Сущность и макроструктура педагогической системы
Руководствуясь теоретическими положениями общей педагогики, педагогическую систему строят с учетом специфики подготовки специалистов определенного образовательного уровня (образовательного ценза). В ее основу положены принципы государственной политики в области образования, которые обеспечивают реализацию требований государственных образовательных стандартов по таким направлениям подготовки (специальностям), как юриспруденция, правоведение, правоохранительная деятельность, управление, и требований квалификационных характеристик по специализации, которые определяют квалификацию специалиста — юрист, организатор правоохранительной деятельности и др.
В макроструктуре педагогической системы образовательного учреждения выделяют три составляющие, каждая из которых включает в себя ряд самостоятельных компонентов (рис. 8.1).
Научно-содержательная составляющая включает:
• цели и задачи образования, обучения, воспитания и развития обучающихся;
• научно обоснованное содержание образовательного процесса;
• педагогические принципы и правила образования.
Технологическая составляющая объединяет следующие компоненты:
• целевые формы организации образовательного процесса;
• методы обучения и воспитания, методические приемы воздействия на обучающихся и их собственной работы;
• средства, используемые преподавателями и обучающимися как инструментарий для повышения эффективности образовательного процесса и достижения стоящих целей;
• виды контроля (проверки) успеваемости и результатов обучения (текущего, рубежного, итогового и заключительного).
Организационно-управленческая составляющая характеризуется деятельностью:
• руководства и администрации образовательного учреждения (управленческий и планирующий персонал);
• руководства факультетов и курсов (организационно-воспитательный персонал);
• вспомогательного персонала учебного заведения (работники обеспечивающих отделов и служб);
• коллективов кафедр, циклов (научно-педагогический персонал);
• учебных коллективов студентов, курсантов, слушателей (обучающиеся образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования).
Представленная структура педагогической системы любого профессионального образовательного учреждения, в том числе и юридического, функционирует оптимально, если все ее составляющие находятся в непрерывном взаимодействии и совершенствовании.
Педагогический процесс в юридическом образовательном учреждении
Педагогический процесс (его синонимы: образовательный, учебно-воспитательный) представляет собой специально организованную, управляемую, взаимообуслоатенную деятельность преподавателей и обучающихся, направленную на формирование духовной, профессиональной и физически развитой л ичности выпускника образовательного учреждения и подготовку его квалифицированным специалистом заданного образовател ьного уровня.
Его структура в своей основе схожа (см. гл. 2, 3) с классической структурой педагогической системы и процесса, но имеет и свою специфику (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Структура педагогического процесса
(О — обучение. В — воспитание)
К особенностям юридико-педагогического образовательного процесса относятся:
а) сочетание широких образовательных и воспитательных целей с задачами профессиональной подготовки специалистов конкретной квалификации (профессии) в системе правоохранительной деятельности;
б) своеобразие объекта обучения: возрастные, социальные, педагогические, психологические, физиологические и другие особенности студентов, курсантов и слушателей по сравнению со школьниками;
в) особенности процесса обучения:
• сочетание теоретического обучения с практической направленностью в подготовке специалистов;
• многообразие целевых форм и эффективных методов для обучения будущих специалистов;
• предоставление большей ответственности и самостоятельности обучающимся в овладении программным материалом за счет расширения метода самостоятельной работы и выполнения творческих индивидуальных заданий;
• своеобразие проверки и оценки успеваемости обучающихся (преимущественное наличие двух видов контроля: рубежного и итогового);
г) особенности воспитательного процесса:
• своеобразие социальной среды: 18—21 год — молодежь (юношеский возраст), 22—35 лет — средний возраст (первый период); для каждой из этих категорий людей характерны свои притязания и различная общественная активность;
• потребность в использовании особых форм и методов профессионального воспитания, которые наилучшим образом воспринимаются обучающимися;
• гибкое сочетание воспитательной роли коллектива на основе его самоуправления с дифференцированным, индивидуальным подходом к личности каждого воспитуемого;
• грамотное использование помощи и поддержки различных организаций и общественных формирований для повышения эффективности и качества воспитательной работы в учебных коллективах и образовательном учреждении в целом;
• преобладание дедуктивного метода передачи информации над индуктивным.
Наряду с этим для вузов характерно обязательное сочетание учебно-воспитательной работы с учебно- и научно-исследовательской работами слушателей (УИРС и НИРС), способствующими развитию профессионального мышления у будущих специалистов с высшим образованием и формированию навыков исследовательской деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|