Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9: Финансово-кредитная система Великобритании





Финансовая система Великобритании, как и других развитых зарубежных стран представлена следующими звеньями:

- государственный (центральный) бюджет;

- система местных финансов;

- специальные правительственные фонды;

- финансы государственных предприятий;

- финансы частных предприятий, корпораций, монополий.

Ведущим звеном государственных финансов Великобритании выступает государственный (центральный) бюджет, который по своему материальному содержанию является главным централизованным фондом денежных средств государства. Правительство Великобритании ежегодно концентрирует через бюджет огромные финансовые средства свыше 150 млрд. ф. ст. Через государственный бюджет Англии перераспределятся свыше 40% национального дохода.

В Великобритании государственный бюджет состоит из двух частей: так называемого обычного бюджета и национального фонда займов.

Обычный бюджет охватывает финансирование текущих затрат государства. Его расходы подразделяются на ежегодно утверждаемые парламентом и консолидированный фонд постоянных затрат. К первым относятся затраты на оборону, экономические и социальные цели, на управление, субсидии местным органам власти, помощь развивающимся странам. Большой удельный вес в центральном бюджете Англии занимают расходы на социальные мероприятия – около 40%.



Ко вторым принадлежат расходы консолидированного фонда постоянных затрат, которые не рассматриваются парламентом. Это выплаты по государственному долгу (они передаются в фонд займов и выплачиваются из него), взносы в бюджет и другие фонды ЕЭС, платежи по “цивильному листу”, которые включают содержание королевского двора.

Подавляющая часть (свыше 90%) обычного бюджета составляют налоги. Удельный вес прямых и косвенных налогов примерно равный. Характерной чертой обычных бюджетов является их дефицитность. В 1997 году Великобритания имела дефицит бюджета размере 5,3% к ВВП.

Национальный фонд займов представляет собой бюджет капиталовложений. Из него осуществляются платежи по государственному долгу, долгосрочные кредиты на капиталовложения государственным предприятиям и местным органам власти. Доходы национального фонда займов поступают в форме процентов по долгосрочным кредитам, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии, а также средств, поступающих из обычного бюджета при образовании положительного сальдо. Дефицит в обычном бюджете покрывается ссудой из национального фонда займов. На эту сумму правительство увеличивает государственный долг и выпускает государственные займы.



На долю местных финансов в Великобритании приходится более 30% финансовых ресурсов государства. В Великобритании местные финансы состоят из следующих звеньев:

- финансы бюджетов графств;

- финансы бюджетов округов;

- финансы бюджетов городов;

- финансы специальных фондов местного значения;

- финансы предприятий, находящихся в собственности местных органов управления.

Главное звено местных финансов Англии – местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти. Доля местных бюджетов Великобритании в перераспределении НД свыше 18%.

В современных условиях местные органы власти Великобритании, впрочем, как и других промышленно развитых стран, призваны обеспечивать комплексное развитие территорий, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии регионов.

Доходы местных бюджетов Англии формируются в основном за счёт местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов.

Налоги являются главным источником доходов местных бюджетов. Ставки по местным налогам в Великобритании устанавливаются, как правило, местными органами власти. В Англии налоги, поступающие в местный бюджет не многочисленны и составляют примерно 1/10 от общегосударственных налоговых поступлений. Долгое время в Великобритании действовал всего один местный налог, дававший 1/3 всех поступлений местных бюджетов.



В доходах местных бюджетов Англии преобладают прямые налоги, в то время как местное косвенное налогообложение, по существу, отсутствует.

К неналоговым доходам в Великобритании относят доходы от собственности управляемой местными органами власти, доходы от пользования местным транспортом, дорогами, водой, газом, электроэнергией и др. Поступления от этих доходов составляют около 7%.

Хроническая дефицитность местных бюджетов и необходимость финансировать экономические и социальные программы обусловили появление новых видов субсидий и увеличение роста их объёмов. В Великобритании применяется около 50 видов субсидий.

Местные органы власти расходуют поступающие в их распоряжение средства в соответствии с возложенными на них функциями. Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру:местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ, больниц и прочих социальных учреждений. Из местных бюджетов финансируются различные типы школ, дающих как начальное, так и среднее образование. Местные органы власти финансируют и культурно-просветительные учреждения. В настоящее время в Великобритании расходы на школьное и профессиональное образование превышают 40% затрат.

Государственные предприятия в Великобритании занимают важные позиции в экономике. В Великобритании в государственной собственности находится более 20% промышленности. Государственными предприятиями явля­ются многие военные заводы, предприятия атомной промыш­ленности, угольная, электроэнергетическая, сталелитейная, судостроительная, аэрокосмическая промышленность, а также железнодорожный транспорт, заграничные авиалинии, почта, те­леграф, телефон, радио, центральный эмиссионный Банк Англии и некоторые другие. Интенсивное развитие государственных предприятий после второй мировой войны связано с национа­лизацией ряда отраслей промышленности и Банка Англии, про­веденной в 1946—1948 гг., а также созданием за счет государ­ственных средств атомной промышленности. В 1967 г. были огосударствлены 14 наиболее крупных сталелитейных компаний и создана Британская стальная корпорация.

В итоге второй волны национализации (1971—1977 гг.) в государственную собственность перешли судостроительная и авиа-ракетно-космическая отрасли, а также созданная а 1976 г. Бри­танская национальная нефтяная корпорация. Кроме того, ряд монополий автомобильной, авиамоторной, станкостроительной, электронной и других наукоемких отраслей обрабатывающей промышленности был передан под контроль Национального уп­равления предприятиями, созданного в 1975 г.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в мае 1979 г. исходя из доктрины порочности всякого вмешательства государства в экономику, взяло курс на приватизацию наибо­лее рентабельных государственных предприятий. Оно ограни­чило деятельность Национального управления предприятиями и перевело в разряд акционерных смешанных обществ такие прибыльные корпорации, как «Бритиш Аэроспейс», «Бритойл» и др. В течение 80-х годов были частично или полностью дена­ционализированы Британская национальная нефтяная корпо­рация, Британское управление транспортных доков, «Бритиш телеком», Национальная корпорация грузовых перевозок, «Бри­тиш гэз» и др. Средства, вырученные от их продажи, были на­правлены на покрытие бюджетного дефицита.

В финансовой системе Великобритании спе­циальные фонды занимают важное место. Объем концентрируе­мых в них средств значителен. В Англии за счёт средств специальных фондов финансируется около 1/3 государственных расходов. На специальные фонды прежде всего возлагаются такие функций, как экономическая и социальная. За счет средств фон­дов государство вмешивается в процесс производства, предо­ставляет субсидии, кредиты национальным предприятиям, а также внешние займы развивающимся странам и оказывает социальные услуги населению.

Специальные фонды, как правило, имеют целевой характер. Однако в некоторых фондах вид расхода не всегда точно определен. Так, в Великобритании существует фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств, чтобы поддержи­вать равновесие во всех фондах.

В условиях НТП широкое распространение получили научно-исследовательские фонды. В Великобритании фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависим от государственного бюджета. Его средства формируются за счёт доходов от продажи лицензий на право пользования патентов (около 40%) и внедрения изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии.

К числу социальных фондов в Англии относятся Фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий.

Широкое распространение получают фонды имущественного и личного страхования. Их них возмещается застрахованному или третьему лицу страховая сумма установленного размера (страховое возмещение) при наступлении страхового случая. К специальному фонду, выполняющему эти функции в Англии относится фонд ДГЭК.

Значительная роль в финансовой системе Великобритании принадлежит финансам частных предприятий и корпораций. Как и в других развитых странах Западной Европы в Великобритании финансы крупнейших корпораций во многом определяют общую финансовую ситуацию в стране.

Управление финансами представляет собой действия государства, связанные с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства.

В Великобритании управлением финансами занимается ряд органов. Основным является казначейство, которое ведает вопросами разработки, составления и исполнения госбюджета, налоговой политики, финансово-экономического прогнозирования, международных финансовых отношений и др. На казначейство возложен также контроль за расходованием финансовых средств госпредприятиями.

В управлении государственными финансами участвуют также такие ведомства, как управление таможенных пошлин и акцизов и управление внутренних доходов. Первое - ведает вопросами, относящимися к акцизам и таможенным сборам, следит за исполнением законодательства в этой области, в частности, запрет или ограничения на ввоз и вывоз определенных групп товаров. Управление внутренних доходов осуществляет контроль за выполнением законодательства, регулирующего взимание прямых налогов.

Управлением госдолгом занимается Банк Англии. Он осуществляет выпуск займов, погашение капитальной суммы займов, операции по текущей задолженности. Некоторая деятельность, затрагивающая финансовые аспекты, осуществляется также другими министерствами. Так, на министерство жилищного строительства возложена ответственность за финансирование программы жилищного и промышленного строительства; министерство планирования и местных властей отвечает за финансы местных органов власти.

Страна, расположенная на Британских островах у северо-западных берегов континентальной Европы, традиционно называется (по имени крупнейшего острова) Великобританией, а по названию ее основной исторической части – Англией. Официально же она именуется Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

Несмотря на свое название, Соединенное Королевство не федерация, а унитарное государство – парламентская монархия. Единой писаной конституции как основного закона страна не имеет. Номинально верховная власть в стране принадлежит монарху (королю или королеве). Фактически же монарх царствует, но не управляет. Высший законодательный орган – парламент, в который входят королева, палата общин и палата лордов. Палата общин – общенациональное представительное собрание, избираемое не реже одного раза в 5 лет, а палата лордов состоит из наследственных пэров, принцев королевской крови, высших духовных и судебных сановников и лиц, которым соответствующий титул был пожалован пожизненно монархом, часто по рекомендации премьер-министра. Финансовые законопроекты становятся законами после прохождения палаты общин и подписания королевой. Исполнительная власть осуществляется правительством во главе с премьер-министром.

По введенному в Великобритании в середине 1970-х гг. новому административно-территориальному делению на территории Англии и Уэльса были созданы 53 крупных графства (а внутри них 369 округов), из которых в особую категорию выделены 6 наиболее густонаселенных, получивших название "графств-метрополий". В отдельную административно-территориальную единицу выделен Большой Лондон, который в свою очередь разделен на 32 городских района. Девять областей Шотландии делятся на 53 округа, а в Северной Ирландии – 26.

Бюджетная систем Великобритании сформировалась в прямой зависимости от государственного устройства и включает следующие звенья:

1. центральный бюджет;

2. местные бюджеты (бюджеты графств, округов, городов).

В конце 19 в. в Англии была осуществлена первая попытка формирования единой общей сметы доходов и расходов, которая получила название бюджет (от англ. budget – сумка казначея, мешок с деньгами).

На сегодняшний день госбюджет – это основной финансовый план государства. Определяющий его доходы и расходы, движение основной части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год).

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимы для выполнения его функций.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций.

Главным источником формирования доходной части государственного бюджета Великобритании являются налоги.

Современная налоговая система Англии состоит из пяти основных крупных групп налогов:

· прямые налоги на доходы (подоходный налог, налог на капитал, налог на наследство);

· косвенные налоги (наи­большим из них является налог на добавленную стоимость);

· мест­ные налоги (самый значимый из них - налог на недвижимость);

· налоги на деловую активность;

· прочие налоги.

Интересным является соотношение между ними. В последние годы их структура в доходах бюджета была следующей: прямые налоги - 45,9% поступлений, косвенные - 31,4%, местные -9,6%, налоги на деловую активность - 7,4%, прочие - 5,7%.

Основным прямым налогом был подоходный налог. В Англии при исчислении подоходного налога используется шедулярная система. Доход делится на части (шедулы, графики) в зависимости от источника. Каждая часть облагается в особом поряд­ке. Действуют 5 шедул (графиков), которые еще имеют и внут­реннюю градацию:

• шедула А - доходы от имущества, например квартплата за сдаваемые внаем дома (квартиры);

• шедула С - доходы, получаемые от дивидендов по государ­ственным облигациям;

• шедула Д - основной, который разделен на:

· доходы, полу­чаемые от торговли или деловых операций (бизнеса) (прибыль владельца магазина); доходы, полученные в результате предос­тавления профессиональных услуг (доходы врача или адвоката);

· полученные проценты и алименты, подлежащие налогообложе­нию; доходы от ценных бумаг, находящихся за рубежом; все до­ходы, не включенные ни в одну из упомянутых частей (например, гонорар);

• шедула Е - 3 группы доходов:

· из разных ведомств и разных должностей;

· от пенсий, выплачиваемых компаниями;

· пособий, выплачиваемых органами социального страхования и подлежащих налогообложению;

• график Р - дивиденды и другие выплаты, осуществляе­мые компаниями Великобритании.

Подоходный налог удерживается с облагаемого дохода, пред­ставляющего собой годовой доход за вычетом разрешенных зако­ном скидок и льгот. При этом он подразделяется на заработанный и инвестиционный (незаработанный). Подоходный налог с заработ­ной платы удерживается у источника, при этом нет необходимос­ти заполнять налоговую декларацию лицам наемного труда, жи­вущим на доход только от заработной платы. В остальных случаях налогообложение доходов производится на основе декларации, предъявленной в установленные сроки.

Действуют три ставки подоходного налога (в зависимости от уровня годового дохода): 20, 25 и 40%. Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась: с 52 до 33%.

Налог на прирост капитала взимается при реализации опре­деленных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сер­тификаты и облигации и др.). Целью налога является ограничение размеров и прибыльности спекулятивных сделок.

Налогом на наследство не облагается фиксированная сумма, к остальной части применяется ставка, составляющая 40%. Суще­ствует система налоговых льгот и скидок, которые дифференци­руются от 20 до 80%.

К прямым налогам следует отнести взносы на нужды соци­ального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из четырех классов. К перво­му классу "относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые самозанятые. По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами. Четвертый класс составляют лица, уплачива­ющие взносы по второму классу, если их доход превышает опре­деленную сумму.

Главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. Он находится на втором месте после подоходного налога и формирует 17% бюдже­та страны. Базой обложения НДС выступает стоимость, добавлен­ная на каждой стадии производства и реализации товаров и услуг (т.е. разница между выручкой и стоимостью закупок у поставщи­ков). Стандартная ставка НДС в Великобритании - 17,5%.

Среди косвенных налогов на втором месте находятся акцизы. Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, топли­во, табачные изделия, транспортные средства.

К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов (конные скач­ки, собачьи бега).

Среди местных налогов основным является налог на имуще­ство. Он взимается с собственников или арендаторов недвижимого имущества. Ставка налогообло­жения устанавливается муниципалитетом исходя из потребности в финансовых ресурсах. Поэтому ставка заметно дифференциро­вана по графствам и городам.

Муниципалитет может устанавливать виды местных налогов, при этом их перечень отличается друг от друга.

Основным источником доходной части местных бюджетов Великобритании служат федеральные налоги, которые дифференцированы по отдельным графствам и городам и составляют от 70 до 90%.

Бюджетный процесс в Великобритании состоит из четырёх этапов. Составление бюджета – это один из наиболее важных этапов бюджетного процесса. В Великобритании при составлении бюджета действует метод «программного анализа и обзора», в основе которого лежит программно-целевая система. Он предусматривает анализ и альтернативный выбор наиболее перспективных вариантов программ. Программы оцениваются с нуля.

Ряд правительственных органов создан для руководства и контроля за составлением бюджета. Среди них:

- комитет по программному анализу и надзору;

- комитет пол бюджетным расходам.

Координация финансовой политики возложена на комитет по составлению обзоров госрасходов.

После одобрения высшим исполнительным органом проект поступает в законодательный орган, который рассматривает и утверждает его. В Великобритании законодательным органом является парламент. Проект бюджета поступает сначала в нижнюю палату парламента – палату общин, имеющую наиболее широкое представительство, а затем в верхнюю – палату лордов. Основная роль в бюджетном процессе принадлежит нижней палате. Права верхней палаты существенно ограничены.

Наименьшими полномочиями в бюджетной сфере наделена палата лордов. Финансовые законопроекты поступают в нее только после их принятия палатой общин и могут быть утверждены королевой через месяц после их получения верхней палатой вне зависимости от того были ли они одобрены ею.

Для рассмотрения и утверждения госбюджета, других финансовых актов каждая палата парламента специальные комитеты, действующие в течение всего срока полномочий парламента.

Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива – право законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. Члены парламента Великобритании, если они не являются членами правительства, не имеют права вносить предложения, приводящие к увеличению предусмотренных расходов и созданию новых. То же самое относится и к доходной части бюджета – установлению новых налогов или их увеличению.

Ограничение бюджетных прав парламента выражается также в том, что многие разделы бюджета, имеющие постоянный характер, вообще не рассматриваются парламентом. Сюда в Великобритании относятся расходы по цивильному листу, уплата % по госдолгу, платежи ЕС и т.д. А также в том, что законодательная власть не обсуждает бюджет как единый документ в целом, а рассматривает отдельные его разделы.

Бюджет после утверждения Парламентом поступает на подпись к монарху (королю или королеве).

В современных условиях дефицит госбюджета – превышение расходов бюджета над его доходами – превратился в характерную черту, постоянное явление госфинансов. Великобритания не является исключением. Бюджетный дефицит здесь рос на протяжении двух десятилетий с начала 60-х гг., стабилизировавшись на короткое время в конце 80-х гг., а затем вновь продолжив расти. Устойчиво высокий уровень дефицита привел к увеличению госдолга (даже без учета невыплаченных пенсий).

 

Фунт стерлингов как счет­ная денежная единица был из­вестен на Британских островах задолго до образования цент­рализованного английского го­сударства. Еще до норманнского завоевания (1066 год) среди местного населения обраща­лись серебряные пенсы, или «стерлинги». Из одного фунта сереб­ра чеканили 240 таких монет. Фунт стерлингов, кроме того, де­лился на 20 шиллингов; соответственно каждый шиллинг равнял­ся 12 пенсам. В виде монеты шиллинги стали чеканиться лишь в XIII веке. Появление их в обращении было связано с тем, что к этому времени серебряные пенсы начали терять в весе: как и в других странах, английские короли сознательно уменьшали вес монеты, увеличивая таким образом доходы казны.

Порча монет периодически приводила к расстройству денеж­ного обращения, так как более полновесные монеты изымались отдельными лицами и накапливались как сокровища, т.е. тезаврировались. Эта естественная реакция населения на обесценение де­нег впоследствии получила название «закона Грешема», по имени советника правительства по денежным вопросам при королеве Елизавете. «Лучшие деньги вытесняются худшими», — сформули­ровал он свою мысль королеве, пожелавшей укрепить денежное обращение в стране, отчеканив более полновесные монеты. Попав в руки населения, объяснял Грешем, они осядут в тайниках, а в обращении останутся малоценные монеты. Однако Елизавета воп­реки доводам своего советника издала эдикт, по которому все старые деньги должны быть сданы на переплавку и перечеканку. Нарушение каралось смертной казнью. Королевский закон ока­зался сильнее «закона Грешема». Серебряное содержание фунта стерлингов было увеличено в четыре раза и в дальнейшем остава­лось неизменным вплоть до 1816 года, когда Англия официально перешла к золотому стандарту.

В 1717 году величайшему математику, физику и астроному И.Ньютону, который был управляющим Монетным двором, было поручено установить стоимостную пропорцию между серебром и золотом. Он решил, что из одной унции золота следует чеканить 3 фунта 17 шиллингов и 10,5 пенса, исходя из того, что унция серебра по-прежнему будет весовым содержанием 5 шиллингов и 2 пенсов. Одна весовая единица золота приравнивалась к 15,2 еди­ницы серебра. Установленное Ньютоном золотое содержание фунта стерлингов (7,322382 г) оставалось неизменным до 1931 года.

Помимо звонкой монеты в обороте присутствовали кредитные орудия расчетов — коммерческие векселя и банкноты. В конце XVII века Великобритания вела бесконечные войны и правительство страны остро нуждалось в займах, дополняющих фискальные до­ходы (от порчи монет к тому времени уже отказались). Банк Анг­лии, центральный банк Великобритании, был создан в 1694 году как акционерная компания с ограниченной ответственностью, когда правительству для ведения войны с Францией понадобился крупный заём, для выдачи которого несколько лондонских куп­цов объединились в один частный акционерный банк и в качестве «благодарности» за оказанную услугу получили право приёма де­позитов, учёта векселей и эмиссии билетов на предъявителя еди­ной стоимости, соответствующей определенному весу металла. В 1697 году этот банк получил монопольное право эмиссии по Лон­дону. В течение полутора веков Банк Англии выполнял роль глав­ного банка, опираясь на королевскую хартию 1694 года, в которой были зафиксированы принципы функционирования и управ­ления им. Выпущенные банком банкноты надёжно вошли в пла­тежный оборот страны.

Война с Францией (1793—1815) потребовала от Англии ог­ромных расходов, частично покрываемых за счет ссуд Банка Анг­лии и закупки иностранного сырья. Иностранцы конвертировали банкноты в золото и вывозили его за границу. В результате уже в начале 1797 года резервы банка были исчерпаны, и он оказался на грани банкротства. Правительство не могло допустить этого, так как к тому времени Банк Англии был не только кредитором и казначеем государства, но и управителем всего государственного долга. Поэтому оно приняло закон («Рестрикционный акт»), зап­рещавший Банку Англии разменивать банкноты на золото. В итоге эмиссионная активность банка значительно возросла. В Англии впер­вые возникла инфляция, рыночная цена залога в банкнотах под­нялась на одну четверть, в той же пропорции упал обменный курс фунта стерлингов к другим валютам.

Уже в 1816 году парламент принял закон о золотом стандарте, но из-за нехватки металла лишь в мае 1821 года был восстановлен размен банкнот на золото и возобновлена чеканка монет из слит­кового металла. В 1844 году парламент страны принял закон (Акт Роберта Пиля), согласно которому за Банком Англии была зако­нодательно закреплена функция исключительного эмитента бан­кнот.

Война вызвала расстройство денежного обращения страны. После прекра­щения размена банкнот на золото (август 1914 г.) правительство стало использовать эмиссию денег для покрытия своих военных расходов. Масса денег в обращении в 1913—1918 гг. возросла с 35 млн. до 399 млн. ф. ст.; в 1920 г. она достигла 555 млн. ф. ст. В сочетании с экономическими трудностями, вызванными войной, это привело к инфляции: товарные цены за 7 лет возросли почти в 3 раза. С целью стабилизации фунта стерлингов правительство в 1920 г. взяло курс на дефляцию, проводя политику «дорогих денег». Это отвечало интересам финансовой олигархии, которая, получая большие доходы от капиталовложений за границей, была заинтересована в сохранении высокой покупательной способности фунта стерлингов. Дефляционная политика способствовала, с одной стороны, снижению цен в то время, как в Германии и Франции буше­вала инфляция, а с другой — обострению экономического кризиса 1920— 1921 гг., росту безработицы, снижению заработной платы трудящихся.

Начало реформы относится к апрелю 1925 г., когда Великобритания восстановила размен банкнот на золото по довоенному паритету, введя золотослитковый стандарт. Поддержание курса фунта стерлингов Банк Англии осуществлял с помощью высокой учетной ставки, что противо­речило интересам промышленных капиталистов, нуждающихся в «дешевых деньгах». В 1928 г. денежная реформа завершилась принятием закона о предоставлении Банку Англии права на фидуциарную эмиссию банкнот в размере 260 млн. ф. ст., а по согла­сованию с казначейством — и сверх этой суммы.

Мировой экономический кризис 1929 — 1933 гг. ослабил позиции Великобритании на внешних рынках и вызвал массовый отлив капиталов из страны. 21 сентября 1931 г. размен фунтов стерлингов на золотые слитки был прекращен и была проведена девальвация. Золотой запас Банка Англии был передан в распоряжение валютного стабилизацион­ного фонда, созданного при казначействе в 1932 г. для регули­рования курса фунта стерлингов. Великобритания активно включи­лась в «валютную войну» с США и Японией, используя в качестве метода борьбы за внешние рынки понижение курса фунта стерлин­гов.

Война оказала дезорганизующее воздействие на экономику, в том числе на денежное обращение страны. С 1939 по 1945 г. денежная масса увеличилась в 2,5 раза, цены выросли на 75%. Однако размеры инфляции в Великобритании были меньше, чем в других воевавших странах, исключая США. Сказались три фактора: высокий удельный вес налогов в финансировании военных расходов Великобритании (более 40%); существенная роль внешних источников финансиро­вания (накопление стерлинговой задолженности по отношению к колониям и доминионам наряду с американскими поставками по ленд-лизу); государственный контроль за ценами, рациониро­вание сырья, топлива, продуктов питания.

Важную роль в инфляционном процессе играют государствен­ные расходы, финансируемые за счет займов. Задолженность только центрального правительства достигла в марте 1986 г. 167,5 млрд. ф. ст., или 47% ВНП страны. Размещение государствен­ных ценных бумаг в банках способствует увеличению денежной массы.

В послевоенный период в Великобритании темпы инфляции, как правило, были выше, чем в некоторых других промышленно развитых странах.

После второй мировой войны Великобритания испытывает периодические валютные кри­зисы, которые сопровождаются падением курса фунта стерлингов.

Первая послевоенная девальвация английской валюты на 30,5% была проведена в сентябре 1949 г.; ее золотое содержание снизи­лось с 3,58 до 2,488 г чистого золота, официальный курс к дол­лару — с 4,03 до 2,80 долл. за 1 ф. ст. Этому мероприятию пред­шествовала неудачная попытка восстановить обратимость фунта стерлингов в доллары по текущим операциям в июле 1947 г. В итоге спустя 35 дней была отменена обратимость, так как валютные резервы были истощены, резко увеличился дефицит торгового баланса, доверие к 4'vnTy стерлингов было подорвано и усилилась инфляция в 1947 -- 1948 гг. Девальвация не решила валютных проблем Великобритании. В дальнейшем валютный кризис повто­рялся в 1951, 1955, 1958, 1960— 1961, 1964— 1965 гг.

В ноябре 1967 г. проведена девальвация на 14,3%: золотое содержание английской валюты снижено до 2,13 г, а курс к долла­ру — до 2,40 долл. Девальвация была дополнена кредитно-финансовыми ограничениями. Влияние этих мероприятий на платежный баланс сказалось спустя полтора года — в 1969—1971 гг. Вели­кобритания имела крупное положительное сальдо по текущим операциям. Поэтому в декабре 1971 г. при массовом пересмотре валютных курсов капиталистическими странами фунт стерлингов фактически был ревальвирован по отношению к доллару на 8,57%: центральный курс фунта стерлингов установлен в 2,60571 долл. Но стабилизация фунта стерлингов оказалась непрочной.

Кратковременный экономический подъем в 1972 г. привел к крупному дефициту во внешней торговле, бегству из страны иностранных капиталов и вылился в острейший кризис фунта стерлингов. Израсходовав в течение 2 недель более 5 млрд. долл. на поддержку его курса, английское правительство 23 июня 1972 г. ввело для своей валюты режим плавающего курса. К концу года курс фунта стерлингов понизился на 10% по сравнению с декабрем 1971 г.. к концу 1973 г. — на 17, в 1974 г. — на 18, в 1975 г. — на 27 в 1976 г. — на 40%.

С середины 1977 г. позиции фунта стерлингов относительно окрепли отчасти в связи с притоком капиталов в страну. Начавшаяся добыча Великобританией нефти в Северном море в условиях высоких цен на нефть придала фунту стерлингов на время статус «нефтевалюты», привлекательный для международных инвесторов. Приход к власти в 1979 г. консервативного правительства М. Тэтчер, избравшего монетаристские рецепты (в том числе высокие про­центные ставки) при проведении экономической политики, усилил эту тенденцию. Благодаря притоку краткосрочных иностранных капиталов курс фунта стерлингов в 1981 г. повысился до уровня 1971 г. — с 1,70 до 2,40 долл. В октябре 1979 г. впервые с 1931 г. были отменены все валютные ограничения.

Однако улучшение позиций фунта стерлингов не имело прочной основы. Отставание Великобритании по темпам экономического развития, росту производительности труда, структурным преобра­зованиям в эти годы усилилось. В 1979 — 1982 гг. страна оказалась в тисках глубокого экономического кризиса. Поэтому в 1981 г., несмотря на крупный актив платежного баланса, начался отлив капиталов из Великобритании. В результате вновь возобладала тенденция к снижению курса английской валюты, достигшая кульминации в начале 1985 г. (1 ф. ст. = 1,09 долл.). В дальнейшем фунт стерлингов несколько укрепил свои позиции по отношению к доллару (1,50— 1,60 долл.), но его позиции к другим ведущим валютам продолжали слабеть. Средневзвешенный курс фунта стерлингов в 1981 — 1986 гг. снизился более чем на 30%.

В настоящее время регулирование валютного курса осущест­вляется путем воздействия на процентные ставки (через операции Банка Англии на денежном рынке) и валютной интервенции (в ограниченных масштабах) с целью сглаживания колебаний курсов.

Промышленная революция превратила Англию в конце XVIII в. в «мастерскую мира», Лондон — в крупнейший центр мировой торговли, фунт стерлингов — в международную валюту, банкиров Сити — в международных банкиров. Накануне первой мировой войны около 80% всей мировой торговли осуществлялось в английской валюте. В дальнейшем экономическое отставание страны от своих конкурентов подорвало ее приоритет в международных валютных и кредитных отношениях.

Хотя Великобритания в 1931 г. отменила золотой стандарт, группа стран, заинтересованных в сохранении торгово-экономических отношений с Великобританией, стремилась поддерживать неизменными курсы своих валют к фунту стерлингов, использовать его в качестве международного платежного и резервного средства. На этой основе в 1931 г. по инициативе Великобритании возник стерлинговый блок. С началом второй мировой войны мно­гие участники блока ввели единообразную систему валютного контроля, которая ограничивала валютный оборот с третьими странами, но сохраняла относительную свободу в операциях в рам­ках группировки. Под давлением Великобритании они согласились участвовать в централизованном пуле иностранных валют и золота, сдавая в него валютную выручку от операций с третьими странами. В новой форме стерлинговый блок стал называться «стерлинговой зоной».

С 60-х годов стерлинговая зона вступила в стадию распада, которая выражалась в подрыве ее основных принципов.

Доля взаимной торговли стран зоны в их общем торговом обороте снизилась с 49% в 1950 г. до 20% в 1973 г.; объем расчетов в фунтах стерлингов резко сократился, что повлекло за собой отход стран от «стерлингового стандарта». В 1976 г. официальную связь с английской валютой сохраняли пять стран (Бангладеш, Гамбия, Ирландия, Сьерра-Леоне, Сейшельские Острова), а в 1980-- 1985 гг. - одна лишь Гамбия. Структурные изменения произошли в валютных резервах стран стерлинговой зоны: фунт стерлингов стал для них второстепенной резервной валютой. Наконец, кризис стерлинговой зоны проявился в отказе от единой системы валютных ограничений. В июне 1972 г. Великобритания ввела свободно колеблющийся курс своей валюты и распространил, ограничения на страны стерлинговой зоны. В ноябре 1976 г. английским банкам было запрещено кре­дитовать взаимную торговлю периферийных стран — членов зоны в фунтах стерлингов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.