Тема 1. Финансовые системы зарубежных стран
Финансы –категория не только экономическая,но и историческая.Исторически образование финансов связано с развитием товарно-денежных отношений и усилением роли государства. Развитие товарно-денежных отношений обусловило переход от простой или случайной формы стоимости к денежной, а также от взимания налогов в натуральной форме к взиманию налогов в денежной. Следствием усиления роли государства явилось его более активное вмешательство в жизнь общества, что потребовало отделения государственной казны от собственности монарха, а также расширения и дополнительной структуризации ее доходных и расходных статей. В этот период (XVI – XVII вв.) появляется термин «финансы».
Термин «финансы» имеет латинское происхождение: «financia» означает «платеж, срок платежа». Он получил распространение в торговых городах Италии в эпоху Позднего Средневековья, в дальнейшем вошел в другие языки и стал использоваться для обозначения совокупности денежных отношений между государством и населением по поводу образования денежных ресурсов государства. С развитием капиталистических отношений сфера применения понятия расширилась, понятие финансов стало включать в себя отношения, связанные с формированием денежных фондов предприятий и домохозяйств.
Финансы отражают совокупность отношений по поводу формирования, распределения и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта, необходимых для осуществления государственных функций и обеспечения расширенного воспроизводства (на уровне предприятий и экономики в целом).
Основные признаки финансовых отношений:
· финансы – прежде всего, денежные отношения между субъектами;
· субъекты финансовых отношений неравнозначны, а отношения неэквивалентны (государство и индивид);
· в процессе этих отношений формируются целевые фонды денеж-ных средств;
· мобилизация денежных средств осуществляется на императивной, принудительной основе.
Значение финансов состоит в том,что они в значительной мере обеспечивают расширенное воспроизводство ресурсов: производственных, природных, людских.
В вопросе о функциях финансов экономистами не выработано единого мнения, однако большинство сходится на том, что финансам присущи две основные функции – распределительная и контрольная.
Распределительная функция связана с тем,что в процессе формирования и использования общегосударственных и децентрализованных фондов денежных средств, происходит распределение и перераспределение национального дохода между субъектами-классами, социальными группами, индивидами; определяется структура общественного продукта, соотношение между фондами возмещения, потребления, накопления.
Контрольная функция заключается в том,что финансы создаютпредпосылки для государственного контроля над значительной частью ВВП, позволяют с помощью бюджета, налогов, субсидий контролировать воспроизводственные процессы на микро- и макроуровнях.
Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Сбалансированная финансовая система должна обеспечивать оптимальное распределение и перераспределение финансовых ресурсов между своими субъектами, причем эта цель должна достигаться с минимальными потерями.
Финансовые системы различных стран имеют различия, что обусловлено:
· различными формами государственного и политического устройства;
· спецификой развития экономики;
· сложившейся отраслевой структурой;
· масштабами экономики;
· прочими факторами.
Выделяют две сферы финансовой системы:
· централизованные финансы;
· децентрализованные финансы.
Сфера централизованных финансов представляет собой общегосударственные финансы и имеет своим функциональным назначением распределение и перераспределение общественного продукта и национального дохода в масштабах всего народного хозяйства.
Материальным воплощением общегосударственных финансов являются централизованные фонды денежных средств, которые используются для удовлетворения общегосударственных потребностей. Выделяют четыре основные составляющие централизованных финансов:
· государственный бюджет,
· внебюджетные фонды,
· фонды государственного страхования,
· государственный кредит.
Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет –крупнейший централизованный денежный фонд,находящийся
в распоряжении правительства. Посредством бюджета развитые зарубежные страны концентрируют в своих руках и перераспределяют от 30 до 50 % национального дохода страны. В нем сосредоточены крупнейшие доходы и наиболее важные общегосударственные расходы. В нем увязаны основные финансовые институты – налоги, внутренние займы, расходы.
Государственный бюджет выступает координирующим центром финансовой системы государства, при необходимости оказывает финансовую поддержку (в форме бюджетных субсидий, кредитов, гарантий) другим звеньям финансовой системы.
Отдельное звено финансовой системы образуют внебюджетные фонды.Они имеют определенную самостоятельность,отделены от государственного бюджета и управляются непосредственно правительством, а в отдельных случаях, и местными властями. Важнейшее место среди них занимают целевые фонды экономического, научно-исследовательского, военно-политического и прочего назначения. К ним примыкают различные государственные и полугосударственные финансово-кредитные учреждения.
Первоначально эти фонды предназначались для финансирования отдельных целевых мероприятий, впоследствии же приобрели значение резерва, к которому прибегают правительства в случае финансовых трудностей. Наличие этих фондов повышения маневренность финансовой системы. В их увеличении заинтересовано правительство, поскольку их использование относительно неподконтрольно законодательной власти.
Следующим звеном финансовой системы являются фонды государственного страхования. Под государственным страхованием понимаютотношения, связанные с созданием резервных фондов для защиты субъектов хозяйствования, организаций и граждан от различного вида рисков.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводуаккумуляции государством денежных средств на началах возвратности, срочности и платности для финансирования государственных расходов. Основные формы государственного кредита:
· продажа на фондовом рынке облигаций и казначейских обязательств;
· денежная или кредитная эмиссия.
Децентрализованные финансы или финансы предприятий – это совокупность денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Финансы предприятий – это исходное звено финансовой системы любой страны, оно является основой общегосударственных финансов, потому что именно на предприятиях создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования любых денежных фондов.
Управление государственными финансами охватывает деятельность государства по проведению общей финансовой политики, координации финансовых ресурсов, разработки финансового законодательства. Сюда же относится деятельность по составлению и исполнению бюджета, сбору налогов, выпуску займов, управлению государственным долгом. В развитых зарубежных странах ряд важнейших вопросов финансовой политики регулируется парламентами. Они осуществляют финансовое законодательство, утверждают государственный бюджет и отчет о его исполнении, вводят новые налоги и изменяют их ставки, утверждают предельный размер государственного долга и др. Несмотря на значительную роль в решении финансовых вопросов, полномочия законодательных органов отдельных стран различны. Наиболее широкими правами наделен Конгресс США, по сравнению с ним полномочия парламентов других стран выглядят ограниченными.
Оперативное управление государственными финансами в развитых зарубежных странах, как правило, осуществляется несколькими государственными органами. В США этим занимаются Министерство финансов (казначейство) и Административно-бюджетное управление при президенте. К функциям казначейства относится разработка финансовой и налоговой политики, контроль за исполнением финансового законодательства, деятельность в качестве финансового агента правительства, эмиссия денежных знаков и чеканка монеты, сбор внутренних доходов, вопросы внутренних займов и управление государственным долгом. Важнейшим подразделением Министерства финансов является служба внутренних доходов, а также таможенная служба и бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В их компетенцию входят сбор доходов, обслуживание налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства. Административно-бюджетное управление составляет проект бюджета и разрабатывает финансовые программы, организует оперативный контроль за управлением бюджета в общефедеральном масштабе. Оно сосредоточило в своих руках ряд ключевых административных функций, которые превратили его в одно из наиболее влиятельных ведомств в системе исполнительной власти.
В Великобритании управление финансами возложено на казначейство, которое занимается вопросами разработки, составления и исполнения государственного бюджета, налоговой политики; осуществляет финансово-экономическое прогнозирование, контроль за финансами государственными предприятиями и др. Управлением государственным долгом занимается Банк Англии, осуществляющий выпуск займов, погашение капитальных сумм и выплату процентов. Отдельные функции управления финансами возложены на другие министерства. Так, Министерство жилищного строительства осуществляет управление финансовыми ресурсами, выделенными на реализацию программ жилищного и капитального строительства.
В ФРГ управление финансами в основном осуществляет федеральное Министерство финансов, которое разрабатывает основные направления финансовой, налоговой, валютной и кредитной политики, составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета и контролирует его исполнение, распределяет финансовые ресурсы между звеньями бюджетной системы. Помимо Министерства финансов в управлении финансам участвует ряд подчиненных ему ведомств. Федеральное ведомство по финансам занимается налоговой проверкой предприятий, налогообложением иностранных капиталовложений, проблемами устранения двойного налогообложения. Федеральное управление государственным долгом занимается операциями по выпуску и погашению займов, финансированием бюджетного дефицита.
Различают стратегическое, или общее, управление финансами и оперативное. В качестве отдельных стадий управления финансами выделяют планирование и контроль.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. Именно финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету и анализу, контролю, регулированию, составлению и исполнению финансовых планов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|