Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзор прокурора за соблюдением законности на стадии предварительного расследования





 

1.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегули­рованную нормами уголовно-процессуального права деятель­ность уполномоченных на то государственных органов и дол­жностных лиц, направленную на выявление, раскрытие преступлений, изобличение лиц, виновных в их совершении, и назначении им справедливого наказания. В основе уголовно­го судопроизводства лежат три основные процессуальные функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела.

К участникам уголовного судопроизводства, осуществля­ющим функцию обвинения, согласно УПК относятся проку­рор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель соответственно потерпев­шего, гражданского истца и частного обвинителя. В соответ­ствии с ч. 1 ст. 37 УПК прокурор является должностным ли­цом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также над­зор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование имеет властно-распорядитель­ный характер и непосредственно связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном про­цессе, применением мер процессуального принуждения, ко­торые существенно затрагивают законные права и интересы участников уголовного судопроизводства. В Конституции закреплено, что человек, его права и свободы — это высшая ценность, а признание, соблюдение и их защита являются обязанностью государства. Этим объясняется то обстоятельство, Что прокурор не только наделен полномочиями на осуществле­ние уголовного преследования, но и обязан обеспечить действенный надзор за соблюдением законности предварительного расследования.



Под прокурорским надзором за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных прокуроров в досудебных стадиях уголовного процесса, направленная на обеспечение законности при осуществлении уголовного преследования.



Таким образом, прокурорский надзор за соблюдением за­конности в данном случае решает две задачи. С одной стороны, он служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан, а с другой — осуществляет надзор за правильным соблюдением закона, позволяет эффективно проводить уголовное преследование, так в случае нарушения предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством правил проведения следственных действий полученные сведения не будут иметь доказательственного значения.

Осуществляя надзор за соблюдением законности предварительного расследования и являясь в досудебном производстве руководителем уголовного преследования, прокурор обязан:

1) обеспечить единый подход к организации прокурор­ского надзора за всеми органами предварительного след­ствия и дознания независимо от их ведомственной принад­лежности;

2) незамедлительно реагировать на выявленные нарушения законов на всех этапах уголовно-процессуальной деятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии , имеющем признаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения утверждения обвинительного заключения, направления дела в суд, для применения принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия, проверки законности решения о прекращении, а также отказе в возбуждении уголовного дела;

3) в полной мере реализовать важнейшую обязанность прокуроров — защиту прав и законных интересов лиц, потер­певших от преступлений. Прокуроры должны внимательно подходить к рассмотрению их жалоб и заявлений, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав, возмещению морального и материального ущербов;



4) обеспечить своевременность и законность решений следователя и дознавателя по результатам проверки каждо­го сообщения о преступлении;

5) принять все возможные меры к обеспечению законнос­ти при применении мер процессуального принуждения;

6) осуществлять надзор за своевременностью и правиль­ностью проведения следственных действий;

7) установить действенный надзор за законностью и обо­снованностью прекращения уголовного дела И уголовного преследования, строго руководствуясь при этом требовани­ями уголовно-процессуального закона. Безотлагательно от­менять постановления о приостановлении предварительного следствия, прекращении уголовного дела или уголовного пре­следования, если не исчерпаны все возможные средства для сбора доказательств и изобличения виновных.

2.

К объектам прокурорского надзора на досудебных ста­диях уголовного судопроизводства относятся государствен­ные органы и должностные лица, наделенные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством полномочи­ями осуществлять предварительное следствие и дознание.

В соответствии со ст. 150 УПК предварительное рассле­дование осуществляется либо в форме предварительного следствия, либо в форме дознания. Предварительное след­ствие производится следователями следственного комитета РФ, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности и феде­ральной службы по контролю за оборотом наркотиков.

Другим объектом, на деятельность которого распростра­няются надзорные полномочия прокурора, является орган дознания. В соответствии со ст. 40 УПК к органам дознания относятся:

• органы Министерства внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законодательством полномочиями по осуществлению ОРД;

• Главный судебный пристав РФ, Главный военный судебный пристав. Главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

•командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

• органы Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Уголовно-процессуальным законом на органы дознания возлагаются следующие полномочия: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; выполнение неотложных следственных дейс­твий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. В соответствии с ч. 1 ст. 41 УПК полномочия органа дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания. Предметом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является соблюдение:

1) прав и свобод человека и гражданина в ходе осуществления уголовного преследования;

2) установленного законом порядка разрешения заявлений сообщений о совершаемых, совершенных и готовящихся преступлениях;

3) законности проведения предварительного расследования;

4) законов при принятии решений органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

Законодательно установлены также пределы прокурорского надзора.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание, согласно п. 31 . 5 УПК могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем представляется правильным, что помощ­ники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требо­ваний уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 6 ст. 37 УПК пол­номочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры рай­она, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры.

2. Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессу­альных аспектов. Вмешиваться в организационно-распоряди­тельную деятельность органов, проводящих предваритель­ное следствие и дознание, прокурор не имеет права.

3. Указания надзирающего прокурора не всегда являют­ся безусловными для исполнения. В случае несогласия с ре­шениями или указаниями прокурора следователь в соответ­ствии с ч. 3 ст. 38 УПК вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением сво­их возражений. В этих случаях последний отменяет указа­ние нижестоящего прокурора или поручает производство предварительного следствия по данному уголовному делу другому следователю.

3.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным зако­нодательством РФ и другими федеральными законами. Ука­зания Генерального прокурора РФ по вопросам предваритель­ного следствия и дознания, не требующие законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

В ходе досудебного производства по уголовному делу про­курор уполномочен:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступ­лениях;

2) возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном УПK, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;

3) участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия;

4) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в соответствии со ст. 146 УПК;

5) давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

6) разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы;

7) отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК при производстве предварительного расследования;

8) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований данного действия;

9) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подведомственности, предусмотренных ст. 151 УПК, с обязательным указанием оснований такой передачи;

10) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном УПК;

11) поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий;

12) продлевать срок предварительного расследования;

13) утверждать постановление дознавателя, следователя прекращении производства по уголовному делу;

14) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд;

15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

16) приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу.

Письменные указания прокурора органу дознания, дозна­вателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.

Для устранения выявленных в ходе осуществления проку­рорского надзора нарушений законности органами дознания и предварительного следствия прокурор уполномочен приме­нять следующие средства правового реагирования.

Представление. Данное правовое средство прокурор­ского реагирования на выявленные нарушения закона в уго­ловном судопроизводстве имеет двойное назначение. Так, на досудебных стадиях уголовного, процесса при осуществ­лении прокурором надзора за исполнением законов органа­ми предварительного следствия и дознания представление адресуется руководителям органов, чьи подчиненные до­пустили выявленные нарушения закона. При этом в пред­ставлении может быть поставлен вопрос о привлечении ви­новных к ответственности. О принятых мерах прокурор предлагает уведомить его в месячный срок. В судебных стадиях представление — это акт прокурорского реагиро­вания на судебное решение, вносимое прокурором в поряд­ке, предусмотренном УПК.

Указание. Это правовое средство является наиболее распространенной формой прокурорского реагирования, ко­торое, как правило, носит профилактический характер и способствует недопущению совершения следователем или дознавателем нарушений требований уголовно-процессуального законодательства. Указание дается прокурором в письменном виде и может касаться как производства тех или иных следственных действий, проведение которых це­лесообразно с его точки зрения, так и характера избрания меры пресечения. Прокурор может дать указание следо­вателю о том, как квалифицировать преступление, по ко­торому следователь осуществляет производство, об объеме обвинения, направлении уголовного дела в суд или его прекращении и т.д.

Следует отметить, что письменные указания прокурора органу дознания, следователю, данные в порядке, предусмотренном УПК, являются обязательными. Обжалование улученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 38 УПК.

Письменное требование (поручение, запрос). При осуществлении прокурорского надзора в досудебных стадиях уголовного процесса прокурор вправе истребовать у следователя уголовное дело для его проверки. Указанное полномочие прокурора реализуется посредством направления письменного требования (поручения, запроса) начальнику следственного отдела и обязательно для исполнения.

Постановление. В случаях, предусмотренных УПК, прокурор наделен правом вынести соответствующее постановление. Согласно п. 25 ст. 5 УПК постановлением в досудебных стадиях уголовного судопроизводства является решение прокурора, следователя, дознавателя, вынесенное при производстве предварительного расследования. Обвинительное заключение и обвинительный акт имеют другую правовую природу и постановлениями не являются.

Например, если прокурор, проверив допустимость доказательства по уголовному делу, по ходатайству подозреваемого или обвиняемого или собственной инициативе придет к убеждению, что оно получено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, то в этом случае он в соответствии с требованием ч. 3 ст. 88 УПК выносит постановление о признании данного доказательства недопустимым. После этого полученное с нарушениями доказательство не подлежит включению в обвинительное заключение или обвинительный акт.

Официальное извинение реабилитированному. Прокурор от имени государства приносит официальное извинение реаби­литированному за причиненный ему в результате незаконного уголовного преследования вред. Вместе с тем УПК предусмат­ривает следующие правовые средства возмещения реабилити­рованному морального вреда. Так, по письменному указанию прокурора средства массовой информации, опубликовавшие све­дения о задержании реабилитированного, его временном отстра­нении от должности, осуждении, обязаны в течение 30 суток сделать сообщение о реабилитации.

По требованию реабилитированного, а в случае его смер­ти — его близких родственников или родственников суд, про­курор, следователь, дознаватель обязаны в срок не позднее 14 суток направить письменные сообщения о принятых ре­шениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.

4.

Стадия возбуждения в уголовном судопроизводстве имеет очень важное значение. От того, насколько правильно и своевре­менно будет принято и зарегистрировано сообщение о преступ­лении, насколько полно будет проведена проверка поступившего повода, зависит успех дальнейшего расследования, а также обес­печение прав и законных интересов граждан. В соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства дол­жностные лица органов, осуществляющих уголовное преследо­вание, обязаны принять и проверить сообщение о любом совер­шенном, совершаемом или готовящемся преступлении.

Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела урегулирован как уголовно-процессуальным законодательством, так и следующими внутриведомственными норматив­ными актами: Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешению в органах внутренних дел Российской Федера­ции сообщений о преступлениях и иной информации о право­нарушениях, утвержденной приказом Министерства внутрен­них дел РФ от 13.03.2003 № 158, приказом Министерства юстиции РФ от 27.06.2002 № 179 «Об утверждении порядка ? приема, регистрации, учета и разрешения в службе судебных приставов Минюста России заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях». Инструкцией о порядке рас­смотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в орга­нах федеральной службы безопасности, утвержденной при­казом Федеральной службы безопасности РФ от 04.12.2000 №613, приказом Генерального прокурора от 21.10.2003 №45 «Об утверждении инструкции о порядке приема, регистрации и рассмотрения в органах прокуратуры РФ сообщений о пре­ступлениях». О важности этого этапа стадии возбуждения уго­ловного дела свидетельствует и то, что Генеральным прокурором РФ был издан соответствующий приказ от 10.01.1999 № 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением за­конности при разрешении заявлений, сообщений и иной инфор­мации о совершенных и подготавливаемых преступлениях».

Некоторые аспекты прокурорского надзора за законностью и своевременностью регистрации сообщений о преступлениях содержатся в приказе Генерального прокурора РФ от 05.07.2002 , № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства», которые применяются в части, не противоречащей приказу Генерального прокурора от 21.10.2003 № 45.

Участие прокурора на стадии возбуждения уголовного дела заключается в осуществлении надзора за соблюдением правил приема, регистрации, рассмотрения и проверки поступающих сообщений о преступлениях с целью установления наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела.

Уголовное судопроизводство начинается с поступления и регистрации повода для возбуждения уголовного дела. Пово­дом для возбуждения уголовного дела служит установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которых ком­петентные государственные органы и должностные лица по­лучают информацию о совершаемом, совершенном или го­товящемся преступлении.

Поступление соответствующего повода для возбуждения уголовного дела является юридическим фактом, который обязывает прокурора, следователя, орган дознания принять его, проверить на наличие или отсутствие оснований для воз­буждения уголовного дела и вынести соответствующее ре­шение. На этом этапе стадии возбуждения уголовного дела допускаются серьезные нарушения законности:

1) в случаях, когда преступление совершено в условиях неочевидности и нет подозреваемого лица, пострадавшим не­редко отказывают в приеме заявлений и сообщений о преступ­лениях, а принятые — не регистрируются и не рассматрива­ются;

2) уголовно наказуемые деяния квалифицируются как ад­министративные проступки, а при очевидных признаках со­става преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовного дела, подчас учиняются подлоги, фальсифицируются материалы проверок;

3) нарушаются установленные законом сроки рассмотре­ния и разрешения сообщений о преступлениях и т.д.

В связи с этим прокурор обязан ежемесячно проверять исполнение законодательства при приеме, разрешении и уче­те заявлений и сообщений о преступлениях, сопоставляя для этого данные органов внутренних дел, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений об оказании помощи гражданам по поводу криминальных травм, результаты судебно-медицинского исследования трупов с признаками насильственной смерти, сводки о совершенных преступлениях, материалы иных источников.

Генеральный прокурор обязывает нижестоящих прокуро­ров, ответственных за правильность ведения учетно-регистрационной документации, обеспечить своевременную полную регистрацию заявлений, сообщений и сигналов о преступлениях, поступающих в органы прокуратуры. Прокуроры должны систематически проверять состояние делопроизводства, учетно-регистрационной дисциплины в нижестоящих прокуратурах. Ответственность за организацию ой работы возложена лично на прокуроров городов и рай­онов;

Осуществляя надзор за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела, прокуроры обязаны обращать внимание и на соблюдение установленной уголовно-процессуальным законом формы поступившего повода для возбуждения уголовного дела.

Особое внимание при осуществлении надзора за исполнением законов в этой стадии прокурор должен уделить срокам проверки поступившего повода для возбуждения уголовного дела. В соответствии с положениями УПК прокурор, следователь и дознаватель обязаны проверить поступивший повод для возбуждения уголовного дела и в течение трех суток принять решение о возбуждении уголовного дела либо об отказе в этом.

В исключительных случаях срок проверки может быть продлен прокурором, начальником следственного отдела или органа дознания до 10 суток, соответственно по ходатайству следователя или дознавателя. По общему правилу дальнейшее продление срока не допускается, однако в случае назначения документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток (ч. 3 ст. 144 УПК).

Осуществляя надзор за законностью в стадии возбуждения уголовного дела, прокурор первостепенное внимание должен уделять заявлениям и сообщениям, находящимся в стадии рассмотрения, давать необходимые письменные указания, с тем чтобы предотвращать волокиту, не допускать проведения до следственных проверок при очевидных признаках состава преступления, незамедлительно возбуждать уголовные дела, обеспечивать безотлагательное проведение неотложных следственных действий и осуществление других мер, направленных на раскрытие преступления.

Основной задачей стадии возбуждения уголовного дела является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. УПК не содержит исчерпыва­ющего перечня проверочных действий по поступившему сообщению о преступлении. Вместе с тем представляется вполне оправданным в этой стадии уголовного процесса ис­требовать предметы и документы, опрашивать граждан от­носительно обстоятельств, имеющих значение для разреше­ния поступившего в компетентные органы повода для возбуждения уголовного дела, назначать и проводить реви­зии, инвентаризации, проверки документации, необходимые исследования с привлечением специалистов и т.д.

Отдельного внимания заслуживает подход к возможнос­ти осуществления в этой стадии уголовного процесса след­ственных действий. Так, до возбуждения уголовного дела могут быть (в исключительных случаях) проведены осмотр места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), освидетельствова­ние (ст. 179 УПК), назначена судебная экспертиза. В связи с этим прокуроры должны обращать внимание на то, что этот перечень следственных действий является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Следователь, орган дознания, дознаватель, убедившись в том, что в поступившем сообщении о преступлении содержат­ся признаки преступления и отсутствуют правовые основа­ния к отказу в возбуждении уголовного дела, обязаны принять решение о возбуждении уголовного дела, вынести об этом постановление и немедленно уведомить заявителя.

Следователь, дознаватель обязаны немедленно направить постановление о возбуждении уголовного дела вместе с ма­териалами проверки, а если были осуществлены следствен­ные действия (осмотр места происшествия, освидетельство­вание) или назначена судебная экспертиза, то соответственно протоколы и постановления о производстве этих действий надзирающему прокурору.

При поступлении от следователя, дознавателя постанов­ления о возбуждении уголовного дела и материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдель­ных следственных действий соответствующих протоколов и постановлений прокурор обязан незамедлительно проверить их обоснованность и достаточность для вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела. При том он должен установить обстоятельства, исключающие необходимость Возбуждения уголовного дела, выяснить своевременность и законность проведения следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела.

В случаях, когда в собранных материалах не содержится остаточных данных для возбуждения дела, но не исчерпаны возможности для их сбора, в тот же день надзирающий прокурор должен вынести постановление о возвращении следователю, дознавателю материалов для дополнительной проверки с указанием о необходимости выполнения конкретных процессуальных действий и сроков исполнения.

При сообщениях об убийстве, террористическом акте, бандитизме и иных особо тяжких преступлениях прокурор обязан лично выезжать на место происшествия, непосредственно изучать обстоятельства происшедшего и собранные материалы и при наличии достаточных оснований на месте возбуждать уголовное дело либо давать согласие на это, если постановление о возбуждении дела вынесено следователем.

В случае принятия прокурором решения о согласии на возбуждение уголовного дела, но отсутствия возможности оперативного возвращения следователю или дознавателю материалов дела для производства расследования или дознания прокурор о принятом решении должен уведомить их по телефону, телеграфу, телетайпу, средствами факсимильной связи или электронной почтой. После чего постановление о возбуждении уголовного дела с материалами проверки незамедлительно направить следователю или дознавателю. Уведомление о согласии на возбуждение уголовного дела, порученное от прокурора следователем, дознавателем по телефону, необходимо оформить телефонограммой и приобщить к материалам уголовного дела. Прокурор, в свою очередь, должен следить, чтобы поступившие сообщения органами предварительного расследования приобщались к материалам дела с указанием времени их фактической отправки и получения.

Получив от надзирающего прокурора согласие на возбуждение уголовного дела, следователь, дознаватель обязаны уведомить об этом заявителя и лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с дачей согласия на возбуждение уголовного дела, в соответ­ствующих прокуратурах устанавливается в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) дежурство прокурор­ских работников, правомочных принимать процессуальные ре­шения.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит по­становление об отказе в возбуждении уголовного дела. Над­зирающим прокурорам необходимо строго следить за тем, что согласно УПК не допускается выносить решение об отказе в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотрен­ному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК, если не указано конкретное лицо, в отношении которого выносится данное решение.

При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступ­лении, связанного с подозрением в его совершении конкретным лицом или лицами, прокурор, следователь, дознаватель обяза­ны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за за­ведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или рас­пространившего ложное сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направля­ется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясня­ются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования. Постановление следователя, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела в свою очередь дол­жно стать объектом пристального внимания прокурора как с формальной, так и с содержательной стороны.

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжа­лован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. 124 и 125 УПК.

В соответствии со ст. 124 УПК прокурор рассматривает жалобу в течение трех суток со дня ее получения. В исклю­чительных случаях, когда для проверки жалобы необходимо истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы в срок до 10 суток, о чем извещается заявитель. По результатам ее рассмотре­ния прокурор выносит постановление о полном или частич­ном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен (решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет принятое постановление и возбуждает уголовное дело либо возвращает материалы для дополнительной проверки.

 

5.

Прокурор выявить нарушения закона, допущенные следователем, дознавателем при производстве уголовного дела, может л ознакомления с материалами предварительного расследования, рассмотрения жалоб граждан на действия государственных органов и должностных лиц, ведущих уголовный про-, непосредственного участия в расследовании преступлений, обобщения практики расследования преступлений.

Ознакомление с материалами уголовного дела, находящимися в производстве у следователя или дознавателя, происходит в целяхпроверки обеспечения допустимости доказательств, защиты прав участников уголовного процесса, и в первую очередь потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого.

Для решения этих задач прокурор может вызвать следователя или дознавателя и заслушать их как о производстве по уголовному делу в целом, так и по отдельным эпизодам следования. Прокурор также может ознакомиться с наблюдательным производством по уголовному делу, в котором находятся копии важных процессуальных документов, отражающих решения следователя, дознавателя.

Однако наиболее эффективной формой прокурорского надзора в этом направлении является непосредственное ознакомление прокурора с материалами уголовного дела.

Изучая уголовное дело, прокурор в первую очередь должен обратить внимание на законность и обоснованность задержания лица по подозрению в совершении преступления. прокурор должен следить за тем, чтобы задержание лица происходило в точном соответствии с требованиями ст. 91 и 92 УПК и процессуальное оформление задержания следователем и дознавателем осуществлялось не позднее трех часов после фактического доставления подозреваемого в орган дознания, к следователю или прокурору.

Прокурор должен решительно пресекать случаи задержа­ния подозреваемых в совершении преступлений на основании протоколов об административных правонарушениях. Он дол­жен безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно задержанных лиц, в том числе содержащихся свы­ше 48 часов без избрания меры пресечения в виде заключе­ния под стражу, а также находящихся под стражей без про­дления сроков.

В этих целях он обязан ежедневно проверять законность содержания подозреваемых, обвиняемых в изоляторах вре­менного содержания и на гауптвахтах. Прокурор должен бе­зотлагательно реагировать на нарушения порядка задержа­ния, несоответствия данных, содержащихся в протоколе задержания, фактическим обстоятельствам происшедшего.

Велика роль прокурорского надзора и за соблюдением за­конности при избрании в отношении подозреваемого или об­виняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Избирая меру пресечения и определяя ее вид, исходить из оснований, указанных в ст. 97 УПК, учитывая при этом тя­жесть предъявленного обвинения, данные о личности обви­няемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положе­ние, место жительства, род занятий и другие обстоятельства. При отсутствии оснований для избрания меры пресечения и с учетом конкретных обстоятельств отбирать у подозревае­мого или обвиняемого обязательство о явке.

При рассмотрении вопроса о согласии на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен иметь в виду, что в ст. 108 УПК содержится исчерпывающий перечень оснований (условий) для заключения под стражу подозреваемого или об­виняемого. Прокурор должен тщательно проверять доводы по­дозреваемого и обвиняемого об их невиновности, оказании давления, нарушении права на защиту и др. В необходимых случаях прокурору следует лично допрашивать лицо, подле­жащее аресту, а несовершеннолетнего— в обязательном порядке.

При невозможности окончания предварительного след­ствия в двухмесячный срок и отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу прокурор должен обеспечить продление сроков содер­жания под стражей в строгом соответствии со ст. 109 УПК.

Принимая решение о даче согласия на продление срока содержания под стражей свыше шести месяцев, прокурор должен следить за тем, чтобы ходатайство о продлении возбуждалось в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для избрания этой меры пресечения.

Для получения согласия Генерального прокурора РФ на постановление суду ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 12 месяцев надзирающий прокурор должен готовить и не позднее 30 суток до истечения годичного срока представлять в Генеральную прокуратуру РФ соответствующие материалы с заключением об обоснованности и законности его продления. Также не позднее 30 суток необходимо представлять в Генеральную прокуратуру РФ постанов­ите следователя для продления Генеральным прокурором РФ и его заместителем срока следствия свыше 12 месяцев.

В этих случаях необходимо учитывать, что предоставле­но для согласия Генерального прокурора РФ ходатайств следователя о продлении судом срока содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев носит исключительный характер. В связи в этим вопросы о содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно нужно рассматривать на коллегии прокуратуры субъекта РФ, приравненных к ней военных и других специализирован­на прокуратур.

В отправляемых документах надзирающий прокурор дол­ги обязательно отразить следующие вопросы: изучалось ли уголовное дело, какие нарушения и недостатки выявлены в организации расследования, какие меры приняты для устранения обнаруженных просчетов.

Осуществляя надзор за исполнением законов, связанных с пресечением и раскрытием преступлений, прокурор должен добиваться соблюдения требований ч. 3 ст. 7 УПК о недопустимости использования доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка.

В соответствии с положениями ст. 75 УПК доказательства, полученные с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, являются недопустимыми. Они не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.