Внутренняя компетенция ЕС
Внутренняя – распространяется на сферы отношений, складывающиеся внутри ЕС (экономика, культура и т.п.). Ст.26-197 Договора о функционировании ЕС.
Относится: внутренний рынок, свободное передвижение товаров, таможенный союз, таможенное сотрудничество, свободное передвижение лиц, услуг и капиталов, пространство свободы, безопасности и правосудия, транспорт, налоговые положения, сближение законодательства, экономическая и социальная политика, занятость, культура, здравоохранение и т.д.
Основными правовыми инструментами реализации внутренней компетенции являются постановления. К ним относятся регламенты, директивы, решения. Внутренняя компетенция предоставлена Союзу для регулирования отношений на своей территории.
Внутренняя бывает явно выраженной и подразумеваемой
Явно выраженной внутренней компетенцией Евросоюз наделен в таких сферах, как внутренний рынок, свобода, безопасность и правосудие, транспорт, общие правила конкуренции, налогообложения и сближение законодательств, занятость, социальная политика и т.д. Кроме статей ДФЕС она базируется и на других актах ЕС.
Подразумеваемая компетенция закреплена в ст. 352 ДФЕС и определяется в результате практики Суда ЕС. В ней отмечается: «Если в рамках направлений политики, определенных в договорах, возникает потребность в действиях со стороны Союза с целью достижения одной из целей, предусмотренных Договорами, и если последние не предоставили для этого необходимых полномочий, Совет, на основании единогласно принятого решения, по предложению Комиссии и после одобрения Европейским парламентом, принимает необходимые предложения...». Ст. 352 предоставляет широкие полномочия Европарламенту, поскольку для принятия соответствующих постановлений Советом необходимо получить его одобрение.
Отношения по поводу заморских территорий – промежуточная компетенция
Наделение компетенции юридически оформляется учредительными договорами (ст.1). Ст.5 – Союз действует только в пределах предоставленной компетенции.
Компетенция предоставляется для достижения целей (ст.3) - содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов.
Любая компетенция, не предоставленная Союзу договором, принадлежит государствам-членам (остаточная компетенция)
– поддерживающие, координирующие и дополняющие меры (культура, туризм, образование, спорт, здравоохранение, административное сотрудничество). Сюда относятся, в основном, те сферы общественной жизни, которые наиболее тесно связаны с традиционным укладом жизни отдельных государств-членов (здравоохранение, культура, образование, профессионально-техническое обучение, вопросы молодежи и спорта, система защиты населения от природных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций)
Внешняя компетенция ЕС
Внешняя – отношения ЕС с третьими странами (не входящими в состав ЕС) и международными организациями (м/н соглашения, внешняя политика и т.п.). Ч.5 ст.205-222 Договора о функционировании ЕС.
Относится: общая торговая политика, экономическое, финансовое и техническое сотрудничество с третьими странами, гуманитарная помощь, ограничительные меры, международные соглашения, отношения союза с международными организациями и третьими странами, условия солидарности, внешняя политики и политика безопасности.
Внешняя компетенция необходима для регулирования отношений с другими субъектами международного права.
Явно выраженная внешняя компетенция определена в таких сферах, как ОВППБ, СТП, сотрудничество с третьими странами и гуманитарная помощь, ограничительные мероприятия, международные договоры.
Отношения по поводу заморских территорий – промежуточная компетенция
Наделение компетенции юридически оформляется учредительными договорами (ст.1). Ст.5 – Союз действует только в пределах предоставленной компетенции.
Компетенция предоставляется для достижения целей (ст.3) - содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов .
Любая компетенция, не предоставленная Союзу договором, принадлежит государствам-членам (остаточная компетенция)
– поддерживающие, координирующие и дополняющие меры (культура, туризм, образование, спорт, здравоохранение, административное сотрудничество). Сюда относятся, в основном, те сферы общественной жизни, которые наиболее тесно связаны с традиционным укладом жизни отдельных государств-членов (здравоохранение, культура, образование, профессионально-техническое обучение, вопросы молодежи и спорта, система защиты населения от природных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций)
Организационный механизм Европейского Союза: общая характеристика
ЕС обладает уникальным наднациональным механизмом управления, в котором сочетаются элементы межправительственной организации и государственно-подобного образования.
Лиссабонский договор коренным органом изменил систему органов.
Орг механизм европейского союза – это система институтов и других органов, посредством которых данная организация осуществляет свою компетенцию.
Система органов правления построена на институтах и органах власти и имеет 3-х уровневый характер:
1) Высший уровень – институты Союза (единый институциональный механизм, его ядро – институты ЕС). Ст.13 Договора о ЕС: данный механизм включает 7 элементов (институтов):
Ø Европейский Парламент,
Ø Европейский Совет,
Ø Совет (Совет ЕС),
Ø Европейская Комиссия (Комиссия),
Ø Суд ЕС,
Ø Европейский Центральный Банк (ЕЦБ),
Ø Счетная Палата (Палата аудиторов).
Каждый институт действует в пределах полномочий, предоставленных Договором, и в соответствии с определенными процедурами, условиями и целями.
Изменение Лиссабонского договора – количество институтов увеличилось на 2 (Европейский ЦБ и Счетная Палата не входили в перечень институтов).
Договор о ЕС – наиболее важные положения об институтах. Дополнительные положения – в Договоре о функционировании ЕС. Основы правового статуса 2-х последних институтов – полностью в Договоре о функционировании ЕС.
Каждый институт на основании норм учредительных договоров разрабатывает свои внутренние (процессуальные) регламенты.
Протоколы к учредительным договорам – детальные правила (О статусе суда, Об уставе европейской системы ЦБ и ЕЦБ).
2) Органы ЕС – инстанции, не получившие статуса институтов. Отличия:
R Институты носят фиксированное число, количество органов не определено; могут создаваться как учредительными документами ЕС, так и иными правовыми актами ЕС.
R Органы, как правило, выполняют консультативные или вспомогательные функции.
Органы ЕС: Экономический и Социальный Комитет, Комитет регионов, Комитет по социальной защите, Европейский Обмунсман – независимый контрольный орган, уполномочен получать от каждого гражданина ЕС, ФЛ, ЮЛ жалобы в отношении порядка управления; может проводить расследования, не может проверять только суд. Так же предполагается создание Европейской Прокуратуры (еще не создана).
Учреждения ЕС.
До вступления в силу Лиссабонского договора считались разновидностью органов.
Учреждения создаются для выполнения специальных функций и обладают самостоятельной правосубъектностью в качестве ЮЛ (отличие от институтов и органов, за исключение ЕЦБ). Система учреждений – открытая, постоянно расширяется.
Чаще всего учреждения создаются законодательными институтами ЕС (Европейским Парламентом и Советом). Например, Европейское агентство по окружающей среде, Европейское агентство по медикаментам и др.
Исполнительные агентства – временные учреждения, создаваемые по решению Европейской Комиссии для реализации отдельных программ, финансируемых из бюджета ЕС.
Европейский парламент состав и порядок формирования, организация работы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|