Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды педагогической подготовленности разных категорий работников





Разные профессии, специальности, виды работ отличаются по своим требованиям к профессионализму людей и наличию в нем педагогической подготовленности. Не на каждой работе нужны сотрудники с высшим образованием. Примером могут служить сферы сбыта, торговли, связи, транспорта, сервиса, стра­хования, промышленности, сельского хозяйства, социального обслужи­вания, учреждений государственного управления и др. К этой группе, в частности, принадлежит и часть работников правоохранительных орга­нов — рядовые сотрудники, младший начальствующий состав, секрета­ри, постовые милиционеры, судебные исполнители и др. Подавляюще­му большинству из них не требуется педагогическое образование или основательная педагогическая подготовка, а нужна более ограниченная по объему, глубине и отвечающая специфике требований к ней.

Но есть работники, которым необходима профессионально-педа­гогическая подготовленность. К ее особенностям можно отнести: изучение с работниками только тех вопросов педагогики, которые имеют отношение только к их деятельности; теоретические вопросы затрагиваются избирательно и включены в изучение профессио­нально-прикладных проблем; формы и методы подготовки в подав­ляющем большинстве практически направлены (более подробно об этой подготовке см. § 10.9). Эта подготовка не только дает понима­ние педагогических аспектов своей деятельности, но и открывает возможность выступать в качестве субъекта педагогических дейст­вий, активно решать ограниченные педагогические задачи.



Например, такая подготовка чрезвычайно важна для работников средств массовой информации, печати, культуры. Передачи по радио и телевидению, видеофильмы, публикации в периодических изданиях оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на людей, и в пер­вую очередь на подростков и молодых людей. Проведенный специ­альной группой исследователей анализ выявил педагогическую не­корректность и даже вредность многих материалов, а познавательные беседы с авторами — их полную педагогическую безграмотность[82].

Педагогическая подготовка рассматриваемой категории работ­ников должна вестись в учебных заведениях начальной профессио­нальной подготовки, а также в системе профессиональной подготовки, регулярно проводимой по месту работы, на рабочем месте и самостоятельно с приемом зачетов.



Есть и категории работников, которым достаточен еще меньший объем педагогической подготовленности — социально-педагогическая осведомленность. Эта категория должностных лиц и сотрудников ак­тивно не решает педагогические задачи. Их связь с педагогикой выра­жается в том, что они своим поведением в общении с людьми и реше­нии сугубо профессиональных задач оказывают на них, часто даже не осознавая этого, воспитательное и отчасти обучающее воздействие, ко­торое может быть и отрицательным. Это особенно характерно для ра­ботников муниципального и государственного управления, медицин­ских учреждений, таможенной, пограничной, налоговой служб, судеб­ных исполнителей, работников разных канцелярий, дежурных служб, рядовых милиционеров патрульно-постовой службы, сотрудников раз­решительных и охранных подразделений и многих других. Их про­фессиональной деятельности всегда присуще социально-педагогичес­кое влияние на других людей, которые обращаются к ним по разным вопросам. Это влияние поведения, действий, общения, решений, при­меняемых санкций, даже внешнего вида, выражения лица, позы, тона разговора, разъяснений, убеждений, требований и т.п. Социально-педагогические влияния, например, оказывают и чисто правоохрани­тельные действия: успех/неуспех в поддержании и наведении порядка в общественных местах, задержание правонарушителя по горячим сле­дам, раскрытие и расследование получившего общественный резонанс преступления, освобождение заложников, пресечение готовящегося террористического акта, приговор суда, проверка документов сотруд­ником автоинспекции и пограничным нарядом и др. Социально-педагогический эффект в таких случаях присутствует всегда и предста­ет как побочный результат профессиональных действий. Этот эффект выражается в возникновении у граждан:



• новых или измененных социально-политических, нравствен­ных, правовых и других выводов, оценок, знаний, взглядов, убеж­дений, привычек поведения;

• привычек организованного, вежливого, культурного, дисципли­нированного и правомерного поведения в учреждениях, обществен­ных местах и в быту;

• побуждений к отказу от ряда вредных поведенческих и быто­вых привычек, повышению требовательности к себе, уважительно­му отношению к другим;

• уважения к власти и ее служащим, в формировании представ­лений о них как о стражах порядка, справедливости, закона, защи­щающих интересы граждан, их права и безопасность и пр.;

• веры в справедливость, убежденности в возможности добиться восстановления своих нарушенных прав;

• новых знаний и умений по вопросам, относящимся к компе­тентности лица, которое вступает с ними в контакт;

• представлений о качествах работников той или иной органи­зации и мнения о том, что она собой представляет, и др.

Социально-педагогические влияния на граждан в разовых кон­тактах могут быть и незначительными. Но таких контактов у боль­шинства сотрудников и граждан много (например, только у сотруд­ников госавтоинспекции их бывает до 30—40 млн в год), они часты и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных социально-педа­гогических воздействий на граждан. Этот опыт жизни весьма прочен, и если он был негативным, то потом словесными разъяснениями, как правило, ничего не изменить. Существенно и то, что впечатления граждан от общения с конкретным работником переносятся уже на всю организацию (учреждение, фирму, предприятие, правоохрани­тельные органы), в которой он работает (на ее имидж), и даже на положение в стране, на то, что из себя представляет власть в ней.

И здесь важен вопрос: осознают или не осознают свое социаль­но-педагогическое влияние на население сами работники, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них и свидетельствуют об особой грани их про­фессионализма — социально-педагогической осведомленности. По­следняя представляет собой совокупность:

социально-педагогических знаний о влиянии своей личности, по­ведения, общения, решения профессиональных вопросов на граждан, посетителей, клиентов;

социально-педагогических знаний, навыков и умений о способах ре­гуляции собственного поведения, должного оказать положительное обу­чающее и воспитывающее влияние на граждан, посетителей, клиентов;

чувств ответственности за тот воспитательный результат, ко­торый получает во время общения с ним каждый гражданин, посе­титель, клиент;

социально-педагогических установок на достижение положитель­ного социально-педагогического эффекта при каждом контакте с лю­бым гражданином, посетителем, клиентом;

развитой педагогической чуткости к соответствующим аспек­там своей профессиональной деятельности.

Вооружение работников социально-педагогической осведомлен­ностью осуществляется в профессионально-педагогических учреж­дениях, на курсах первоначальной профессиональной подготовки, по месту работы или самостоятельно.

Таким образом, существуют объективно обоснованные различия в требованиях профессиональной деятельности:

четыре вида педагогической подготовленности разных профес­сионалов (сотрудников, работников, должностных лиц): педагогиче­ская образованность, основательная педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая подготовленность и социально-педа­гогическая осведомленность;

• обеспечивающие их четыре вида систем педагогической подго­товки: педагогическое образование, основательная педагогическая подготовка специалистов с высшим образованием, профессионально-педагогическая подготовка и социально-педагогическое ознакомление.

В условиях современной России, ее социальных, гуманитарных, моральных, правовых и иных проблем жизни и развития расширение педагогического образования и различных видов педагогической под­готовки крайне необходимо. Никакие законы, приказы, инструкции, программы ничего не изменят в обществе и любой организации, по­ка люди не станут лучше — более образованными, воспитанными и развитыми. Ничто не изменится к лучшему, пока лучше не будут ра­ботать все субъекты педагогической работы, пока не повысится их педагогическая подготовленность, пока не воплотятся в жизнь самые лучшие намерения и планы. Поэтому непрерывное, неустанное повы­шение качества и подготовленности субъектов педагогической работы, создание благоприятных условий для них в стране, каждой организации и семье выступало и выступает обязательным, важнейшим рычагом, механизмом достижения успехов в любых делах. Эта идея была образно выражена еще в древней Спарте: если будут плохие обувщики, то са­мое страшное, что грозит спартанцам, — это ходить в плохой обуви; если будут плохие повара, то всем придется есть невкусную пищу; если же в Спарте будут плохие учителя — ей грозит гибель.

 

Условия для педагоги­ческой работы в коллективе

Во многих организациях есть группа работни­ков, которые только или по преимуществу за­нимаются педагогической деятельностью — дошкольные и образовательные учреждения, детские приюты, интернаты и пр. Эта группа образует педагогический коллектив, который является по существу коллективным субъектом такой деятельности. Он же создает макси­мально благоприятные условия для отдельных педагогов и их про­фессионального роста.

Педагогический коллектив называется и является таковым не по­тому, что образован педагогами, а потому что живет и действует в об­щих интересах достижения максимальных педагогических результатов. Это прежде всего общность увлеченных и страстно преданных педагогическому делу людей, где ум, знание, понимание, уважение, доказательность, убежденность, гуманность, демократичность, духов­ность выступают высшими ценностями, мерками справедливости и условием профессионального успеха. Попытка построить его работу по чисто военному или административно-управленческому образцу, отдающему приоритет послушанию, на основе требований не обсуж­дать, а выполнять, опускает работу коллектива на формально-чинов­ничий, ремесленный уровень и приводит к пагубным последствиям не только для педагогов, но и обучающихся, воспитывающихся, ра­ботающих людей.

Культура педагогического коллектива складывается из его соци­альной, педагогической и научной культуры.

Социальная культура выражается в том, что педагогический коллектив живет жизнью российского общества, чувствует свою при­частность к происходящим событиям, включен в них, его волнуют общественные и профессиональные проблемы, он стремится внести свой, максимально возможный вклад в их решение. В нем сильны чувства социального долга, ответственности, чести. Для коллектива высокой социальной культуры характерны также сплоченность, то­варищеские отношения, взаимопомощь, культура общения, отсутствие неделовых конфликтов. Хорошо, когда педагоги находятся в дружеских отношениях между собой и периодически проводят совместный досуг.

Деловитость — важная черта коллектива высокой культуры. Она проявляется, прежде всего, в четких целях и задачах, отчетливом видении тех результатов, в которые они должны быть воплощены, настойчивости и упорстве в их достижении. Плановость, организо­ванность, согласованность действий, стойкость к неудачам и умно­жение сил по их преодолению, педагогический оптимизм, стремле­ние к идеалу и здоровая неудовлетворенность достигнутым — обя­зательные проявления деловитости.

Социальная культура требует тесной связи педагогического кол­лектива с практикой укрепления законности и правопорядка, по­стоянных контактов с правоохранительными и иными органами, выступлений в них с лекциями, оказания помощи консультациями, участия в разрешении сложных проблем, исследования их по заяв­кам практических органов, разработки практических рекомендаций по разным вопросам и внедрения их в практику, подготовки мето­дических материалов для практики и др. Эта работа обогащает пре­подавателя, дает дополнительные импульсы к творчеству. Хорошо, когда эта связь осуществляется по долговременным планам научно-практического сотрудничества.

Профессиональная культура педагогического коллектива харак­теризуется тем, что в нем живет педагогический дух, интерес ко всем вопросам воспитания, обучения, образования и развития, поглощен­ность и увлеченность решением их проблем, нацеленность на полное достижение педагогических целей, выполнение педагогического долга. Педагогическому коллективу с высокой культурой присущ устойчивый дух времени, осуществляемых в стране на рубеже XXI в. педа­гогических реформ, открытости интересов и мнений для воспри­ятия новых, порой радикальных педагогических идей, сознательный отказ от проявлений педагогического консерватизма, педагогиче­ская солидарность, согласованность действий, взаимная поддержка. Педагогический коллектив — коллектив единомышленников. Все вопросы педагогической работы должны обсуждаться и достигаться взаимопониманием. Целесообразны регулярные педагогические дис­куссии, обмен мнениями и опытом, взаимные посещения проводимых мероприятий, товарищеское обсуждение их итогов.

Научная культура — характерная черта педагогического кол­лектива. Она проявляется прежде всего в построении всей работы, деятельности каждого педагога, в каждом мероприятии на основе положений научной педагогики. Это позволяет действовать без гру­бых ошибок и достигать согласия в решении возникающих проблем.

Признаком высокой научной культуры выступает разработка пе­дагогическим коллективом своих подходов в работе, своего научно обоснованного и осмысленного педагогического опыта. Это тем более важно, что педагогическая работа в разных профессиональных орга­низациях и ведомственных структурах отличается своими особенно­сти, которыми не занимается общая педагогика. Здесь нужен твор­ческий поиск специфики педагогических решений. С рассказами об этом опыте полезно выступать на педагогических чтениях, конфе­ренциях, в периодических изданиях, что будет стимулировать даль­нейшие педагогические поиски. В России есть опыт издания отдель­ными вузами, ведомствами научно-педагогических сборников и даже периодических журналов с интересующей их тематикой.

В зрелом педагогическом коллективе существует научная куль­тура творческих дискуссий, которая достигается:

• строгим подчинением содержания каждого высказывания и выступления интересам дела, поиску истины, достижению целей, стоящих перед коллективом. Корыстные мотивы («подсидеть», «уничто­жить» и т.п.) тут нетерпимы;

• усмотрением во мнениях и доводах оппонента прежде всего интересных идей, предложений, а не изначальный поиск зацепок для критики;

• стремлением и умением не видеть склоку или корысть в мо­тивах оппонента, его возражениях;

• неизменным самообладанием, сдержанностью эмоций, ибо иначе будут господствовать не мысли и разумные доводы, а обиды и амбиции;

• скромностью, деликатностью — при рассмотрении мнений и предложений других не считать себя носителем истины в последней инстанции, а поэтому при возражениях пользоваться выражениями типа «по моему мнению», «мне кажется», «боюсь, что не могу...», «надо подумать еще — верно ли...» и пр.;

• умением отмечать усматриваемые недостатки без ненужных обид­ных слов, не переходить на личности, не навешивать ярлыков, не припи­сывать оппоненту недостатки мышления, непрофессионализм и пр.;

• разумной критикой — при замечаниях не увлекаться распи­сыванием их, а высказывать больше предложений по их исправле­нию (помнить, что даже десять верных замечаний не стоят одного дельного предложения).

Руководитель в педагогическом коллективе должен выделяться не начальственной позицией, а быть интеллектуальным лидером, пре­восходным педагогом-профессионалом, педагогически и психоло­гически умелым организатором.

Иные условия складываются в административных, производствен­ных, снабженческих, обслуживающих и иных организациях. Тут не бывает педагогического коллектива в полном смысле слова, но может и должна быть создана профессиональная и морально-психологи­ческая атмосфера понимания, одобрения, поддержки, поощрения и даже обязанности выполнения сотрудниками педагогической функции, педа­гогических воздействий и проявления педагогической чуткости. Она характеризуется наличием общего понимания работниками необхо­димости и возможности учета педагогических аспектов профессио­нальной деятельности, пониманием этого не как «дополнительной нагрузки», а как дела, укрепляющего авторитет самого работника и организацию, повышающего успешность ее деятельности, форми­рующего имидж, способствующего росту самоуважения, личност­ному развитию, укреплению чувства гражданственности и профес­сиональному росту. Решающая роль во всем этом принадлежит ру­ководителю организации. Если он сам в работе с персоналом:

• проявляет культурность, уважительность, тактичность, внимание к повышению его профессионализма;

• предъявляет требования к среднему и младшему начальствую­щему составу со своей стороны поступать также;

• в выступлениях, при разборах и подведении итогов, в инди­видуальных разговорах затрагивает вопросы воспитания, обучения, образования и развития, имиджа организации, должного обращения с посетителями, клиентами;

• организует в соответствии с требованиями деятельности необ­ходимые занятия по педагогике;

• осуждает отрицательные факты и принимает меры к их не повторению, а также ставит в пример и поощряет положительно отли­чившихся, — то большинство сотрудников займут позицию субъекта педагогической работы и постараются выполнять ее качественно.

Заместитель директора (управляющего, начальника, командира) по работе с персоналом должен быть инициатором развития такой работы. Хорошо, когда в организации или кадровой службе есть со­трудник, обладающий педагогическим образованием, которому можно поручить курирование этого направления работы, проведение кон­сультаций и занятий. Возможно обращение за помощью в консал­тинговые педагогические фирмы, а также к преподавателям педаго­гики вузов, расположенных неподалеку.

Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений

1. Кто называется субъектом педагогической работы и кто фактически является им?

2. Какие требования предъявляются к субъекту педагогической работы?

3. Обоснуйте, почему руководитель выступает как субъект педагогичес­кой работы.

4. Дайте характеристику педагогического профессионализма.

5. Что понимается под педагогической культурой?

6. Какие виды педагогической подготовленности вам известны?

7. Расскажите о педагогической подготовленности различных категорий специалистов с высшим образованием.

8. Что представляет собой культура педагогического коллектива?

Библиографический список

Елканов СБ. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986.

Есарееа З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей шко­лы. - Л., 1974.

Лазукин А.Д. Профессионально-педагогическая подготовка препода­вателей образовательных учреждений МВД России: опыт, про­блемы, перспективы. — М., 2001.

Мудрик А.З. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1985.

Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.

Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Ми­щенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998.

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М., 2001.

Трубочкш В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.

 

Часть II

 

ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ

ПЕДАГОГИКИ

Глава 7

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.