Педагогические компоненты правовой культуры личности
Правовая образованность[103]характеризуется наличием у гражданина определенных знаний, взглядов убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан. Образованный гражданин, исходя из широких, комплексных, всесторонне взвешенных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Его взгляды, убеждения и отношения характеризуются глубоко усвоенной формулой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Он обоснованно разобрался в том, что права- неотделимы от обязанностей, что у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обязанностей, у того и меньше прав. Никакой демократии, гуманизма быть не может, пока люди не будут понимать и вести себя цивилизованно в вопросах права, своих свобод, прав и обязанностей. Правовая образованность — важный элемент зрелого правосознания. >• Правовая воспитанность гражданина характеризуется:
• уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надежнейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать их от преступных посягательств;
• наличием правомерных целей, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных;
• потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и устойчивыми правовыми мотивами:
— общественными: «в обществе, где нет порядка, жить невозможно. Все должны поддерживать правопорядок. Если я и другие не будут делать это, то порядка никогда не будет»;
— государственными: «государство создано для того, чтобы поддерживать порядок, оно издает для этого законы. Надо их уважать, иначе никакого порядка не будет»;
— гражданскими: «законы определяют мои свободы, права и обязанности и обеспечивают их. Как гражданин, я могу воспользоваться ими и получить то, что гарантируется правом, что мне положено и предусмотрено законами»;
— коллективистскими: «поддержание законности и порядка — общий интерес, дело общее, в котором и я должен делать то, что могу»;
— личного достоинства: «не буду марать свою совесть, нарушая законы как преступник»;
— целесообразности: «действуя по закону, я добьюсь того, что мне нужно»;
— безопасное""'?: «закон, органы власти защищают мои права, свободы, жизнь, имущество».
(Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно доминирование мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии.);
• постоянным стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решения проблем;
• непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам;
• стремлением к содействию правоохранительным органам в устранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания;
• стремлением к удержанию других от правонарушений и побуждению их к правомерному поведению;
• активностью в посильном участии в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы и жительства.
Правовая обученность гражданина отличается:
• знанием минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту;
• навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решении проблем, возникающих в жизни и деятельности;
• знанием возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам;
• знаниями и навыками поведения, действий, использования средств личной защиты в криминально опасных ситуациях;
• знанием пределов необходимой обороны.
Правовая развитость гражданина, обладающего сформированной правовой культурой, выражается в:
• развитии правосознания, умении размышлять, давать оценки, выбирать ориентиры, принимать решения, соответствующие требованиям правомерного поведения;
• развитии качеств, на допускающих виктимное — рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее — поведение;
• возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформированности.
Имеются и отличительные особенности правовой культуры разных категорий граждан, например профессионалов-юристов и представителей не юридических профессий, взрослых и подростков и др.
Как показывают криминологические исследования и юридическая практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая воспитанность. Значимость других педагогических свойств располагается по цепочке: правовая образованность — правовая обученностъ — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная значимость педагогических причин.
Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении цивилизованного правового общества в России. Это не просто особая, дополнительная задача, но и содействующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды — это мировоззренческие взгляды; правовые отношения — это одновременно и моральные отношения; правовые привычки — привычки цивилизованного поведения; правовая позиция — жизненная позиция; правовое поведение — условие жизненного успеха.
Правовая сформированность личности — продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств: семьи, школы, среды. Но главное — зависимость от самого человека, от стремления быть честным, достойным, заслуживающим уважения гражданином России, а также осознанного выбора друзей и культурного досуга либо, напротив, — бессмысленного времяпровождения. Влияние избранного пути, «школы жизни» велики.
Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить повсюду и в каждый момент жизни человека, а от ответственности за него не может быть свободен никто — ни законодатели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни сами граждане. Задача крайне сложна, но отказаться от нее и отложить на будущее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические резервы, тем более — в правоохранительных органах.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. В чем заключается роль науки и использования ее достижений в современном обществе и создании правового государства в России?
2. Как правовая сфера общества связана с его педагогической системой и какими ее составляющими?
3. Назовите и обоснуйте основные виды связей деятельности сотрудников правоохранительных органов с педагогическими вопросами в ней.
4. Какие направления работы с персоналом правоохранительных органов связаны с применением педагогических знаний и решением педагогических проблем?
5. Что представляет собой юридическая педагогика как отрасль научного знания?
6. Назовите и объясните методологические основы методологии юридической педагогики (общепедагогические и специальные).
7. В чем специфика методов юридической педагогики? Назовите их и объясните их предназначение.
8. В чем заключается педагогическая функция права?
9. Что понимается под педагогическим свойством права?
10. Что понимается под педагогическими механизмами права?
11. Какую роль играет педагогическое изменение норм права в .правотворчестве?
12. Объясните сущность, процесс правовой социализации человека и назовите факторы, влияющие на них.
13. Дайте педагогическую характеристику правовой культуры человека-личности.
Библиографический список
Алексеев С.С. Теория права. — М., 1995.
Алексеев С. С. Философия права. — М., 1999.
Педагогика в деятельности руководителя органа внутренних дел / Под ред. И.В. Горлинского. — М., 2002.
Родин В.Ф. Педагогика: Курс лекций. — М., 1998.
Сафронов А.Д. Преступность в России и криминальная безопасность органов внутренних дел. — М., 2003.
Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000. - Лекция 1.
Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М., 1999.
Юридическая педагогика в МВД / Под ред. A.M. Столяренко. — М., 1997.
Глава 8
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|