График работы над проектом федерального бюджета США
Период между первым понедельником января и первым понедельником февраля
| Президент представляет в конгресс проект бюджета, включая предварительный доклад по вопросу о секвестировании
| Шесть недель спустя
| Комитеты конгресса сообщают оценки бюджетных параметров бюджетным комитетам общих палат .
| 15 апреля
| Завершение работ над бюджетной резолюцией конгресса .
| 15 мая
| Может начинаться рассмотрение в палате представителей законов о ежегодных ассигнованиях.
| 15 июня
| Завершение работы по согласованию бюджетных параметров.
| 30 июня
| Завершение работы палаты представителей над законами об ассигнованиях.
| 15 июля
| Президент представляет промежуточный обзор о состоянии бюджета.
| 20 августа
| АБУ представляет промежуточный доклад по вопросу о секвестировании.
| 1 октября
| Начинается финансовый год.
| Через 15 дней после завершения сессии конгресса
| АБУ выпускает завершающий доклад по вопросу о секвестировании, и президент издает в случае необходимости указ о проведении секвестирования.
|
После утверждения федерального бюджета конгрессом начинается его исполнение: министерства и ведомства федерального правительства исполняют расходную, а министерство финансов – доходную часть. Важную роль в кассовом исполнении федерального бюджета выполняют федеральные резервные банки и банки – члены федеральной резервной системы. В основе кассового исполнения бюджета лежит принцип единства кассы. Это означает, что все собранные на территории США доходы поступают на счет министерства финансов в банки ФРС. Это позволяет министерству финансов контролировать поступления средств, предотвращать кассовые разрывы.
Контроль за исполнением бюджета возложен на управление по вопросам администрации и бюджета и на министерство финансов. Широкими правами в области текущего и последующего контроля располагает Главное контрольное управление, непосредственно подотчетное конгрессу США.
Альфой и омегой внутренней политики США в последние 15 лет стал федеральный бюджет и также проблемы, связанные с ним, как бюджетный дефицит и государственный долг.
В настоящее время США располагают следующей структурой денежного обращения, которую определяют три основных эмитента денег. Это министерство финансов (казначейство), центральный банк (ФРС) и коммерческие банки.
Министерство финансов США выпускает мелкокупюрные (казначейские денежные) билеты от 1 до 10 долл., серебряные монеты и разменные, так называемые неполноценные монеты, изготовленные из обычных металлов (никеля, меди). До последнего времени эмиссия казначейских денег составляла 11% налично-денежной массы. При этом большая часть приходится на монеты.
ФРС в лице федеральных резервных банков выпускает банкноты, которыеявляются главным средством налично-денежного оборота страны. Коммерческие банки эмитируют в основном векселя, чеки,кредитные карточки,электронные деньги, которые совместнообразуют так называемые безналичные деньги. Они составлялив 1980 г. 70% денежной массы и представлены текущими счетами и различными депозитами. При этом 90% всех платежей США производится путем безналичных расчетов. При этом необходимо отметить, что чем выше уровень безналичных расчетов и доля безналичных денег в денежной массе, тем ниже вероятность инфляционных вспышек.
Следует отметить, что удельный вес наличных денег в XX в. снизился, особенно по сравнению с XIX в.
Важной основой безналичных расчетов в США являются депозиты до востребования как вторичный элемент денежной массы (М). Средства, которые концентрируются на этих счета, принадлежат в основном крупным корпорациям и состоятельным слоям населения. Официальная американская статистика такие счета трактует как “частные лица, товарищества и корпорации” (ЧТК). 53% общей суммы таких депозитов принадлежит нефинансовым корпорациям, 8,4% -— кредитно-финансовым институтам, 32,6% — физическим лицам и около 6% — иностранным владельцам. Таким образом, у корпораций и кредитно-финансовых институтов сконцентрированы крупные вклады, а по их счетам проходит основная часть безналичного оборота. Главным инструментом безналичного обращения денег является чек. В США чековое обращение получило наибольшее развитие по сравнению с другими западными странами. Чеки обслуживают, как правило, не только крупные финансовые и торговые операции, но и мелкий оборот.
Другими формами безналичных расчетов являются автоматизированные методы расчетов и использование ЭВМ посредством кредитных карточек, а также система предуведомленных платежей. Кредитные карточки дают возможность производить расчеты за потребительские товары без использования наличных денег и чеков, одновременно являясь инструментом краткосрочного кредита. Кредитные карточки получили в США широкое развитие начиная с 60-х гг. В сферу обращения кредитных карточек вовлечено большое количество торговых предприятий, компаний бытового обслуживания, банков и других кредитно-финансовых институтов, миллионы физических лиц
Следующей формой безналичных расчетов, которая активно внедряется в США, является система предуведомленных платежей. Сущность ее состоит в том, что банк автоматически зачисляет на текущий счет клиента или, наоборот, списывает с его счета суммы по заранее заключенному договору, не требуя одобрения клиентуры в каждом конкретном случае. Такие списания производятся по коммунальным расходам, квартирной плате, страховым взносам, платежам по закладным. Среди поступлений — заработная плата, пенсии, рентные платежи. Это форма получила развитие в основном в 70-х гг. в связи с переходом банковских операций на электронную базу.
Большое влияние на технику платежно-расчетных отношений оказала научно-техническая революция, которая позволила применить электронное оборудование для передачи информации о платежах на большие расстояния, переработки ее и записи в памяти ЭВМ. Впервые схему автоматизированной системы учета и расчетов на базе ЭВМ разработал в начале 50-х гг. по заданию “Бэнк оf Америка”, озабоченного ростом платежно-расчетных операций, Стенфордский исследовательский институт (Калифорния). В дальнейшем компьютеризация развивалась довольно быстрыми темпами. В США были созданы целые электронные комплексы для обработки чеков и других бидо! денежной и платежной документации.
Широкое внедрение безналичных расчетов на базе автоматизированных и электронных систем позволило США создал несколько электронных расчетных центров. В результате появилась возможность осуществлять в безналичной форме перечисление заработной платы пенсий и других социальных выплат, оплаты счетов за коммунальные услуги и некоторые другие виды доходов.
Основную функцию по регулированию денежной системы выполняет центральный банк США (ФРС) совместно с министерством финансов.
Главным направлением деятельности ФРС в этой области является поддержание стабильности денежной системы, включая все ее основные элементы: денежное обращение, сбалансированное соотношение между наличным и безналичным оборотом, денежная эмиссия, масштаб цен. Это регулирование тесно переплетается с кредитной политикой ФРС и бюджетно-налоговой политикой министерства финансов. С конца 70-х гг. основной заботой ФРС является поддержание низкой инфляции, стабильности и денежного обращения в стране, укрепление позиции доллара как резервной валюты. С конца 60-х гг. в связи с усилением инфляционных процессов ФРС установил более жесткий контроль за динамикой денежной массы. С 1972 г. центральный банк определяет почти ежемесячно допустимые границы изменения величины денежной массы и банковских резервов. Однако даже с помощью этих методов банку не всегда удается нейтрализовать влияние конъюнктурных факторов и обеспечить предусмотренные темпы увеличения денежной массы.
Резкие колебания рыночных процентных ставок вынуждали ФРС не только прибегать к контролю над рынком ссудных капиталов, но ослаблять влияние на различные агрегаты, которые использовались как основные инструменты денежно-кредитной политики. С середины 70-х до начала 80-х гг. ФРС неоднократно признавала невозможность обеспечить плавное увеличение денежной массы при низкой эффективности денежно-кредитных мер в условиях сочетания инфляции, кризиса и хронического дефицита государственного бюджета.
С 1975 г. ФРС по требованию Конгресса США ежегодно обязан определять допустимые пределы роста денежных агрегатов и ряда процентных ставок.
С 1981 г. начинает проводиться более жесткое регулирование денежного обращения путем ограничения денежной массы и повышения процентных ставок. В последующем это способствовало снижению темпов инфляции и укреплению престижа доллара путем повышения его курса по отношению к валютам других западных стран. Все эти мероприятия США нанесли определенный финансово-экономический ущерб странам Западной Европы и Японии из-за бегства оттуда горячих денег и падения курса их валют.
В настоящее время кредитная система США состоит из следующих основных элементов:
1. Федеральной резервной системы;
2. банковского сектора:
*коммерческих банков;
• инвестиционных банков;
• сберегательных банков;
• ссудно-сберегательных ассоциаций;
• почтовых сберегательных касс;
3. Специализированных финансово-кредитных институтов:
• финансовых компаний;
• кредитных кооперативов;
• страховых компаний;
• пенсионных фондов;
• фондов социального страхования;
• обществ взаимного кредита;
• институтов страхования депозитов и т.д.
Функции центрального банка выполняет Федеральная резервная система (ФРС), основанная в 1913г. В ФРС входят 12 федеральных резервных банков, являющихся центральными для округов, на территории которых они расположены. Помимо этого, членами ФРС являются около 6 тысяч коммерческих банков, на долю которых приходится свыше 70° о всех депозитов. Банки-члены ФРС - это наиболее крупные частные коммерческие банки. Они являются акционерами и одновременно клиентами ФРС и получают на свой акционерный капитал 6%-й дивиденд.
В своей функции «банка банков» ФРС осуществляет всестороннее обслуживание банков-членов ФРС.
Ресурсы федеральных резервных банков образуются за счет:
1) эмиссии банкнот—федеральных резервных билетов; 2) приема депозитов, главным образом от банков-членов и от казначейства. Незначительная часть средств федеральных резервных банков состоит из их собственных капиталов (оплаченного и добавочного).
ФРС независима в финансовом отношении. Независимость ФРС выражается и в том, что Президент США не имеет права отдать ФРС какой-либо приказ или сместить ее управляющих.
По своей структуре ФРС представляет собой довольно сложный организм. Важнейшую роль в нем играют 3 основных звена:
• Совет управляющих ФРС (в Вашингтоне);
• федеральные резервные банки;
• банки-члены.
Банки, которые не являются членами системы, для пополнения кассы прибегают к услугам своих корреспондентов, банков-членов ФРС.
Необходимо отметить, что в США нет единой государственной политики регулирования банковской деятельности.,
С точки зрения регулирования, все американские банки можно разделить на 4 группы:
• национальные банки;
• банки штатов - члены ФРС;
• банки - не члены ФРС, входящие в Федеральную корпорацию страхования депозитов (ФКСД);
• банки - не члены ФРС, чьи вклады не застрахованы в ФКСД.
Коммерческие банки США выполняют широкий спектр операций и услуг. Однако американские банки по законодательству не могут выступать владельцами ценных бумаг. Коммерческие банки по юридическому статуту подразделяются на: а) национальные и б) штатные. Первые функционируют согласно федеральным законам и в обязательном порядке входят в Федеральную резервную систему в качестве банков-членов; последние функционируют в соответствии с законами отдельных штатов и по желанию входят либо не входят в ФРС.
В отличие от коммерческих банков, специализированные кредитные институты занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей хозяйственной деятельности.
Важным направлением специализации банков является инвестиционная деятельность. Классический тип инвестиционных банков характерен именно для США, где законодательство запрещает коммерческим банкам заниматься инвестиционной деятельностью. В настоящее время в США около 700 инвестиционных банков. Инвестиционные банки осуществляют два главных вида операций с ценными бумагами: 1) гарантирование эмиссии ценных бумаг (операция андеррайтинг), когда банк гарантирует компаниям, выпускающим эти бумаги, их размещение, причем обязуется приобрести за свой счет те бумаги, которые сами компании не смогут разместить на рынке; 2) непосредственное размещение ценных бумаг компаний. В последнем случае инвестиционные банки покупают акции и облигации компаний, а затем размещают их на рынке. При этом инвестиционные банки широко используют средства, получаемые ими в ссуду от коммерческих банков, для инвестиций в ценные бумаги.
В отличие от других развитых стран, США имеют банковскую систему, состоящую из многих тысяч банков. Хотя и в США в XX в. общее число банков резко уменьшилось (их насчитывалось в 1931 г. 31076, а в августе 1972 г. — 13877), тем не менее внешне дело выглядит так, как будто в США существует децентрализованная банковская система.
Такая видимость создается и потому, что банковская филиальная сеть ограничена в США более узкими рамками, чем в других странах. В течение длительного времени американские банки вообще не имели права открывать свои филиалы; в дальнейшем (законами 1927 и 1933 гг.) это право было им предоставлено, но с существенными ограничениями. Так, банки могут иметь отделения лишь в пределах данного штата, а в ряде штатов банкам вообще запрещено открывать отделения. И хотя число банковских отделений за последние десятилетия резко возросло (с 4168 в 1945 г. до 56513 в 1995 г.), тем не менее число банковских филиалов во всей стране лишь в 1,5 раза превышает общее число всех банков. Однако за кажущейся распыленностью банковского дела в США скрывается доминирование небольшой группы гигантских банков.
Одно из проявлений концентрации банков в США — так называемая локальная концентрация, т.е. сосредоточение основной массы банковских ресурсов в немногих пунктах, т.е. в распоряжении банков 5 штагов (Нью-Йорк, Калифорния, Иллинойс, Пенсильвания и Техас) находилось около 1/2 ресурсов всех американских банков; только в одном штате Нью-Йорк было сконцентрировано около 18% всех ресурсов банков — членов ФРС.
Локальная концентрация сочетается с концентрацией банковских ресурсов в немногих крупных банках. Например, в августе 1972 г. 160 крупных банков (из общего числа 13877 коммерческих банков), т.е. всего лишь 1,2% всех банков, обладали 57% совокупных активов и пассивов всех коммерческих банков страны. В конце 1971 г. из 500 крупнейших коммерческих банков капиталистического мира 178 банков приходилось на США, причем общая сумма их депозитов составляла 328 млрд. долл., или около 29% совокупных депозитов крупнейших банков.
Явное выражение концентрации банков в США — слияние банков. Число этих слияний сильно увеличилось после Первой мировой войны: в 1910—1920 гг. произошли 1523 слияния, охватившие 2968 банков, а в 1921—1931 гг. — 5094 слияния, охватившие 9538 банков. После Второй мировой войны общее число банковских слияний уменьшилось (с 1953 по 1970 г. оно составило 2754), но ряд слияний крупных банков (например, “Чейз бэнк” с “Манхэттен бэнк”) значительно усилил концентрационный процесс в банковском деле США.
Особенностью концентрации банков в США, в отличие, например, от Англии, является то, что она выступает по преимуществу в замаскированных формах. Одной из форм скрытой концентрации банков является использование крупными банками ресурсов мелких через систему корреспондентских отношений. Крупные банки центральных городов США, вступая в корреспондентские отношения с множеством мелких провинциальных банков, получают фактически в свое распоряжение часть их ресурсов. Наглядным показателем этого служат межбанковские депозиты. Таким образом, через корреспондентские отношения крупнейшие американские банки увеличивают свои ресурсы.
Формой скрытой концентрации банков является так называемая система переплетающихся директоратов, заключающаяся во взаимном участии директоров одних банков в управлении других.
Другая форма скрытой концентрации банков в США — это система цепной связи. В данном случае целая “цепь” банков объединяется соглашением временного характера о совместном проведении каких-либо крупных финансовых операций или постоянными соглашениями о взаимной поддержке и взаимном обмене акциями, осуществлении единообразной кредитной политики и т. д.
Важная форма скрытой концентрации банков в США — система банковских групп. Она состоит в объединении многих банков под контролем одной акционерной компании, приобретающей их акции и именуемой обычно “обществом для держания акций” (холдинг-компани).
Среди банковских ходцинг-компани решающую роль в 60-х гг. играла группа крупнейших компаний, причем 4 из них (“Уэ-стерн бэнк корпорейшн”, “Марин Мидленд корпорейшн”, “Норс-уэст бэнк корпорейшн” и “Ферст бэнк сток корпорейшн”) контролировали около 70% ресурсов всех зарегистрированных банковских групп. Крупнейшей из банковских холдинг-компани является “Уэстерн бэнк корпорейшн”.
В США, как и в других развитых странах, наблюдается усиление государственного вмешательства в банковскую сферу. Правда, центральные эмиссионные банки страны (федеральные резервные банки) не являются (в отличие от Англии и Франции) собственностью государства. Однако управляет ими государство, они тесно связаны с Минфином и вкладывают свои средства в основном в государственные ценные бумаги. Прямой государственной собственностью являются федеральные земельные банки, Корпорация товарного кредита и Экспортно-импортный банк.
Разновидностью кредитно-финансовых учреждений являются финансовые компании, которые условно можно разделить на 3 вида:
• предоставляющие потребительский кредит;
• обслуживающие систему коммерческого кредита;
• предоставляющие мелкие ссуды индивидуальным заемщикам.
Доля финансовых компаний в общей сумме активов финансово-кредитных учреждений составляет около 4%.
Особое место занимают строительные общества, которые формируют капитал из сберегательных вкладов своих членов и выдают последним ипотечный кредит.
Следующим видом специализированных кредитно-финансовых институтов являются учреждения, занимающиеся сберегательными операциями. Существует несколько их видов, основное отличие которых заключается в формах привлечения средств, так как единственным видом их активных операций являются ипотечные операции.
Многие другие виды кредитных учреждений выполняют отдельные банковские операции, но не имеют права именовать себя банками и вынуждены конкурировать как с последними, так и между собой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|