Сделай Сам Свою Работу на 5

Решения, рекомендации и заключения ЕС: понятие и юридические свойства





Это акт вторичного права, он должен соответствовать первичному праву, акты создаются институтами.

Решенияявляется стандартной формой индивидуальных актов, то есть должны служить инструментом не правотворчества, а правоприминения. Они являются обязательными для тех кому адресованы. (ст.288 ДФЕС) Адресуются решения как государствам, так и физическим либо юридическим лицам. Носят обязательный характер и обладают прямым действием.

Пример: Решение европарламента от 9.03.94 О правилах и общих условиях, регулирующих осуществление обязанностей омбудсмана.

Рекомендации и заключения– не имеют обязательной силы, но национальные суды могут обращаться в Суд ЕС за толкованием или установлением действительности рекомендаций (ст. 288, 292 ДФЕС)

Заключение –это ответ на заданный вопрос.

рекомендация формулируется органами Евросоюза самостоятельно.

Пример: Заключение Европейского центрального банка от 19 сентября 2003 г: «О проекте Договора, учреждающего Конституцию для Европы»

Рекомендация Европейской комиссии от 16 мая 2002 г. «Независимость бухгалтерских ревизоров в Европейском Союзе: общие принципы» или Рекомендация того же института от 11 марта 2002 г. «Об общеевропейской модели curriculum vitae».



 

Понятие и общая характеристика компетенции ЕС

Компетенция ЕС – это совокупность предметов ведения и полномочий, в рамках которой ЕС действует.

Предметы ведения – это те сферы общественной жизни, в которых ЕС, его институты и органы имеют право применять свои полномочия.

Свою компетенцию ЕС получил за счет уступки в пользу Союза части суверенных прав государствами-членами ЕС. Уступка эта не является единовременной, она происходит постепенно по мере развития интеграции и решения новых задач. Евросоюз расширяет свою сферу действия.

В основу распределения компетенции между государствами и ЕС были положены принципы пропорциональности, наделения полномочиями и др.

Принцип наделения компетенцией – Союз может осуществлять полномочия только в той сфере, компетенция в которой ему была передана.

Субсидиарность – за пределами исключительной компетенции ЕС все полномочия осуществляются Союзом только тогда, когда государства не могут самостоятельно решить данные вопросы. ( в широком –ст. 5 ДФЕС, в узком – ст. 1 ч.2 ДЕС)



Пропорциональность – при осуществлении деятельности ЕС его действия не должны выходить за пределы достижения целей. ( ст. 5 ДЕС)

Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности 2007 г.

Признаки компетенции ЕС:

1) Компетенция ЕС является властной – действует принцип верховенства и прямого действия права ЕС.

2) Делегированная компетенция – весь объем полномочий передан государствами-членами ЕС.

3) Общая (универсальная) компетенция – распространяется почти на все сферы отношений в рамках ЕС.

Компетенция делится на:

“ Внутренняя – распространяется на сферы отношений, складывающиеся внутри ЕС (экономика, культура и т.п.). Ст.26-197 Договора о функционировании ЕС.

“ Внешняя – отношения ЕС с третьими странами (не входящими в состав ЕС) и международными организациями (м/н соглашения, внешняя политика и т.п.). Ч.5 ст.205-222 Договора о функционировании ЕС.

Отношения по поводу заморских территорий – промежуточная компетенция.

Наделение компетенции юридически оформляется учредительными договорами (ст.1). Ст.5 – Союз действует только в пределах предоставленной компетенции.

Компетенция предоставляется для достижения целей (ст.3 - содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов)

Любая компетенция, не предоставленная Союзу договором, принадлежит государствам-членам (остаточная компетенция) – ст.4.

Принципы взаимоотношений ЕС и государствами- членамив ст. 4 Договора «О функционировании ЕС»



 

Категории компетенции ЕС

Компетенция ЕС – это совокупность предметов ведения и полномочий, в рамках которой ЕС действует.

Предметы ведения – это те сферы общественной жизни, в которых ЕС, его институты и органы имеют право применять свои полномочия.

Объем полномочий, предоставленных ЕС, не одинаков. В разных областях его компетенция различна.

Категории компетенции:

- Исключительная компетенция ЕС основывается на презумпции передачи полномочий Союзу государствами-членами. В этих случаях значительно ограничиваются полномочия стран-членов действовать в такой сфере самостоятельно или коллективно, поскольку они вынуждены реализовать свои интересы только с помощью институтов ЕС.

ст.3 Договора о функционировании ЕС – регулируется актами Евросоюза, к ней относятся следующие сферы:

§ Таможенный союз

§ Установление правил конкуренции во внутреннем рынке

§ Денежная политика в зоне Евро

§ Сохранение морских биологических ресурсов

§ Общая торговая политика

При заключении международных соглашений ЕС имеет исключительную компетенцию, когда их заключение предусмотрено в законодательных актах Союза, в случае необходимости реализовать свою внутреннюю компетенцию, или в той мере, в какой заключение сделки может повлиять на общие правила или изменить их действие.

 

- Совместная компетенция Союза с государствами-членами означает, что в определенных учредительными договорами сферах как ЕС, так и государства-члены могут принимать обязательные акты. Общей считается компетенция, которая не относится к сферам исключительной или дополняющей компетенции. Государства-члены могут реализовать свою компетенцию до тех пор, пока Союз не воспользовался своей компетенцией.

Если же Союз решил прекратить осуществление своей компетенции, государства-члены в той же мере восстанавливают свою компетенцию.

(ст.4) – в рамках нее подлежит применению принцип субсидиарности:

а) внутренний рынок;

b) социальная политика;

c) экономическое, социальное и территориальное сплочение;

d) сельское хозяйство и рыболовство, за исключением сохранения морских биологических ресурсов;

e) окружающая среда;

f) защита потребителей;

g) транспорт;

h) трансъевропейские сети;

i) энергия;

j) пространство свободы, безопасности и правосудия

Этот перечень дополняют сферы, в которых совместная компетенция осуществляется при условии, что это не будет мешать государствам-членам реализовывать собственную компетенцию. К ним относятся научные исследования, технологическое развитие и космос, в которых Союз осуществляет меры, которые могут включать разработку программ, а также сотрудничество ради развития и гуманитарную помощь.

 

1) Поддерживающая и координирующая – уточняется в Договоре о функционировании ЕС. Не имеет властного характера.

2) Дополнительная - уточняется в Договоре о функционировании ЕС. Действует особый механизм расширения сферы действия ЕС. Предметно-ограниченный характер. Ст.352 ДФЕС. Включает в себя 3 сферы:

· Механизм продвинутого сотрудничества.

· Механизм подразумеваемых полномочий (ст.21 Договора о фун-ии ЕС, 114, 115). - то есть осуществление органом международной организации полномочий, не предусмотренных прямо учредительными документами, но необходимыми для достижения поставленных перед ним целей.

· Косвенное действие права ЕС (имеет общее с методом аналогии права).

 

 

20. Основные принципы компетенции ЕС (принцип наделения компетенцией, принцип субсидиарности, принцип пропорциональности

Принцип пропорциональности в широком смысле – действия или акты принимаемые ЕС не должны выходить за пределы того, что предусмотрено УД. Действия институтов ЕС должны строго соответствовать целям.

В узком – предполагает разграничение компетенции между институтами, органами и учреждениями ЕС.

 

Принцип субсидиарности в широком смысле - Европейская комиссия проводит широкие консультации с заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить последовательность и прозрачность действий Союза.

В узком – Союз действует лишь тогда и в такой степени, в какой цели предполагаемого действия не могут достаточным образом быть достигнуты государствами-членами на центральном, региональном или местном уровне, но, ввиду масштабов или последствий предполагаемого действия, могут быть лучше достигнуты на уровне Союза. Не распространяется на сферы исключительной компетенции ЕС. (Таможенный союз, Установление правил конкуренции во внутреннем рынке, Денежная политика в зоне Евро, Сохранение морских биологических ресурсов, Общая торговая политика).

 

Содержание принципа субсидиарности раскрывает «Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности», предусматривающий возложение на Еврокомиссию обязательств:

- проводить широкие консультации для учета местных и региональных проблем перед внесением любых законопроектов;

- включение в законопроекты объяснений их соответствия принципам и предоставление сопроводительных документов, в которых содержится обоснование финансовых и юридических последствий принятия акта, а также необходимость его принятия на уровне ЕС;

- наделение национальных парламентов правом контроля зазаконопроектами ЕС

на их соответствие принципу субсидиарности и направления ответственным за подготовку законопроекта своих мотивированных выводов для, права на обращение с иском в Суд ЕС относительно нарушения принципа субсидиарности.

 

Для обеспечения контроля за таким соответствием Протокол о применении принципов субсидиарности и пропорциональности содержит единые требования, когда речь идет о включении в законопроект объяснений о его соответствии обоим принципам и выводов о финансовых и юридических последствиях его принятия на уровне ЕС.

Другие способы контроля за соблюдением принципа пропорциональности более ограничены, нежели в случаях применения принципа субсидиарности. Национальные парламенты имеют право только знакомиться с законопроектом. Они не могут контролировать соответствие законопроекта принципа пропорциональности путем направления своих выводов его разработчикам, либо обращаясь с иском о нарушении принципа в Суд ЕС. С таким иском могут обращаться только государства-члены.

Принцип наделения полномочиями означает, что ЕС должен действовать только в пределах своей компетенции, которую оказали ему в Договорах страны-члены содружества для достижения целей, установленных Договорами. Пределы полномочий ЕС должны уважаться как органами Союза, так и государствами-членами. Как подчеркнул Суд ЕС, принцип наделения полномочий должен уважаться как во внешней, так и во внутренней деятельности Евросоюза.

Принцип наделения полномочиями также означает, что любая компетенция, не предоставленная ЕС в Договорах, принадлежит странам-членам ЕС. В отличие от участия государств в международных организациях членство в Союзе ведет к ограничению государствами-членами своих суверенных прав, часть которых они передают ЕС. Евросоюз не может самостоятельно менять свою компетенцию. Это могут делать только государства-члены.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.