Сделай Сам Свою Работу на 5

Технологии эвристического обучения





Эти технологии рассчитаны на гарантирован­ное и эффективное достижение педагогических целей и интеллектуальное развитие обучающихся. В педагогическом процессе их часто называют активными, так как их использование приводит к высо­кому уровню внутренней и внешней активности обучающихся. Однако и описанные выше методы и технологии рассчитаны на такую активность. Более точно называть их методами активного обучения, ибо пассивных методов в грамотной педагогической практике нет. Все методы полифункциональны и могут выполнять образователь­ную, обучающую, воспитательную и развивающую функции. К чис­лу основных методов активного обучения и воспитания относят: игровой, проблемный, программированный, компьютерный, эври­стический.

Эвристический метод обучения (А.В. Хуторской) — способ органи­зации творческих, продуктивных процессов мышления обучающихся путем овладения ими новыми, более рациональными вариантами дей­ствий в новых ситуациях.

Использование его сокращает время решения дидактических за­дач по сравнению со способом полного ненаправленного выбора возможных альтернатив. Правда, результаты решений оказываются не всегда наилучшими, но, как правило, допустимыми, обеспечи­вающими достижение поставленной цели.



Эвристическая деятельность развивает у обучающихся способ­ности: понимать и творчески использовать пути и методы продук­тивной познавательной деятельности, систематизировать учебную ин­формацию и применять ее в эвристическом поиске, адаптироваться к новым условиям деятельности и предвидеть ее результаты, про­гнозировать свою интеллектуальную и практическую деятельность, принимать обоснованные решения на основе эвристических опера­ций с последующей их логической проверкой. Эта деятельность эффективна при умении обучающегося оценивать свои действия, их рациональность, экономичность, настойчиво доводить решение за­дачи до логического завершения; при этом важно обладать гибко­стью мышления, способностью актуализации и организации инфор­мации (опыта) в решаемой задаче. Она осуществляется на основе эвристических правил и операций, основанных на аргументирован­ных рассуждениях.



Эвристические правила — это рекомендации к выбору возмож­ного варианта действия в условиях альтернативного поиска (от бо­лее легкого к более трудному, от более знакомого к менее знакомо­му, от целого к части целого и т.п.). Операции — не что иное, как мыслительные действия (анализ, синтез, аналогия, обобщение и т.д.), направляющие деятельность обучающегося на нахождение оп­тимального решения задачи. Те и другие выступают инструментари­ем для решения учебных эвристических задач.

Заслуживает внимания концепция содержательных обобщений (В.В. Давыдов), обосновывающая продуктивность логической цепочки:

сначала сообщение обобщенных теоретических положений, а затем — факты, примеры, опытные данные, подкрепляющие, утверждающие истинность обобщений. Тем самым углубляется понимание изучае­мого, делается более плодотворным соотношение индуктивной и дедуктивной логики в обучении

Наиболее широко применяемым методом эвристического обу­чения является метод «мозгового штурма», активизирующий коллек­тивную творческую деятельность.

Технология его применения:

• условие учебной поисковой задачи формулируется в общих чер­тах, проблемно;

• занятие разделяется по времени на две части: выдвижение гипо­тез и их анализ-оценка;

• в первой части занятия запрещается какая бы то ни было кри­тика (в том числе и через мимику, ухмылки, жесты и пр.) мнений и предложений, что снимает боязнь критики своих высказываний у обучающихся — она тормозит их мышление и творческие процессы;

• группа участников «штурма» — «генераторов идей» — за отве­денное учебное время вьщвигает максимальное количество гипотез, причем любых — даже несостоятельных, парадоксальных. Доказа­тельств не требуется, все идеи записываются. Важно, чтобы участники занятия были психологически раскованы, чувствовали себя свободно;



• во второй части вся группа или выделенная из нее «группа экспертов» ведет всестороннее обсуждение каждой идеи и выносит суждение о ее ценности (оценка дается каждым «экспертом» по пя­ти или десятибалльной шкале и выводится средний балл), отсеивает нереальные и несерьезные варианты;

• если задача в процессе «штурма» не нашла решения, она мо­жет быть предложена тем же обучающимся в измененном виде.

К эвристическим методам относится также синектический ме­тод[42]. Методика его применения в основном аналогична «мозговому штурму». Отличие состоит в том, что он применяется в отношении обучающихся, не имеющих опыта творческой деятельности. Для этого целесообразно создавать группы (5—7 человек), накапливаю­щие приемы и способы творческих действий. С ними проводится специальная подготовка в профессиональном и учебно-познаватель­ном направлениях. Цель одна — попытаться найти творческое ре­шение поставленной проблемы.

Структурная схема синектического занятия обычно следующая: постановка проблемы в общем виде, ее анализ с целью ознакомления, отсеивания первых решений, понимание проблемы, вызывающий аналогию вопрос, генерирование аналогий, их развитие и обыгры­вание, выявление значимости и использование аналогий примени­тельно к проблеме для генерирования новых идей, выбор альтерна­тивы, выдвижение новой идеи при отрицательной оценке альтерна­тивной, развитие новой идеи при ее позитивной оценке.

Метод дидактических игр используется в нескольких разновид­ностях: деловые, ролевые и управленческие, организационно-деятель-ностные игры. Наиболее распространенной в педагогическом про­цессе является деловая игра. Технология ее проведения заключается в воздействии на психологию обучающихся таким образом, чтобы моделировать, тщательно анализировать все отношения, возникаю­щие перед личностью в процессе ее учебной и профессиональной деятельности. С организационной точки зрения проведение дело­вой игры представляет собой развертывание особой имитационной деятельности на основе модели, воссоздающей условия и динамику возникновения, протекания и решения проблемы.

Постоянно расширяющаяся практика использования деловых игр диктует необходимость специального исследования проблем эффек­тивности их образовательного, воспитательного, обучающего и раз­вивающего воздействия. В силу своих дидактических возможностей — активного развивающего характера, непосредственного общения на фоне изменяющейся обстановки — деловые игры оказываются в большей степени продуктивны в качестве средства совершенствова­ния личностных качеств человека[43]. Дело в том, что они являются своеобразным конгломератом двух реальностей: процесса профессио­нальной, учебной деятельности и отношений, возникающих в нем. Усвоение знаний, формирование умений и навыков осуществляются как бы наложением на канву деятельности в ее предметном и соци­альном аспектах. Знания усваиваются не абстрактно, не про запас, не для какого-то гипотетически-перспективного применения, а в ре­альном для участников информационном поле, в динамике разви­тия сюжетных действий, в формировании целостного образа про­фессиональной ситуации. Кроме того, в деловой игре человек при­обретает навыки интеллектуального взаимодействия, создает ценно­стные ориентации и установки, присущие ему как специалисту.

В деловой игре при ее конструировании и применении реализу­ются помимо общепедагогических и частные педагогические принципы: имитационного моделирования содержания и форм учебной, профессиональной деятельности; совместной деятельности; много­плановости в организации игры; педагогического управления[44].

Эти принципы отражают суть игрового обучения, его составных частей, логики и внутренних связей, становятся эффективными факторами их системного применения. Педагогические наблюдения над проводимыми игровым методом занятиями показывают, что пе­дагогическое своеобразие и полезность игры теряются в случае, если руководитель, педагог стремится реализовать только учебные либо только игровые цели. И в первом, и во втором случае снижается формирующий эффект игры. Усилить же его возможно только тогда, когда в процессе воздействия акцентируется внимание на интеллек­туально-развивающем компоненте занятия как своеобразном сис­темном объединении всех частных целевых установок.

В развитии личностных качеств обучающихся деловая игра об­ладает следующими возможностями:

• обеспечивает систематизацию изучаемого материала и его пред­ставление в имитационной модели, приближенной к реальности;

• воссоздает структуру и функции отдельных компонентов дея­тельности;

• приближает обучающихся к реальным условиям возникновения потребностей в знаниях, путях и способах добывания, сохранения, ис­пользования этих знаний, что в свою очередь обеспечивает осмыслен­ность процесса учебы, личную активность, возможность сознательного перехода от эмоциональной мотивации к профессиональной;

• объединяет образовательный, обучающий, воспитывающий и развивающий эффекты педагогического процесса;

• обеспечивает в конечном счете переход от организации к ре­гуляции руководителем, педагогом интеллектуальной деятельности обучающихся, к саморегуляции и самоорганизации их деятельности.

В силу обстоятельств деловые игры целесообразно проводить преимущественно после того, как их участники будут в достаточной степени ориентированы в существе требований к предстоящей дея­тельности, уяснят ее сущностные основы, овладеют ключевыми по­нятиями. Названные требования должны быть соблюдены — в про­тивном случае сама деловая игра лишится обучающих, образова­тельных, воспитательных и развивающих функций и не даст долж­ного эффекта.

Разновидностями деловой игры по уровню сложности являются:

• имитационные упражнения (закрепление навыков, умений);

• анализ учебных, профессиональных ситуаций (выработка обу­чающимися своих решений по ситуации, их групповое обсуждение);

• исполнение определенных ролей (с последующей оценкой дей­ствий игрока другими участниками игры);

• полноценная деловая игра, комплексно имитирующая учебную, профессиональную деятельность и ее последствия в контексте при­нимаемых решений.

 

Компьютерные технологии

В современных условиях большое значение при­обрело применение технологий (метода) ком­пьютерного обучения. Техническая база совре­менного педагогического процесса объективно привела к переходу деятельности обучающих и обучающихся на качественно новый пе­дагогический уровень, предполагающий создание принципиально новых учебных материалов. Компьютеры применяются в подготов­ке обучающихся как рабочий инструмент руководителя, педагога и школьников, студентов, специалистов, экономящий их время, по­вышающий эффективность учебного процесса; как предмет изуче­ния, как средство обучения и автоматизации управления педагоги­ческим процессом. В перспективе они послужат созданию обучаю­щих программ, моделированию игровых процессов, видеоресурсов, телекоммуникаций ведомства, вуза, организации дистанционного обучения и др.

Применение компьютерной техники приводит к возникновению специфических экономических, интеллектуальных и эмоциональных эффектов. Экономический эффект заключается в удешевлении слож­ных вычислительных, логических и информационно-поисковых опе­раций; освобождается время участников занятий для решения дру­гих более сложных задач. Технологический эффект активизации по­знавательной (интеллектуальной) деятельности достигается посред­ством применения компьютеров для более точных и трудоемких операций, что, как правило, вызывает большую интеллектуальную активность и приносит более значительные обучающие и разви­вающие результаты. Усиление интеллектуальной деятельности про­исходит из-за вынужденности проявлений активности обучающего­ся даже там, где он предпочел бы быть пассивным, ускорения ре­шения задач, комплексного анализа последствий, освобождения от рутинной работы, возможности регистрации интеллектуальной дея­тельности для ее последующего анализа и оценки. Эмоциональный эффект обусловлен осознанием обучающимся своих новых возмож­ностей и диалогизацией индивидуальной деятельности (обращения к сведениям, хранящимся в памяти компьютера), что доставляет пользователю определенное удовлетворение.

Выделяют несколько путей применения компьютерной техники для решения дидактических задач. Прежде всего, проведение прак­тических занятий для формирования навыков и умений решения задач на компьютере. Особую значимость приобретают лаборатор­ные занятия с использованием моделей, реализуемых на компью­терной технике, что создает в обучении новые возможности (иссле­дование имитируемых объектов с разных сторон без существенных материальных затрат, без использования реальных объектов), по­вышает творческую активность обучающихся.

Применение компьютеров дает возможность визуализации изу­чаемых процессов, повышает наглядность обучения: на экране дис­плея можно давать послойное изображение изучаемого объекта, по­казывать динамику его развития и т.д.

Компьютерная техника повышает возможности более частого проведения дидактических игр (логические развивающие игры; игры, нацеленные на выработку навыков и умений принятия педагогиче­ски обоснованных решений в сложных ситуациях и т.п.). Обучаю­щийся при этом имеет возможность проследить последствия приня­того решения, в случае необходимости скорректировать его; вести свободный информационный диалог с машиной, формируя навыки информационно-поисковых операций, использования информацион­ных баз данных.

Прочно вошло и закрепилось в практике обучения использование компьютеров для управления тренажерами, а также создание новых. Кроме того, компьютерная техника является мощным средством репе­титорства в случае, если обучающийся по каким-либо причинам от­стал от лекционного потока и необходимо наверстать упущенное или он не успевает усвоить информацию на лекции и обращается к маши­не, чтобы еще раз проработать эту информацию, но уже в режиме ре­петиторства. Компьютеры также активно используются для разработки многовариантных заданий и средств проверки выполнения этих зада­ний обучающимися.

Одним из путей применения компьютеризированных средств является массовый и оперативный контроль усвоения учебного ма­териала, обеспечивающий педагогу, руководителю разгрузку от ру­тинной работы и делающий контроль систематическим, а оценку объективной. Создаются специальные классы автоматизированного контроля.

Комплексная реализация путей применения компьютерной тех­ники позволяет ожидать в ближайшие десятилетия радикальных пе­ремен в организации и процессах образования. Нужно серьезное и оперативное овладение компьютерами всеми субъектами педагоги­ческой деятельности и массовый методический поиск способов компьютеризации педагогического процесса.

Таковы наиболее перспективные методы активного обучения, технологии их применения. Используются также специализирован­ные технологии, обусловленные особенностями учебной, профес­сиональной деятельности специалистов: решение профессионально-технических задач, специальные упражнения на принятие решений в различных профессиональных и учебных ситуациях по овладению высокопрофессиональными приемами и способами работы, метод проектов, разноуровневое обучение и др. Все они располагают боль­шими возможностями образования, обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

Обобщая прогрессивное в теории обучения, воспитания и раз­вития, правомерно сделать вывод, что все описанные и иные техно­логии, именуемые еще инновационными, преследуют цель не столько формировать у обучающихся знания, навыки и умения, сколько ор­ганизовать их деятельность, управлять ею, максимально способст­вуя умственному развитию, повышать уровень научной обоснован­ности педагогического процесса, делать его более управляемым и продуктивным. На основе этого обучение, воспитание, развитие и образование стали приобретать преимущественно проблемно-деятельностный, поисково-исследовательский, технологически выверенный характер, а также многофункциональность, фундаментальность, ак­тивность, эмоциональность и оснащенность современными техни­ческими средствами[45].

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Как вы поняли, что такое педагогическая система и из каких элементов она состоит?

2. Раскройте системообразующую роль цели в системе педагогической работы.

3. Объясните, как образование, воспитание, обучение и развитие влияют друг на друга.

4. Каковы сущность и структура педагогического процесса?

5. Назовите одну из закономерностей педагогического процесса и дайте объяснение ее природе, влиянию на процесс и способу ее учета педагогом, руководителем.

6. В чем заключается специфика педагогического управления и чем она объясняется?

7. Зачем нужно морально-психологическое обеспечение педагогического процесса и как его нужно осуществлять?

8. Каковы функции педагогического процесса?

9. Идентичны ли словосочетания «контроль педагогического процесса» и «педагогический контроль»?

10. Как сделать, чтобы контроль за педагогическим процессом оказывал

воспитывающее и обучающее влияние на контролируемых?

11. Опираясь на ваши представления и знания, определите, что такое «педагогическая технология».

Библиографический список

Автоматизированные системы обучения на базе ЭВМ. — М., 1992.

Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического про­цесса. — Минск, 1990.

Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактиче­ский аспект. — М., 1977.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Беспалько Б.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.

Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. — М., 1991.

Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения (методологический анализ). — М., 1986.

Змеев СИ. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие. —М., 2002.

Кириллова Т.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. — М., 1980.

Новые педагогические и информационные технологии в системе об­разования: Учеб. пособие / М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. — М., 2000.

Левитан К.М. Педагогическая деонтология. — Екатеринбург, 1999.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.

Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М., 2001.

Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие. — М., 2001.

Чернилевский Д.В., Филатов О.Н. Технология обучения в высшей школе. — М., 1996.

 

Глава 4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ТЕХНИКА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.