Сделай Сам Свою Работу на 5

Во Франции к ним относятся многочисленные специальные счета казначейства , присоединенные бюджеты , разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.





Организационно они отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Специальные фонды можно разделить на 2 основные группы:

первую образуют фонды доходов и расходов которые включаются в бюджет (фонд экономического и социального развития Франции);

вторую составляют внебюджетные фонды, имеющие юридическую самостоятельность. Крупнейшие из них связаны с социальной сферой. Совокупность таких фондов называют социальным бюджетом Франции. Источники средств социальных специальных фондов складываются из:

- взносов предпринимателей – 60%

- взносов застрахованных – 18%

- поступления государства – 20%

- прочие доходы -2%

К социальным фондам во Франции относят: пенсионный фонд, фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству, фонд помощи семьям, национальный фонд помощи безработным. Наиболее важные специальные фонды находятся в распоряжении центрального правительства. Среди специальных фондов создаваемых местными органами власти, наибольшее значение имеют заемные фонды, средства которых используются для инвестиций, а в отдельных случаях – для покрытия кассовых разрывов в местных бюджетах. К ним относятся разнообразные фонды финансово-кредитных учреждений и социальный бюджет.



Финансы местных предприятий отделены от местных бюджетов. Обычно к относятся: предприятия обеспечивающие водоснабжение и канализацию, мастерские, типография, жилищное хозяйство.

Особую группу составляют финансы местных общественных организаций (палаты сельского хозяйства. Торгово-промышленные палаты, профессиональные объединения), а также службы, дополняющие местные органы власти (различные бухгалтерские службы).

В целом, в системе общественных финансов местные финансы занимают исключительно важное положение. Общий объем расходов местных бюджетов составляет 44,5% государственных расходов. Доля общей суммы отчислений в пользу государства – 43,9% (24,6% за счет налогов, 29.3% за счет отчислений на социальное страхование).

Франция занимает одно из первых мест среди развитых капиталистических стран по величине государственного сектора экономики, получившего развитие в послевоенные годы в результате буржуазной национализации. На него приходится около 1/10 ВНП, более четверти всех инвестиций и около 15 % всего занятого населения страны. Государственные предприятия сосредоточены в энергетике (угольной, нефтяной, газовой, энергетической промышленностях), сфере главных потребителей энергии (почти все виды транспорта), а также наиболее динамичных и новых отраслях (аэронавтики, электроники, химии). Эти предприятия, будучи юридическими лицами, имеют определенную финансовую самостоятельность, контроль со стороны парламента за ними незначительный. Они составляют автономные бюджеты или финансовые сметы. В соответствии с уставом государственные предприятия правомочны заключать контракты, отвечать по своим обязательствам, распределять прибыль, принимать решения по инвестированию.



Ресурсы государственного сектора формируются из различных источников: собственных средств 25%, безвозвратных дотаций и субсидий из госбюджета -18% , долгосрочных кредитов, внутренних и внешних займов, полученных на денежном рынке (57%).

Государственные предприятия делятся на прибыльные и убыточные. Прибыльные предприятия вносят в бюджет налог на прибыль корпораций и отчисления от прибыли.

Основная причина убыточности предприятий – политика заниженных цен и тарифов на товары и услуги предоставляемые монополиям.

Дефицит государственных предприятий покрывается безвозвратными субсидиями и дотациями, а также кредитами из бюджета и специальных фондов.

Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. Финансовыми вопросами занимаются главные управления. В их числе – генеральное управление налогов и генеральное управление пошлин и прочих поступлений; управление бюджета, осуществляющее разработку проекта центрального бюджета; управление казначейства и др.



 

Франция является унитарным государством и разделена на следующие административно-территориальные единицы: регионы, департаменты, округи, коммуны.

Распределение ответственности между уровнями территориального управления:

Государство: включение территорий в систему национального регулирования, прямое или частичное управление расположенным на территории производством общественных товаров и услуг общегосударственного значения (дороги, мосты, почта, телеграф, производство, научно-исследовательские работы).

Регион: планирование и регулирование экономического развития региона, инфраструктура связи между департаментами, дороги.

департамент: социальная помощь, инфраструктура связи между коммунами, школьный транспорт, междугородний транспорт, аэродромы, колледжи.

комунна: городская инфраструктура, начальная школа.

Бюджетная система Франции по своей структуре является довольно сложной, по сравнению с другими промышленно развитыми унитарными государствами. Она заключает в себе:

1.центральный бюджет;

2.местные бюджеты (бюджеты 95 департаментов; бюджеты, примерно, 38 тыс. коммун) ;

3.присоединённые бюджеты различных государственных организаций;

4.специальные счета казначейства.

На долю гос.бюджета приходится 47% местных бюджетов, 9 фондов социального страхования, 40% государственных предприятий и приблизительно 4% всех средств Финансовой системы. Через бюджетную систему Франции перераспределяется приблизительно 20% ВНП и 50% Национального Дохода.

Присоединенные бюджеты составляются организациями, не имеющими статуса юридического лица, но обладающими финансовой автономией. Они включаются в государственный бюджет. К числу таких организаций относятся бюджеты: почты, телеграфа, телефона, национальной типографии, монетного двора, социальных сельскохозяйтсвенных пособий; ордена Почётного легиона, ордена Освобождения.

Специальные счета казначейства открываются государственным организациям, не пользующимся правами юридических лиц и финансовой автономией и утверждаются парламентом. Средства спец. счетов проходят по двум разделам бюджета в его доходной и расходной части. Самым крупным является Фонд социального и экономического развития, который выдает кредиты от 3 до 5 лет национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.) Значительная часть счетов казначейства используется на военные цели.

Главной проблемой всегда было соотношение центра и местной власти. Сейчас сложилась система с наибольшей степенью влиятельности и самостоятельности местных финансов. Можно выделить 5 принципов построения системы местных финансов:

- четкое разделение полномочий между различными уровнями местного самоуправления;

- обеспечение полномочий необходимыми финансовыми ресурсами на базе обособленных и независимых местных финансов.

- законодательное обеспечение выделенных полномочий,

- голосование местных бюджетов.

- разделение между распорядителями и бухгалтерами,

- независимый контроль на региональном уровне.

Распорядитель – общественное лицо, в компетенцию которого входит выдача распоряжений о доходах и расходах. Таким лицом является, например: мер для коммуны, президент генерального совета для департамента. Однако он непосредственно деньгами не оперирует, а только дает инструкцию о получении или выдаче средств.

Бухгалтер – общественное лицо, уполномоченное совершать операции с фондами и ценностями общественных организаций. Такими лицами являются служащие финансовой администрации, бухгалтеры государственной казны, сборщики налогов, таможенных пошлин.Они:

- оплачивают расходы в соответствии с решениями распорядителей;

- ведут бухгалтерский учет;

- принимают на себя ответственность за решения распорядителей связанную с доходами.

Главными доходами бюджета являются налоги. Налоговая система включает прямые и косвенные налоги и взносы на социальное страхование. Косвенные налоги играют ведущую роль. В стране действуют три вида косвенных налогов (акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги). Но решающее значение принадлежит универсальному акцизу – налогу с оборота, который функционирует как НДС.

Налоги Франции делятся на 3 группы: подоходные налоги, которые взимаются с дохода в момент его получения; налоги на потребление, взимаемые, когда доход тратится; налоги на капитал, взимаемые с собственности, т.е. с овеществленного дохода.

Налоговая система Франции нацелена на обложение потребления.

НДС дополняется рядом косвенных пошлин (акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства. Другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

К числу налогов на потребление относятся и таможенные пошлины. Основной их целью является не получение дохода, а охрана внутреннего рынка. Таможенные пошлины выступают инструментом государственной экономической политики. Они должны уравнивать цены на импортные товары и аналогичные товары внутреннего рынка.

Что касается подоходных налогов Франции, то предприятия уплачивают налог с чистой прибыли. Общая ставка налогообложения 34%, но может увеличиваться до 42%. Более низкая ставка применяется для прибыли от землепользования и от вкладов в ценные бумаги. Здесь ставка от 10% до 24% .

Фискальной единицей для подоходного налога с физических лиц является семья, состоящая из двух супругов и лиц, находящихся у них на иждивении. Подоходный налог носит прогрессивный характер со ставкой от 0 до 56,8%. Не облагается налогом доход до 18140 франков, максимальная ставка применяется для дохода больше 246770 франков.

Крупные доходы Франции приносят налоги на собственность. Прогрессивная ставка от 0 до 1,5%. Причем сумма подоходного налога и налога на собственность не превышает 85% всего дохода.

Из системы местных налогов следует выделить 4 основных налога:

- земельный налог на застроенные участки;

- земельный налог на незастроенные участки;

- налог на жилье;

- профессиональный налог.

Ставки налогов устанавливаются местными органами власти, но не могут превышать законодательно установленного максимума.

Бюджетный процесс во Франции имеет 4 стадии и продолжается более 3-х лет.

Первая стадия – Составление проекта бюджета, осуществляется под контролем Министерства экономики и Финансов (МЭФ). В течении 9 месяцев каждое министерство и ведомство, руководствуясь инструкциями и контрольными цифрами составляет свою смету.

Франция использует програмно-целевой метод разработки бюджета, получивший название “рационализация выбора бюджетных решений”. Программно-целевой метод предусматривает систематическую корректировку принятых решений в соответствии с происходящими изменениями в политической, экономической, социальной и других сферах.

Проект бюджета после одобрения правительством направляется в парламент.

Вторая стадия – рассмотрение и утверждение бюджета, длится приблизительно 3 месяца. Проект бюджета рассматривается в финансовой комиссии каждой палаты. Сначала обсуждается в нижней палате (национальное собрание), после передается в верхнюю палату (сенат).

Если проект бюджета после двух совместных обсуждений обоими палатами не получил одобрение, то президент может своим указом объявить бюджет законом.

Третья стадия – исполнение бюджета, называется финансовым годом, и во Франции совпадает с календарным. Доходная часть исполняется через разветвленную сеть финансовых агентов. Исполнению расходной части бюджета предшествует процедура распределения средств.

Кассовое исполнение осуществляется через систему казначейских касс. Они имеют текущие счета в Банке Франции, производят расчетно-кассовые бюджетные операции.

Четвертая стадия – начинается после окончания бюджетного года - составление МЭФ отчета об исполнении бюджета.

В ходе бюджетного процесса осуществляется финансовый контроль. Специальным органом государственного контроля является счетная палата, на которую возложены функции предварительного, текущего и последующего контроля.

Во Франции на протяжении большей части XIX в. существовал биметаллизм. По закону 1803 г. золото и серебро подлежали свободной чеканке, а монеты из обоих металлов имели неогра­ниченную силу законного платежного средства. В денежном об­ращении Франции в одни периоды серебро вытесняло из об­ращения золото, а в другие — золото вытесняло серебро.

В 1865 г. Франция возглавила Латинский монетный союз, а в 1873 г. отменила свободную чеканку серебра, сохранив ее только за золотом. Это означало переход от биметаллизма к золотому мо­нометаллизму. Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила за­конного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

5 августа 1914 г. был издан закон, отменивший размен банк­нот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Во время войны золотые монеты ушли из обращения, а последнее было запол­нено неразменными банкнотами, переродившимися в бумаж­ные деньги. Эмиссия этих банкнот использовалась для финан­сирования военных расходов государства.

Инфляция, начавшаяся в годы Первой мировой войны, про­должалась во Франции дольше, чем в других капиталистиче­ских странах, вплоть до 1926 г.

Поворот от инфляции к стабилизации франка начался толь­ко в 1926г.Государственный бюджет был сбалансирован с помо­щью дополнительных налогов. В результате проведения дефляци­онной политики денежная масса в 1926—1927 гг. несколько сокра­тилась, а в 1928 г. была проведена денежная реформа. Франция не восстановила размена банкнот на золото по довоенному золотому паритету, а провела скрытую девальвацию: хотя банкноты под­лежали размену на золото в слитках по номиналу, золотое со­держание франка было уменьшено почти в 5 раз — с 0,290323 г до 0,05895 г чистого золота. Девальвация франка узаконила конфискацию 4/5 всех денежных сбережений.

Итогом денежной реформы 1928 г. во Франции было вве­дение золотослиткового стандарта, причем обратимость банкнот в золото была урезана: банкноты подлежали размену на зо­лотые плитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. фр., что равнялось 12,5 кг золота. Тем самым для мелких держателей банкноты были фактически неразменны.

В отличие от других западных стран, Франция во время кри­зиса 1929—1933 гг. сохранила золотослитковый стандарт.

В итоге трех девальваций 1936 — 1938 гг. франк лишился 58% того золотого содержания, которое было установлено де­нежной реформой 1928 г. Все эти девальвации существенно от­личались от девальвации 1928 г. тем, что они не сопровожда­лись восстановлением золотого стандарта и стабилизацией франка, а, напротив, означали крах золотого стандарта и про­грессирующее обесценение франка. К концу 1938 г. курс фран­ка упал более чем на 60% по сравнению с его золотым парите­том 1929 г.

После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведе­ны в декабре 1958 г. и в августе 1969 г.

Девальвация 1958 г. сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. В течение следующего десятилетия торговый и платежный балансы Фран­ции, как правило, сводились с активным сальдо, а ее золотова­лютные резервы значительно возросли: с 1050 млн. долл.

Длительное время Франция была во главе зоны франка. Эта валютная группировка сформирова­лась еще до завоевания французскими колониями независимо­сти. В зону франка кроме Франции вошли ее колониальные владения — Алжир, Марокко, Тунис, Камерун, Того и др., а также гак называемые заморские департаменты Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон). В рамках зоны франка роль валю­ты-гегемона играл французский франк, а все другие страны должны были держать свои резервы во французских франках и хранить их в Париже, причем курсы их валют по отношению к французской были фиксированы на определенном уровне, кото­рый не мог быть изменен без согласия Франции. В 1950 г. курс валют 15 африканских колоний равнялся 1 фр. КФА = 2 франц. фр. (КФА — «колони франсез д'Африк»), а курс валют тихооке­анских колоний Франции — 1 фр. КФП = 5,5 франц. фр. (КФП — «колони франсез дю Пасифик»),

Франция получала крупные выгоды от зоны франка. Она распоряжалась валютными резервами стран зоны, которые были изъяты оттуда и помещены во Франции. Установление за­вышенного курса для колониальных франков по отношению к французскому дало возможность французским компаниям по­лучать повышенные доходы от экспорта в колонии своих това­ров и капиталов.

В послевоенный период бывшие колонии Франции, добившиеся государственной самостоятельности, стали создавать собственные эмиссионные банки и свои денежные системы.

Структура денежного обращения во Франции разделяется на два основных понятия: денежная масса и ликвидные средства в экономике. Де­нежная масса — агрегат М1 — включает в себя наличные деньги т.е. банкноты и разменную монету, и записанные на счета деньги, т.е. бан­ковские деньги, которые выпускаются на базе вкладов до вос­требования в банках, бюро почтовых переводов, казначействе.

Агрегат М2 состоит из агрегата М1 и денег, созданных бан­ками и другими кредитно-финансовыми институтами на основе срочных вкладов и специальных счетов (сберегательные вкла­ды, кассовые боны, накопительные счета для жилищного строительства, боны национальной кассы сельскохозяйствен­ного кредита). Все это называется подобием денег или квази­деньгами. В свою очередь агрегат М3 вклю­чает агрегат М2 и вклады в сберегательных кассах, казначейские боны, которые, как правило, размещаются среди населения.

В структуре агрегата М1 характерно снижение удельного веса банкнот и разменной монеты при увеличении вкладов до вос­требования стабильности счетов почтовых чеков. Таким обра­зом, начиная с 60-х гг. обнаруживается тенденция к увеличе­нию безналичного оборота. Основными видами наличного обо­рота денег являются банкноты и разменные монеты, тогда как безналичный оборот представлен чеками и счетами по различ­ным видам вкладов.

Во Франции существуют национальные особенности налич­ного оборота. Разменные монеты, обслуживающие розничный оборот, чеканятся из никеля, серебра и алюминия. Их удель­ный вес в денежном обращении небольшой. Однако во Фран­ции монета является объектом частной тезаврации. Например, в годы Второй мировой войны монеты из сплавов и бронзы, имевшие золотой отблеск, были тезаврированы. В 70-х гг. 40 млн. шт. 10-франковых серебряных монет практически покинули сферу обращения в результате тезаврации. Такая же судьба по­стигла серебряные монеты достоинством в 50 фр. (вес 30 г, диаметр 4 см), выпущенных в 1974 г.

Во Франции существуют четыре источника выпуска денег: во-первых, центральный банк (Банк Франции); во-вторых, банки и некоторые кредитно-финансовые институты, создаю­щие квазиденьги; в-третьих, министерство финансов, которое, кредитуя хозяйство, выпускает деньги; в-четвертых, депозитно-сохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег.

Одновременно во Франции существуют три основных кана­ла эмиссии денег: банковское кредитование национальной экономики, которое составляет от 20 до 85 эквивалентов де­нежной массы; банковское кредитование государства (удельный вес государственных облигаций колеблется с 33 до 9% в де­нежной массе с 60-х по 90-е гг.) через банкноты, выпущен­ные под государственные облигации; эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов, которая осуществлялась в основном до 1976 г., т.е. до Ямайского ва­лютного соглашения.

По данным французского центра по изучению сбережений и собственности, чеки во Франции остаются основным и наиболее надёжным платёжным средством в стране. Ими регулярно пользуются 96% населения. В год выписывается более 4,6 млрд. чеков. Несмотря на быстрое внедрение кредитных карточек, 67% французов предпочитают чек для оплаты покупок стоимостью свыше 2000 евро. В то же время число неоплаченных чеков в связи с экономическими трудностями и мошенничеством весьма значительное (около 10 млн. в год).

Второе место в иерархии средств платежа занимает кредитная карточка. Её используют более 20 млн. французов при совершении как коммерческих, так и розничных операций. Наибольшее распространение с 70-х гг. получи­ли «голубые карточки» (около 1 млн. шт. в 90-е гг.), которые выпускаются как национализированными, так и частными коммерческими банками. Франция в целом отстает от США, Англии, ФРГ по степени безналичных расчетов, однако в по­следнее время их удельный вес растет в связи с ускорением ав­томатизации и компьютеризации банковского и биржевого де­ла, различных кредитных операций.

Специалистами Банка Франции уделяется серьёзное внимание развитию расчётной сети. В 1997 году закончены работы по наладке новой системы расчётов в режиме реального времени. Эта система вместе с защищённой нетто-системой и системой скоростной доставки составляет основу механизма обработки крупных сумм.

Как известно, Франция с 1957 г. является членом общего рын­ка, т.е. Европейского экономического сообщества, которое в 1996 г. согласно Маастрикхтским соглашениям было преобра­зовано в Европейский союз, объединивший 18 европейских стран. Поэтому Франция длительное время должна была про­являть заботу о твердости своей денежной единицы — франка и денежного обращения не только по соображениям внутрен­него экономического развития, но также и в связи с тем, что она являлась активным членом европейской интеграции.

С 1 января 2002 г. Франция распрощалась с собственной денежной единицей франком. В настоящее время денежной единицей Франции стала единая европейская валюта – евро.

Основными звеньями кредитной системы Франции являют­ся:

1) Банк Франции;

2) депозитные банки;

3) инвестиционные банки, именуемые «деловыми банками»;

4) банки среднесроч­ного и долгосрочного кредита;

5) небанковские финансово-кредитные учреждения.

Роль центрального эмиссионного банка страны играет Банк Франции («Банк де Франс»). Он был учрежден в 1800 г. в каче­стве частной акционерной компании с капиталом в 30 млн. фр., в 1803 г. получил монопольное право банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г. -— во всей Франции, поглотив и превратив в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных банков.

Первоначально Банк Франции управлялся «регентским сове­том» в составе 15 «регентов» (директоров), избиравшихся об­щим собранием из числа крупнейших акционеров. По закону 1936 г. регентский совет был заменен Генеральным советом в составе 20 директоров, из которых два избирались акционера­ми, а остальные назначались правительством и должны были представлять как государственные органы (министерство фи­нансов), так и объединения промышленников, профессиональ­ные союзы и другие организации.

После Второй мировой войны по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции был национализирован, причем его бывшие собственники получили крупную компенсацию: акции, оцененные по высокому курсу, были обменены на 3%-ные государственные облигации.

Акционерный капитал Банка Франции в сумме 250 млн. фр. це­ликом находится в руках государства. Управляющий банком и два его заместителя назначаются советом министров. Генераль­ный совет банка состоит из управляющего, его заместителей и 12 членов (советников), из которых 7 назначаются министром экономики, финансов и бюджета; 4 директорских поста занимают генеральные дирек­тора или президенты государственных кредитных институтов.

При банке имеется учетный комитет, который включает представителей крупного парижского бизнеса. В своей денеж­но-кредитной политике Банк Франции руководствуется уста­новками министерства экономики, финансов и бюджета и Национального кредитного совета — специального государственного органа для регулиро­вания кредита в стране.

В качестве единственного эмиссионного банка страны Банк Франции выпускает в обращение банкноты, причем с 1939 г. его эмиссия не ограничена какими-либо заранее установлен­ными контингентами.

Банк Франции, имеющий 211 филиалов, служит «банком бан­ков», что выражается в сосредоточении у него банковских ре­зервов и в предоставлении им кредитов банкам. Согласно дек­рету от 9 января 1967 г. введена система обязательных банков­ских резервов.

По степени развития государственного регулирования в бан­ковской сфере Франция занимает первое место.

Это выразилось, во-первых, в превращении после Второй мировой войны ряда банков в государственную собственность; подверглись национализации не только Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных банка, слившиеся впоследст­вии в три. К государственным кредитным учреждениям отно­сятся также депозитно-сохранная касса, сберегательные кассы, Французский банк внешней торговли и др.

Во-вторых, государство участвует в капитале ряда банков. Такого рода кредитные учреждения можно считать «полугосу­дарственными». Удельный вес государственного и полугосудар­ственного сектора в сводном балансе кредитных учреждений Франции составляет около 80%.

В-третьих, государственное регулирование банковского дела осуществляется как через Банк Франции, так три коллегиальных органа:

1. Нацио­нальный кредитный совет, президентом которого является ми­нистр экономики, финансов и бюджета, а вице-президентом — управляющий Банком Франции. В совет, состоящий из 46 членов, входят 8 предста­вителей различных министерств, а большинство других членов, представляющих различные отрасли хозяйства, утверждаются министром финансов. Национальный кредитный совет наделен правом контроля над кредитом и банками (определение усло­вий кредита, минимальных обязательных банковских резервов и т.д.).

2. Банковская контрольная комис­сия в составе 6 членов, являющихся главным образом предста­вителями правительственных органов.

3. Комитет по банковской регламентации, который располагает широкими полномочиями, направленными на обеспечение нормальных условий функционирования, безопасности и наблюдения за банковской системой.

Государство проводит кредитную политику, регулируя учет­ные ставки, нормы банковских резервов и т. д. Государствен­ный контроль и регулирование распределения кредитных ре­сурсов играют важную роль в осуществлении во Франции госу­дарственного программирования экономики.

В-четвертых, банки принимают активное участие в финан­сировании государства через учет казначейских векселей и по­купку государственных ценных бумаг. Здесь банковский кредит срастается с государственным бюджетом и активно содействует мобилизации средств, которые тратятся государством на оплату заказов и своих расходов.

Закон об уставе Банка Франции провозглашает принцип гласности и определяет условия, на которых Банк Франции должен отчитываться за свою деятельность перед органами государственной власти. Предусмотрено, что управляющий Банком Франции должен не реже раза в год направлять Президенту Республики и Парламенту отчёт об операциях Банка, денежно-кредитной политике и её перспективах. Кроме того, информация о счетах Банка Франции доводится до сведения Комиссий по финансам Национального собрания и Сената. Управляющий Банком Франции может заслушиваться Комиссиями по финансам обеих палат по их запросу и сам может попросить эти комиссии заслушать его.

Банк Франции совершает следующие операции:

1. ведёт счета коммерческих банков и текущий счёт казначейства Франции;

2. предоставляет кредиты государству на основании соглашений, заключённых между министром финансов и бюджета и управляющим банком Франции. Эти соглашения должны быть одобрены парламентом;

3. обслуживает частных клиентов (предприятия, ассоциации, страховые компании и компании по взаимному страхованию, пенсионные фонды). Этот сектор деятельности рентабелен, но весьма незначителен и не является доминирующим.

Второй уровень финансово-кредитной системы Французской Республики представлен коммерческими банками, специализированными кредитно-финансовыми учреждениями (ипотечные, внешнеторговые банки, страховые и финансовые компании, пенсионные фонды и др.).

Среди 2,2 тысячи кредитных учреждений Франции можно условно выделить следующие виды:

универсальные банки – около 400;

банки взаимного кредита или кооперативные банки – около 200;

сберегательные и пенсионные кассы – более 300;

учреждения муниципального кредита – более 20.

В банковской системе Франции различаются коммерческие де­позитные банки, которые специализируются в области кратко­срочных кредитных операций, и инвестиционные или деловые банки, финансирующие промышленность путем эмиссионно-учредительных операций.

Третьей разновидностью, занимающей промежуточное положе­ние между депозитными и деловыми банками, являются так назы­ваемые банки долгосрочного и среднесрочного кредита.

После Второй мировой войны в условиях давления проф­союзов и левых сил правительство Франции было вынуждено в декабре 1945 г. подвергнуть национализации 4 крупнейших де­позитных банка — «Лионский кредит», «Генеральное общест­во», Национальный банк для торговли и промышленности и Национальную учетную контору (в 1966 г. последние два банка были объединены).

Национализированные крупные депозитные банки осущест­вляют энергичную кредитную экспансию. Общая сумма их ба­лансов, вкладов и кредитов возросла в несколько раз. Они имеют около 4000 филиалов по всей стране. Национализиро­ванные банки занимают по своим масштабам и роли первые места среди всех депозитных банков (в 1972 г. на их долю при­ходилось 57% общей суммы депозитов).

Среди частных депозитных банков крупнейшими являются Парижско-Нидерландский банк, «Коммерческий кредит Фран­ции», «Промышленный и коммерческий кредит», «Банк Па­рижского Союза».

Во Франции действуют 25 деловых банков. Согласно закону от 2 декабря 1945 г. наименование «деловые» присвоено банкам, занимающимся учредительской деятельностью и долгосрочным кредитованием предприятий, в которых они участвуют.

Между депозитными и деловыми банками имеются следую­щие различия:

1) в общей сумме ресурсов деловых банков удельный вес собственных капиталов выше, чем у депозитных банков;

2) в составе депозитов деловых банков значителен удельный вес срочных вкладов, тогда как у депозитных банков подав­ляющая доля депозитов приходится на вклады до востребо­вания;

3) учетно-ссудные операции играют у депозитных банков большую роль, чем у деловых банков; удельный вес фондовых операций, напротив, у деловых банков больше, чем у депозит­ных, причем они вкладывают значительные капиталы в акции промышленных и других предприятий.

Однако специализация французских банков носит .относи­тельный характер: наблюдается все большая универсализация банков.

В 1966 г. была проведена банковская реформа, способство­вавшая дальнейшей универсализации банков. Она заключалась в следующем: 1) депозитные банки получили право приема вкладов на срок свыше 2 лет, а деловые банки — право приема вкладов до востребования; 2) предельный срок предоставляе­мых кредитов увеличен для депозитных банков с 5 до 7 лет, вместе с тем деловые банки получили право предоставлять как долгосрочные, так и краткосрочные кредиты; 3) расширено право участия депозитных банков в торгово-промышленных предприятиях до 20% их капитала или до 100% собственного капитала банка.

Банки среднесрочного и долгосрочного кредита занимают про­межуточное положение между депозитными и деловыми. Их особенности заключаются в том, что по закону они могут при­нимать депозиты только сроком не менее 2 лет и предоставлять кредиты тоже на срок не менее 2 лет. Их численность и удель­ный вес в банковской системе страны невелики.

Особенность банковской системы Франции заключается в том, что в ней длительное время существовали так называемые колониальные банки. Они стали возникать во Франции еще в XIX в., но получили большое развитие в начале XX в. В 1904 г. насчитывалось 20 колониальных банков со 136 отделениями, а в 1950 г. — уже около 40 с 708 отделениями.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.