Сделай Сам Свою Работу на 5

Система юридического образования в России и принципы ее построения





Система юридического образования и ее структура

Юридическое образование — составная часть единой российской системы образования. Правовой основой ее построения служат Федеральные законы Российской Федерации и нормативные акты государства в сфере образования. Система юридического образования создана для профессиональной подготовки специалистов юридического профиля различных образо­вательных уровней (образовательных цензов). Ее структура представ­ляет собой совокупность трех взаимодействующих подсистем:

• преемственных образовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности;

• сети реализующих их образовательных учреждений независи­мо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

· органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Первая подсистема — образовательные программы и государ­ственные образовательные стандарты. Образовательные программы отражают содержание учебных дисциплин, определяющих подго­товку специалистов юридического профиля в зависимости от уров­ня профессионального образования (начальное, среднее, высшее). Объем содержания образовательных программ однородных учебных писшшлин каждого образовательного уровня обеспечивает преемст­венное! ь от низшего уровня к среднему, а от него к высшему. Этим достигается непрерывность в системе многоуровневого юридического образования. Обязательный минимум содержания каждой ос­новной образовательной программы по предмету (для конкретной специальности и квалификации) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.



Государственные образовательные стандарты (ЮС) по специаль­ностям «юриспруденция», «правоведение», «правоохранительная деятельность» и другим включают в себя федеральный и региональ­ный (национально-региональный или ведомственный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Федеральный и ре­гиональный компоненты определяют специальность выпускника, а компонент образовательного учреждения — квалификацию специа­листа.

В структуре федерального и регионального компонентов опре­делено три основных цикла учебных дисциплин:



• общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

• общие математические и естественно-научные дисциплины;

• общепрофессиональные дисциплины.

Компонент образовательного учреждения состоит из двух цик­лов учебных дисциплин. В него входят:

• специальные дисциплины;

• дисциплины специализации[104].

Для каждого уровня юридического образования разрабатываются свои государственные образовательные стандарты: начального, средне­го и высшего юридического профессионального образования. Их об­новление и утверждение проводится не реже одного раза в десять лет.

Вторая подсистема — сеть образовательных учреждений[105], они реализуют государственные образовательные программы юриди­ческого профиля. В их числе могут быть: государственные, муници­пальные и негосударственные образовательные учреждения, которые обеспечивают получение обучающимися юридического образования четырех образовательных уровней (образовательных цензов). Их струк­тура представлена в табл. 8.1.

Сеть высших образовательных учреждений юридического про­филя, независимо от их типов и видов, позволяет обучающимся по­лучить образование трех ступеней, структура которого представлена в табл. 8.2.

 

 

 

Сеть образовательных учреждений и структурных подразделений дополнительного профессионального юридического образования обеспе­чивает подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и преподавателей юридического профиля (табл. 8.3).

Третья подсистема — управление системой юридического об­разования строится на демократических началах и носит государст­венно-общественный характер. Оно осуществляется сверху вниз сту­пенчато по иерархической лестнице: органами государственного управления целостной системой образования в лице государственной власти и центрального аппарата Министерства образования Россий­ской Федерации; органами управления образованием субъектов Рос­сийской Федерации и самостоятельных ведомств (отраслей); органами местного самоуправления; органами управления образовательных учреждений различных уровней. Последним предоставлена опреде­ленная автономия, установленная подзаконными актами. Каждый их этих органов осуществляет управление образованием и несет за него ответственность в пределах своей компетенции, установленной законодательством[106].



Принципы построения системы юридического образования и факторы, влияющие на ее развитие

К научным принципам построения системы юридического образования относят:

· гуманистический характер образования —определяет приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и сво­бодам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

единство федерального культурного и образовательного про­странства — защищает в системе образования национальные куль­туры, региональные культурные традиции и особенности в условиях многонационального государства;

общедоступность образования — адаптивность его системы к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, вос­питанников;

светский характер образования — закрепляет право на образова­ние в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер управ­ления образованием — закрепляет право на автономность образова­тельных учреждений[107].

На развитие системы юридического образования оказывает влия­ние целый ряд факторов, к основным из которых относят:

• уровень развития общества, его социальной сферы, экономики, научно-технических основ производства;

• политику государства, интересы и возможности различных слоев общества;

• исторический опыт и национальные особенности в области образования, в том числе и юридического;

• педагогические факторы, обусловленные различием образова­тельных учреждений страны.

Современная система юридическо­го образования и основные направле­ния ее модернизации

Социальный заказ государства на подготовку юристов различных образовательных уровней и требования, предъявляемые обществом к сие- ™е юридического образования, обусловили появление противоречии, присущих сегодня данной системе. В качестве основных про­тиворечий выступают:

• несоответствие между количеством и качеством подготовки специалистов, выпускаемых образовательными учреждениями юри­дического профиля;

• несогласованность подсистем общего и юридического профес­сионального образования, слабость форм взаимодействия;

• различия системы юридического образования и системы дея­тельности государства, обусловленные состоянием общества, закон­ности и правопорядка в нем.

Наличие этих противоречий и других отставаний современной системы юридического профессионального образования обусловливает необходимость его модернизации в соответствии с общей Концеп­цией модернизации российскою образования на период до 2010 г. Основная цель модернизации состоит в подготовке квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурен­тоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, сво­бодно владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к эффективной работе по специ­альности на уровне мировых стандартов, готовых к постоянному про­фессиональному росту, социальной и профессиональной мобильно­сти; удовлетворению потребностей каждой личности в получении соответствующего образования[108]. Концепция предусматривает:

• повышение качества юридического образования за счет пере­аттестации всех образовательных программ в области права и ме­неджмента на основе сохранения их фундаментальности и вместе с тем соответствия актуальным и перспективным потребностям лич­ности, общества и государства;

• решение проблемы «кадрового голода, обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации юридических работников, с одной стороны, а с другой — обеспечение выпускникам гарантиро­ванного места работы по специальности;

• обеспечение опережающего развития начальною и среднего юридического образования в связи с тем, что на современном этапе возрастает потребность общества и государства в высококвалифи­цированных специалистах начального и среднего образовательных уровней;

• укрепление и модернизацию материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений, необходимость их вклю­чения в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, что обеспечит повышение качества процесса обучения и рас ширение его возможностей;

• увеличение количества и повышение профессионализма педаго­гических кадров с учетом потребностей системы начального и средне­го юридического образования и реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования не реже чем один раз в пять лет; повышение статуса педагогического работника;

• реорганизацию системы учреждений повышения квалификации работников образования всех уровней. Создание эффективной систе­мы подготовки, переподготовки и аттестации руководителей органов управления образованием;

• повышение уровня научно-методического обеспечения обра­зования за счет качественного обновления педагогической науки, возрождения практико-ориентированных научных школ и построе­ния новых моделей прикладных исследований;

• совершенствование законодательного регулирования правовых и экономических отношений в сфере профессионального, в том числе и юридического, образования путем разработки законодательных актов, посвященных правовому регулированию отдельных областей образова­тельной деятельности; доработки и введения в действие Кодекса Рос­сийской Федерации об образовании, основанного на признании обра­зовательного права как самостоятельной отрасли юриспруденции по кодификации имеющегося законодательства. Совершенствование за­конодательной и нормативной правовой базы должно быть направле­но также на развитие государственно-общественного характера управ­ления всей системой образования;

• обновление и апробацию содержания юридического образова­ния в государственных образовательных стандартах и совершенствова­ние механизмов контроля за его качеством. Разработку и внедрение эффективных механизмов управления инновационными проектами, предусматривающих реализацию новых моделей в образовании;

• реформирование системы управления профессиональным юри­дическим образованием в целях повышения эффективности деятель­ности учреждений начального и среднего профессионального образо­вания с четким разделением их подчинения на два уровня (федераль­ный и региональный) и возможностью передачи части полномочий на муниципальный уровень.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.