|
Характеристика педагогического профессионализма и культуры
Профессионализм и его высшее проявление —профессиональная культура в любой профессии — это целостная характеристика личности профессионала, его особое комплексное свойство, в котором представлены самые разнообразные особенности, сказывающиеся на успехе его профессиональной деятельности. Основные педагогические свойства личности — воспитанность, обученность, образованность и развитость — отличаются у педагога-профессионала, особым развитием и предстают как педагогическая образованость, педагогическая воспитанность, педагогическая обученность и педагогическая развитость.
Педагогическая образованность в своем профессиональном выражении характеризуется широким видением в социальном пространстве общества и жизни людей поля педагогической реальности, глубоким пониманием его места, связей, зависимостей и влияний в настоящее время и на перспективу. Эта реальность для педагога не созерцательна, она внутренне связана с причастностью к большому и нужному делу, врастанием в него мыслями, интересами, чувствами, побуждениями. Он начинает жить в нем и его проблемами, относится к нему как к своему, испытывает потребность участия в его совершенствовании и связывает с этим планы своей жизни. Педагогическое образование приводит к актуализации имеющихся в педагоге возможностей и, будучи успешным, порождает убеждение, что педагогическая деятельность — самое благородное дело на земле, что это дело его жизни, где он может проявить свои способности, самореализовываться как личность и самоутвердиться как специалист, гражданин, патриот, испытать трудное счастье.
Педагогическая образованность сильна тем, что она базируется на разносторонних знаниях — системных (в которых нет «черных дыр»), научных, фундаментальных, глубоких, достоверных. Такая образованность приобретается в педагогических образовательных структурах, но она не исключает и другие формы приобретения, в том числе и самостоятельные.
Педагогическая образованность на уровне педагогической культуры, т.е. высших показателей ее, — это не диплом об окончании соответствующего образовательного учреждения, а характеристика совершенства знаний, взглядов, убеждений, отношений, мышления обладателя диплома. Не трудно представить, что будет творить со своими учениками «образованный педагог» с тройками в дипломе. Это примерно то же, что лечь под нож дипломированного хирурга-троечника.
Педагогическая воспитанность, имея общие с другими профессионалами патриотические, нравственные, трудовые, эстетические, культурные и другие основы, имеет существенное своеобразие. Очень точно выразил ее роль Л.Н. Толстой:
...Выводы, к которым я пришел, о воспитании, они следующие. Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить[81].
Воспитанность педагога — это главным образом продукт самовоспитания, работы над собой. Педагог учит и воспитывает, учась и самовоспитываясь. Высокая требовательность к себе, острое чувство ответственности за свое поведение и действия, потребность к самосовершенствованию и неутомимость в такой работе — исходный показатель воспитанности подлинного педагога. К нему вполне применимы слова Аристотеля, сказанные им, по преданию, Александру Македонскому: «В науке нет царского пути». Педагогический профессионализм не дается по наследству, как престол престолонаследнику. Это упорный, трудный, непрерывный труд над собой, вылепливание себя как профессионала.
Характерная черта воспитанности — педагогическая направленность личности — неудержимая притягательность для педагога работы с людьми, помощи им, их учебы, развития, педагогической деятельности и полная включенность всех сил и способностей в нее. Такая направленность — не просто профессиональная, а жизненно-профессиональная позиция его во всех обстоятельствах и ситуациях.
Педагогическая направленность отвечает требованиям высокой профессиональной культуры, если базируется не на доморощенных представлениях, а на твердом знании и глубоком понимании Федеральных законов об образовании, мировых тенденций его развития, потребностей общества, данных педагогической и психологической наук и правильно осмысленного передового опыта преподавания. Принципы государственной политики России в области образования — гуманистичность, приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, плюрализм, демократичность и задачи подготовки специалистов, обладающих высокой общей, культурой, нравственностью, гражданственностью, интеллектом, любящих Родину, окружающую природу, семью, способных жить и трудиться в условиях современной цивилизации и демократии, уважающих права и свободы человека — непоколебимые опорные позиции современной профессиональной позиции каждого педагога, основы «нового педагогического мышления».
Успеха достигает только страстно увлеченный, любящий свое дело, испытывающий непреодолимую тягу к нему человек. Профессия преподавателя слабо связана с карьерой в обычном понимании.
Можно проработать и тридцать лет на одной должности. Педагогическая карьера — это карьера интеллектуальных и моральных достижений, карьера роста внутренней образованности и вкладов в научное знание, торжество ума, духовное развитие общества и человечества. Талантливый педагог — всегда человек высокой духовности. Он стремится к возвышенным духовным целям, сея, как выражаются, разумное, доброе, вечное. Даже понимая, что всего не добиться, он всеми силами пытается внести максимально возможный личный вклад в приближение лучшего будущего, борьбу с человеческой несправедливостью, аморальностью, глупостью и бездуховностью. Он стремится к торжеству человеческой цивилизованности и пытается передать свое отношение к жизни молодым. Он высоко морален, не меркантилен, а бескорыстен, личные выгоды не приоритетны, и со стороны он может выглядеть даже идеалистом, человеком «не от мира сего». Но такая позиция всегда подкупает молодых, ощущающих прикосновение к чистому источнику человеческой духовности, невольно вызывающему уважение, пробуждающему размышления о собственной жизненной позиции, веру в действительное существование высоких человеческих ценностей и импульсы к подражанию. Подлинное преподавание сродни подвижничеству. Это даже не профессия, а жизненное призвание.
Педагогическая воспитанность проявляется также в гуманности педагога, общительности, его доброжелательности к людям, стремлении и умении понять каждого человека, сострадательности и готовности прийти на помощь, демократичности, склонности и умении строить отношения на равных, на открытости, доступности, искренности, честности, на стремлении убеждать и увлекать, а не принуждать и пугать, умении верить и доверять людям.
Низкий уровень развития культуры педагогической направленности у отдельного преподавателя — глубокий и не компенсируемый ничем источник слабых результатов в преподавании, безразличия к ним и профессиональным тонкостям, формально-чиновничьего подхода к педагогическому долгу. Такой педагог не педагог, а функционер в педагогическом процессе, не только бесполезный, но вредный для него.
Профессиональная обученность педагога многогранна. Прежде всего, она связана с детальным пониманием структуры и содержания своей деятельности во всех деталях. Важную роль играет в ней профессиональная концепции педагогической деятельности: комплекс внутренне принятых идей и образных представлений о целях педагогической деятельности, объектах, содержании, системе, процессах, операциональных элементах, обеспечении и др. Отчетливыми и реалистичными должны быть также знания и представления об условиях, особенностях людей, среди которых и вместе с которыми придется или приходится работать.
Другими компонентами педагогической обученности выступают:
• педагогические интересы к постижению всех сложностей своей деятельности, человека, проблем его педагогического развития и совершенствования, путей их решения; к научным достижениям и рекомендациям педагогики и психологии и т.п.;
• педагогическая целеустремленность — глубокое и твердое уяснение, внутреннее принятие, одобрение и реализация «квадратуры» педагогической цели — единства воспитательных, обучающих, образовательных и развивающих элементов в любом проявлении своей педагогической активности;
• педагогическое мастерство — комплекс педагогических знаний, навыков и умений по общим вопросам организации педагогической работы и руководства педагогическим процессом, он связан также со специальными направлениями педагогической работы (например, в дошкольных учреждениях, в высшей школе, в органах, исполняющих наказания, и др.);
• методическое мастерство — владение всеми педагогическими действиями, педагогической техникой; умение искусно применять все методы обучения, воспитания и развития, воплощать педагогические принципы, требования нормативных документов в методику конкретного занятия, педагогического действия; умение проводить все формы занятий, выполнять все виды методической работы, осуществлять творческий методический поиск;
• спецально-педагогическая подготовленность — комплекс знаний по специальной отрасли педагогической науки и их практическому применению по своему направлению педагогической деятельности (например, преподаваемой учебной дисциплине, юридической педагогике, дошкольной педагогике), новинок науки и практики, наличие конструктивных идей по вопросам совершенствования деятельности;
• культура и техника личного педагогического труда — умения и привычки правильно и полно использовать свободное от плановой работы время для самосовершенствования и подготовки к очередным мероприятиям. Это культура планирования и бережливого отношения к свободному времени; постоянного слежения за новинками науки, практики, жизни общества; непрерывная работа по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов.
Специфичный элемент обученности и воспитанности — культура и техника личного педагогического труда. Она связана со сформировавшимися умениями и привычками правильно и полно использовать свободное от плановых работ время для самосовершенствования и подготовки к готовящимся. Она складывается из: бережного отношения к свободному от занятий времени и продуманному его планированию; постоянного слежения за новинками науки, право-
охранительной практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных, учебных и научных материалов; гигиены умственного труда. Если, например, у инженера, врача, строителя с окончанием рабочего времени начинается отдых и бытовые заботы, то у педагога высокой профессиональной культуры работа продолжается — работа по обогащению себя знаниями, совершенствованию умений, развитию привычек, проверке контрольных работ, рефератов и пр. Это время — основная школа самосовешенствования.
Педагогическая развитость чрезвычайно значима. Неоспоримо доказана роль педагогических способностей — индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению профессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению высоких результатов. Педагогическая деятельность не для посредственностей, она — для людей талантливых, ярких, нестандартно мыслящих.
Выделяются две группы способностей: социально-педагогические и специально-педагогические.
По своему социальному положению педагог — социальный деятель, призванный выполнять социальный заказ общества и удовлетворять его потребность в людях, способных обеспечить благополучное будущее российского общества и его граждан. Он осуществляет связь поколений, передачу опыта старших молодым. Эти и другие социальные задачи он решает, если способен трансформировать их в педагогические — воспитательные, обучающие, образовательные и развивающие и воплотить их в жизнь. Это относится к сути социально-педагогических способностей, выражающихся в наличии у педагогического работника развитых качеств гражданственности, моральности, гуманистичность, духовности и деловитости.
Качества, входящие в структуру социально-педагогических способностей, нужны, конечно, и представителям других профессий. Однако в педагогическом труде они приобретают особую значимость, так как включаются в механизмы воздействий и влияний личности преподавателя на обучающихся, выступают обязательным условием успеха всех его усилий и сами дают дополнительный педагогический эффект. Без них педагог просто не имеет морального права работать с людьми, особенно с молодежью, его нельзя допускать к ней. Педагогам на практике принципиально важно контролировать проявления своей гражданственности, моральности, гуманистичности, духовности, деловитости и неустанно совершенствовать их.
Специально-педагогические способности преподавателя — это особые качества, необходимость которых для преподавателя определяется спецификой труда в образовательном учреждении. Основные группы Их — дидактические и воспитательные. Первые включают интеллигентность и развитый интеллект, развитое мышление и речевые способности, педагогическую наблюдательность и память, интерес к вопросам обучения и творчества и др. Вторые — предполагают склонность и интерес к работе с людьми, общительность, способность привлекать к себе людей, разбираться в людях, открытость и доступность, интерес к вопросам воспитания, сдержанность и терпеливость и др.
Могут быть и противопоказания к педагогическому труду: грубость, черствость, авторитарность, поверхностность и алогичность мышления, неумение четко и ясно выражать свои мысли в словах и рассуждать вслух, другие личные недостатки, затрудняющие контакт с участниками педагогического процесса.
6.4. Педагогическая подготовленность разных профессионалов, сотрудников, работников, должностных лиц
Педагогическая подготовленность специалиста с высшим образованием
Как уже отмечалось, знание педагогики рассматривается как компонент образованности современного человека, нужный ему для успеха в жизни и выполнении в ней разных социальных ролей: учащегося, супруга, родителя, члена коллектива, гражданина, общественного деятеля и др. Вместе с тем оно нужно и для работы по любой специальности, не являющейся педагогической, ибо в ней всегда есть элемент педагогики, выраженный как минимум в зависимости успеха от образованности, воспитанности, обученности и развитости самого специалиста и его работы над собой. Зависимость обнаруживается и от понимания им роли и влияния и других факторов, относящихся к педагогическим, от того, насколько глубоко он понимает, обладает ли желанием считаться с ними, готов ли принимать решения и вести себя соответственно, может ли достигать обеспечивающих жизненный и профессиональный успех педагогических результатов. Поэтому изучение педагогики включено в качестве обязательной учебной дисциплины в профессиональных образовательных учреждениях России, и каждый выпускник должен обладать необходимым минимумом педагогической подготовленности. Ее содержание в своей основе представляет конкретизацию дидактических единиц «Государственных образовательных требований (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» и включает общепедагогический и профессионально-педагогический компоненты.
Общепедагогическая подготовленность любого специалиста — выпускника высшей школы включает:
• знание предмета педагогической науки, системы ее научных разделов, отраслей и их значения для практики жизни и деятельности человека;
• знание основ методологии педагогической науки и методов, доступных к использованию в жизни и деятельности;
• знание основных категорий педагогики и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;
• знание основных педагогических закономерностей, принципов, потенциальных возможностей, путей, форм и методов формирования личности, ее свойств и качеств в процессе взросления, получения образования, труда, досуга, обстоятельств жизни;
• понимание зависимости жизненного успеха, судьбы, самореализации себя и самоутверждения в жизни, обществе, окружении от уровня сформированности своих педагогических свойств (образованности, воспитанности, обученности и развитости) и убежденность в решающей роли личных усилий в их действительном состоянии и совершенствовании;
• знание педагогических взаимосвязей личности и коллектива, личности и семьи, путей их оптимизации в интересах личности и других людей;
• представление о педагогических основах образования, воспитания, обучения и развития современного цивилизованного человека, способного жить в гуманном, демократическом, правовом обществе с рыночной экономикой;
• ориентированность в педагогических основах воспитания и развития детей в семейной жизни;
• представление о педагогических предпосылках обеспечения здорового образа жизни, подготовке к поведению в экстремальных жизненных ситуациях;
• умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, воспитательных ситуаций;
• умение обоснованно оценивать степень сформированности основных педагогических свойств конкретного человека, его образованности, воспитанности, обученности и развитости;
• умение выявлять предшествующие и действующие основные причины и условия особенностей педагогической сформированности личности, его достоинств и педагогической запущенности;
• умение выявлять педагогические возможности рахчичных ситуаций жизни и работы с личностью;
• умение элементарно правильно пользоваться основными методами обучения и воспитания, приемами педагогического такта и техники, выполнять основные педагогические действия (педагогическое наблюдение, педагогическое общение, педагогическое поведение, подготовка и принятие педагогического решения, разработка плана педагогических действий, педагогический контроль и оценка и др.);
• умение обоснованно разрабатывать систему основных педагогических мер по оптимизации индивидуальной работы, работы с группой, коллективом, воспитательной работы, обучения, развития;
• умение осмысленно, корректно и педагогически эффективно строить свое учение в образовательном учреждении и осуществлять самоформирование личности;
• зарождение педагогического мышления, интереса и установки к использованию данных педагогики в своей жизни, стремление расширять и углублять свою педагогическую подготовленность.
Профессионально-педагогическая подготовленность предполагает:
• понимание зависимости эффективности и результатов труда от сформированности всех педагогических свойств своей личности;
• грамотную ориентировку в поле педагогических влияний и зависимостей своей профессиональной деятельности и на рабочем месте;
• понимание специфических педагогических требований своей профессиональной деятельности к собственной педагогической подготовленности;
• знание педагогических основ организации дела и управления;
• понимание педагогических влияний различных обстоятельств профессиональной деятельности на личность, умение определять возможности положительных влияний и предпосылки негативных, а также учитывать все это при самоорганизации своей деятельности и выполнении функций управления;
• умение в случае педагогического влияния своего поведения, действий, решений на других людей использовать его с педагогической результативностью;
• умение осознавать себя в качестве субъекта педагогической работы и сознательно прилагать усилия к тому, чтобы, умело пользуясь рекомендациями педагогики, достигать полной педагогической эффективности в работе с другими людьми;
• умение решать профессиональные задачи при взаимодействии с разными людьми с учетом использования их деятельности для их педагогического роста (повышения воспитанности, обученное™, развитости и образованности);
• умение педагогически корректно готовить и проводить занятия с персоналом по профессиональным вопросам;
• знание основных педагогических возможностей подготовки к решению профессиональных задач в экстремальных ситуациях;
• желание совершенствовать в дальнейшем свою профессионально-педагогическую подготовленность.
Это и есть основательная педагогическая подготовленность любого специалиста с высшим образованием. Она обеспечивает разумное решение им педагогических проблем жизни и своей профессиональной деятельности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|