Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная педагогика как отрасль педагогической науки





Исследованием социально-педагогических влияний среды, в которой живут и действуют люди способов обеспечения положительных для личности и общества влияний занимается одна из молодых отраслей педагогической науки — социальная педагоги­ка. Социальная педагогика как практика предстает в виде целенаправленной, осознанной деятельности субъекта педагогических воз­действий — родителя, должностного лица, государственной или общественной организации, работников средств массовой информа­ции, печати, культуры и др., а также специалистов-педагогов в этой области — социальных педагогов. Она способствует становлению че­ловека как личности. Пока слабо развиты, но заслуживают присталь­ных исследований и практического учета социально-педа-гогические влияния этнокультурных факторов жизни населения страны и его социальных групп, их менталитета — исторически сложившегося са­мосознания, отличающегося устойчивыми представлениями о мире, жизни, своем месте в ней, ее нормах. Эти факторы находят свое во­площение в исторической памяти людей, образе жизни, традициях, обычаях, верованиях, народном эпосе, притчах, пословицах и пого­ворках и др. Направления таких исследований получили названия этнопедагогжи, или народной педагогики.



Цель социальной педагогики заключается в том, чтобы спо­собствовать социальному формированию личности, группы, населе­ния с учетом ее своеобразия и социокультуры общества и государства, в которой она существует. Предметом социальной педагогики является исследование социально-педагогических сил и возможно­стей общества и способов их актуализации, разумного использования и путей интеграции продуманной по своим педагогическим результа­там и отдаленным последствиям деятельности общественных, госу­дарственных и частных организаций с целью создания условий для благоприятного и исторически предопределяемого развития человека.

В развитии социальной педагогики как отрасли педагогической науки некоторые исследователи выделяют два направления: социальное и личностное[70]. Социальное направление (социопедагогика) ис­следует широкие, масштабные социально-педагогические влияния государства, общества, их социальных институтов на население



• (в особенности — на подрастающее поколение) и педагогику среды — влияние непосредственного окружения человека и его деятельности на социально-педагогические последствия для личности. Личност­ное направление (социальная педагогика личности) предполагает исследование социально-педагогических аспектов становления лично­сти, педагогику социальных отклонений в формировании личности, социальное воспитание. Оно изучает педагогические аспекты разви­том человека как социального существа, которое, с одной стороны, Находится под влиянием законов природы, а с другой — тех социальных условий, в которых живет и реализует себя как личность, ориентируется в социальном становлении на требования образа жиз­ни в конкретном обществе, его социокультуру.

Социальная педагогика как отрасль знания выполняет ряд функций: теоретико-познавательную, прикладную и гуманисти­ческую. Первая выражается в том, что социальная педагогика нака­пливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их. Вторая (прикладная) функция связана с поиском путей и совершенствованием социально-педагогического влияния на процессы социализации в организационно-педагогичес­ких и психолого-педагогических аспектах. Гуманистическая функ­ция выражается в разработке целей и способов совершенствования процессов развития личности и ее самореализации.

Как теория социальная педагогика представляет собой систему специальных понятий, утверждений, определений законов, законо­мерностей, учений и концепций, раскрывающих процесс социально-педагогического становления личности, влияний на группы, общ­ности, население (массой) с учетом факторов среды. Как практика социальная педагогика — целенаправленная социально-педагоги­ческая деятельность одиночного субъекта (социального педагога, лица, оказывающего социально-педагогические влияния и должного осмысленно и эффективно осуществлять их) или группового (орга­низации, группы) по отслеживанию социально-педагогических влия­ний на людей в реализуемой социальной или профессиональной сфере жизнедеятельности, их осмыслению и диагностике, прогнозирова­нию социально-педагогических результатов, выбору или коррекции своих действий в интересах личности и общества.



Целевые установки социальной педагогики воплощаются в ее основных задачах[71]:

• осуществлении социально-педагогической оценки (эксперти­зы) деятельности государства, общественных организаций, движе­ний, партий, а также учреждений и коллективов;

• исследовании влияний факторов среды на растущую личность,

группу;

• возможности использования факторов среды в социальном раз­витии и воспитании человека, при решении определенных социаль­но-педагогических задач;

• исследовании влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.

Задачи, вытекающие из социального воспитания:

• исследование проблем содержания и способов обеспечения наиболее оптимального социального воспитания различных групп населения, отдельных категорий людей, отдельных личностей;

• исследование проблем социального воспитания личности в ус­ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;

• изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;

• изучение зарубежного опыта социального воспитания и адап­тация его к отечественным условиям и др.

Задачи, вытекающие из позиции, исследующей человека как социаль­ную единицу:

• исследование особенностей социального развития, социализа­ции человека как личности;

• исследование особенностей социального развития людей, от­личающихся своим своеобразием;

• выявление причин социальных отклонений в процессе разви­тия и воспитания человека, возможностей их профилактики и пре­одоления и др.

Задачи, вытекающие из личностной позиции и активности челове­ка в социальном самосовершенствовании:

• выявление роли человека в социальном самосовершенствовании;

• исследование возможностей активизации социального само­совершенствования человека на различных возрастных этапах и др.

Таким образом, значительное педагогическое влияние на чело­века во все возрастные периоды, а особенно в подростковом и мо­лодежном возрасте, оказывают государственные, общественные и культурно-досуговые организации. Через систему взаимоотноше­ний, в которую включена личность каждого гражданина, общест­венное мнение, коллективные устремления и устоявшиеся тради­ции она испытывает воздействия на свое сознание, чувства и волю, трансформирует получаемую информацию в убеждения и практиче­ские действия. Во многом оптимизации воспитательного влияния социума на личность способствует новое научное направление в системе педагогических наук — социальная педагогика, изучающая социально-педагогические влияния на людей, осуществляемые как в собственно воспитательных учреждениях, так и в различных орга­низациях, для которых оно не является ведущей функцией.

 

Педагогика самосовершенствования личности

Самообразование личности

Как было показано выше, на человека во все периоды его жизни действует множество факторов. Но все же то, кем он стал, зависит в ре­шающей степени от него самого, его самостоятельности, самооценки, самокритичности, требовательности к себе, желаний, активности, целеустремленности, воли, настойчивости, трудолюбия, от того, что он делает, чтобы стать тем, кем он хочет быть, т.е. от его непрерыв­ного самосовершенствования. Самосовершенствование — это педаго­гика для себя, одна из наиболее действенных и продуктивных педа­гогических систем — «сам себе педагог». Самосовершенствование выступает как связующее звено между различными звеньями лич­ностного и профессионального роста человека, отсекая неблагопри­ятные влияния и давая простор положительным. Наиболее важными формами его выступают — самообразование и самовоспитание. Это две относительно самостоятельные подсистемы самосовершенствова­ния, но взаимосвязанные и дополняющие друг друга.

Под самообразованием понимается самостоятельная работа лич­ности по обогащению своих знаний, пониманию мира, своего места и профессии в нем. Еще А.С. Макаренко утверждал, что понимание высокой общественной значимости труда, умение проявлять опреде­ленную самостоятельность и творчество, личная организованность — неотъемлемые условия успешной работы по самосовершенствованию[72]. Опыт свидетельствует, что для осознания необходимости само­образования нужна достоверная информация о своей личности. Уча­щийся, работник получает ее в результате самооценки своих качеств, способностей, знаний, навыков и умений. Но высокое мнение о собственном уме ничего не стоит; умен тот, кого другие считают умным. Поэтому при суждении о себе первостепенное значение име­ют мнения окружающих людей, коллектива, реальные успехи в уче­бе и труде, оценки успеваемости и показатели труда, выставляемые преподавателями, руководителями, коллективом. Верная самооцен­ка сочетает положительное в себе со слабостями, недостатками и, таким образом, формирует мотивы самосовершенствования и само­образования. Самодовольство кладет предел всяким попыткам к личностному и профессиональному росту, ведет к остановке в раз­витии и даже регрессу.

Переход от формирования мотивационных установок в работе по самообразованию предполагает определение целей и задач, путей,

средств и методов этой работы. Планирование может осуществляться в виде записанных или произнесенных самообязательств, в виде кон­кретных индивидуальных планов и т.п. Разумеется, между написан­ными хорошими планами и хорошими успехами прямой связи нет, но тем не менее чем больше данный учащийся, работник нуждается в работе над собой, тем больше полезны для него планы. Для начи­нающего свой путь к вершинам профессионального мастерства мо­лодого специалиста, перед которым множество необходимых дел, такой план является хорошим рабочим инструментом.

Выбор направлений самообразования — дело исключительно ин­дивидуальное и определяется главным образом самой личностью. Наи­более значимыми из них, как правило, являются:

• систематическое изучение актуальных проблем внутренней и внешней политики государства;

• овладение наиболее сложными вопросами в области гумани­тарных и социально-экономических наук;

• повышение уровня и качества знаний по профильным, про­фессионально значимым учебным дисциплинам и наукам;

• овладение знаниями социальных наук, психологии, педагоги­ки, необходимыми и в жизни, и для достижения высоких результа­тов в социальном и профессиональном становлении, а также прак­тической деятельности;

• постоянное пополнение и расширение методического арсена­ла, который позволяет выбирать адекватные методы и средства об­разования и самообразования;

• формирование и развитие культуры общения, позволяющей устанавливать тесный контакт и взаимодействие при решении учеб­ных и служебных задач;

• систематическое обновление знаний и умений по методике самосовершенствования, позволяющей постоянно двигаться вперед в профессиональной подготовке и др.

Реализация планов самообразования осуществляется разными методами. Ведущий среди них — работа с литературой, раз­личной по своему назначению и содержанию. Именно чтение умно­жает богатство интеллектуальной жизни, развивает умственные спо­собности, вырабатывает вкус, учит постигать прекрасное. Метко в свое время сказал философ: люди перестают мыслить, когда пере­стают читать. Общение с книгой — это заочное общение с мудрей­шими людьми мира.

Известный русский книговед и писатель Н.А. Рубакин так опи­сывал психологическое состояние человека при чтении:

В чем же... главное значение книжного влияния? Не столько в том, что читатель выносит из книги, сколько в том, что он сам переживает во время ее чтения, в том, что он передумывает, читая ее, в том, какие чув­ства, настроения, стремления, мечты и т.д. зарождаются при этом в чи­тательской душе и — стремления к каким именно действиям. Но все это происходит не столько под влиянием книги, сколько совместно с нею, одновременно. Говорят нередко — «книга наводит на мысль». Это пра­вильнее, чем говорить — «книга внушает мысль»[73].

Нужно не просто уметь читать, а знать, как читать и что читать. Чтение дает лишь исходный материал, главное же состоит в работе мысли над полученной информацией.

Самообразование связано с навыками и умениями быстрого оты­скания необходимой литературы, ведения личного каталога книг по интересующим вопросам; предварительного ознакомления с книгой, указателями и примечаниями; быстрой ориентировки в тексте кни­ги, анализа ее текста, выделения основных, ведущих мыслей, отде­ления основного от второстепенного, понимания выводов и т.п.; потребностью связывать прочитанное с уже имеющимися знания­ми, устно излагать прочитанное, самостоятельно оценивать его, де­лать необходимые записи при чтении; одновременной работой над не­сколькими источниками и др.

Важное значение в наши дни имеет умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников инфор­мации, способности быстро находить нужные данные, сведения, бы­стро и правильно их оценивать, оперативно определять пути и усло­вия их использования в теоретической и практической деятельности. Продуктивное чтение в ходе самообразования предполагает са­моконтроль и самопроверку. Прочитав и обдумав какую-либо не­большую и относительно законченную часть изучаемого текста, чи­татель, не заглядывая в книгу, стремится правильно ответить себе на следующие вопросы: о чем здесь говорит автор; что именно он говорит об этом; как обосновывается мысль; какие выводы из про­читанного имеют практическое значение и т.п. Поиски ответов на вопросы являются продолжением анализа изучаемого, дальнейшим его продумыванием и в то же время самопроверкой.

Обилие источников информации и необходимость все просмот­реть, прочитать, обдумать, записать и пр. повышает роль рациональ­ного (ускоренного, быстрого) чтения. Обычная скорость чтения науч­но-профессионального текста образованным человеком составляет 150—200 слов в минуту. Специальные методики обучения скорочте­нию позволяют увеличить темп чтения. Их основу составляют сле­дующие принципы: любой текст воспринимается крупными блоками; читается без возвращения назад и без проговаривания; движение глаз по тексту осуществляется в строго установленном порядке; вернуться к повторному чтению можно только после окончания чтения и т.п.

Среди других методов самообразования продуктивна самостоя­тельная работа с техническими средствами обучения: прослушивание имеющих познавательное значение радиопередач и просмотр теле­визионных с записями на видеомагнитофон; просмотр кино- и ви­деофильмов общеобразовательного и профессионального характера; работа на персональном компьютере (спектр решаемых задач здесь достаточно велик: от диагностики уровня своего интеллектуального развития и подготовленности по различным вопросам до интеллектуально-деятельностного развития, совершенствования знаний и при­обретения профессиональных навыков и умений; работа на образо­вательных сайтах Интернета, использование электронной почты для получения нужной информации и др.); работа на тренажерах, само­стоятельное выполнение практических заданий, целенаправленное наблю­дение за деятельностью опытных коллег, посещение музеев, выставок, публичных лекций, участие в научных и научно-практических конферен­циях, прослушивание в вузах отдельных курсов лекций (по специальному разрешению), повышение квалификации на курсах, получение за 2—3 го­да второго высшего образования на базе имеющегося и др. Важно, чтобы все методы, формы и средства были подчинены общей цели, сочета­лись между собой и в ходе работы росла их эффективность.

 

Самовоспитание личности

Под самовоспитанием понимается активная, целеустремленная деятельность личности, на­правленная на формирование и развитие у се­бя социально и морально значимых качеств и привычек, а также на нейтрализацию и устранение отрицательных в соответствии с осоз­нанными общественными потребностями, условиями профессио­нальной деятельности и личной программой развития. Основу са­мовоспитания составляют стремление стать достойным и уважаемым человеком, цивилизованной личностью, яркой индивидуальностью, са­мореализовать свои возможности в жизни и на этой основе постоян­но изучать и оценивать себя как личность, гражданина, профессио­нала, видеть себя как бы со стороны, думать о близких и отдаленных перспективах жизни, делать все, чтобы они реализовались в личных качествах, делах, духовном росте, в социальном и материальном благополучии. Важнейшими условиями успеха в работе по самовос­питанию выступают максимальная самокритичность, высокая ответ­ственность за свои действия и образ жизни, последовательная на­стойчивость в достижении поставленной цели.

Цель самовоспитания — достижение осознанного и усвоен­ного образа (идеала) цивилизованного гражданина и высококвали­фицированного профессионала. Самовоспитание и есть стремление возможно более полно усвоить определенные требования и сделать их своим достоянием. Мотивы самовоспитания могут быть раз­личными: жизненные устремления, потребность действовать в соот­ветствии с гражданскими и моральными идеалами, желание следо­вать положительному примеру, стремление испытать себя и подгото­вить к преодолению жизненных и профессиональных трудностей; желание успешной профессиональной карьеры или достижения вы­сокого социального статуса, стремление к полной самореализации себя в жизни, материальные интересы и др. Самовоспитание, по меткому выражению известного педагога В.А. Сухомлинского, пред­ставляет ту «грань духовной жизни личности, которая открывается только тогда, когда человек, ощущая на себе благотворное влияние высоко моральных отношений, прилагает духовные усилия, чтобы стать лучше»[74]. Тесная взаимосвязь в самовоспитании индивидуаль­ных и социальных начал составляет его внутреннюю основу.

Содержание самовоспитания зависит от возраста, образа жизни и особенностей личности коллектива и уровня руководства им. Приоритетным многие считают самовоспитание у себя:

• гражданско-патриотических и духовно-нравственных, мораль­но-психологических качеств;

• трудолюбия, привычки достигать всего целеустремленным, упор­ным трудом и высоким профессионализмом;

• уважения и заботливости к родителям, старикам, ветеранам,

больным;

• уважения и гуманного отношения к людям, уважения их прав,

интересов и мнений;

• демократичности во взаимоотношениях с другими людьми: при­знание их права на свое мнение, отношение к несогласию другого как к нормальному явлению, а не проявлению вражды, умственной

отсталости и пр.;

• чувств ответственности, долга, порядочности, совестливости;

• общей и профессиональной культуры, эстетических качеств;

• навыков и умений управлять своим поведением и чувствами;

• общительности и культуры общения;

• нравственной устойчивости;

• уважения к законам, народным традициям, культуре, языку;

• уважения к науке и научным знаниям;

• уважения к религиозным взглядам, представителям других кон­фессий, других национальностей;

• устойчивости к вредным привычкам — употреблению алкого­ля, наркотиков, курению и др.

В ходе работы над собой используются традиционные м е т о -д ы самовоспитания, применяемые с учетом задач и намеченного содержания самосовершенствования. Наиболее значимыми из них являются: самонаблюдение, самоанализ, самооценка, самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, следование примеру, самопри­нуждение, самоконтроль, самокоррекция, аутотренинг (самовнуше-ниие) и др.

Реализация намеченных программных установок и методов дос­тигается применением определенных правил самовоспитания. Об их роли можно судить по тому, что многие известные люди вы­рабатывали их для себя и, руководствуясь ими, добивались значи­тельных результатов. Так, по воспоминаниям известного педагога К.Д. Ушинского, ему в самовоспитании помогли следующие правила. 1. Спокойствие, совершенное, по крайней мере, внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить времени бес­сознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни ра­зу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет[75].

Правила могут быть общими — по выработке любых компонен­тов воспитанности, и частными — по отдельным качествам. Они очень разнообразны и могут формулироваться самим человеком, занимающимся самовоспитанием, браться из мудрых высказываний выдающихся людей, народных пословиц и поговорок. Они являют­ся действенным связующим звеном между внешними требованиями к личности и ее внутренними требованиями к себе, помогают по­вседневно направлять поведение и устранить несоответствие между их требованиями и тем, что есть у человека.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.