|
Социальная педагогика как отрасль педагогической науки
Исследованием социально-педагогических влияний среды, в которой живут и действуют люди способов обеспечения положительных для личности и общества влияний занимается одна из молодых отраслей педагогической науки — социальная педагогика. Социальная педагогика как практика предстает в виде целенаправленной, осознанной деятельности субъекта педагогических воздействий — родителя, должностного лица, государственной или общественной организации, работников средств массовой информации, печати, культуры и др., а также специалистов-педагогов в этой области — социальных педагогов. Она способствует становлению человека как личности. Пока слабо развиты, но заслуживают пристальных исследований и практического учета социально-педа-гогические влияния этнокультурных факторов жизни населения страны и его социальных групп, их менталитета — исторически сложившегося самосознания, отличающегося устойчивыми представлениями о мире, жизни, своем месте в ней, ее нормах. Эти факторы находят свое воплощение в исторической памяти людей, образе жизни, традициях, обычаях, верованиях, народном эпосе, притчах, пословицах и поговорках и др. Направления таких исследований получили названия этнопедагогжи, или народной педагогики.
Цель социальной педагогики заключается в том, чтобы способствовать социальному формированию личности, группы, населения с учетом ее своеобразия и социокультуры общества и государства, в которой она существует. Предметом социальной педагогики является исследование социально-педагогических сил и возможностей общества и способов их актуализации, разумного использования и путей интеграции продуманной по своим педагогическим результатам и отдаленным последствиям деятельности общественных, государственных и частных организаций с целью создания условий для благоприятного и исторически предопределяемого развития человека.
В развитии социальной педагогики как отрасли педагогической науки некоторые исследователи выделяют два направления: социальное и личностное[70]. Социальное направление (социопедагогика) исследует широкие, масштабные социально-педагогические влияния государства, общества, их социальных институтов на население
• (в особенности — на подрастающее поколение) и педагогику среды — влияние непосредственного окружения человека и его деятельности на социально-педагогические последствия для личности. Личностное направление (социальная педагогика личности) предполагает исследование социально-педагогических аспектов становления личности, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание. Оно изучает педагогические аспекты развитом человека как социального существа, которое, с одной стороны, Находится под влиянием законов природы, а с другой — тех социальных условий, в которых живет и реализует себя как личность, ориентируется в социальном становлении на требования образа жизни в конкретном обществе, его социокультуру.
Социальная педагогика как отрасль знания выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, прикладную и гуманистическую. Первая выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Вторая (прикладная) функция связана с поиском путей и совершенствованием социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогических и психолого-педагогических аспектах. Гуманистическая функция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации.
Как теория социальная педагогика представляет собой систему специальных понятий, утверждений, определений законов, закономерностей, учений и концепций, раскрывающих процесс социально-педагогического становления личности, влияний на группы, общности, население (массой) с учетом факторов среды. Как практика социальная педагогика — целенаправленная социально-педагогическая деятельность одиночного субъекта (социального педагога, лица, оказывающего социально-педагогические влияния и должного осмысленно и эффективно осуществлять их) или группового (организации, группы) по отслеживанию социально-педагогических влияний на людей в реализуемой социальной или профессиональной сфере жизнедеятельности, их осмыслению и диагностике, прогнозированию социально-педагогических результатов, выбору или коррекции своих действий в интересах личности и общества.
Целевые установки социальной педагогики воплощаются в ее основных задачах[71]:
• осуществлении социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
• исследовании влияний факторов среды на растущую личность,
группу;
• возможности использования факторов среды в социальном развитии и воспитании человека, при решении определенных социально-педагогических задач;
• исследовании влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Задачи, вытекающие из социального воспитания:
• исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
• исследование проблем социального воспитания личности в условиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
• изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
• изучение зарубежного опыта социального воспитания и адаптация его к отечественным условиям и др.
Задачи, вытекающие из позиции, исследующей человека как социальную единицу:
• исследование особенностей социального развития, социализации человека как личности;
• исследование особенностей социального развития людей, отличающихся своим своеобразием;
• выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоления и др.
Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности человека в социальном самосовершенствовании:
• выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;
• исследование возможностей активизации социального самосовершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
Таким образом, значительное педагогическое влияние на человека во все возрастные периоды, а особенно в подростковом и молодежном возрасте, оказывают государственные, общественные и культурно-досуговые организации. Через систему взаимоотношений, в которую включена личность каждого гражданина, общественное мнение, коллективные устремления и устоявшиеся традиции она испытывает воздействия на свое сознание, чувства и волю, трансформирует получаемую информацию в убеждения и практические действия. Во многом оптимизации воспитательного влияния социума на личность способствует новое научное направление в системе педагогических наук — социальная педагогика, изучающая социально-педагогические влияния на людей, осуществляемые как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией.
Педагогика самосовершенствования личности
Самообразование личности
Как было показано выше, на человека во все периоды его жизни действует множество факторов. Но все же то, кем он стал, зависит в решающей степени от него самого, его самостоятельности, самооценки, самокритичности, требовательности к себе, желаний, активности, целеустремленности, воли, настойчивости, трудолюбия, от того, что он делает, чтобы стать тем, кем он хочет быть, т.е. от его непрерывного самосовершенствования. Самосовершенствование — это педагогика для себя, одна из наиболее действенных и продуктивных педагогических систем — «сам себе педагог». Самосовершенствование выступает как связующее звено между различными звеньями личностного и профессионального роста человека, отсекая неблагоприятные влияния и давая простор положительным. Наиболее важными формами его выступают — самообразование и самовоспитание. Это две относительно самостоятельные подсистемы самосовершенствования, но взаимосвязанные и дополняющие друг друга.
Под самообразованием понимается самостоятельная работа личности по обогащению своих знаний, пониманию мира, своего места и профессии в нем. Еще А.С. Макаренко утверждал, что понимание высокой общественной значимости труда, умение проявлять определенную самостоятельность и творчество, личная организованность — неотъемлемые условия успешной работы по самосовершенствованию[72]. Опыт свидетельствует, что для осознания необходимости самообразования нужна достоверная информация о своей личности. Учащийся, работник получает ее в результате самооценки своих качеств, способностей, знаний, навыков и умений. Но высокое мнение о собственном уме ничего не стоит; умен тот, кого другие считают умным. Поэтому при суждении о себе первостепенное значение имеют мнения окружающих людей, коллектива, реальные успехи в учебе и труде, оценки успеваемости и показатели труда, выставляемые преподавателями, руководителями, коллективом. Верная самооценка сочетает положительное в себе со слабостями, недостатками и, таким образом, формирует мотивы самосовершенствования и самообразования. Самодовольство кладет предел всяким попыткам к личностному и профессиональному росту, ведет к остановке в развитии и даже регрессу.
Переход от формирования мотивационных установок в работе по самообразованию предполагает определение целей и задач, путей,
средств и методов этой работы. Планирование может осуществляться в виде записанных или произнесенных самообязательств, в виде конкретных индивидуальных планов и т.п. Разумеется, между написанными хорошими планами и хорошими успехами прямой связи нет, но тем не менее чем больше данный учащийся, работник нуждается в работе над собой, тем больше полезны для него планы. Для начинающего свой путь к вершинам профессионального мастерства молодого специалиста, перед которым множество необходимых дел, такой план является хорошим рабочим инструментом.
Выбор направлений самообразования — дело исключительно индивидуальное и определяется главным образом самой личностью. Наиболее значимыми из них, как правило, являются:
• систематическое изучение актуальных проблем внутренней и внешней политики государства;
• овладение наиболее сложными вопросами в области гуманитарных и социально-экономических наук;
• повышение уровня и качества знаний по профильным, профессионально значимым учебным дисциплинам и наукам;
• овладение знаниями социальных наук, психологии, педагогики, необходимыми и в жизни, и для достижения высоких результатов в социальном и профессиональном становлении, а также практической деятельности;
• постоянное пополнение и расширение методического арсенала, который позволяет выбирать адекватные методы и средства образования и самообразования;
• формирование и развитие культуры общения, позволяющей устанавливать тесный контакт и взаимодействие при решении учебных и служебных задач;
• систематическое обновление знаний и умений по методике самосовершенствования, позволяющей постоянно двигаться вперед в профессиональной подготовке и др.
Реализация планов самообразования осуществляется разными методами. Ведущий среди них — работа с литературой, различной по своему назначению и содержанию. Именно чтение умножает богатство интеллектуальной жизни, развивает умственные способности, вырабатывает вкус, учит постигать прекрасное. Метко в свое время сказал философ: люди перестают мыслить, когда перестают читать. Общение с книгой — это заочное общение с мудрейшими людьми мира.
Известный русский книговед и писатель Н.А. Рубакин так описывал психологическое состояние человека при чтении:
В чем же... главное значение книжного влияния? Не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, в том, что он передумывает, читая ее, в том, какие чувства, настроения, стремления, мечты и т.д. зарождаются при этом в читательской душе и — стремления к каким именно действиям. Но все это происходит не столько под влиянием книги, сколько совместно с нею, одновременно. Говорят нередко — «книга наводит на мысль». Это правильнее, чем говорить — «книга внушает мысль»[73].
Нужно не просто уметь читать, а знать, как читать и что читать. Чтение дает лишь исходный материал, главное же состоит в работе мысли над полученной информацией.
Самообразование связано с навыками и умениями быстрого отыскания необходимой литературы, ведения личного каталога книг по интересующим вопросам; предварительного ознакомления с книгой, указателями и примечаниями; быстрой ориентировки в тексте книги, анализа ее текста, выделения основных, ведущих мыслей, отделения основного от второстепенного, понимания выводов и т.п.; потребностью связывать прочитанное с уже имеющимися знаниями, устно излагать прочитанное, самостоятельно оценивать его, делать необходимые записи при чтении; одновременной работой над несколькими источниками и др.
Важное значение в наши дни имеет умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, способности быстро находить нужные данные, сведения, быстро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и условия их использования в теоретической и практической деятельности. Продуктивное чтение в ходе самообразования предполагает самоконтроль и самопроверку. Прочитав и обдумав какую-либо небольшую и относительно законченную часть изучаемого текста, читатель, не заглядывая в книгу, стремится правильно ответить себе на следующие вопросы: о чем здесь говорит автор; что именно он говорит об этом; как обосновывается мысль; какие выводы из прочитанного имеют практическое значение и т.п. Поиски ответов на вопросы являются продолжением анализа изучаемого, дальнейшим его продумыванием и в то же время самопроверкой.
Обилие источников информации и необходимость все просмотреть, прочитать, обдумать, записать и пр. повышает роль рационального (ускоренного, быстрого) чтения. Обычная скорость чтения научно-профессионального текста образованным человеком составляет 150—200 слов в минуту. Специальные методики обучения скорочтению позволяют увеличить темп чтения. Их основу составляют следующие принципы: любой текст воспринимается крупными блоками; читается без возвращения назад и без проговаривания; движение глаз по тексту осуществляется в строго установленном порядке; вернуться к повторному чтению можно только после окончания чтения и т.п.
Среди других методов самообразования продуктивна самостоятельная работа с техническими средствами обучения: прослушивание имеющих познавательное значение радиопередач и просмотр телевизионных с записями на видеомагнитофон; просмотр кино- и видеофильмов общеобразовательного и профессионального характера; работа на персональном компьютере (спектр решаемых задач здесь достаточно велик: от диагностики уровня своего интеллектуального развития и подготовленности по различным вопросам до интеллектуально-деятельностного развития, совершенствования знаний и приобретения профессиональных навыков и умений; работа на образовательных сайтах Интернета, использование электронной почты для получения нужной информации и др.); работа на тренажерах, самостоятельное выполнение практических заданий, целенаправленное наблюдение за деятельностью опытных коллег, посещение музеев, выставок, публичных лекций, участие в научных и научно-практических конференциях, прослушивание в вузах отдельных курсов лекций (по специальному разрешению), повышение квалификации на курсах, получение за 2—3 года второго высшего образования на базе имеющегося и др. Важно, чтобы все методы, формы и средства были подчинены общей цели, сочетались между собой и в ходе работы росла их эффективность.
Самовоспитание личности
Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, направленная на формирование и развитие у себя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осознанными общественными потребностями, условиями профессиональной деятельности и личной программой развития. Основу самовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, самореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоянно изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессионала, видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовоспитанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответственность за свои действия и образ жизни, последовательная настойчивость в достижении поставленной цели.
Цель самовоспитания — достижение осознанного и усвоенного образа (идеала) цивилизованного гражданина и высококвалифицированного профессионала. Самовоспитание и есть стремление возможно более полно усвоить определенные требования и сделать их своим достоянием. Мотивы самовоспитания могут быть различными: жизненные устремления, потребность действовать в соответствии с гражданскими и моральными идеалами, желание следовать положительному примеру, стремление испытать себя и подготовить к преодолению жизненных и профессиональных трудностей; желание успешной профессиональной карьеры или достижения высокого социального статуса, стремление к полной самореализации себя в жизни, материальные интересы и др. Самовоспитание, по меткому выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, представляет ту «грань духовной жизни личности, которая открывается только тогда, когда человек, ощущая на себе благотворное влияние высоко моральных отношений, прилагает духовные усилия, чтобы стать лучше»[74]. Тесная взаимосвязь в самовоспитании индивидуальных и социальных начал составляет его внутреннюю основу.
Содержание самовоспитания зависит от возраста, образа жизни и особенностей личности коллектива и уровня руководства им. Приоритетным многие считают самовоспитание у себя:
• гражданско-патриотических и духовно-нравственных, морально-психологических качеств;
• трудолюбия, привычки достигать всего целеустремленным, упорным трудом и высоким профессионализмом;
• уважения и заботливости к родителям, старикам, ветеранам,
больным;
• уважения и гуманного отношения к людям, уважения их прав,
интересов и мнений;
• демократичности во взаимоотношениях с другими людьми: признание их права на свое мнение, отношение к несогласию другого как к нормальному явлению, а не проявлению вражды, умственной
отсталости и пр.;
• чувств ответственности, долга, порядочности, совестливости;
• общей и профессиональной культуры, эстетических качеств;
• навыков и умений управлять своим поведением и чувствами;
• общительности и культуры общения;
• нравственной устойчивости;
• уважения к законам, народным традициям, культуре, языку;
• уважения к науке и научным знаниям;
• уважения к религиозным взглядам, представителям других конфессий, других национальностей;
• устойчивости к вредным привычкам — употреблению алкоголя, наркотиков, курению и др.
В ходе работы над собой используются традиционные м е т о -д ы самовоспитания, применяемые с учетом задач и намеченного содержания самосовершенствования. Наиболее значимыми из них являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самопринуждение, самоконтроль, самокоррекция, аутотренинг (самовнуше-ниие) и др.
Реализация намеченных программных установок и методов достигается применением определенных правил самовоспитания. Об их роли можно судить по тому, что многие известные люди вырабатывали их для себя и, руководствуясь ими, добивались значительных результатов. Так, по воспоминаниям известного педагога К.Д. Ушинского, ему в самовоспитании помогли следующие правила. 1. Спокойствие, совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет[75].
Правила могут быть общими — по выработке любых компонентов воспитанности, и частными — по отдельным качествам. Они очень разнообразны и могут формулироваться самим человеком, занимающимся самовоспитанием, браться из мудрых высказываний выдающихся людей, народных пословиц и поговорок. Они являются действенным связующим звеном между внешними требованиями к личности и ее внутренними требованиями к себе, помогают повседневно направлять поведение и устранить несоответствие между их требованиями и тем, что есть у человека.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|