|
Виды педагогической подготовленности разных категорий работников
Разные профессии, специальности, виды работ отличаются по своим требованиям к профессионализму людей и наличию в нем педагогической подготовленности. Не на каждой работе нужны сотрудники с высшим образованием. Примером могут служить сферы сбыта, торговли, связи, транспорта, сервиса, страхования, промышленности, сельского хозяйства, социального обслуживания, учреждений государственного управления и др. К этой группе, в частности, принадлежит и часть работников правоохранительных органов — рядовые сотрудники, младший начальствующий состав, секретари, постовые милиционеры, судебные исполнители и др. Подавляющему большинству из них не требуется педагогическое образование или основательная педагогическая подготовка, а нужна более ограниченная по объему, глубине и отвечающая специфике требований к ней.
Но есть работники, которым необходима профессионально-педагогическая подготовленность. К ее особенностям можно отнести: изучение с работниками только тех вопросов педагогики, которые имеют отношение только к их деятельности; теоретические вопросы затрагиваются избирательно и включены в изучение профессионально-прикладных проблем; формы и методы подготовки в подавляющем большинстве практически направлены (более подробно об этой подготовке см. § 10.9). Эта подготовка не только дает понимание педагогических аспектов своей деятельности, но и открывает возможность выступать в качестве субъекта педагогических действий, активно решать ограниченные педагогические задачи.
Например, такая подготовка чрезвычайно важна для работников средств массовой информации, печати, культуры. Передачи по радио и телевидению, видеофильмы, публикации в периодических изданиях оказывают сильнейшее педагогическое воздействие на людей, и в первую очередь на подростков и молодых людей. Проведенный специальной группой исследователей анализ выявил педагогическую некорректность и даже вредность многих материалов, а познавательные беседы с авторами — их полную педагогическую безграмотность[82].
Педагогическая подготовка рассматриваемой категории работников должна вестись в учебных заведениях начальной профессиональной подготовки, а также в системе профессиональной подготовки, регулярно проводимой по месту работы, на рабочем месте и самостоятельно с приемом зачетов.
Есть и категории работников, которым достаточен еще меньший объем педагогической подготовленности — социально-педагогическая осведомленность. Эта категория должностных лиц и сотрудников активно не решает педагогические задачи. Их связь с педагогикой выражается в том, что они своим поведением в общении с людьми и решении сугубо профессиональных задач оказывают на них, часто даже не осознавая этого, воспитательное и отчасти обучающее воздействие, которое может быть и отрицательным. Это особенно характерно для работников муниципального и государственного управления, медицинских учреждений, таможенной, пограничной, налоговой служб, судебных исполнителей, работников разных канцелярий, дежурных служб, рядовых милиционеров патрульно-постовой службы, сотрудников разрешительных и охранных подразделений и многих других. Их профессиональной деятельности всегда присуще социально-педагогическое влияние на других людей, которые обращаются к ним по разным вопросам. Это влияние поведения, действий, общения, решений, применяемых санкций, даже внешнего вида, выражения лица, позы, тона разговора, разъяснений, убеждений, требований и т.п. Социально-педагогические влияния, например, оказывают и чисто правоохранительные действия: успех/неуспех в поддержании и наведении порядка в общественных местах, задержание правонарушителя по горячим следам, раскрытие и расследование получившего общественный резонанс преступления, освобождение заложников, пресечение готовящегося террористического акта, приговор суда, проверка документов сотрудником автоинспекции и пограничным нарядом и др. Социально-педагогический эффект в таких случаях присутствует всегда и предстает как побочный результат профессиональных действий. Этот эффект выражается в возникновении у граждан:
• новых или измененных социально-политических, нравственных, правовых и других выводов, оценок, знаний, взглядов, убеждений, привычек поведения;
• привычек организованного, вежливого, культурного, дисциплинированного и правомерного поведения в учреждениях, общественных местах и в быту;
• побуждений к отказу от ряда вредных поведенческих и бытовых привычек, повышению требовательности к себе, уважительному отношению к другим;
• уважения к власти и ее служащим, в формировании представлений о них как о стражах порядка, справедливости, закона, защищающих интересы граждан, их права и безопасность и пр.;
• веры в справедливость, убежденности в возможности добиться восстановления своих нарушенных прав;
• новых знаний и умений по вопросам, относящимся к компетентности лица, которое вступает с ними в контакт;
• представлений о качествах работников той или иной организации и мнения о том, что она собой представляет, и др.
Социально-педагогические влияния на граждан в разовых контактах могут быть и незначительными. Но таких контактов у большинства сотрудников и граждан много (например, только у сотрудников госавтоинспекции их бывает до 30—40 млн в год), они часты и в итоге сливаются в мощный поток непрерывных социально-педагогических воздействий на граждан. Этот опыт жизни весьма прочен, и если он был негативным, то потом словесными разъяснениями, как правило, ничего не изменить. Существенно и то, что впечатления граждан от общения с конкретным работником переносятся уже на всю организацию (учреждение, фирму, предприятие, правоохранительные органы), в которой он работает (на ее имидж), и даже на положение в стране, на то, что из себя представляет власть в ней.
И здесь важен вопрос: осознают или не осознают свое социально-педагогическое влияние на население сами работники, хотят ли они достигнуть пусть микроскопического, но нужного результата при каждом контакте с гражданином, умеют ли делать для этого то, что надо. Ответы на них и свидетельствуют об особой грани их профессионализма — социально-педагогической осведомленности. Последняя представляет собой совокупность:
• социально-педагогических знаний о влиянии своей личности, поведения, общения, решения профессиональных вопросов на граждан, посетителей, клиентов;
• социально-педагогических знаний, навыков и умений о способах регуляции собственного поведения, должного оказать положительное обучающее и воспитывающее влияние на граждан, посетителей, клиентов;
• чувств ответственности за тот воспитательный результат, который получает во время общения с ним каждый гражданин, посетитель, клиент;
• социально-педагогических установок на достижение положительного социально-педагогического эффекта при каждом контакте с любым гражданином, посетителем, клиентом;
• развитой педагогической чуткости к соответствующим аспектам своей профессиональной деятельности.
Вооружение работников социально-педагогической осведомленностью осуществляется в профессионально-педагогических учреждениях, на курсах первоначальной профессиональной подготовки, по месту работы или самостоятельно.
Таким образом, существуют объективно обоснованные различия в требованиях профессиональной деятельности:
• четыре вида педагогической подготовленности разных профессионалов (сотрудников, работников, должностных лиц): педагогическая образованность, основательная педагогическая подготовленность, профессионально-педагогическая подготовленность и социально-педагогическая осведомленность;
• обеспечивающие их четыре вида систем педагогической подготовки: педагогическое образование, основательная педагогическая подготовка специалистов с высшим образованием, профессионально-педагогическая подготовка и социально-педагогическое ознакомление.
В условиях современной России, ее социальных, гуманитарных, моральных, правовых и иных проблем жизни и развития расширение педагогического образования и различных видов педагогической подготовки крайне необходимо. Никакие законы, приказы, инструкции, программы ничего не изменят в обществе и любой организации, пока люди не станут лучше — более образованными, воспитанными и развитыми. Ничто не изменится к лучшему, пока лучше не будут работать все субъекты педагогической работы, пока не повысится их педагогическая подготовленность, пока не воплотятся в жизнь самые лучшие намерения и планы. Поэтому непрерывное, неустанное повышение качества и подготовленности субъектов педагогической работы, создание благоприятных условий для них в стране, каждой организации и семье выступало и выступает обязательным, важнейшим рычагом, механизмом достижения успехов в любых делах. Эта идея была образно выражена еще в древней Спарте: если будут плохие обувщики, то самое страшное, что грозит спартанцам, — это ходить в плохой обуви; если будут плохие повара, то всем придется есть невкусную пищу; если же в Спарте будут плохие учителя — ей грозит гибель.
Условия для педагогической работы в коллективе
Во многих организациях есть группа работников, которые только или по преимуществу занимаются педагогической деятельностью — дошкольные и образовательные учреждения, детские приюты, интернаты и пр. Эта группа образует педагогический коллектив, который является по существу коллективным субъектом такой деятельности. Он же создает максимально благоприятные условия для отдельных педагогов и их профессионального роста.
Педагогический коллектив называется и является таковым не потому, что образован педагогами, а потому что живет и действует в общих интересах достижения максимальных педагогических результатов. Это прежде всего общность увлеченных и страстно преданных педагогическому делу людей, где ум, знание, понимание, уважение, доказательность, убежденность, гуманность, демократичность, духовность выступают высшими ценностями, мерками справедливости и условием профессионального успеха. Попытка построить его работу по чисто военному или административно-управленческому образцу, отдающему приоритет послушанию, на основе требований не обсуждать, а выполнять, опускает работу коллектива на формально-чиновничий, ремесленный уровень и приводит к пагубным последствиям не только для педагогов, но и обучающихся, воспитывающихся, работающих людей.
Культура педагогического коллектива складывается из его социальной, педагогической и научной культуры.
Социальная культура выражается в том, что педагогический коллектив живет жизнью российского общества, чувствует свою причастность к происходящим событиям, включен в них, его волнуют общественные и профессиональные проблемы, он стремится внести свой, максимально возможный вклад в их решение. В нем сильны чувства социального долга, ответственности, чести. Для коллектива высокой социальной культуры характерны также сплоченность, товарищеские отношения, взаимопомощь, культура общения, отсутствие неделовых конфликтов. Хорошо, когда педагоги находятся в дружеских отношениях между собой и периодически проводят совместный досуг.
Деловитость — важная черта коллектива высокой культуры. Она проявляется, прежде всего, в четких целях и задачах, отчетливом видении тех результатов, в которые они должны быть воплощены, настойчивости и упорстве в их достижении. Плановость, организованность, согласованность действий, стойкость к неудачам и умножение сил по их преодолению, педагогический оптимизм, стремление к идеалу и здоровая неудовлетворенность достигнутым — обязательные проявления деловитости.
Социальная культура требует тесной связи педагогического коллектива с практикой укрепления законности и правопорядка, постоянных контактов с правоохранительными и иными органами, выступлений в них с лекциями, оказания помощи консультациями, участия в разрешении сложных проблем, исследования их по заявкам практических органов, разработки практических рекомендаций по разным вопросам и внедрения их в практику, подготовки методических материалов для практики и др. Эта работа обогащает преподавателя, дает дополнительные импульсы к творчеству. Хорошо, когда эта связь осуществляется по долговременным планам научно-практического сотрудничества.
Профессиональная культура педагогического коллектива характеризуется тем, что в нем живет педагогический дух, интерес ко всем вопросам воспитания, обучения, образования и развития, поглощенность и увлеченность решением их проблем, нацеленность на полное достижение педагогических целей, выполнение педагогического долга. Педагогическому коллективу с высокой культурой присущ устойчивый дух времени, осуществляемых в стране на рубеже XXI в. педагогических реформ, открытости интересов и мнений для восприятия новых, порой радикальных педагогических идей, сознательный отказ от проявлений педагогического консерватизма, педагогическая солидарность, согласованность действий, взаимная поддержка. Педагогический коллектив — коллектив единомышленников. Все вопросы педагогической работы должны обсуждаться и достигаться взаимопониманием. Целесообразны регулярные педагогические дискуссии, обмен мнениями и опытом, взаимные посещения проводимых мероприятий, товарищеское обсуждение их итогов.
Научная культура — характерная черта педагогического коллектива. Она проявляется прежде всего в построении всей работы, деятельности каждого педагога, в каждом мероприятии на основе положений научной педагогики. Это позволяет действовать без грубых ошибок и достигать согласия в решении возникающих проблем.
Признаком высокой научной культуры выступает разработка педагогическим коллективом своих подходов в работе, своего научно обоснованного и осмысленного педагогического опыта. Это тем более важно, что педагогическая работа в разных профессиональных организациях и ведомственных структурах отличается своими особенности, которыми не занимается общая педагогика. Здесь нужен творческий поиск специфики педагогических решений. С рассказами об этом опыте полезно выступать на педагогических чтениях, конференциях, в периодических изданиях, что будет стимулировать дальнейшие педагогические поиски. В России есть опыт издания отдельными вузами, ведомствами научно-педагогических сборников и даже периодических журналов с интересующей их тематикой.
В зрелом педагогическом коллективе существует научная культура творческих дискуссий, которая достигается:
• строгим подчинением содержания каждого высказывания и выступления интересам дела, поиску истины, достижению целей, стоящих перед коллективом. Корыстные мотивы («подсидеть», «уничтожить» и т.п.) тут нетерпимы;
• усмотрением во мнениях и доводах оппонента прежде всего интересных идей, предложений, а не изначальный поиск зацепок для критики;
• стремлением и умением не видеть склоку или корысть в мотивах оппонента, его возражениях;
• неизменным самообладанием, сдержанностью эмоций, ибо иначе будут господствовать не мысли и разумные доводы, а обиды и амбиции;
• скромностью, деликатностью — при рассмотрении мнений и предложений других не считать себя носителем истины в последней инстанции, а поэтому при возражениях пользоваться выражениями типа «по моему мнению», «мне кажется», «боюсь, что не могу...», «надо подумать еще — верно ли...» и пр.;
• умением отмечать усматриваемые недостатки без ненужных обидных слов, не переходить на личности, не навешивать ярлыков, не приписывать оппоненту недостатки мышления, непрофессионализм и пр.;
• разумной критикой — при замечаниях не увлекаться расписыванием их, а высказывать больше предложений по их исправлению (помнить, что даже десять верных замечаний не стоят одного дельного предложения).
Руководитель в педагогическом коллективе должен выделяться не начальственной позицией, а быть интеллектуальным лидером, превосходным педагогом-профессионалом, педагогически и психологически умелым организатором.
Иные условия складываются в административных, производственных, снабженческих, обслуживающих и иных организациях. Тут не бывает педагогического коллектива в полном смысле слова, но может и должна быть создана профессиональная и морально-психологическая атмосфера понимания, одобрения, поддержки, поощрения и даже обязанности выполнения сотрудниками педагогической функции, педагогических воздействий и проявления педагогической чуткости. Она характеризуется наличием общего понимания работниками необходимости и возможности учета педагогических аспектов профессиональной деятельности, пониманием этого не как «дополнительной нагрузки», а как дела, укрепляющего авторитет самого работника и организацию, повышающего успешность ее деятельности, формирующего имидж, способствующего росту самоуважения, личностному развитию, укреплению чувства гражданственности и профессиональному росту. Решающая роль во всем этом принадлежит руководителю организации. Если он сам в работе с персоналом:
• проявляет культурность, уважительность, тактичность, внимание к повышению его профессионализма;
• предъявляет требования к среднему и младшему начальствующему составу со своей стороны поступать также;
• в выступлениях, при разборах и подведении итогов, в индивидуальных разговорах затрагивает вопросы воспитания, обучения, образования и развития, имиджа организации, должного обращения с посетителями, клиентами;
• организует в соответствии с требованиями деятельности необходимые занятия по педагогике;
• осуждает отрицательные факты и принимает меры к их не повторению, а также ставит в пример и поощряет положительно отличившихся, — то большинство сотрудников займут позицию субъекта педагогической работы и постараются выполнять ее качественно.
Заместитель директора (управляющего, начальника, командира) по работе с персоналом должен быть инициатором развития такой работы. Хорошо, когда в организации или кадровой службе есть сотрудник, обладающий педагогическим образованием, которому можно поручить курирование этого направления работы, проведение консультаций и занятий. Возможно обращение за помощью в консалтинговые педагогические фирмы, а также к преподавателям педагогики вузов, расположенных неподалеку.
Вопросы и задания для самопроверки, упражнений и размышлений
1. Кто называется субъектом педагогической работы и кто фактически является им?
2. Какие требования предъявляются к субъекту педагогической работы?
3. Обоснуйте, почему руководитель выступает как субъект педагогической работы.
4. Дайте характеристику педагогического профессионализма.
5. Что понимается под педагогической культурой?
6. Какие виды педагогической подготовленности вам известны?
7. Расскажите о педагогической подготовленности различных категорий специалистов с высшим образованием.
8. Что представляет собой культура педагогического коллектива?
Библиографический список
Елканов СБ. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986.
Есарееа З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. - Л., 1974.
Лазукин А.Д. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателей образовательных учреждений МВД России: опыт, проблемы, перспективы. — М., 2001.
Мудрик А.З. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1985.
Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1995.
Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: В 2 кн. — М., 2001.
Трубочкш В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
Часть II
ОСНОВЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ
ПЕДАГОГИКИ
Глава 7
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|