|
Техника использования речевых средств
Педагогическая техника начинается с элементарного — владения словом, речью.Они насыщают жизнь каждого человека. Есть профессии, где слову принадлежит решающая роль, — учитель, преподаватель, журналист, юрист, воспитатель и др. Надо знать цену слову — оно может окрылить человека и принести ему невыразимую боль. Не случайны народные поговорки: «кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет», «добрые слова лучше сладкого пирога».
Возможности человека пользоваться словом связаны с богатством словарного состава, с точным словоупотреблением — использованием слов в соответствии с их значением. Это позволяет подбирать самые нужные, самые лучшие, самые точные, самые яркие слова. Надо почаще обращаться за справками к словарям русского языка, иностранных слов, энциклопедиям, записывать новые слова в записную книжку, запоминать их.
Возможности речи связаны с богатством и культурой словесного оформления мыслей, словесными оборотами, использованием образов исторических и литературных героев, исторических событий, отрывков из стихотворений, народных пословиц и поговорок, высказываний мудрых людей, поучительных историй и т.п. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. Скучно, трудно, нудно слушать речь, состоящую их бесцветных, тусклых, затасканных, общих, мало значащих выражений, а тем более засоренную вульгарными, почерпнутыми из подросткового или криминального жаргона, иностранными словечками. Культурность и образованность человека проявляются в любви к своему национальному языку, стремлению беречь его чистоту, как завещали нам наши великие предки, много сделавшие для его расцвета и совершенства.
Обязательное условие высокой культуры и техники речи — правильное произношение и ударения, отсутствие слов-паразитов («так сказать», «надо сказать», «как говорится», «значит», «понимаешь», «ну» ипр.) и бессмысленных звуков («м-м-м-м...», «э-э-э-э...» и т.п.).
Педагогу надо уметь излагать мысли точно, ясно, логично. Сложность этого связана с тем, что речь — это мышление вслух. Ясно, логично, убедительно говорит тот, кто также и мыслит. Не развив свой интеллект, невозможно говорить толково. Многословие, мало-понятность речи — лакмусовая бумажка путаницы и нечеткости мыслей и коренной дефект слабости речи как основы педагогической техники.
Другое техническое умение — умение пользоваться выразительными возможностями речи:
• эмоциональной выразительностью (экспрессивностью). Слова, произносимые без выражения чувств, бесстрастно и равнодушно, утрачивают много в своем воздействии, силе. В интонации речи должны воплощаться отношение говорящего к произносимому, звуковая артистичность. По некоторым исследовательским данным, понимание речи на 40% зависит от ее экспрессивной партитуры;
• лексической выразительностью — использование точных, ярких, нестандартных, образных слов и словесных оборотов, синонимов,
омонимов, терминов;
• фонетической выразительностью — хорошим произношением, дикцией, ритмикой, темпом, громкостью. Плох «пулеметный» темп, еще хуже крик, а тем более визг. Старая восточная мудрость гласит: если ты кричишь, значит, ты не прав и слаб;
• грамматической выразительностью;
• звуковой выразительностью — сопровождение высказываний уместным покашливанием, вздохами, хмыканием, хохотком, смехом, несущими смысл звуками «у-у-у», «а-а-а» и др.
А.С. Макаренко писал:
Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15—20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса[49].
Педагогически совершенная речь отличается ясностью вложенной в нее мысли, выразительностью слов и интонаций, четкостью произношения, нужной громкостью, использованием разнообразных словесных оборотов, ярко сформулированных выражений, применением уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.
Тембр голоса — обязательный атрибут речи каждого, ее музыка. Бас, баритон всегда ласкают слух, а визгливый, хриплый, глухой голос портят восприятие даже правильных по смыслу слов. Нередко тембр голоса характеризует человека: у злого — злой голос, у грубого — грубый, у веселого — веселый, у доброго — добрый, неуверенный в себе человек говорит неуверенно, тихо. Следует обращать внимание на тембр своего голоса, по возможности придавать ему нужные звуковые краски, тренироваться в этом (например, с использованием магнитофона).
Речь, слово воспринимаются другими в «обрамлении» сопровождающего их комплекса неречевых средств: мимики, жестов, позы, осанки, походки говорящего. В них столько же, а порой и больше красноречия, искренности, доброты, уверенности или сомнения, сочувствия или равнодушия, лживости, недоброжелательности, чем в словах. Поэтому говорить надо не только ушам, но и глазам людей. А.С. Макаренко еще в 30-е годы прошлого века писал:
Я убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, поза, и владение своим организмом, и владение своим лицом, и без такой работы не представляю себе работы воспитателя[50].
Полезно взять за правило следить за своей мимикой, продумывать, какой она должна быть, какая она есть, почему, когда и как ее менять. Многие вообще не знают, какое у них выражение лица. Стоит временами бросать взгляд в зеркало и мгновенно оценивать, каково оно обычно. Управляя мимикой при разговоре, придавать нужное выражение глазам (искреннее, сомневающееся, с прищуром, хитринкой, насмешливое, смеющееся и др.), положению головы (прямо, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья, наклон вбок), носогубным мышцам.
Разумно использовать возможности жестов при разговоре, но не допускать бессмысленной жестикуляции — размахивания руками, стереотипных жестов (одного-двух, например «рубки воздуха», «указующего перста») и вульгарных.
Мимика, пантомимика, поза, походка, осанка, вид человека, находящегося в определенном психическом состоянии, позволяют создавать о нем впечатление, повышать воздействие произносимого на собеседника, придавать им особый смысл. Они свидетельствуют о значимости для говорящего произносимых слов, о вере в то, что он говорит, интересе, его психическом состоянии, отношении к собеседнику и к нему, демонстрируют ряд имеющихся качеств (интеллигентность, ум, образованность, воспитанность, культурность, самомнение, глупость, решимость, волнение, неуверенность, испытываемый страх и др.). Даже походка может немало сказать о человеке. Взгляните на идущего впереди человека и попытайтесь что-то сказать о нем. Даже не будучи натренированным в такой диагностике, можно многое сказать о человеке, что будет соответствовать действительности.
Не должно быть несоответствия между содержанием речи, средствами словесной выразительности и использованием неречевых средств. В противном случае одни и те же слова могут приобрести противоположный смысл. Можно, например, произносить уважительные слова и ненавидеть глазами. Лишь в отдельных случаях и профессиях бывают обстоятельства, когда все призвано маскировать действительный смысл высказываний, отношения и намерения говорящего.
Психологическая техника заключается в продуманном и умелом использовании всех неречевых средств при контактах и общении с людьми. Они во многом сказываются на-формировании имиджа говорящего (его образа) в глазах других, впечатления о нем.
Риторика[51]
В широком смысле под риторикой понимается искусство выражения мнении, мыслей, ораторское искусство. Она включает стилистику, логику, технику отбора материала и слов для высказываний. К основным техническим правилам педагогической риторики относятся:
• использование слов в их точном значении, понятных обучающимся;
• научно точное выражение мыслей в предложениях;
• возможно яркое, запоминающееся, производящее интеллекту альное и эмоциональное впечатление на слушающих стилистическое построение предложений;
• выстраивание фраз в речи, обеспечивающее ее образность и формирование у обучающихся мысленных представлений, картин реальности, аналогичных имеющимся у педагога и относящихся к фрагментам научной картины мира;
• изложение только того материала (содержания), который необходим для понимания, для достижения цели данной речи; исключение всего лишнего, что уводит в сторону, отвлекает от уяснения главного;
• построение всей речи и каждой ее части с мысленным видением конечной цели-результата и подчинением всего ей;
• строгое структурирование речи как при разработке ее плана в ходе подготовки, так и при произнесении; это предполагает деление содержания речи на основные вопросы (части, разделы), подвопросы и микроструктуру подвопросов;
• озвучивание структурных элементов (плана) логики раскрытия содержания при произнесении речи. Обучающиеся должны быть ознакомлены с планом в начале речи, улавливать структуру изложения по ходу речи (это предполагает подытоживание изложения очередной порции содержания по плану и начало перехода к очередной части, а при необходимости использование приема нумерации — «первое», «второе» и т.д.);
• установка на решение сверхзадач речи — не только достижение непосредственной цели, но и внесение вклада в решение воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих задач;
• построение каждой фразы, части речи с учетом сказанного до нее и с логической перспективой, т.е. ориентацией на то, что потом должно быть сказано;
• поиск путей и средств интересного построения речи путем подбора интересных включений в содержание, интересных выражений и иллюстраций мыслей, интересных и неожиданных для слушающих «ходов»;
• использование средств выразительности, привлекающих и удерживающих внимание слушающих;
• использование средств выразительности, активизирующих эмоциональное отношение слушающих к речи выступающего, сопереживание вместе с ним того, о чем идет речь, побуждающих к определенным действиям после прослушивания речи.
Продуманное содержание речи педагога — ковровая дорожка, свернутая в рулон, произнесение речи — ее развертывание. Содержание речи — это ноты, а звучащая профессионально живая речь педагога — музыка, сыгранная по ним, захватывающая аудиторию. Намеченный текст речи — как засушенный в- гербарии цветок, а живая, яркая речь — как цветок в клумбе, яркий, очаровательный, благоухающий, приковывающий к себе внимание, вызывающий эстетическое удовольствие и врезающийся в память. Любая речь сильна не только своим правильным содержанием, но и общим впечатлением, производимым на слушающего ее человека, тем, что он захочет сделать, прослушав речь.
Педагогическое общение
Общая характеристика
Общение — вид контактов между людьми, связанный с обменом информацией. Общение включено в их практическое взаимодействие, совместную жизнь, ее регуляцию. Вместе с тем оно удовлетворяет и особую социальную потребность людей — в контактах с другими . людьми, потребность находить вместе способы достижения жизненного успеха и преодоления трудностей путем обмена опытом и знаниями.
В педагогической деятельности общение играет огромную роль. С ним и его средствами связаны и основные «рабочие инструменты» педагога, владеть которыми он обязан в совершенстве. Это не простой разговор педагога с обучающимися, а особый вид общения — педагогическое общение, специфика которого определяется педагогическими целями, содержанием и применением его средств. Общение делается педагогическим, когда отвечает целям и специфике педагогической деятельности, когда обладает особыми свойствами ; (чертами), к которым относятся: педагогическая направленность;
• контактность, диалогичность, тактичность;
• гуманистичность и демократичность;
• открытость, искренность, правдивость и убедительность;
• речевая культура;
• техническое богатство.
Культура педагогического общения — высокий уровень выраженности этих свойств в общении педагога, отвечающий специфике педагогической деятельности и требованиям к ее эффективности. Овладение культурой педагогического общения — одна из важнейших задач в становлении профессионализма педагога и достижении успехов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|