Сделай Сам Свою Работу на 5

Специализированные прокуратуры





1.

Прокуратура в Российской Федерации — это единая фе­деральная централизованная система органов, осуществляю­щих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующая иные функции, установленные федеральным законодатель­ством в целях обеспечения единства и укрепления законнос­ти, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также ох­раняемых законом интересов общества и государства.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная про­куратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, прокуратуры рай­онов, а также военные и другие специализированные проку­ратуры. Среди учреждений, входящих в систему органов прокуратуры, выделяют также научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юри­дическими лицами и имеющие в оперативном управлении различные объекты социально-бытового и хозяйственного назначения.

Система органов прокуратуры построена по принципу:

1) административно-территориального и национально-госу­дарственного устройства РФ;

2) постоянной дислокации во­инских частей и подразделений;



3) отраслевой принадлежно­сти к определенной сфере деятельности.

Например, территориальные прокуратуры образовывают­ся в субъектах РФ, а также в районах, составляющих админи­стративную структуру этого субъекта. Вместе с тем в неко­торых субъектах РФ созданы межрайонные территориальные прокуратуры, полномочия которых распространяются на не сколько административных образований. Военные прокуратуры осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских форми­рованиях, а также в некоторых иных государственных орга­нах. Система этих прокуратур организована в соответствии с местами постоянной дислокации воинских частей и подраз­делений, а также видов Вооруженных Сил РФ.

В основе создания специализированных прокуратур лежит конкретный специфический вид деятельности или отраслевая принадлежность. Например, прокуратуры закрытых админи­стративно-территориальных образований (ЗАТО) создаются в связи с особым режимом деятельности на этих территори­ях, характерным для оборонно-промышленной отрасли.



Одним из важнейших признаков организации системы ор­ганов прокуратуры является то обстоятельство, что образо­вание, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуще­ствляются исключительно Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории России органов про­куратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, запрещено законом.

 

2.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Он имеет первого заместителя и заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации РФ по представлению Генерального прокурора РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют глав­ные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), Главная военная прокуратура.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управле­ний, а также помощников и помощников по особым поруче­ниям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется Коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным про­курором РФ.



Генеральный прокурор РФ руководит системой прокура­туры, издает обязательные для исполнения всеми работни­ками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие воп­росы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обес­печения указанных работников. В пределах штатного распи­сания и фонда оплаты труда он устанавливает штаты и струк­туру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, численность штатов и структу­ру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Законом о про­куратуре.

В Генеральной прокуратуре РФ действует Научно-консуль­тативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Поло­жение о Научно-консультативном совете утверждено прика­зом Генерального прокурора РФ от 03.01.1996 № 1 «Об образовании при Генеральной прокуратуре РФ Научно-кон­сультативного совета».

В соответствии с этим положением Научно-консультатив­ный совет является консультативным органом при Генераль­ной прокуратуре РФ. Целью деятельности данного Совета — научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении возложенных на них задач.

Решения Совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих. За­тем эти рекомендации направляются для рассмотрения ру­ководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направ­ляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры РФ, подчи­ненные органы прокуратуры для совершенствования проку­рорской практики.

Научно-консультативный совет возглавляется председателем Совета — Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, от­ветственного секретаря и членов Совета из числа военных-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором.

В структуре Генеральной прокуратуры РФ также образован Информационно-аналитический центр на основании приказа Генерального прокурора РФ от 23.10.1998 № 207 «Об образовании Информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации». Информационно-аналитический центр создан на правах управления в целях обеспечения Генерального прокурора РФ необходимой аналитической информацией для принятия оптимальных решений и мер по предупреждению и борьбе с преступностью. В соответствии с Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента в Россий­ской Федерации в Федеральном округе» были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98 «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры РФ.

Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Цен­тральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Си­бирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказ­ском округе возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межна­циональных отношениях на Северном Кавказе.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федераль­ных округах возложены следующие полномочия:

1) координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;

2) надзор за исполнением законов федеральными органа­ми, находящимися в пределах федерального округа, органа­ми контроля, их должностными лицами;

3) надзор за соблюдением прав и свобод человека и граж­данина федеральными органами, органами контроля, их долж­ностными лицами;

4) надзор за исполнением законов федеральными органа­ми в округах, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность, а также региональными управлениями по борьбе с организованной преступностью, региональными отделами следственного ко­митета при МВД России;

5) расследование уголовных дел о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях.

При выполнении возложенных функций управления Ге­неральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмеши­ваться в их деятельность только тогда, когда для устране­ния нарушений законности полномочий прокурора субъекта РФ недостаточно либо имеются иные причины и обстоя­тельства.

Для улучшения взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Конституционного Суда РФ приказом Генерального 1 прокурора РФ от 24.09.1998 № 65 «О временном положении, о представителе Генерального прокурора Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации» была введена должность представителя Генерального прокурора в Конституционном Суде РФ.

Введение этой должности и организация работы в этом направлении способствуют выполнению Генеральным проку­рором РФ возложенных на него Законом о прокуратуре полномочий по осуществлению мер, обеспечивающих соответствие нормативных правовых актов Конституции.

3.

Прокуратуры субъектов РФ образованы в соответствии с административно-территориальным и национально-государ­ственным устройством. Существуют прокуратуры республик, входящих в состав РФ, прокуратуры краев, областей, авто­номных округов и автономной области.

Прокуратуры субъектов РФ возглавляют соответствующие прокуроры, назначаемые на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъекта РФ. Руководители прокуратур субъектов РФ имею первого заместителя и заместителей, которые также назначаются на Должность Генеральным прокурором РФ.

Для последовательной реализации сочетания единоличных и коллегиальных методов работы в прокуратурах субъектов создаются коллегии в составе прокурора (председатель), первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ образуются управления и отделы (на правах управлений). Начальники управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками прокуроров субъектов РФ. Прокуроры субъектов РФ руководят деятельностью прокуратур городов, районов, иных административно-территориальных единиц и уполномочены издавать приказы, указания, распоряжения, которые обязательны для исполне­ния всеми нижестоящими прокурорами. Они также могут вносить изменения в штатные расписания своих аппаратов и подчиненных прокуратур в пределах фонда оплаты труда, установленного Генеральным прокурором РФ.

В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других спе­циализированных прокуратур» на прокуроров субъектов РФ возложены следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, действу­ющих на территории РФ, соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, орга­нами местного самоуправления, органами контроля и их дол­жностными лицами, органами управления и руководителя­ми коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых этими органами и должностными лицами правовых актов;

2) надзор за исполнением законов должностными лицами территориальных органов и служб Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной таможенной службы, Министерства юсти­ции РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий­ных бедствий при производстве предварительного следствия, дознания, осуществлении ОРД, а также при исполнении на­казания и применении назначаемых судом мер принудитель­ного характера в местах содержания задержанных и заклю­ченных под стражу;

3) надзор за исполнением законов при реализации судеб­ными приставами органов Министерства юстиции РФ своих функций, связанных с защитой установленного порядка осуществления государственной власти и управления, а также конституционных прав и законных интересов граждан и орга­низаций;

4) уголовное преследование по уголовным делам в соответствии с полномочиями, установленными УПК.

Прокуроры субъектов РФ также организуют деятельность подчиненных прокуроров в соответствии с установленной компетенцией по надзору за исполнением законов и законно­стью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовному преследованию:

— на особо режимных предприятиях и объектах оборон­но-промышленного комплекса, в том числе в ЗАТО (за ис­ключением г. Межгорье и комплекса «Байконур»);

— в обособленных военных городках Министерства обороны РФ, Федерального агентства Правительственной связи информации при Президенте РФ и Главного управления специальных программ Президента РФ, где проживает или работает гражданское население;

— на транспорте и в органах внутренних дел на транс­порте;

— в таможенных органах.

Прокуратуры районов возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

4.

Военные прокуратуры. Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и Органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными норматив­ными правовыми актами.

Систему органов военной прокуратуры составляют Глав­ная военная прокуратура, военные прокуратуры военных ок­ругов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ, Московская городс­кая военная прокуратура и другие военные прокуратуры, при­равненные к прокуратурам субъектов РФ, военные прокура­туры объединений, соединений, гарнизонов и другие военные прокуратуры, приравненные к прокуратурам городов и райо­нов.

В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за преде­лами государства, где в соответствии с международными договорами находятся войска РФ, осуществление функций прокуратуры может быть возложено Генеральным прокуро­ром РФ на органы военной прокуратуры.

Образование, реорганизация и ликвидация органов военной прокуратуры, определение их статуса, компетенции, структу­ры и штатов осуществляются Генеральным прокурором РФ, приказы которого по этим вопросам реализуются в соответ­ствии с директивами Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и других войск, воинских формирований и органов.

Органы военной прокуратуры возглавляет заместитель Ге­нерального прокурора РФ — Главный военный прокурор, ко­торый руководит деятельностью органов военной прокурату­ры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров и следователей, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами.

Финансирование органов военной прокуратуры осуществ­ляется Министерством обороны РФ за счет выделяемых для этих целей средств федерального бюджета. Материаль­но-техническое обеспечение органов военной прокуратуры, выделение им служебных помещений, транспорта, средств связи и других видов снабжения и довольствия производят­ся Министерством обороны РФ и другими войсками и во­инскими формированиями по установленным нормам. Охрана служебных помещений органов военной прокуратуры осуществляется воинскими частями.

Главный военный прокурор имеет первого заместителя и заместителей, старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений, и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников травлений.

Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная. Начальники управлений и самостоятельных отделов являются старшими помощниками, а их заместители, начальники отделов в составе управлений, канцелярии и приемной— помощниками Главного военного прокурора. Положения о структурных подразделениях Глав­ой военной прокуратуры утверждаются Главным военным прокурором.

В управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по осoбo важным делам.

В Главной военной прокуратуре образуется Коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным (прокурором. Персональный состав Коллегии утверждается генеральным прокурором РФ по представлению Главного военного прокурора.

Ha военную прокуратуру возлагаются следующие полномочия:

1) надзор за исполнением Конституции и законов, действующих на территории РФ, за соответствием законам издаваемых правовых актов, за соблюдением прав военнослужащих и членов их семей и иных граждан руководителями и должностными лицами органов управления и военного управления, воинских частей, учреждений, организаций, предприятий и иных военизированных подразделений Вооруженных Сил РФ, внутренних ж Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы опасности РФ, Федеральной службы охраны РФ и т.д.;

2) надзор за исполнением законов при производстве предварительного следствия, дознания и осуществлении ОРД по уголовным делам о преступлениях, совершен­ных военнослужащими, а также гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооружен­ных Сил РФ, других войск, воинских формирований;

3) уголовное преследование по уголовным делам о пре­ступлениях, совершенных военнослужащими, а также граж­данами, проходящими военные сборы, лицами гражданско­го персонала Вооруженных Сил РФ.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуро­ры обладают в пределах своей компетенции следующими полномочиями и осуществляют их независимо от командо­вания и органов военного управления:

• участвуют в заседаниях коллегий, военных советов, слу­жебных совещаниях органов военного управления;

• назначают вневедомственные ревизии и проверки, зат­раты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения;

• имеют право по предъявлении служебного удостовере­ния беспрепятственно входить на территории и в помещения воинских частей, предприятий, учреждений, организаций и штабов независимо от установленного в них режима, иметь доступ к их документам и материалам;

• проверяют законность содержания осужденных, аресто­ванных и задержанных военнослужащих на гауптвахтах, в дисциплинарных частях и других местах, а также немедлен­но принимают меры по освобождению незаконно содержа­щихся там лиц;

• требуют обеспечения охраны, содержания и конвоиро­вания лиц, находящихся на войсковых и гарнизонных гаупт­вахтах, в иных местах содержания задержанных и заключен­ных под стражу.

Природоохранные прокуратуры. Эти прокуратуры со­зданы для усиления прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды.

На правах прокуратуры субъекта РФ действует только одна прокуратура — Волжская межрегиональная природоохранительная прокуратура. Конкретный перечень городов и районов субъектов РФ, на территории которых распростра­няются полномочия этой прокуратуры, определяются Волж­ским межрегиональным природоохранным прокурором по согласованию с прокурорами субъектов РФ.

На Волжскую межрегиональную природоохранную проку­ратуру возложены следующие полномочия:

• надзор за исполнением законов, направленных на защиту окружающей природной среды и экологических прав граж­дан, представительными (законодательными) и исполнитель­ными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерче­ских и некоммерческих организаций, которые функциониру­ют или расположены в бассейне р. Волги, а также за соответ­ствием законам издаваемых ими нормативных правовых актов;

• уголовное преследование по делам об экономических преступлениях, совершенных на предприятиях, в учреждениях, организациях и иных субъектах хозяйственной деятель­ности, расположенных в бассейне р. Волги.

Транспортные прокуратуры. Данные прокуратуры дей­ствуют на правах прокуратур районов и осуществляют свои полномочия, касающиеся исполнения законов о безопасно­сти движения на воздушном, речном (морском) и железно­дорожном транспорте. Транспортные прокуратуры также осуществляют надзор за исполнением законов и соблюдени­ем прав, свобод и законных интересов граждан предприяти­ями различных форм собственности, которые так или иначе связаны с предоставлением или обслуживанием транспор­тных перевозок грузов и пассажиров.

Прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении назначенных судом наказания и иных мер принудительного характера. Эти прокуратуры создаются для усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Указанные прокуратуры действуют на правах районных прокуратур с подчинением прокурорам соответствующих субъектов РФ. На прокуратуры по надзору за законностью исполнения наказания возложены задачи в соответствии со ст. 32 Закона о прокуратуре.

Прокуратуры ЗАТО.В настоящее время в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 09.09.2002 № 59 действуют только две специализированные прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур» с непосредствен­ным подчинением Генеральной прокуратуре РФ.

Другие прокуратуры, которые осуществляют надзор за со­блюдением и исполнением законов РФ в закрытых админист­ративно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях, обеспе­чивающих их функционирование, непосредственно подчиняют­ся территориальным прокуратурам субъектов РФ.

На прокуратуры ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байко­нур» возложены следующие полномочия:

• надзор за исполнением законов, соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина органами местного самоуправле­ния, органами контроля и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерчес­ких организаций, а также за соответствием законам издавае­мых ими нормативно-правовых актов;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляю­щими предварительное следствие, дознание и ОРД, а также уголовное преследование по уголовным делам о преступлени­ях, совершенных в пределах этих административно-террито­риальных образований (кроме производства по уголовным делам в отношении военнослужащих).

Приказом Генерального прокурора РФ от 24.02.1999 № 10 «О полномочиях прокуроров, осуществляющих надзор за ис­полнением законов на особо режимных объектах Российской Федерации» полномочия прокуроров прокуратур ЗАТО в связи с особенностями их организации и деятельности в части об­ращения в арбитражные суды с исками в защиту государ­ственных и общественных интересов, а также опротестова­ния в кассационном порядке приговоров, решений, определений и постановлений судов, осуществляющих правосудие на особорежимных объектах, в закрытых административно-террито­риальных образованиях, закрытых и обособленных военных городках и особорежимных воинских частях, приравнены к полномочиям прокуроров субъектов РФ.

Лекция 5.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.