Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность





 

1.

В реализации политики государства, направленной на борьбу с преступностью, существенная роль принадлежит государственным органам, наделенным в силу закона правом осуществлять ОРД. Данная деятельность позволяет эффективно выявлять, раскрывать и пресекать преступления. По оценкам специалистов, правоохранительные органы, используя оперативно-розыскной потенциал, раскрывают до 70% всех совершенных преступлений.

Особое значение ОРД приобретает в условиях продолжающегося в России роста преступности. Преступники используют современные методы как совершения преступлений, так противодействия правоохранительным структурам в их обнаружении и раскрытии. Особую озабоченность вызывают вые виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии которых органы, осуществляющие ОРД, имеют достаточного опыта. Указанные обстоятельства требуют повышения качества и результативности проводимых оперативно-розыскных мероприятий.

Являясь эффективным средством борьбы с преступлениями, ОРД вместе с тем неизбежно сопровождается ограничением прав и свобод человека, которые закреплены и охраняются Конституцией и иными федеральными законами. Проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, снятие информации с технических каналов связи или прослушивание телефонных переговоров (п. 10,11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД), затрагивает конституционное право лица, в отношении которого оно осуществляется, на неприкосно­венность и тайну его личной жизни. Обследование помеще­ний, зданий, сооружений, участков местности (п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД) ограничивает конституционное право граж­данина на неприкосновенность жилища.



В связи с этим важен баланс между, с одной стороны, ак­тивной и целенаправленной деятельностью по реализации опе­ративно-розыскных мероприятий, направленных на обнаруже­ние, выявление и пресечение преступлений, а с другой — всемерным соблюдением прав, свобод и законных интересов личности, в отношении которой осуществляются ОРД. Гаран­тией этого будут правовая регламентация ОРД, а также не­уклонное и скрупулезное соблюдение требований законов и подзаконных нормативных актов. По сути, названные аспек­ты деятельности означают реализацию принципа законности при осуществлении ОРД.



Следует отметить, что в области развития нормативного регулирования ОРД в последнее десятилетие наблюдаются положительные тенденции.

До 1992 г. ОРД регулировалась исключительно закрытыми, носящими ведомственный характер нормативными актами.

Принятый 17 января 1992 г. Закон о прокуратуре закрепил в качестве одного из основных направлений реализации про­куратурой своих полномочий надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

Затем 13 марта 1992 г. был впервые принят Закон РФ № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности», в кото­ром были определены субъекты, имеющие право осуществ­лять оперативно-розыскные мероприятия, порядок их прове­дения, а также нормы, предусматривающие, что надзор за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В ст. 21 Закона об ОРД эта норма закреплена в том же виде, в ней указано, что прокурорский надзор за исполне­нием Закона об ОРД осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры.

Рассматриваемое направление деятельности органов про­куратуры имеет свою специфику, которая определяется, с одной стороны, обязанностью прокурора от имени Россий­ской Федерации осуществлять уголовное преследование (ч. 1 ст. 37 УПК), а также координировать деятельность правоох­ранительных органов по борьбе с преступностью (ст. 8 Закона о прокуратуре), а с другой — обязанностью осуществлять надзор за законностью уголовного преследования и деятель­ности правоохранительных органов, способствовать охране прав и свобод личности. В соответствии с Законом об ОРД последняя представляет собой специфический вид деятельности, который осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то феде­ральным законодательством оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посред­ством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и граж­данина, собственности, обеспечения безопасности общества государства от преступных посягательств. В приведенном законодательном определении четко указаны цели, для достижения которых проводится ОРД.



Вместе с тем в законе закреплено выполнение и задач частного характера, решение которых способствует достижению целей ОРД. К ним относятся:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;

3) сбор информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Таким образом, сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, заключается, с одной стороны, в надзоре за соблюдением должностными лицами соответствующих подразделений законов, что важно способствовать результативности в борьбе с преступностью, а с другой — в охране конституционных прав и свобод личности, вовлеченной в сферу этой борьбы.

Деятельность уполномоченных прокуроров должна спо­собствовать успешному проведению ОРД по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, изобличению виновных и розыску лиц, скрывающихся от ор­ганов дознания, следствия и суда либо уклоняющихся от ис­полнения уголовного наказания, а также розыску без вести пропавших граждан.

2.

На территории РФ право осуществлять ОРД предостав­ляется подразделениям следующих правоохранительных ор­ганов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной служ­бы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, внешней разведки Мини­стерства обороны РФ, Министерства юстиции РФ.

Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если про­ведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

Перечень органов, осуществляющих ОРД, является ис­черпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают опре­деленные Законом об ОРД задачи исключительно в преде­лах своих полномочий, установленных соответствующими за­конодательными актами РФ.

Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 3 приказа Генерального прокурора РФ от 25.04. 2000 № 56 «Об орга­низации надзора за исполнением федерального законода­тельства "Об оперативно-розыскной деятельности"» пред­метом прокурорского надзора является обеспечение:

1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тай­ну;

2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции;

3) установленного порядка разрешения заявлений и сообще­ний о совершенных и готовящихся преступлениях;

4)закон­ности выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.

Поводами для проведения прокурорской проверки закон­ности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

1) жалобы граждан и обращения должностных лиц на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;

2) результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.

Прокурорская проверка осуществляется также в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномо­ченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

1. В пределы прокурорского надзора не входит контроль за исполнением внутриведомственных нормативно-правовых актов, принятых в развитие положений федерального законодательства об ОРД. Вместе с тем прокурор для обоснования своих выводов о соблюдении законов в действиях и решениях поднадзорных органов, вне всякого сомнения, должен знать положения этих документов.

2. Прокурор не вправе своим указанием отстранить сотрудника оперативно-розыскного подразделения от выполнения им своих должностных обязанностей в связи с нарушением требований федерального законодательства, подзаконных нормативно-правовых актов или по иным причинам например, вследствие обнаружившейся его некомпетентности.

3. Прокурор не вправе своим решением отменить незаконные или необоснованные решения сотрудника, осуществляющего ОРД.

4. Прокурор не может опротестовать судебное решение о производстве оперативно-розыскных мероприятий.

5. Сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содей­ствие этим органам на конфиденциальной основе, предостав­ляются прокурору только на основании письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

6. Оперативно-служебные документы об осуществлении контрразведывательной деятельности органами Федеральной службы безопасности РФ и Службы внешней разведки РФ прокурор может истребовать только исключительно в случаях проведения Проверок в порядке надзора по поступившим в прокуратуру материалам, информации и обращениям граж­дан, свидетельствующим о нарушениях этими органами за­конодательства РФ.

7. В ходе проведения надзорных мероприятий в органах внешней разведки Министерства обороны РФ прокурор дол­жен изучать только те оперативно-служебные документы, которые заведены в связи с обеспечением собственной бе­зопасности указанных органов.

3.

Надзор за соблюдением законов органами, осуществля­ющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возло­жен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Ге­нерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56. Согласно ука­заниям, содержащимся в этом Приказе, во исполнение тре­бований закона соответствующими приказами заместителей Генерального прокурора РФ в аппаратах Генеральной про­куратуры РФ и Главной военной прокуратуры назначаются уполномоченные прокуроры, на которых возлагается непо­средственное осуществление надзорных функций по рас­сматриваемому направлению деятельности.

Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказа­ми назначают из числа сотрудников аппарата соответству­ющей прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномочен­ных прокуроров для осуществления надзора.

Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных проку несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.

Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные лица прокуратуры, на которых возложена обязанность ведения делопроизводства документам ОРД, должны иметь соответствующий допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.1995 № 1050.

Работа с этими документами накладывает на прокуроров обязанность о неразглашении полученной в ходе выполнения своих функций информации. За разглашение сведений, составляющих государственную тайну, а также иных сведений, ставших известными в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий или содержащихся в соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную тайну, должностные лица органов прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом » от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее — Закон о государственной тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.

Проверки исполнения законодательства об ОРД должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций. Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД. Согласно совместному указанию Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18.04.2002 (20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности» у прокурора должно быть соответствующее предписание на про­ведение проверки, которое он должен предъявлять начальни­ку органа Федеральной службы безопасности РФ. Предпи­сание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность упол­номоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необ­ходимости и другие сведения, требуемые согласно ведом­ственным нормативным документам.

В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре пол­номочия прокурора по надзору за исполнением законов орга­нами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным зако­нодательством РФ и другими федеральными законами.

Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:

• знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного уче­та, материалы о проведении оперативно-розыскных меро­приятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;

• требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;

• давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекраще­нии;

• опротестовывать незаконные и необоснованные поста­новления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);

• отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

• опротестовывать противоречащие закону ведомствен­ные правовые акты, принятые руководителями органов, осу­ществляющих ОРД;

• вносить представления об устранении нарушений законa, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

• требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников для дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

• проводить проверку при обнаружении признаков преступ­ления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

• направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей. При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установ­лением срока их исполнения.

При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда. В случаях незаконного отказа в предоставлении документов в зависимости от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как невыполнение требований прокурора или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения виновных должностных лиц в установленном законом порядке к ответственности, в том числе головной.

Надзирающие за законностью ОРД прокуроры, используя предоставленные им полномочия, обязаны пресекать нарушения прав и законных интересов физических и юридических лиц при проведении оперативно-розыскных мероприятий, принимать своевременные меры к их восстановлению, возмещению причиненного вреда и при наличии оснований привлекать виновных должностных лиц к установленной законом ответственности. Руководители соответствующих прокуратур обязаны обеспечить защиту от разглашения све­дений, содержащихся в предоставленных документах и ма­териалах об ОРД поднадзорных органов.

Уполномоченные прокуроры несут персональную ответ­ственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государствен­ную тайну.

4.

Специфика прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, состоит в том, что в этой деятельности принимает участие значительное количество государственных правоохранительных структур. Данное об­стоятельство требует от надзирающих прокуроров постоян­ного накопления и анализа поступающей информации о состо­янии законности в поднадзорных органах. В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной приказом Генерального проку­рора РФ от 25.04.2000 № 56 уполномоченные нижестоящие прокуроры должны вести статистическую отчетность о сво­ей работе по надзору за исполнением законов при осуществ­лении ОРД. Эта отчетность предусматривает отражение не­обходимых данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушении закона при осуществлении оперативно-розыск­ных мероприятий, а также установленного порядка их про­ведения и законности принимаемых при этом решений ру­ководителями соответствующих органов. Систематизация материалов об имеющихся фактах нарушений законов при осуществлении ОРД позволит прокурору более эффективно и целенаправленно планировать свою работу.

Уполномоченным прокурорам при проведении проверок следует обращать внимание на следующие обстоятельства:

1) законность и обоснованность принятия решений соот­ветствующими должностными лицами о производстве или прекращений оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов ОРД.

Согласно федеральному законодательству оперативная, проверка прекращается в случае решения конкретных задач ОРД или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;

2) обязательность регистрации и заведения дел оператив­ного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия. Органы, осуществляющие ОРД, для решения задач, возложенных на них Законом об ОРД, могут "создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.

Дела оперативного учета заводятся при наличии основа-га, предусмотренных п. 1—6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, в целях ора и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД.

Следует отметить, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД, а также если установлены обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности решения этих задач. Пе­чень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД;

3) соответствие оперативно-розыскных мероприятий це­дя и задачам ОРД, а также на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде.

Согласно Закону об ОРД результаты проводимых оперативно-розыскных мероприятий используются для:

• подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

• выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия вступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих иди совершивших;

• розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших.

Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган доз­нания, следователю или в суд, в производстве которого нахо­дится уголовное дело, для принятия тех или иных процессу­альных решений, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Представление оперативными подразделениями результа­тов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в уста­новленном законом порядке конкретных оперативно-служеб­ных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона о го­сударственной тайне.

Данные о результатах ОРД не представляются прокуро­рам, если:

• невозможно обеспечить безопасность субъектов (участ­ников) ОРД в связи с представлением и использованием дан­ных результатов в уголовном процессе;

их использование в уголовном процессе создает реаль­ную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источ­никах, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедрен­ных в организованные преступные группы, штатных неглас­ных сотрудниках и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне.

Решение о непредставлении результатов ОРД по указан­ным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенкла­турного дела. О принятом решении обязательно уведомля­ется инициатор запроса;

4) наличие полномочий у лиц, осуществляющих ОРД, на проведение только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом.

Так, в соответствии с Законом об ОРД при ее осуществлении проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: оп­рос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного иссле­дования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение; отождествление личности, обследо­вание помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, теле­графных и иных сообщений, прослушивание телефонных пере-; говоров, снятие информации с технических каналов связи, опе­ративное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприя­тий является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральным законом;

5) наличие оснований для осуществления оперативно-ро­зыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом.

Основаниями для проведения оперативно-розыскных ме­роприятий являются:

• возбужденное уголовное дело;

•ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях, создающих .угрозу государственной, военной, экономической или экологи­ческой безопасности РФ; в) лицах, скрывающихся от орга­нов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обнаружении опознанных трупов;

• поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находя-имея в их производстве;

• запросы других органов, осуществляющих ОРД, по ос­нованиям, указанным в федеральном законе;

• постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмот­ренном законодательством РФ;

• запросы международных правоохранительных организа­ций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Кроме приведенных оснований органы уполномочены осу­ществлять ОРД, прямо не связанную с добыванием инфор­мации непосредственно в криминальной среде для нужд уго­ловного преследования. В пределах своих полномочий они вправе также собирать данные, имеющие профилактический характер, которые необходимы для принятия следующих решений о: а) допуске к сведениям, составляющим государ­ственную тайну; б) допуске к работам, связанным с эксплу­атацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей сре­ды; в) допуске к участию в ОРД или к материалам, получен­ным в результате ее осуществления; г) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подго­товке и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

д) обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; е) выдаче разрешений на частную детективную и ох­ранную деятельность.

Осуществляя надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурор должен обращать внима­ние на соблюдение условий и порядка проведения оператив­но-розыскных мероприятий.

В Законе об ОРД указаны следующие специфические ус­ловия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

• технические и другие специальные средства при проведе­нии оперативно-розыскных мероприятий применяются только в том случае, если это не наносит ущерба жизни и здоровью лю­дей, а также не причиняет вреда окружающей среде;

• проведение оперативного эксперимента возможно толь­ко лишь для выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления;

• о проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как оперативное внедрение, проверочная закупка, контроли­руемая поставка предметов, веществ и продукции, оборот ко­торых ограничен или запрещен, оперативный эксперимент, должно быть вынесено соответствующее постановление, которое утверждается руководителем органа, осуществляюще­го ОРД;

• о проведении оперативно-розыскных мероприятий, огра­ничивающих конституционные права и свободы граждан, к которым относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных пе­реговоров, а также проникновение в жилище, должно быть вынесено мотивированное постановление одним из руководи­телей органа, осуществляющего ОРД. Основанием для принятия этих решений может быть информация о подготовке или совершении преступления, по которому обязательно предва­рительное следствие, или событиях (действиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологи­ческой безопасности РФ;

• для проведения некоторых оперативно-розыскных меро­приятий требуется судебное решение. Следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости он кет быть продлен на основании вновь представленных материалов;

6) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими ОРД, о их проведении без разрешения судьи в •Случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности го­сударства, при действиях, ограничивающих конституционные ;права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

7) законность привлечения граждан к сотрудничеству с орга­нами, осуществляющими ОРД, на конфиденциальной основе и соблюдение принципа их добровольного согласия на это.

При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что све­дения о лицах, внедренных в организованные преступные Труппы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществ­ляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного согласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности.

При проверках выполнения оперативно-розыскных мероп­риятий по поручениям следователя, данным в порядке ст. 38 УПК, не следует ограничиваться изучением обоснованнос­ти их проведения. Надзирающий прокурор должен рассмат­ривать необходимость, проведения дополнительных опера­тивно-розыскных мероприятий, направленных на раскрытие преступления и выявление причастных к нему лиц.

С учетом обстоятельств уголовного дела уполномоченно­му прокурору вместе со следователем необходимо устанав­ливать срок исполнения поручения, а также определять по­рядок и пределы использования результатов ОРД. Последние должны использоваться в соответствии с принципами закон­ности и неотвратимости уголовного наказания.

При осуществлении прокурорского надзора пристальное внимание должно быть сосредоточено на соблюдении прав и свобод человека и гражданина при проведении оперативно-розыскной деятельности:

— органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на не­прикосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции;

— не допускается осуществлять ОРД для достижения це­лей и решения задач, не предусмотренных федеральным за­конодательством. Соответствующим органам (должностным лицам) запрещается:

— проводить оперативно-розыскные мероприятия в инте­ресах какой-либо политической партии, общественного и ре­лигиозного объединения;

— принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также в деятель­ности зарегистрированных в установленном порядке и незап­рещенных политических партий, общественных и религиоз­ных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;

— разглашать сведения, которые затрагивают неприкос­новенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известны в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных феде­ральными законами.

При нарушении органом (должностным лицом), осуще­ствляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством РФ обязаны принять меры по их восстановлению, а также возмещению причинен­ного вреда.

Еще одно важное обстоятельство, на которое обязан об­ратить внимание прокурор, надзирающий за законностью ОРД, касается соблюдения требований законодательства об обеспечении режима секретности всеми должностными лицами.

Так, сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результа­те ОРД, лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике сведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя соответствующего органа.

Предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Оперативно-служебные документы, отражающие результаты ОРД, представляются суду (судье), прокурору, осуществляющему надзор за законностью ОРД, следователю и органу дознания, в производстве которых находится уголовное дело, другим соответствующим органам в порядке и случаях, которые установлены Законом об ОРД.

Лекция 8

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.