Сделай Сам Свою Работу на 5

Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ

 

1.

Сущность надзора органов прокуратуры за исполнением законов можно определить как деятельность органов прокуратуры по приему, анализу и оценке поступающей информации об имеющих место фактах нарушениям законов, ущемления прав, свобод и интересов граждан, общества и государства, а также по проведению в необходимых случаях прокурорских проверок и принятию мер прокурорского реагирования в целях устранения выявленных нарушений законов.

В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:

1) федеральные министерства, федеральные службы и иные федеральные органы исполнитель­ной власти;

2) органы военного управления, их должностные лица,

3) органы контроля, их должностные лица;

4) законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

5) органы местного самоуправления;

6) органы управления и руководители ком­мерческих и некоммерческих организаций.

Предмет прокурорского надзора за исполнением зако­нов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделя­ются следующие элементы, составляющие его структуру:

1) соблюдение Конституции;

2) исполнение законов, дейст­вующих на территории РФ;

3) соответствие законам право­вых актов, издаваемых органами и должностными лицами;

4) обеспечение условий, способствующих недопущению со­вершения различного рода правонарушений.

При осуществлении надзора за исполнением законов про­курорам надлежит также правильно определять пределы ре­ализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения зако­нов, затрагивающие общественный интерес или существен­но ограничивающие права и свободы гражданина и челове­ка, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъек­ты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.

Пределы прокурорского надзора за соблюдением Консти­туции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:



1) по компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществля­ет надзор за соблюдением Конституции и исполнением зако­нов федеральными органами государственной исполнитель­ной власти и их должностными лицами.

Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблю­дением Конституции и исполнением законов органами пред­ставительной и исполнительной власти субъектов РФ, терри­ториальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органа­ми федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерчес­ких организаций и их должностными лицами.

На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие про­куроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.

2) по объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в ч. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов про­курорского надзора отсутствуют граждане РФ.

3) по наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводят­ся на основании поступившей в органы прокуратуры инфор­мации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.

2.

Прокурор при осуществлении возложенных на него функ­ций вправе:

1. по предъявлении служебного удостоверения беспрепят­ственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единствен­ным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

2. при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры инфор­мацией о фактах нарушения закона;

3. требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

4. выделять специалистов для выяснения возникших воп­росов;

5. проводить проверки по поступившим в органы прокура­туры материалам и обращениям, ревизии деятельности под­контрольных или подведомственных ему организаций;

6. вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

7. по основаниям, установленным законом, возбуждать уго­ловное дело или производство об административном право­нарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности;

8. предостерегать о недопустимости нарушения закона;

9. освобождать своим постановлением лиц, незаконно под­вергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

10. опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о при­знании таких актов недействительными;

11. вносить представление об устранении нарушений зако­на.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны при­ступать к выполнению требований прокурора или его за­местителя о проведении проверок и ревизий незамедли­тельно.

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуще­ствления надзора за соблюдением Конституции и исполнени­ем законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных на­рушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

Протест прокурора — это акт прокурорского реагирования на нормативно-правовой акт государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, содержащий подкрепленное фактическими данными тре­бование об отмене данного акта или приведении его в соответствие с законом.

Право принести протест на противоречащий закону правовой акт принадлежит исключительно прокурору или его заместителю. Следует отметить, что принесение протеста — это не только право, но и обязанность прокурора реализовать свое полномочие по принесению протеста в каждом случае обнару­жения нормативных правовых актов, противоречащих Конституции и федеральным законам.

Протест может быть принесен:

1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;

2) в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу органа, издавшего нормативный акт;

3) в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Куда конкретно должен быть направлен протест, непосредственно решает прокурор. Однако в любом случае его выбор долж­ен основываться на принципах эффективности и целесообразности.

Протест прокурора на незаконные нормативные правовые акты всегда приносится в письменной форме.

Внесенный прокурором протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем через 10 дней с момента его по­ступления в соответствующий орган или должностному лицу.

В случае принесения протеста на решение представитель­ного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления он подлежит рассмотрению на ближайшем его заседании. При рассмотрении протеста кол­легиальным органом о дне заседания сообщается прокуро­ру, принесшему протест. При наступлении исключительных обстоятельств, требующих немедленного устранения нару­шения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в пись­менной форме. Протест до его рассмотрения может быть отозван принес­шим его лицом.

Представление прокурора— это акт прокурор­ского реагирования на выявленные нарушения закона, кото­рые наступили в результате действий (бездействий) или при­нятия незаконных решений государственными органами и их должностными лицами.

Представление об устранении нарушений закона вносит­ся прокурором или его заместителем в орган или должност­ному лицу, которые полномочны устранить допущенные на­рушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления долж­ны быть приняты конкретные меры по устранению допущен­ных нарушений закона, причин и условий, им способствовав­ших; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представ­ления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Если в ходе проведения прокурорской проверки обнаруже­ны обстоятельства, указывающие на наличие в действии (без­действии) или принятых решениях признаков состава преступ­ления или административного правонарушения, то в этом случае прокурор, исходя из характера нарушения закона дол­жностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производстве об адми­нистративном правонарушении.

Такое постановление выносится немедленно после выяв­ления совершения административного правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо сведений о физическом или о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, то постановление выносится в течение двух суток с момента выявления административного правонару­шения.

В случае проведения административного расследования постановление о возбуждении дела об административном правонарушении выносится прокурором по окончании рассле­дования.

Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. В том случае, если прокурор обнаружит признаки состава преступления, то в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства России он обязан вынести постановление о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ 06.07.1999 № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» применение предостережения отнесено к исключительной компетенции прокурора и его заместителей. Другие работники прокуратуры такими полномочиями не обладают.

Предостережение применяется только при осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Для профилактики нарушений закона при производстве дознания, предварительного следствия и рассмотрении дел судами прокурорам надлежит использовать иные средства прокурорского реагирования, предусмотренные законом.

Предостережение должно быть объявлено во всех случаях когда у прокурора имеются сведения о готовящихся противоправных деяниях. Основанием для предостережения дол­жностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут приве­сти к совершению правонарушения и причинению вреда го­сударственным или общественным интересам либо охраня­емым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

Предостережение о недопустимости нарушений закона не может быть адресовано гражданам и юридическим лицам. Его следует объявлять должностным лицам поднадзорных прокуратуре органов, а также руководителям или иным ли­цам общественных (религиозных) объединений.

Применению предостережений в обязательном порядке должна предшествовать проверка прокурором сведений о го­товящихся противоправных деяниях конкретными должност­ными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение о недопустимости нарушений закона долж­но быть оформлено в виде специального прокурорского акта в письменной форме.

В случае неисполнения требований, изложенных в указан­ном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в ус­тановленном законом порядке. Применение предостережения отнесено Законом о прокуратуре к исключительной компетен­ции прокурора и его заместителей. Другие работники проку­ратуры такими полномочиями не обладают.

3.

Во исполнение распоряжения Генерального прокурора РФ от 30.07.1998 № 49/7р «Об организации исполнения соглаше­ния Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Ми­нистерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 1998 года» управления Генеральной прокуратуры РФ по поступа­ющим из Министерства юстиции РФ копиям заключений по правовым актам субъектов РФ о их несоответствии Конституции и федеральному законодательству, а также материалам о не законных актах федеральных министерств и ведомств, информации о противоправных действиях общественных и религиозных объединений должны вырабатывать согласованную с органами Министерства юстиции РФ юридическую оценку, а также обеспечивать незамедлительное принятие мер прокурорского реагирования, направленных на пресечение нарушений законности.

Устранение указанных правонарушений должно осуществляться преимущественно силами прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров, за конечными результатами этой работы должен быть установлен эффективный контроль.

В случаях выявления фактов злостных нарушений законодательства общественными и религиозными объединениями необходимо направлять соответствующие материалы в Министерство юстиции РФ для постановки вопросов о приостановлении и прекращении их деятельности, результаты рассмотрения таких материалов должны контролироваться.

Сотрудники Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ должны осуществлять совместные выезды в регионы, где распространены факты принятия незаконных правовых актов. С участием специалистов Министерства юстиции РФ в необходимых случаях прокуратура должна ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об обращении с запросом в Конституционный суд РФ о соответствии Конституции конституций республик, ставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Согласно приказу Генеральной прокуратуры РФ от 09.08.1996 № 47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческой деятельности и систематизации законодательства в прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор РФ в целях обеспечения единства пра­вой политики, реализуемой Генеральной прокуратурой РФ, исключения фактов направления в законодательные и иные органы не согласованных между собой инициативных законопроектов и заключений по поступающим проектам норма­тивных актов органов законодательной и исполнительной власти, повышения уровня работы по систематизации зако­нодательства в органах прокуратуры требует активного участия органов прокуратуры в правотворческой деятель­ности на основании ст. 9 Закона о прокуратуре.

Прокурорам при выявлении пробелов и недостатков в за­конодательстве, требующих дополнительного правового ре­гулирования, предложения с необходимым обоснованием и приложением конкретных формулировок предлагаемых норм направлять в управление правового обеспечения Генеральной прокуратуры РФ для проработки и представления на рассмот­рение руководству.

 

Лекция 7



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.