Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5: Финансово-кредитная система США





 

Современная финансовая система США состоит из:

1. Государственных финансов:

· Финансовой системы федерации;

· Финансовых систем 50 штатов;

· Финансовых систем 12,7 тыс. административных, хозяйственно - предпринимательских, культурно-просветительных и других местных подразделений (графств, муниципалитетов, таун-шипов, сельских, школьных, специальных округов и т.п.);

· специальных фондов;

2. Финансов государственных предприятий;

3. Финансов частных предприятий.

Система организации государственных финансов характеризуется отсутствием единства. Это означает, что каждое подразделение государственного управления (федерация, штаты, местные органы) самостоятельно составляет и утверждает свой бюджет, разрабатывает и осуществляет налоговую политику, управляет долгом. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, а местные бюджеты - в бюджет штатов.

Центральное место в системе государственных финансов США занимает финансовая система федерации и федеральный бюджет. О чем свидетельствуют сложившиеся в последние три десятилетия параметры распределения и перераспределения средств между бюджетами трех уровней: около 65% совокупных расходов консолидированного бюджета проходят через федеральный бюджет и 35% - доля остальных двух уровней, которая делится между штатами и местными органами власти в пропорции 2/1.



За федеральными органами закреплены расходы общенационального значения (на военные цели, международные дела; на финансовую поддержку каких-либо отраслей и секторов национального хозяйства; на содержание федерального государственного аппарата; на управление федеральным государственным долгом и т.п.). На долю властей штатов и местных органов приходится значительная часть государственных расходов, связанных с финансированием социальных нужд местного хозяйства, административного аппарата. Что касается доходов, то основным источником доходной части бюджета являются налоговые поступления. Причем, в доходах федерального бюджета преобладают прямые налоги, в доходах штатов – косвенные, а в доходах местных органов власти – поимущественные налоги.

Управление государственными финансами в США осуществляет высший законодательный орган – Конгресс, а также Министерство финансов (казначейство).



В США бюджеты регулируются через систему дотаций и отчислений. Движение ресурсов происходит одновременно по четырем каналам: из федерального бюджета – в бюджеты штатов и местные бюджеты; из бюджетов штатов – в местные бюджеты; из местных бюджетов – в бюджеты штатов; между местными бюджетами.

В базе собственных доходов властей штатов и местных властей наблюдается неуклонно растущая зависимость от федеральных дотаций. Федеральная помощь штатам (»23%) и местным властям (»6%) носит ярко-выраженный програмно-целевой характер. Дотации и субсидии в США распределяются неравномерно. С их помощью на уровне штатов реализуется более 500 целевых программ. Такая растущая зависимость от федеральных дотаций дает основание утверждать, что «федеральная помощь» (»29% общей суммы доходов штатов и местных органов) превратилось в средство прямого контроля федерации за финансовой политикой штатов и местных органов власти.

В США все 50 штатов формально наделены автономными правами в области финансов. Они самостоятельно составляют, утверждают и исполняют свои бюджеты, которые ни по доходам, ни по расходам не входят в федеральный бюджет страны. В известной мере они самостоятельны в определении объема бюджетов, структуры расходов и доходов. Федеральные власти не уполномочены прямо контролировать бюджеты штатов. Власти штатов не отчитываются перед федерацией о состоянии финансов и бюджета.

В большинстве штатов составление бюджета находится в ведении главы исполнительной власти и осуществляется подчиненным ему финансовым органом. При этом смету расходов разрабатывают бюджетные и финансовые бюро, а смету доходов – налоговые и другие органы. Проект бюджета направляется в местные законодательные органы.



Важное место в системе государственных финансов принадлежит специальным фондам США, которые функционируют обособленно как самостоятельные финансово – кредитные учреждения. Они представляют собой совокупность денежных ресурсов, имеющих целевое назначение. Доходы этих фондов формируются за счет налоговых и не налоговых поступлений, также за счет средств федерального бюджета.

Наиболее значительными являются фонды социального страхования. К основным общенациональным системам (фондам) социального страхования и обеспечения относятся страхование по старости, по случаю потери кормильца и страхование здоровья. Кроме того, существует страхование по безработице, по временной нетрудоспособности и, наконец, система государственной помощи престарелым, инвалидам и нуждающимся. В дополнение к этому имеются весьма урезанные системы семейных пособий, которые частично финансируются федерацией, но находятся в ведении властей штатов и местных органов.

Право на получение пенсии по старости в США в полной сумме возникает лишь у лиц, достигших 65 лет и имеющих необходимый стаж страхования. Пособия по страхованию здоровья выплачиваются лицам по достижении 65 лет. Фонд пособий по безработице формируется за счет взносов предпринимателей (в размере незначительного процента к фонду заработной платы).

Также в США в зависимости от целей использования выделяют следующие специальные фонды:

- экономические фонды, предназначенные для регулирования хозяйственной жизни. К ним относятся инвестиционные, конъюнктурные, фонд перестройки и развития и т. д. Средства этих фондов направляются на финансирование честных компаний и малорентабельных государственных предприятий, особенно в периоды циклических кризисов. Помощь представляется в форме безвозмездных субсидий и льготных кредитов;

- научно – исследовательские фонды, используемые для финансовой поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержание государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований;

- военно – политические фонды-резервы, находящиеся главным образом в распоряжении президента США, за счет которых финансируются дополнительные целевые мероприятия имеющие особую важность. В США к ним относятся конфиденциальные (секретные) фонды федерального бюджета. Из них финансируют секретные крупномасштабные научно – технические проекты.

- Прочие фонды.

Таким образом, специальные фонды США имеют целевой характер и формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений и за счет средств федерального бюджета.

Важное место в финансовой системе США принадлежит государственным предприятиям. В США, также как и во многих других развитых странах, государственные предприятия можно подразделить на три вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и предприятия находящиеся на бюджетном финансировании.

В сферу деятельности государственных предприятий в США включены: промышленность, наука, транспорт, связь и частично кредитная система. В частности, в США государственными являются военные предприятия, крупные гидростанции, некоторые химические заводы. Доля участия правительства в финансировании НИОКР – 53 - 65 %. Часть железных дорог, аэродромы, местный транспорт также находятся в ведении государственных предприятий. Государственными в США являются предприятия экономической и социальной инфраструктуры, системы водо- и газоснабжения, муниципальные больницы, спортивные учреждения и даже часть кредитных учреждений, входящих в состав Федеральной резервной системы.

Основными видами организации предприятий частной формы собственности в США являются картели, синдикаты, тресты и концерны. Но подавляющая часть объединений (корпораций) имеет форму концерна. Например, активы 500 крупных корпораций США в 90-х гг. составляли более 2000 млрд. долларов США, а прибыли свыше 100 млрд. долларов США. Финансы корпораций аккумулируют значительную часть финансовых ресурсов страны. В США активы только промышленных корпораций более чем в двое превышают расходную часть федерального бюджета.

Основным налогом, уплачиваемым корпорациями, является налог на прибыль корпораций. В США налог на прибыль корпораций взимается в 45 штатах.

 

Федеральный бюджет в США – это весьма сложный финансовый механизм управления и контроля за деятельностью всех федеральных министерств и ведомств, полностью определяющий экономические основы государственного строительства и оказывающий мощное воздействие на состояние экономики в целом. По форме он представляет собой регулярно утверждаемую подробную смету всех правительственных расходов и доходов, распределяемых по источникам поступлений, основным направлениям и программам расходования средств. Под бюджетными доходами в США обычно понимается денежная сумма налоговых поступлений и других платежей, собранная с населения и предприятий федеральным правительством через федеральные или местные власти. Бюджетные доходы включают также различного рода подарки и вклады. В доходы не включаются суммы от распродаж федерального имущества, доходы по процентам, выплаты по займам и внутренним денежным переводам между правительственными счетами.

Наиболее крупными в составе расходов бюджетов штатов являются затраты на просвещение (»35% от расходной части бюджетов), социальное обеспечение (»13%), здравоохранение (»9%), дорожное строительство и содержание дорог, охрану окружающей среды, жилищное строительство и коммунальное хозяйство.

Что касается местных административных единиц и местных функциональных органов и учреждений, то они также располагают определенной степенью автономии по составлению, утверждению и исполнению своих бюджетов, которые не входят ни в федеральный бюджет, ни в бюджеты штатов США. Функции по составлению местных бюджетов возложены на глав исполнительной власти, функции по утверждению бюджетов – на представителей местной законодательной власти.

В состав расходов местных бюджетов более половины их общей суммы приходится на долю затрат, связанных с финансированием государственной налоговой школы. Кроме того, значительная доля средств ежегодно выделяется на финансирование содержания дорог, коммунального и городского хозяйства, противопожарной охраны, лечебных и других учреждений

К источникам финансирования расходов местных бюджетов относятся: местные налоги, доходы от услуг коммунального хозяйства и другие не налоговые доходы, дотации из федерального бюджета и бюджетов штатов, поступления от выпуска местных займов и лотерей. Основным источником доходов являются местные поимущественные налоги (на их долю приходится около 29% налоговых доходов).

Таким образом, важно выделить, что при единстве налоговой системы США каждая административная единица выбирает свою структуру налогов с учетом разнообразия местных условий и уровня жизни населения.

Структура расходной и доходной частей федерального бюджета претерпевает ежегодные изменения. Следует отметить, что на структуру федерального бюджета США в большей степени влияют политические события, происходящие в этой стране.

С 1 октября 1976 года вступил в силу закон, принятый конгрессом в 1974 году «О контроле над бюджетом и замораживанием фондов», который внес глубокие изменения в существо федерального бюджетного процесса, в порядок работы над бюджетом в законодательных и исполнительных органах, в распределение ролей среди участников этого процесса. По глубине произведенных изменений закон был назван «бюджетной реформой 1974 г.».

В результате был видоизменен порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета в конгрессе США. Палаты конгресса наделены правом не только одобрять проекты бюджета, но и пересматривать его, а также отвергать бюджетные рекомендации президента; палаты могут изменять предлагаемый уровень расходов и доходов, добавлять новые программы, вносить законопроекты об изменениях в налоговых и других источниках доходов.

Конгресс США одобряет два документа по бюджету в целом (решения конгресса оформляются в виде двух совместных резолюций палат конгресса по бюджету на предстоящий год).

· Первая резолюция подлежит одобрению конгрессом не позднее 15 мая того года, а котором начинается исполнение данного бюджета. Она представляет собой одобренный конгрессом проект бюджета в виде контрольных цифр, устанавливающих низшие и высшие пределы для основных показателей бюджета: для общей суммы бюджетных расходов и новых бюджетных полномочий; для общей суммы расходов и новых бюджетных полномочий в отношении каждой функциональной категории и для образования резервных фондов, необходимых для данной категории; для ожидаемого превышения доходов над расходами или ожидаемого дефицита; для рекомендуемого уровня федеральных доходов; для ожидаемого уровня ожидаемого уровня государственного долга и необходимых изменений в уровне постоянного или временного лимита государственного долга;

· Вторая резолюция принимается обеими палатами конгресса не позднее 15 сентября. Она в сущности и является бюджетом в целом, утвержденным конгрессом, и имеет директивный характер для всех остальных органов конгресса, а также правительственных органов и организаций.

Подробный график работы над проектом федерального бюджета США приведён в таблице 5.1.

Таблица 5.1.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.