Система юридического образования в России и принципы ее построения
Система юридического образования и ее структура
Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования. Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образовательных уровней (образовательных цензов). Ее структура представляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем:
• преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;
• сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Первая подсистема — образовательные программы и государственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подготовку специалистов юридического профиля в зависимости от уровня профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных писшшлин каждого образовательного уровня обеспечивает преемственное! ь от низшего уровня к среднему, а от него к высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровневого юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой основной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Государственные образовательные стандарты (ЮС) по специальностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и региональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специалиста.
В структуре федерального и регионального компонентов определено три основных цикла учебных дисциплин:
• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
• общие математические и естественно-научные дисциплины;
• общепрофессиональные дисциплины.
Компонент образовательного учреждения состоит из двух циклов учебных дисциплин. В него входят:
• специальные дисциплины;
• дисциплины специализации[104].
Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, среднего и высшего юридического профессионального образования. Их обновление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.
Вторая подсистема — сеть образовательных учреждений[105], они реализуют государственные образовательные программы юридического профиля. В их числе могут быть: государственные, муниципальные и негосударственные образовательные учреждения, которые обеспечивают получение обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов). Их структура представлена в табл. 8.1.
Сеть высших образовательных учреждений юридического профиля, независимо от их типов и видов, позволяет обучающимся получить образование трех ступеней, структура которого представлена в табл. 8.2.
Сеть образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального юридического образования обеспечивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля (табл. 8.3).
Третья подсистема — управление системой юридического образования строится на демократических началах и носит государственно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз ступенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Российской Федерации; органами управления образованием субъектов Российской Федерации и самостоятельных ведомств (отраслей); органами местного самоуправления; органами управления образовательных учреждений различных уровней. Последним предоставлена определенная автономия, установленная подзаконными актами. Каждый их этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством[106].
Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие
К научным принципам построения системы юридического образования относят:
· гуманистический характер образования —определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• единство федерального культурного и образовательного пространства — защищает в системе образования национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;
• общедоступность образования — адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
• светский характер образования — закрепляет право на образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
• свобода и плюрализм в образовании;
• демократический, государственно-общественный характер управления образованием — закрепляет право на автономность образовательных учреждений[107].
На развитие системы юридического образования оказывает влияние целый ряд факторов, к основным из которых относят:
• уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства;
• политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;
• исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;
• педагогические факторы, обусловленные различием образовательных учреждений страны.
Современная система юридического образования и основные направления ее модернизации
Социальный заказ государства на подготовку юристов различных образовательных уровней и требования, предъявляемые обществом к сие- ™е юридического образования, обусловили появление противоречии, присущих сегодня данной системе. В качестве основных противоречий выступают:
• несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юридического профиля;
• несогласованность подсистем общего и юридического профессионального образования, слабость форм взаимодействия;
• различия системы юридического образования и системы деятельности государства, обусловленные состоянием общества, законности и правопорядка в нем.
Наличие этих противоречий и других отставаний современной системы юридического профессионального образования обусловливает необходимость его модернизации в соответствии с общей Концепцией модернизации российскою образования на период до 2010 г. Основная цель модернизации состоит в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворению потребностей каждой личности в получении соответствующего образования[108]. Концепция предусматривает:
• повышение качества юридического образования за счет переаттестации всех образовательных программ в области права и менеджмента на основе сохранения их фундаментальности и вместе с тем соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
• решение проблемы «кадрового голода, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации юридических работников, с одной стороны, а с другой — обеспечение выпускникам гарантированного места работы по специальности;
• обеспечение опережающего развития начальною и среднего юридического образования в связи с тем, что на современном этапе возрастает потребность общества и государства в высококвалифицированных специалистах начального и среднего образовательных уровней;
• укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, необходимость их включения в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, что обеспечит повышение качества процесса обучения и рас ширение его возможностей;
• увеличение количества и повышение профессионализма педагогических кадров с учетом потребностей системы начального и среднего юридического образования и реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования не реже чем один раз в пять лет; повышение статуса педагогического работника;
• реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования всех уровней. Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и аттестации руководителей органов управления образованием;
• повышение уровня научно-методического обеспечения образования за счет качественного обновления педагогической науки, возрождения практико-ориентированных научных школ и построения новых моделей прикладных исследований;
• совершенствование законодательного регулирования правовых и экономических отношений в сфере профессионального, в том числе и юридического, образования путем разработки законодательных актов, посвященных правовому регулированию отдельных областей образовательной деятельности; доработки и введения в действие Кодекса Российской Федерации об образовании, основанного на признании образовательного права как самостоятельной отрасли юриспруденции по кодификации имеющегося законодательства. Совершенствование законодательной и нормативной правовой базы должно быть направлено также на развитие государственно-общественного характера управления всей системой образования;
• обновление и апробацию содержания юридического образования в государственных образовательных стандартах и совершенствование механизмов контроля за его качеством. Разработку и внедрение эффективных механизмов управления инновационными проектами, предусматривающих реализацию новых моделей в образовании;
• реформирование системы управления профессиональным юридическим образованием в целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования с четким разделением их подчинения на два уровня (федеральный и региональный) и возможностью передачи части полномочий на муниципальный уровень.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|