|
Пути установления педагогического сотрудничества
Умение педагога (родителя, воспитателя, руководителя и др.) построить любое педагогическое мероприятие так, чтобы на нем царил дух сотрудничества, — одно из высших проявлений его педагогического мастерства и культуры. Оно связано со многими техническими особенностями построения им своей педагогической работы, которые более уместно называть частными действиями, чем приемами.
Первое — занятие субъектом педагогических действий педагогической позиции в виде внутреннего принятия задачи построения педагогических взаимоотношений с обучающимися (детьми, работниками и др.) и стремления придать им характер педагогического сотрудничества. Понимание необходимости этого — один из примечательных показателей педагогической зрелости педагога. Не только самостоятельные действия педагога и обучающихся приносят педагогический результат, но и характер взаимоотношений и взаимодействия между ними. Они существуют всегда, даже когда не замечаются или «не признаются» педагогом, влияя на плодотворность его работы. Причины непринятия их во внимание или недооценки: недостаточная психолого-педагогическая компетентность лица, призванного приносить максимально возможные педагогические результаты; формальное отношение к педагогическому долгу; соображение, что проще и легче прийти на занятие, прочитать по бумажке что надо, а дальше — дело обучающихся; убеждение, что эффективнее работать с людьми силовыми методами; безразличие к обучающимся, отсутствие желания хорошо помогать им в самосовершенствовании; заблуждение, что это все «игра в демократию», «показуха, нужная начальству, а не для дела» и др.
Совершенствование взаимодействия по психолого-педагогическим критериям — средство в руках компетентного педагога для достижения более высоких результатов. Оно:
• часто порождает и всегда усиливает мотивацию обучающихся к добросовестному учению и работе над собой;
• дает существенную прибавку в усвоении обучающимися учебного материала;
• широко воздействует на личность обучающихся, дает импульсы к ее позитивному развитию.
Построение педагогически эффективных взаимоотношений, доведение их до уровня педагогического сотрудничества — наиболее цивилизованный, подлинно профессиональный, современный способ построения взаимоотношений, приводящий к тесному взаимодействию, отвечающий опыту и тенденциям развития мировой пе дагогики, интеграция в которую провозглашена одним из принципов современного российского образования.
Второе — занятие доброжелательной педагогической позиции в отношении к обучающимся и в общении с ними. Это позиция старшего товарища, искренне и открыто желающего помочь им в самосовершенствовании, подготовке к жизни и трудовой деятельности. Ей присущи: равноправные отношения; понимание положения другого человека, его проблем и трудностей; естественность, доступность, готовность всегда и во всем помогать; откровенность, тактичная прямота, справедливость, не оскорбляющая чувство собственного достоинства обучающихся; «отеческая» строгость, поддержка испытывающих трудности, внушение веры в успех. Антипедагогическая позиция — позиция начальника, основывающаяся на механическом переносе отношений приказа и подчинения, характерных для некоторых практических организаций. Взаимоотношения целесообразно строить с выражением симпатии к обучающимся, без предубеждений и «навешивания ярлыков», с выражением интереса и удовольствия от работы с ними, поиском взаимного согласия при противоречиях (а не «затыканием рта»), авансированием доверия.
Педагог должен чувствовать себя уверенным. Не испытывать страха перед занятиями с новыми группами, но и не быть заносчивым. Психологическими барьерами к достижению тесного взаимопонимания и сотрудничества бывают ошибочные и огульные отношения преподавателя к обучающимся («все бездельники» и т.д.), несдерживаемые огорчения и обиды («я к ним со всей душой, а они...»), тенденциозность, несправедливость в оценках, неавторитетность педагога, его грубость и бестактность, высокомерие, безразличие и т.д.
Третье — стремление педагога к завоеванию авторитета у обучающихся. В идеале хорошо, если обучающиеся любят педагога. Авторитет педагога — психолого-педагогическое явление, выражающееся в добровольном признании обучающимися его достоинств — человеческих, профессиональных, индивидуальных — поэтому они признают ценность того, чему он учит, и необходимость следовать его советам. Авторитет дает и силу неформальной власти над людьми. К педагогу, обладающему авторитетом, обучающиеся тянутся, с ним хотят чаще встречаться, вместе и в согласии работать, быть в работе с ним лучше, а вне контактов с ним вести себя так, чтобы не подводить и не огорчать. Авторитетному педагогу не надо заставлять их слушать, они сами ловят каждое его слово, опасаясь что-нибудь пропустить. Их физическая и психологическая близость учащает и усиливает его влияние на них. Напротив, педагог, которого сторонятся, от которого бегают, встреч с которым избегают, лишается всякого действенного влияния на обучающихся, особенно на их воспитание. Административная власть и авторитет сопоставимы, но принципиально отличны. Первой подчиняются по принуждению и с неприязнью, авторитету добровольно и с удовольствием, а поэтому власть авторитета обладает удвоенной силой.
У нас профессия педагога авторитетна, но каждому надо завоевывать свой авторитет — не должности, а личности, завоевывать делами в совместной работе с обучающимися. К каждому занятию (мероприятию) необходимо готовиться тщательно и добросовестно, проявлять увлеченность, интерес и самоотдачу, глубокое знание изучаемого материала, методическое мастерство, уважение и внимание к обучающимся, самоконтроль, не обнаруживать своих слабостей (если они есть), не совершать ошибок, подрывающих авторитет. Полезно раскрываться как личность во всем богатстве своих интересов, индивидуальных убеждений, прошлого опыта жизни, отношения к сегодняшним событиям и пр. Каждый педагог, достигающий сотрудничества с группами, с которыми он работает, отличается духовным богатством, выраженной и хорошо замечаемой и уважаемой аудиторией самоотдачей, страстностью, а все посредственные воспринимаются безликими, похожими друг на друга холодной бесстрастностью, равнодушием к обучающимся, формальностью проведения занятий.
Барьерами к достижению слаженной работы выступают: мания превосходства, высокомерие, выраженное самомнение, нескромность, недоброжелательность и несправедливость по отношению к обучающимся, равнодушие к их интересам, бестактность, прохладное отношение к проведению занятий, административно-командные замашки и т.п.
Четвертое — налаживание благожелательно-деловых отношений.
Пятое— ориентация содержания и организации занятий на интересы обучающихся. Важно постоянно напоминать себе, что образовательные учреждения существуют для тех, кто в них учится, и они создаются ради того, чтобы готовить молодых образованных специалистов, способных развивать жизнь, общество, производство.
Поэтому все, что делается, должно делаться ради них, ради того, чтобы реально способствовать их личностному и профессиональному росту. Все, что не работает на это, должно быть отброшено, исключено из педагогической системы и процесса. Нельзя поэтому оправдать педагогов, особенно работающих в системе профессионального образования, которые включают в содержание занятия только то, что знают сами, что предпочитают лично, что только придумали .или исследовали. Делается это часто из-за того, что так проще готовиться и излагать материал обучающимся, а не потому что именно это им нужно. Значимость учебного материала вызывает и интерес обучающихся. Поэтому постоянно надо умышленно и убедительно раскрывать значимость темы, изучаемого вопроса, того или иного вывода, рекомендации.
Шестое — избирать формы, методы, технологии, активизирующие коллективные формы работы. Стимулируют повышение активности обучающихся и развитие сотрудничества семинары, обсуждения, дискуссии, диспуты, совместный поиск решения жизненных и профессиональных проблем, игры, диалоги, «мозговые штурмы» и др. Педагогу следует сдерживать свою разговорчивость, не превращать общение с обучающимися в «дорогу с односторонним движением», не увлекаться нудной и продолжительной назидательностью, проявлять умение слушать, доброжелательно относиться и даже стимулировать высказывание обучающимися собственных мнений. Для стимулирования активного взаимодействия, в ходе которого возникает соперничество и сотрудничество, используются и организационные решения: разбивка обучающихся учебной группы на состязающиеся в знаниях и решениях рабочие подгруппы и группу «экспертов», выступающую арбитром.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|