|
Самообучение и саморазвитие
Кроме самообразования и самовоспитания самосовершенствование включает и работу по самообучению и саморазвитию. Самообучение — самостоятельное совершенствование своих знаний, навыков и умений. В образовательных учреждениях оно проявляется, например, в желании какого-то студента более углубленно изучить нравящуюся учебную дисциплину, выходя за рамки программы («продвинутое самообучение»), участвовать в научной работе, овладеть вторым иностранным языком, самостоятельно пройти программу и сдать экзамены для получения второго диплома — «преподаватель высшей школы». Профессионал, занимающийся практической деятельностью, инициативно может работать по повышению квалификации, получению более высокого разряда, классности, овладению смежной профессией. Каждый может по своему желанию обучаться музыке, рисованию, вождению автомобиля и др.
Саморазвитие предполагает совершенствование личностью познавательных (интеллектуальных), деловых и физических качеств и общих умений. Целесообразно развивать у себя мышление, внимание, память, работоспособность, физическую силу и выносливость, устойчивость к риску, опасности и неудачам, аккуратность, организованность, решительность, самостоятельность, смелость и др. Полезно и овладение общими умениями, которые нужны человеку повседневно и в жизни, и в профессиональной деятельности. Так, надо уметь планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, анализировать свои действия и достигнутые результаты, делать выводы из успехов и неудач и учиться на них, уметь всесторонне и глубоко анализировать возникающие проблемы и находить обоснованные пути их решения, уметь не теряться при временных неудачах, быть оптимистом, стремиться поддержать все новое, передовое, помогать другим и учиться у других, владеть основами руководства работой людей, подчиненных по службе, сочетать требовательность к другим с их уважением, заботой и требовательностью к себе, показывать положительный пример другим в поведении и работе, уметь мыслить психологически и педагогически и др.
В целом самообучение и саморазвитие помогают в достижении целей, обогащают человека, делают более способным, колоритным, многогранным, интересным для других, уважаемым людьми и самим собой, повышают возможности личности, открывают новые просторы для самореализации их и самовыражения. Они выступают во взаимосвязи и как составные части самообразования и самовоспитания, как средства их осуществления и как один из результатов.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Охарактеризуйте роль дошкольных учреждений и дошкольной педагогики в общероссийской системе образования и воспитания подрастающего поколения.
2. Назовите и обоснуйте социально-педагогические особенности работы с ребенком в дошкольном возрасте.
3. Дайте характеристику основных тенденций развития общеобразовательной школы в России в конце XX — начале XXI в.
4. Раскройте актуальные проблемы развития высшего образования в России и основные направления реформирования отечественной высшей школы.
5. Каков предмет, цели и задачи профессиональной педагогики?
6. Назовите основные особенности трудового коллектива, которые оказывают педагогическое влияние на своих членов.
7. Какие факторы называют социально-педагогическими?
8. Дайте характеристику педагогики среды и ее основных институтов.
9. Раскройте механизм влияния социально-педагогических факторов на человека.
10. Дайте определение предмета и задач социальной педагогики.
11. Попытайтесь ответить, какие социально-педагогические факторы приводят к возникновению негативных качеств и недостаткам в поведении у части современной молодежи (сделайте это на примере какого-то одного, хорошо известного вам молодого человека).
12. Обоснуйте роль самого человека в формировании своей образованности, воспитанности, обученное и развитости.
13. Каковы особенности самообразования?
14. В чем заключается и как осуществляется самовоспитание?
15. В чем заключается значение самообучения студента и повышения профессионализма работающего специалиста?
16. В чем заключается саморазвитие личности и каково его значение?
Библиографический список
Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы. — М., 1993.
Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». — М., 1996 и с изм. 2002 // Бюллетень Минобразования. — 2002. — № 8.
Куликова Л.Н. Воспитать себя. — М., 1991.
Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1991.
Мир детства: дошкольник. — М., 1979.
Мир детства: младший школьник. — М., 1981.
Мир детства: подросток. — М., 1990.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. — С. 436—450.
Протченков А.С. Тренинг личностного роста. — М., 1993.
Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. — М., 1983.
Соколова В.И. Отцы и дети в меняющемся мире: Книга для учителей и родителей. — М., 1991.
Глава 6
СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Педагог, родитель, учитель, специалист, руководитель — субъекты педагогической работы
Субъект педагогической работы
Педагогические функции по образованию, воспитанию, развитию и обучению выполняют не педагогической только специально предназначенные для педагогической деятельности лица, прошедшие специализированную педагогическую подготовку, но и обычные граждане, например, находясь в том или ином социальном либо должностном положении, в силу социально-правового статуса или случайно сложившихся обстоятельств. Часто человек одновременно выступает сразу в нескольких «лицах» — и родителя, и учителя, и специалиста и т.д.
Каждый человек за свою жизнь побывает и в роли ребенка, ученика, воспитанника, и в роли родителя, учителя, воспитателя, преподавателя, наставника, инструктора и т.п. Поэтому в определенные периоды жизни или в определенных ситуациях, связанных с решением педагогических задач, он должен понимать их, свою роль в их решении, уметь решать с необходимой и достойной ему успешностью. Педагоги-профессионалы занимаются педагогической деятельностью профессионально. Причем существует немало должностных, выборных, частных и общественно уполномоченных лиц, которые заинтересованы и должны достаточно компетентно ориентироваться в педагогических вопросах. Можно назвать, например, руководителей различных организаций, сотрудников служб по работе с персоналом, мастеров на производстве, депутатов различных выборных органов, членов многочисленных общественных организаций, сотрудников правоохранительных органов, работников средств массовой информации, деятелей искусства и др.
Таким образом, потенциальным субъектом педагогической работы считается любой человек, который в силу своего положения в обществе (возрастного, социального, ролевого, профессионального, должностного, имущественного и пр.) своим поведением и действиями может формально или не формально должен оказывать педаготическое воздействие на людей, их качества, поведение, жизненную судьбу и успехи. Действующим субъектом педагогической работы является тот, кто осознает себя носителем педагогических влияний, понимает их характер и возможности совершенствования, хочет и прилагает усилия для того, чтобы полно использовать их для содействия другому (другим) в личностном росте, учебе, труде, достижении успехов в жизни. Эффективным субъектом педагогической работы может считаться лишь тот, кто не только понимает, хочет, делает, но и достигает высоких педагогических результатов благодаря полному использованию своих педагогических возможностей, исполнению обязанностей, профессионального и гражданского долга и на основе личных качеств, примера жизни, труда и надлежащей педагогической подготовленности.
Педагог
Это обобщающее понятие для всех, кто ведет педагогическую работу. Существует также понятие «педагог-специалист» — он осуществляет педагогические функции в силу своих должностных обязанностей. Это социальный педагог, педагог-воспитатель, инженер-педагог, а также педагоги на производстве, предприятии, в специализированном учреждении, занимающиеся специальными педагогическими вопросами в трудовых организациях. Профессия педагога — одна из древнейших и сложнейших. Как бы ни были сложны объекты физиков-ядерщиков, специалистов по космосу, биогенетике и др., нет ничего сложнее человека, сложнее помощи ему в том, чтобы стать достойным, талантливым, высоконравственным человеком и профессионалом.
Главнейшее требование к педагогу — душевная доброта, потребность в общении с людьми, интерес к жизни, уважение к личности каждого человека. Однако до сих пор в педагогических вузах при наборе студентов не проводится диагностика их педагогической одаренности, берут всех, кто выдержит общеообразовательный конкурс.
Воспитательный процесс отличается многофакторностью, т.е. он идет в семье, школе, внешкольных учреждениях, при всех формальных и неформальных контактах воспитанника с другими людьми, его обращении к литературе, искусству, средствам массовой информации. Успех в воспитании каждого конкретного человека зависит от влияния многих факторов и условий. Однако это не принижает роли профессионального педагога. Он выступает главным координатором, комментатором, оппонентом, своеобразным фильтром всех воспитательных влияний. А эти функции педагог может выполнить, лишь будучи разносторонне образованным человеком.
Особенностью профессии педагога является то, что от него нужно величайшее терпение и оптимизм. Раздраженность — это своего рода «профессиональная ржавчина». Несмотря на общеизвестную истину: «убедительность педагога не пропорциональна громкости его голоса», многие учителя школ используют в педагогическом общении самый вульгарный крик. По этому поводу выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал, обращаясь к учителям:
Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы... Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать».,, слово педагога должно прежде всего успокаивать.
Часто педагогическое общение подменяется назидательным пустословием учителя, чтением нотаций, демагогией, которые вызывают у учащихся только одно желание — скорее дождаться его конца.
Каждое слово, звучащее в стенах школы, — писал В.А. Сухомлинский, — должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным и — это особенно важно — обращенным к совести живого конкретного человека, с которым мы имеем дело... чтобы не было обесценивания слов, а наоборот — чтобы цена слова постоянно возрастала[76].
Обучающийся, воспитанник, работник — это не только объект, но и субъект педагогических воздействий, т.е. ему нужна собственная активность, чтобы достичь целей — высоких результатов в обучении и воспитании. Поэтому важнейшая задача педагога — воспитать у учащихся постоянную потребность в самоанализе, самооиенке, самовоспитании.
Педагогу нужна развитая эмпатия, т.е. способность видеть ситуацию глазами другого человека, умение поставить себя на место своего воспитанника и взглянуть на проблему его глазами.
Так как результаты воспитания малозаметны для внешнего восприятия и удалены во времени, педагог должен быть готов к тому, что его усилий не только не увидят быстро, но, возможно, еще будут и порицать за ошибки предыдущих педагогов. Поэтому он должен быть скромным человеком — не только для того, чтобы служить должным примером своим воспитанникам, но и для сохранения своего душевного равновесия при нередких случаях несправедливого отношения к себе.
Педагогическая деятельность устремлена в будущее. Поэтому педагогу следует быть хорошим прогнозистом, учитывая в педагогической деятельности не только потребности сегодняшнего дня, но и перспективы обшественного развития и научно-технического прогресса.
Педагогическая деятельность предъявляет высокие требования к здоровыо педагога, так как для нее нужно orpovmoe нервное и физическое напряжение. Педагог должен быть способен долго стоять, много ходить, легко двигаться, иметь развитые голосовые связки, хорошее зрение. Особенно важны для педагога выдержка, такт, находчивость, быстрота реакции и в то же время эмоциональная уравновешенность, умение владеть своими чувствами.
Общественные функции педагогической деятельности и необходимость все время быть на глазах предъявляет определенные требования и к внешности педагога. Так, педагогу не следует ни отставать от моды, ни идти на ее острие. Он должен быть одет как большинство своих добропорядочных ровесников. Другими словами, педагог должен выглядеть как воспитанный англичанин-джентльмен, который по старым английским меркам должен быть одет так, что после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает трудно вспомнить, во что он был одет.
Родитель
Детские (сыновние и дочерние) и родительские чувства знакомы каждому. Всякий человек по своей природе является потенциальным или реальным родителем. И хотя родителем признается тот, кто имеет непосредственное отношение к рождению ребенка, психологи полагают, что под влиянием воспитания в каждом из нас (как компонент личности) появляется относительно независимая «общественная инспекция», не позволяющая преступить усвоенные с детства табу. Психолог Эрик Берн этот компонент личности назвал «Родителем».
Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей в виде инстинкта, своеобразного аванса в чувстве любви, потребности друг в друге. Законодательство страны наделяет родителей комплексом прав и обязанностей для обеспечения надлежащего воспитания и материального содержания детей, а также для защиты их прав и интересов. Правом на воспитание они пользуются с момента рождения ребенка до его совершеннолетия. «Люди не только физически, но и духовно творят друг друга», — писал К. Маркс. Все вопросы, относящиеся к воспитанию детей, должны решаться отцом и матерью по взаимному согласию, возникающие между ними радикальные расхождения разрешаться органами опеки и попечительства. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особого полномочия.
В здоровых семьях родители и дети связаны друг с другом естественными повседневными контактами. Под «контактом» в педагогическом смысле подразумеваются мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений.
Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических устремлений родителей. Для этого должны быть созданы психолого-педагогические предпосылки.
Первая и главная из них — разумная организация семьи. Общие перспективы, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместных решений, общих интересов и увлечений служат благодатной почвой для развития внутренней взаимосвязи родителей и детей.
В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования. Подход к детям требует от родителей педагогического такта, учета жизненного опыта воспитанников, их эмоционального состояния, тонкого и неторопливого анализа мотивов поступков, чуткого, мягкого прикосновения к внутреннему миру человека. Чувство такта должно подсказать родителям, как скрыть прямое воспитательное воздействие, так как дети не любят чувствовать себя объектом воспитания.
Важная сторона обоюдных контактов — участие в занятиях и интересах детей. Это может проявляться в общесемейных увлечениях, интересах, традициях: вечерах семейного чтения и обсуждениях прочитанного, совместных просмотрах фильмов, семейных турнирах, семейных коллективах художественной самодеятельности, семейных культпоходах, прогулках, путешествиях, походах выходного дня и пр. Если родители смогут разделить интересы, увлечься занятиями своих детей, то в их руках окажется эффективное средство воспитательного воздействия. При этом родителям необходимо приобщать детей и к своим собственным интересам, занятиям и увлечениям. Часто приходится слышать от известных людей, что их талант или любовь к избранному делу привили именно родители, которые также разделяли с ними то или иное увлечение. Обязанность поддержания доброго, взаимоуважительного микроклимата в семье требуется не только от родителей, но и от детей. А.С. Макаренко справедливо отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной Тирании любви со стороны родителей. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по-человечески близки друг другу, связаны узами не только родственной, но и духовной близости. Это важная предпосылка успешного воспитательного процесса в семье, проникновения во внутренний мир детей и успешного воздействия на них. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности, а родителям приносят радостное чувство удовлетворения.
Таким образом, в каждой семье может сложиться многообразная система установления и укрепления тесных связей родителей и детей: от родителей к детям, от детей к родителям, которая играет большую роль и оставляет на всю жизнь воспитательное и развивающее влияние на человека.
Каждый возрастной период создает особые возможности для укрепления и развития внутренних связей с детьми. Только при их h&ih-чии требования и пожелания родителей становятся для детей нравственными критериями их поведения. У детей возникает и развивается потребность советоваться с родителями, мысленно ставить их на свое место в трудных жизненных ситуациях, равняться на них, следовать их наставлениям.
Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье вовсе не является критической, непреодолимой фатальной доминантой. Если родители смогут психологически и педагогически грамотно разобраться в сложившейся ситуации, то преодоление отрицательных факторов возможно[77].
Специалист
Специалист любой квалификации в той или иной мере также попадает в ситуации, когда он оказывает педагогическое влияние на своих подопечных, подчиненных, коллег и т.д. Педагогические аспекты имеются в деятельности всех категорий работников и специалистов, ибо она сталкивает их с педагогическими реалиями жизни общества и граждан (например, с их образованностью, правовой воспитанностью и т.д.), других работников, побуждает их так или иначе учитывать этот факт и обнажает собственные педагогические особенности, сказывающиеся на достигаемых результатах.
Существуют четыре области соприкосновения профессиональной деятельности каждого специалиста с педагогикой[78].
Первая область соприкосновения — имеющиеся во внешней среде явления педагогической реальности. Так, например, юристы любой специализации (судьи, прокуроры, сотрудники правоохранительных органов, адвокаты, нотариусы и т.д.) в своей правоприменительной и правоохранительной деятельности часто сталкиваются с проявлениями общей и правовой воспитанности граждан (отдельных лиц и групп населения), их обученное™ соблюдению правовых норм в жизни, труде, общественных местах, в гражданском обороте и др.
Вторая область соприкосновения — возникающие при осуществлении профессиональной деятельности проблемы и необходимость их решения на основе рекомендаций педагогики. Значительная часть возникающих проблем требует от специалиста понимания им тех или иных явлений педагогической реальности, связанных с проблемой, принятия их во внимание при решении и изменения их для лучшего решения профессиональной проблемы. Приходится применять убеждения, разъяснять, обогащать знаниями этических и правовых норм, переубеждать, показывать пример, исправлять поступки и др. Например, сотрудники правоохранительных органов, судьи, прокуроры, адвокаты всем своим видом и поведением оказывают социально-педагогическое влияние на граждан.
Третья область соприкосновения — влияние на деятельность специалиста и ее результаты его собственных педагогических особенностей — общей и профессиональной образованности, воспитанности, обученности и развитости. Эта зависимость очевидна и прямо пропорциональна: чем лучше подготовлен сотрудник, тем выше достигаемые им результаты.
Четвертая область соприкосновения — влияние на деятельность специалистов и ее результаты профессионализма {образованности, обученности, воспитанности, развитости) других работников {сотрудников, специалистов и др.) и их групп, с которыми они взаимодействуют, а также их собственное мастерство взаимодействия с ними.
Руководитель
Таким образом, любая деятельность объективно, независимо от чьей-то воли или желаний, сталкивает специалистов с педагогическими факторами, которые ставят их в определенные условия решения профессиональных задач педагогическими средствами и методами. Эффективность деятельности любой организация зависит прежде всего от персонала, его профессионализма, образованности, воспитанности и развитости. Руководитель обязан уметь связывать решение чисто профессиональных задач с воспитанием и обучением сотрудников, формированием и развитием у них профессионализма, деловых качеств, выработкой соответствующих норм поведения. Огромное значение в воспитании сотрудников имеют личный пример и авторитет руководителя. Пользующийся авторитетом руководитель, как правило, и хороший педагог. Он умеет работать с людьми, понимает их, вкладывает в них душу, формирует и развивает у сотрудников общечеловеческие нравственные ценности[79]. О задачах руководителя по управлению педагогическим процессом уже шла речь выше, а о его педагогической функции и ее реализации подробно пойдет речь в главе 12.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|