Тема 6: Финансово-кредитная система Японии
Финансовая система Японии представлена следующими звеньями:
1. центральный (государственный) бюджет;
2. местные финансы;
3. специальные фонды;
4. финансы государственных предприятий;
5. финансы честных предприятий, корпораций и монополий.
Центральным звеном государственных финансов Японии является центральный бюджет. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п.
В Японии наряду с центральным бюджетом, или так называемым общим счётом центрального правительства, имеется инвестиционный бюджет, а также 57 специальных счетов.
Инвестиционный бюджет представляет собой ежегодно устанавливаемую программу капиталовложений и займов, предназначенных для государственных корпораций и местных органов власти.
Специальные счета охватывают счета государственных предприятий, корпораций, фондов. Большое количество специальных счетов – характерная черта финансовой системы Японии. Местные органы власти насчитывают около 7 тыс. подобных счетов.
Расходы центрального бюджета построены по функциональному признаку. Они отражают задачи и функции государства Особенность Японии заключается в том, что показатель удельного веса государственных расходов в ВНП страны является одним из наименьших среди показателей развитых стран.
Пенсионная система Японии достаточно сложна и многослойна. Средствами государственного бюджета обеспечивается 1/3 выплат базовой пенсии. Остальное выплачивается за счет различных пенсионных фондов.
За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование. Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. В середине 90-х годов ее получали 0,7% населения против 2,4% в 1951 году, когда закон был принят. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.
Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР. Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%.
В составе расходов на науку 13% составляют ассигнования на социальные науки, а 87% - на естественные и технические. В ближайшие годы намечено ликвидировать существующий перекос в финансировании.
За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.
Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП. (см. табл.)
В абсолютных цифрах военные расходы в Японии в 1996 году по сравнению с 1990 годом выросли на 10,4%, тогда как в других странах они сократились: в США на 27%, в Англии на 24%, в Германии на 33%, во Франции на 5%.
Из года в год растет такая статья бюджета, как расходы по государственному долгу.
В конце 1997 года парламент Японии принял закон о реформе финансовой системы, где предложено к 2000 году добиться того, чтобы расходы текущего года не превышали расходы предыдущего.
Установлены следующие показатели по расходам на 2000 финансовый год по сравнению с 1997 годом: увеличить расходы на социальное обеспечение примерно на 6%, расходы на поощрение науки и техники - на 5%; сохранить в прежних размерах расходы на культуру и образование, оборону, на мероприятия в сфере энергетики, на поддержку малого и среднего предпринимательства; уменьшить расходы на предприятия общественного сектора более чем на 7%, на правительственную помощь развивающимся странам - на 10%, дотации органам местного самоуправления - на 27%.
Проблема бюджетного дефицита в Японии достаточно актуальна. В 1997/98 году дефицит бюджета составил 5,9% ВВП.
Поскольку обычных доходов не хватает, дефицит покрывается с помощью государственных займов.
В Японии с 1947/48 года по 1964/65 год закон запрещал использовать государственные займы для финансирования центрального бюджета, но и в этот период фактически такая практика имела место, так как часть расходов по государственному долгу, фиксировавшаяся в специальных счетах, покрывалась с помощью государственного кредита. с 1964/65 года запрет был снят и госкредитные поступления по займам стали отражаться в центральном бюджете.
В 1979/80 году доля доходов от госзаймов достигла почти 40% против 9,4% в 1975/76 году. В связи с этим были приняты меры по уменьшению степени зависимости бюджетного финансирования из этого источника. В результате в 1991/92 году доля госзаймов в бюджетных доходах снизилась до 7,6%. Однако в условиях обострившихся экономических трудностей, связанных с крахом на рынке недвижимости и корпоративных акций (“экономика мыльного пузыря”), прежняя тенденция возобновилась, и в 1996/97 году на госзаймы пришлось 28%, что составляет 4,2% ВВП страны.
Расходы по госдолгу в этот период составили, согласно одному источнику, 21,7% и 43,6% согласно другому.
Японские власти объявили о мерах по приведению своих финансов в соответствие с нормативами Европейского экономического сообщества. И, согласно реформе, дефицит бюджета должен быть сокращен до 3% ВВП к 2003 году против 5,9% в 1997/98 году. Кроме того, предполагается “за тот же период свести к нулю выпуск новых займов на покрытие финансового дефицита”.
Важное место в местных финансах принадлежит местным бюджетам.
Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений (см. рис. 1).
За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.
Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий. Значительная часть бюджетных средств расходуется на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры.
Изучая расходы местных органов власти, необходимо отметить, что их удельный вес в ВНП значительно больше удельного веса в ВНП расходов центрального правительства.
В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. В 80-е годы насчитывалось 12 специальных фондов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные и некоторые другие фонды.
С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.
Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности, а также всем нуждающимся. 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 60 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.
Пенсионный фонд наемных работников частного сектора состоит из отчислений предприятий, взносов самих работников и доплат со стороны государства. Пенсия составляет около 70% месячной зарплаты работника-мужчины.
Пенсионные фонды работников государственных и муниципальных предприятий и учреждений формируются из средств обществ взаимопомощи, которые создаются по месту работы, а также выплат самих предприятий и государственных дотаций.
Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов).
Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов.
В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.
Госсектор в Японии невелик. Американский исследователь Р.Сэмюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.
По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала.
Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.
Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%.
В госсекторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.
По данным на 1990 год все государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии.
Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности госсектора ведущих стран Западной Европы.
В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.
Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.
У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.
При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.
На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.
Япония является унитарным государством, поэтому бюджетная система Японии состоит из двух звеньев:
- государственного бюджета;
- бюджетов местных органов управления.
В Японии всего насчитывается 47 префектур, объединяю 3045 муниципалитетов (городов, поселков, районов), каждый из которых имеет самостоятельный бюджет.
Бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта.
Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.
Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.
С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.
После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.
Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.
Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.
Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.
Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.
Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того. как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.
Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять.
Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.
У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.
Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.
Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета”.
К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины.
В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры. чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет.
Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.
Юридические лица уплачивают префектурный подоходный налог в размере 12.3% от государственного, что дает ставку 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% от государственного, или 4.12% от прибыли. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%.
Физические лица уплачивают подоходный префектурный налог по ставкам 5, 10, 15% в зависимости от суммы дохода. Кроме этого существуют местные подоходные налоги. Сверх этого каждый гражданин Японии независимо от величины дохода уплачивает налог на жителя в сумме 3200 иен в год.
К прямым налогам относятся и некоторые местные имущественные налоги.
Из местных косвенных налогов следует отметить налог на табак, бензин, на рестораны и бары, на потребление электричества и газа.
Эмиссионный институт — Банк Японии был учрежден в 1882 г. По закону 1889 г. он получил право фидуциарной банкнотной эмиссии. Золотой стандарт в Японии был введен в 1897 г.
Золотое содержание было установлено в 0,75 г чистого золота. Во время Первой мировой войны размен банкнот на золото был прекращен. Официальный золотой стандарт отменен в конце 1933 г.
Денежная единица Японии - иена содержит 100 сен, а одна сена десять рин. Однако вследствие инфляции деньги достоинством меньше одной иены были упразднены в 1953 г. — сена и рина были изъяты из обращения.
В Японии в обращении находятся банкноты с датами выпуска 1 ноября 1984 г., 1 ноября 1990 г., 1 декабря 1993 г. достоинством 1000 иен — с портретом императора Нацуме; 5000 — с портретом императора Натобэ, 10000 иен-с портретом императора Фукудзава. Цвет серийного номера у банкнот каждого следующего выпуска менялся, сначала он был черным (выпуск 1984 г.), потом синим (выпуск 1990 г.), а на последних — коричневым (выпуск 1993 г.). Банкноты всех указанных выпусков находятся в обращении.
Банком Японии выпускается большое количество памятных монет из медно-никелевых сплавов, а также из драгоценных металлов. В обращении находятся монеты из медно-никелевых сплавов достоинством в 100, 50, 10, 5 и 1 иену.
После Второй мировой войны произошли изменения в денежной системе и структуре денежного обращения Японии. Принятое эмиссионное законодательство предусматривало формальные ограничения выпуска банкнот. Однако при необходимости бюджетного финансирования правительство могло пересмотреть лимиты эмиссии. Кроме того, практически отсутствовали лимиты банкнотной эмиссии под обеспечение коммерческих векселей или ценных бумаг, а также при покупке иностранной валюты. Регулирование денежной эмиссии осуществляется не столько с помощью ограничений, сколько различными мерами в рамках политики денежно-кредитного регулирования инвестиций, цикла, валютных курсов и международных расчетов.
Структура денежного обращения в послевоенный период заметно изменилась.
В ходе Второй мировой войны, когда остро стояла проблема инфляции, доля наличных денег в структуре денежного обращения возросла с 30 до 56%, а депозитных соответственно сократилась. В процессе восстановления экономики в 50—60-е гг. доля депозитных денег превысила довоенные показатели (78% к середине 60-х гг. и около 74% к началу 90-х гг.). Высокий удельный вес депозитных денег связан со структурой внутренней торговли: к началу 90-х гг. на оптовую торговлю, которую обслуживают в подавляющем большинстве безналичные расчеты, приходился 81%, а на розничную — 19% торгового оборота.
Хотя в структуре денежного обращения доминируют депозитные деньги, с помощью эмиссии наличных денег Банк Японии оказывает определенное воздействие на динамику денежного обращения. В этих же целях используются различные меры кредитного регулирования. Однако политика «перекредитования», проводившаяся Банком Японии в послевоенный период и заключавшаяся в предоставлении на льготных условиях кредитов банкам, которые в свою очередь кредитовали другие корпорации в размерах, превышающих, сумму их депозитов, сужала возможности маневрирования с помощью налично-денежной эмиссии. В том же направлении до осуществления финансово-административной реформы действовала и практика размещения государственных ценных бумаг в центральном банке. Указанные ограничения в период высоких темпов роста экономики компенсировались прежде всего с помощью административных форм регулирования. С конца 70-х гг. в Японии сократились выпуски государственных ценных бумаг в целях финансирования бюджетных дефицитов.
В первые послевоенные годы инфляция в Японии приняла огромные размеры: масса денег в обращении выросла в 15 раз, а оптовые цены — в 343 раза. Покупательная способность иены сократилась на 99%. С 50-х гг., когда восстановление экономики было завершено, инфляция замедлилась. Усилия властей были направлены на контроль за денежной массой и на стабилизацию денежного обращения, которое в итоге было нормализовано. В 80-е гг. среднегодовой прирост цен составил 0,2%, в том числе оптовые цены снижались на 2,2%, а розничные росли на 1,6%. Преодолению развертывания инфляционных процессов в условиях высокой топливно-сырьевой зависимости страны от внешних источников способствовало снижение цен на нефть и основные виды сырья в 80-е гг. Существенное значение имела и финансово-административная реформа, сопровождавшаяся уменьшением эмиссии госзаймов как средства бюджетного финансирования. Размеры «перекредитования» также сократились (с 30% активов Банка Японии в 70-е гг. до 19% к концу 80-х гг.). Вместе с тем розничные и потребительские цены возросли прежде всего в связи с увеличением цен на продовольствие и различные услуги, а также с ростом косвенных налогов.
Инфляционное обесценение иены в послевоенный период явилось одним из главных факторов падения ее валютного курса. Курс иены периодически пересматривался и приводился в относительное соответствие с его реальным паритетом. Так, 1 долл. США был равен: с сентября 1945 г. — 15 иенам, с марта 1947 г. — 50 иенам, с июля 1948 г. — 270 иенам. При этом Япония практиковала множественность валютных курсов. В апреле 1949 г. был установлен единый валютный курс: 360 иен = 1 долл. США. Он сохранился до 1971 г. Однако если вначале единый курс иены к доллару был искусственно завышен, то в дальнейшем он стал более или менее соответствовать реальному соотношению валют, а в 60-х гг. наблюдалось занижение курса иены, так как доллар обесценивался в большей степени, чем иена.
В связи с кризисом доллара правительство Японии ввело в августе 1971 г. «плавающий» курс иены. В конце 1971 г. иена впервые за послевоенный период была ревальвирована, в феврале 1973 г. была проведена вторая ревальвация.
Повышению курса иены способствовали:
• продолжавшаяся структурная перестройка экономики Японии на современной технологической основе;
• рост конкурентоспособности, японских экспортных товаров;
• заметное увеличение покупательной способности иены в условиях относительной стабилизации денежного обращения и цен.
Кроме того, рост курса иены был связан с политикой США, направленной на поддержание искусственно заниженного курса доллара, так как администрация США стремилась таким образом расширить американский экспорт, затруднить японский импорт и на этой основе попытаться сократить дефицит во внешней торговле с Японией и в целом в платежном балансе США.
Валютное положение Японии в 50-х гг. и в первой половине 60-х гг. было неустойчивым, несмотря на рост товарного экспорта и приток иностранного капитала. Периодически страна переживала острые кризисы платежного баланса.
Во второй половине 60-х — начале 70-х гг. в условиях начавшегося пересмотра Бреттон-Вудской валютной системы и падения курса доллара наблюдалось резкое увеличение притока иностранных капиталов, в том числе краткосрочных спекулятивных. Платежный баланс стал сводиться к активным сальдо, наблюдался рост золотовалютных резервов.
В дальнейшем в обстановке структурных кризисов, прежде всего энергетического, стоимость японского импорта значительно возросла в связи с удорожанием ввозимых энергоносителей и сырья. В результате конкурентоспособность японских товаров понизилась, но одновременно усилился вывоз японских капиталов за границу. В результате в 1973—1975 гг. платежный баланс был дефицитен, а золотовалютные резервы сократились.
Поскольку Япония вышла на второе место в мире после США по уровню экономического развития, иена стала одной из резервных валют. В настоящее время она используется как международное резервное и платежное средство преимущественно в азиатском регионе.
Япония усиленно форсирует свою внешнеэкономическую экспансию. В связи с этим в США были введены протекционистские барьеры в отношении ряда товаров японского экспорта, и прежде всего автомобилей.
Спад в японской экономике в начале 1997 г. и влияние кризиса в Азии на положение в Японии вызвали падение соотношения иена/доллар. Так, уже в середине 1998 г. курс японской денежной единицы по отношению к американскому доллару достиг рекордно низкого за последние 7 лет уровня — 138,78 иены за 1 долл. США.
Объясняется это тем, что после краха в ноябре 1997 г. брокерской компании «Ямаичи» не менее важной задачей Центробанка является недопущение банковского кризиса. Нынешнее состояние крупнейших японских банков не может не вызывать озабоченности Токио. Сразу два крупных рейтинговых агентства — «Мудис» и «Фитч Ибка» понизили недавно кредитные рейтинги семи крупнейших банков Японии. Одной из главных причин этого стало наличие многомиллиардных рискованных обязательств этих банков в охваченных кризисом азиатских государствах.
Против японской иены играет и такой внешний фактор, как привлекательное с точки зрения относительно быстрого получения доходов состояние американского рынка на фоне стагнирующей японской экономики. Результат — бегство японских капиталов в США.
В Японии действует шесть основных финансово-промышленных групп, ядром которых выступают круйнейшие городские банки – «Мицуи», «Мицубиси», «Сумитомо», «Фудзи», «Дайити Канте», «Санва». Банковская, система Японии включает общенациональные частные банки, кредитные ассоциации, правительственные финансовые институты, а также филиалы иностранных банков. Во главе системы стоит Центральный банк – Банк Японии, 55% акций которого принадлежит государству. Частные акционеры в управлении банком не участвуют. Уставный капитал Банка Японии составляет 100 млн. иен. К основным функциям Банка Япония, помимо денежной эмиссии (это его монопольное право), относится денежно-кредитное регулирование экономики, в том числе осуществление международных расчетов, проведение операций на валютном рынке, а также кассовое обслуживание казначейства.
Банк действует на базе закона 1942 г., который поставил его под жесткий правительственный контроль и дал министру финансов право изменять политику Банка Японии. В 1949 г. был создан Политический комитет (Комитет по выработке политики). Он стал тем новым органом, который определял высшие интересы государства в финансовой и денежно-кредитной сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право голоса: Президент, назначаемый кабинетом на пятилетний срок, и по одному представителю от городских и региональных банков, промышленности и сельского хозяйства (все они назначаются на 4 года). Два члена, не имеющие права голоса, – представители министерства финансов и Управления экономического планирования.
Вопросы, находящиеся в ведении Политического комитета, определяются законом о Банке (ст.13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный курс банковской деятельности и управления Банком Японии. Его прерогативой являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, учитываемых Банком Японии, а также видов, условий и оценочной стоимости залогов кредитования. Он определяет и изменяет виды, условия и стоимость объектов при операциях на открытом рынке и время начала и окончания операций. Политический комитет по согласованию с министерством финансов решает вопрос об изменении максимального процента на рынке на основании Временного закона о регулировании процентов, с разрешения министерства финансов устанавливает коэффициенты резерва на основании Закона о системе резервных вкладов. Комитет принимает решения по бюджету Банка Японии, однако при этом необходимо разрешение министра финансов. По согласованию с ним же Банк Японии отчитывается перед парламентом.
Банк Японии возглавляется президентом банка и директоратом, в который
входят вице-президенты банка, советники президента, инспектор по надзору за ведением дел и директор.
Банк Японии лицензирует банковскую деятельность, устанавливает минимальный размер уставного капитала банка, выдает разрешения на изменение фирменного наименования банка, слияние банков, создание и ликвидацию филиалов. Для обеспечения банком устойчивой ликвидности важное значение имеет установление уровня коэффициентов, свидетельствующих о риске ликвидности. Такими коэффициентами являются норма собственного капитала, в соответствии с которой определяются доля собственности капитала банка во всем совокупном капитале; норма ликвидных активов, показывающая соотношение капитала и долговых обязательств на определенное время; норма недвижимости, используемая в коммерческих целях; ограничения на предоставление крупных кредитов. Банк Японии устанавливает для банков обязательства по предоставлению отчетных документов об их деятельности.
Инструменты денежно-кредитной политики Банка Японии претерпели значительную эволюцию. В течение нескольких послевоенных десятилетий такие классические инструменты, как установление учетной ставки процента, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке ценных бумаг, не играли ведущей роли, уступая прямому количественному лимитированию кредита в условиях искусственно заниженного уровня процента. В середине 70-х гг. положение в экономике Японии коренным образом изменилось, вслед за высокими темпами экономического роста пришел глубокий и продолжительный кризис. Со сменой фазы экономического цикла существенно возросло значение кредитно-денежного регулирования экономики, что обусловлено, в частности, усилением позиций государства в кредитной системе.
Денежно-кредитное регулирование осуществляется через Банк Японии, Министерство финансов, Федерацию экономических организаций (“Кейданрэн”). Основные методы регулирования: установление нормы ссудного процента, административные меры, проводимые совместно с правительством через денежно-кредитную систему, система обязательных резервов, операции на открытом рынке и с иностранной валютой. Если до 70-х гг. преобладали административные формы регулирования, то в дальнейшем их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных методов возросла. В связи с общим переходом к неоконсервативному экономическому курсу в кредитно-банковской сфере (закон 1981 г.) государственный административный контроль за деятельностью банков был несколько ослаблен. Тем не менее в руках государства осталось кредитование отраслей и объектов с высоким предпринимательским риском и низкой рентабельностью, а принятые меры означали не упразднение системы государственного регулирования, а лишь ее частичную перестройку.
Ослабление напряженности на рынке ссудного капитала, его интернационализация, а также появление альтернатив в виде растущего фондового рынка в значительной степени ликвидировали объективную экономическую основу административного регулирования и заставили Банк Японии пересмотреть свое отношение к традиционному классическому инструментарию. Возросла гибкость процентных ставок, учетная ставка была увеличена до рыночного уровня. С 1971 г. Банк Японии начал операции на вексельном рынке, а в дальнейшем приступил к активным операциям с облигациями государственных займов, перейдя к системе открытой подписки на них. Был сформирован рынок ценных бумаг правительства и начаты массовые операции на других рынках краткосрочного капитала.
Банк Японии называют «банком банков», он является партнером по заключению сделок для частных кредитно-финансовых учреждений, предприятий и отдельных лиц. Он принимает на хранение вклады от частных финансовых учреждений, что называется системой резервных депозитов (введена с 1957 г.). Финансовые учреждения, присоединившиеся, к этой системе, обязаны сдавать на хранение в Банк Японии на свои текущие счета определенную сумму резервных депозитов. В тех случаях, когда у финансовых учреждений не хватает наличности, они обращается в Банк Японии, который предоставляет им ссуды. Процент по ним определяется уровнем официальной процентной ставки.
Основа банковской системы Японии - общенациональные банки. По состоянию на 1 апреля 1992 г. число их учреждений составляло 151, а филиалов – 16596. Общий объем капитала - 795,5 трлн. иен, что оставляло 79,9% от общего объема капитала всей банковской системы страны. Объем предоставленных ссуд – 555,6 трлн иен (около 80% всего объема банковского кредитования).
Общенациональные банки включают городские банки, региональные банки, региональные банки второго разряда, банки долгосрочного кредитования, трастовые банки. Ядром кредитно-банковской системы выступают городские банки, общее число которых – 11, а филиалов – 3737. Суммарный объем капитала – 357,7 трлн. иен (35,9% от общего объема капиталов банковской системы), объем кредитования – 266,0 трлн. иен (38,3%). Крупнейшие банки японских финансовых групп: банки «Дайите Канге Банк», «Сакура», «Фудзи Банк», «Мицубиси Банк», «Асахи», «Санва Банк», «Сумитомо Банк», «Токай банк». Большинство их штаб-квартир расположено в Токио и Осаке.
Региональные банки, как и городские, также являются коммерческими, однако уступают им по объему капитала и операций. В основном они расположены в малых и средних городах. Таких банков – 64, филиалов – 7598. Суммарный капитал 160,9 трлн. иен, объем кредитовании – 119,1 трлн. иен.
Региональные банки второй очереди (второго разряда), как правило, имеют небольшие капиталы. У них преобладают операции с частными лицами и небольшими предприятиями. Их 66, а филиалов – 4732, капитал – 59,2 трлн. иен, объем кредитования – 47,9 трлн. иен.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|