторное преодоление препятствий, увеличение продолжительности физических нагрузок);
• вводятся сбивающие факторы и помехи (шумы, топанье, звуки стрельбы, внезапное нападение «правонарушителя», увеличение числа нападающих, внезапное усложнение задания, создание разнообразных ситуаций, требующих быстрого выбора между двумя или несколькими способами действий);
• усложняются условия выполнения упражнений, связанные с нарастанием риска и опасности (повышается высота снарядов, ширина преодолеваемых рвов, организуются труднопроходимые завалы, создается необходимость прыгать с большой высоты, перебираться по канату над водной поверхностью, подниматься по пожарным лестницам на большую высоту и др.);
• используются упражнения с перемещением тела в пространстве (кувырки с трамплина, прыжки с высоты, сальто);
• упражнения выполняются в максимальном темпе, в состоянии сильной усталости, в конце занятия.
Для повышения эмоционально-волевой устойчивости:
• упражнения выполняются на высоте, на качающихся узких поверхностях, над водой и огнем, во время дождя, мороза, ветра, жары, в сумерках, темноте, с завязанными плотной или полупрозрачной тканью глазами;
• используются психогенные факторы (оружие в руках «правонарушителя» — нож, палка, разбитая бутылка, бритва, пистолет, агрессивность «правонарушителя», дефицит времени, отсутствие необходимой передышки);
• занятия проводятся в квартире, подъезде, автобусе, лифте, на лестничной площадке, в подвале, чердачном помещении;
• проводятся единоборства с несколькими противниками подряд;
• упражнения выполняются в различной одежде и экипировке (форма летняя и зимняя, бронежилет, каска);
• приемы самозащиты без оружия применяются в опасных условиях (лестничная площадка, балкон, край моста, крыша и пр.);
• упражнения выполняются в обстановке состязания.
Распространены в правоохранительных органах полосы препятствий, позволяющие моделировать физические и психологические трудности, аналогичные встречающимся в реальных условиях. Стационарными учебными позициями на них обычно бывают: двухметровые заборы, ямы, качающийся мост, лабиринт, подземный ход, подвал, домик, водная преграда, стена с окном, бревно, огневая полоса. Динамичность и неожиданность трудностей создается переносными препятствиями, используются: завал из старых шин, забор, груда металлических бочек, куча веток. Можно менять место их на полосе препятствий, образуя для обучающихся, ранее проходивших полосу, неожиданные ситуации на разных участках. Полезны вращающиеся во вертикали и горизонтали барабаны, позволяющие менять размеры окна, через которое надо пролезть (перепрыгнуть кувырком), или бума, бревна (по ширине).
Усложнение условий достигается задымлением, имитацией пожара, трансляцией громких звуков, внезапным нападением «преступника», укрывшегося за одним из препятствий, постановкой дополнительных заданий — следить за обстановкой и запоминать (на полосе специально разбрасываются 2—3 предмета — головной убор, платок и пр., либо на стойках или щитах, расположенных по краям полосы, помещаются объявления, фотографии, названия улиц, номера автомашин и др.), повышением скорости передвижения (хорошо, когда имеется две полосы, расположенные параллельно, и по ним, соревнуясь в скорости, двигаются два обучающихся), созданием ситуации погони (один из сотрудников уходит на полосу на 5—10 с раньше второго, которому ставится задача «догнать»), многократным преодолением полосы в прямом и обратном направлениях, упражнением «перенос раненого» (два обучающихся переносят третьего, преодолевая вместе с ним препятствия), выполнением стрельб в рядом расположенном тире сразу после преодоления полосы препятствия.
НА. Минжановым разработан комплекс профессионализированных психотехнических игр для занятий по физической подготовке с сотрудниками[167]. Общие правила их: обучаемые учебной группы разбиваются на пары; каждый в паре выполняет определенную роль; в следующих друг за другом упражнениях, выполняемых по командам руководителя заданий, обучаемые в парах меняются ролями; после каждого упражнения проводится разбор и оценка правильности действий самими участниками пар; игры длятся 3—7 мин, в течение которых выполняется 4—8 упражнений. Ниже описываются некоторые из них.
Игра «Догони». Развивается внимание, наблюдательность, скорость реакций и умение быстро передвигаться в толпе. Проводится
в спортивном зале или на площадке 10x10 м. В парах один — «сотрудник», другой — «преступник». Задача первого — догнать второго.
Игра «Зри в оба». Развивается внимание, наблюдательность при быстрых перемещениях. Обучающиеся выстраиваются в две шеренги на расстоянии 7—8 м друг от друга лицом в одну сторону. Назначаются пары. Одни — «наблюдатели», вторые, стоящие за их спиной, — «натурщики». По команде преподавателя «натурщики» занимают по своему выбору любые позы. По второй команде «наблюдатели» совершают прыжок с поворотом на 360 градусов или кувырок вперед, назад. По третьей команде «наблюдатели» подходят к своим «натурщикам» и воспроизводят позу.
Игра «Вижу и слышу». Развивается внимание, наблюдательность, память. Пары по команде руководителя занятий вступают в единоборство (бокс, борьба) без особого напряжения, но непрерывно двигаясь. Задача — замечать все, что происходит вокруг. По команде «стоп», подаваемой преподавателем через 10—30 с, схватка прекращается и слушатели обмениваются впечатлениями: кто был рядом и что делал, что произошло нового на месте занятий, какие звуки раздавались, какие слова произносились и пр. Все эти изменения (кроме первого) вносит в игру преподаватель.
Игра «Лабиринт». Развивается внимание, память, пространственная ориентировка. В парах один — «заводящий», второй — «ведомый». Первый использует три команды: «прямо», «направо», «налево», выполняемые «ведомым». Каждое упражнение состоит из 5— 10 команд (трудность наращивается последовательно). После подачи команд «ведомый» разворачивается на 180 градусов и в обратном порядке воспроизводит маршрут.
Игра «Робот». Развивается чувство партнера, умение точно выражать свои намерения в словах. Участвуют «оператор» и «робот» (с закрытыми глазами). На игровом поле разбрасываются спички или предметы. «Оператор» подает односложные команды, направляя движения тела, ног и рук «робота» для того, чтобы тот собрал спички или предметы. «Робот» обязан точно выполнять команды, не проявляя никакой инициативы.
Игра «Защита». Пары — «нападающий» и «защищающийся» в боевой стойке на расстоянии одного метра. Первый готовится нанести определенный удар, второй, наблюдая за первым, пытается угадать его намерение и заранее решает, какой защитный прием использовать. По команде руководителя «Хоп!» оба, строго одновременно, выполняют свои действия — удар (не прикасаясь к другому) и защиту. Оценивается правильность угадывания защитника. Так повторяется 20—30 раз, задача защитника — распознать стратегию нанесения ударов и повысить успешность угадывания. После этого роли нападающего с ножом (кастетом, палкой, цепью и пр.) и защищающегося сотрудника меняются.
Игра «Психологическое наблюдение». Пары вступают в игровое противоборство, имитируя действия боксеров, сотрудника и задерживаемого, оба застывают в той позе, в которой застала его команда, сохраняя и выражение лиц. В течение 4—5 с они изучают друг друга, а затем дают аргументированные ответы: «Что собирался сделать противник в следующий момент?» и «Чего он опасался?». Ответы оцениваются напарником, после чего игра продолжается.
Игра «Боевая готовность». Пары «нападающий» и «защищающийся». Оба в исходном положении на расстоянии одного шага друг от друга. Руководитель занятий ведет медленно громкий счет до 20—30. «Нападающий» до начала счета решает, при каком счете нанесет удар. «Защищающийся», наблюдая за выражением лица партнера, его позой, состоянием мышц, мелкими подготовительными движениями, пытается угадать, когда будет нанесен удар. Когда эта цифра наконец произносится, «защищающийся» применяет защитный прием. Если он не угадал и удар нападающего не последовал, игра продолжается.
Ценность психотехнических игр в том, что они могут проводиться если не на всех, то на многих практических занятиях по разным вопросам, что не нарушит плана, ибо для игры нужно минут 5—7. Напротив, помимо непосредственной пользы, они дают разрядку, некоторый отдых, повышают активность обучающихся.
10.7. Подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|