Сделай Сам Свою Работу на 5

Учреждение прокуратуры в России и правовое регулирование ее деятельности





2. Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе

1.

Становление прокуратуры в России неразрывно связано с именем Петра I. Осуществляя реформу административного правления, Петр I в 1711 г. учреждает Правительствующий Сенат. В своих указах он определяет, что основной задачей того учреждения должно стать осуществление высшего надзора и распоряжения за всем государственным управлением, в его ведение отходит и так называемое бюджетное счетоводство. В этой связи Петр I понимает, что необходим 1кгивный и действенный контроль за деятельностью Сена-га, и дает распоряжение о введении должности фискалов.

Полномочия фискалов были определены так: «Действие же их сие есть — взыскание всех безгласных дел, т.е.: 1) вся­кие преступления указов; 2) всякие взятки и кражи казны и прочее, что ко вреду государственному интересу быть мо­жет, каково б оное имени не было; 3) також и прочие дела на­родные, за которых нет челобитчиков, например, ежели ка­кого приезжего убьют или наследник последний своей фамилии во младенчестве умрет без завету духовной пред­ков его и прочие тому подобные безгласные дела, иже не имеютчелобитчика о себе».



При создании прокуратуры органы фискалов были под­чинены надзору генерал-прокурора. Однако после назначения генерал-фискала последовал указ о том, чтобы все фискальские доношения направлялись последнему. До конца царство­вания Петра I оба института существовали параллельно, причем в ряде случаев деятельность органов прокуратуры основывалась на фискальных материалах.

В 1729 г. фискалат в целом был упразднен Верховным тайным советом путем увольнения наличных фискалов и назначения новых. Остались только фискалы «для купецких дел», а также военный фискалат.

В январе (12) 1722 г. Указом Петра I при Сенате назначается генерал-прокурор, о котором сказано: «Сей чин — око наше и стряпчий в делах государственных».Первым российским генерал-прокурором становится ближайший сподвижник Петра I П.И. Ягужинский. В апреле (27) 173

издается более конкретный Указ «О должности Генерал-1 прокурора».

На генерал-прокурора были возложены следующие полномочия: 1) проверка исполнения наказаний и приказов царя 2) реагирование на все случаи неисполнения предписаний Петра I; 3) право по собственной инициативе вносить на рассмотрение Сената соответствующий закон в случае отсутствия «ясных указов» по тем или иным важным вопросам управления государством; 4) осуществление функции организации ведения делопроизводства в Сенате. Сенатская канцелярия находилась под его непосредственным подчинением; 5) контроль за деятельностью фискалата.



В 1722 г. кроме генерал-прокурора были введены должности обер-прокуроров для нахождения при нем и прокуроре состоявших при всех коллегиях. Тогда же были назначены прокуроры при надворных судах, а затем и при губернских у рождениях.

Назначенные прокуроры были обязаны следить за и исполнением законов со стороны присутственных мест;

случае необходимости напоминать судьям об их обязанностях и останавливать их незаконные и несправедливые распоряжения или действия. Чтобы осуществить эту функцию, прокуроры должны были присутствовать на заседаниях этих учреждений.

Непосредственное участие в уголовном преследовали прокуроры не принимали. Прокуратура лишь наблюдала я этим видом государственной деятельности так же, как и завсеми остальными ее видами.

Какой-либо подчиненной зависимости между прокурора ми не существовало. Все они прямо и непосредственно подчинялись генерал-прокурору. Они являлись «оком генерал-прокурору» на местах, от него получали указания.

Наделяя прокуроров обязанностями, Петр I предусмотрел некоторые гарантии их независимости. Так в одном из указа царя было установлено, что «генерал и обер-прокуроры и чьему суду не подлежат, кроме нашего».



Вместе с тем Сенат наделялся правом ареста прокуроров, если Петр I будет находиться в отъезде. Опасаясь, что генерал-прокурорвиду такой угрозы будет воздерживаться в некоторых случаях от сообщений о злоупотреблениях, устанавливалась безнаказанность всего того, что будет сделано прокурором не умышленно, а по ошибке. За различного рода злоупотребления и взятки прокуроры подлежали строжайшему наказанию вплоть до смертной казни.

После смерти Петра I прокуратура перестала занимать ключевое положение, которое ей отводилось во время его правления. С приходом на трон Анны Иоанновны все органы и учреждения прокуратуры были практически полностью упразднены. Прокуратура была восстановлена лишь в 1741 г., в период правления дочери Петра I Елиза­веты Петровны.

Новый этап в организации и деятельности прокуратуры в XVIII в. связан с именем императрицы Екатерины II. В пе­риод ее правления прокуратура была воссоздана как учреж­дение, в полной мере осуществляющее надзорные полномо­чия за соблюдением законности в государстве.

Произошедшее в 1764 г. реформирование Сената повлек­ло за собой расширение полномочий обер-прокуроров, полу­чивших право надзирать за деятельностью некоторых депар­таментов, входящих в это ведомство.

В 1775 г. Указом «Учреждение о губерниях» была нача­та губернская реформа. Не остались без внимания и орга­ны прокуратуры. На губернских прокуроров и их товарищей (помощников) Указом возлагалось выполнение функций по обеспечению целостности государственной власти; надзор за тем, чтобы никто не облагал население запрещенными сборами (т.е. не занимался незаконным налогообложением в своих собственных интересах); наблюдение за тем, что­бы должностные лица не творили различных злоупотребле­ний, не брали взяток, не мздоимствовали. Губернские про­куроры также надзирали за законностью действий и решений государственных органов непосредственно в губер­ниях и уездах.

В принятом Положении о прокурорском надзоре, утвержденном III сессией ВЦИК, в основу организации системы учреждений прокуратуры была положена именно точка знания В.И. Ленина.

Положением о прокурорском надзоре перед органами прокуратуры была поставлена цель: осуществление надзорасоблюдением законов и борьба с преступностью. В cooтветствии с этим положением в составе Народного Комиссариата юстиции была учреждена Государственная прокуратура.

Во главе Государственной прокуратуры в качестве прокурора Республики стоял Народный Комиссар юстиции. Прокуратура представляла собой отдел, входящий в структур Народного Комиссариата юстиции.

В непосредственном подчинении Прокурора Республик находились прокуроры каждой губернии и области, которые назначались Прокурором Республики как из работников нейтрального аппарата, так и из числа кандидатов, выдвигаемы руководящими местными органами. Увольнение, перемещение и отстранение от должности прокуроров производились по распоряжению Прокурора Республики.

При губернских прокурорах состояли назначаемые и отзываемые Прокурором Республики по представлению прокурора соответствующей губернии или области помощники прокурора. Обязанности между ними распределял Прокурор губернии или области.

Согласно принятому 11 ноября 1922 г. Положению о судо­устройстве РСФСР, утвержденному IV сессией ВЦИК, при отделе прокуратуры Народного Комиссариата юстиции для производства срочных расследований по важнейшим делам были введены должности народных следователей.

Декретом ВЦИК было утверждено Положение о Народном Комиссариате юстиции. Этим законом вводились нормы, определяющие правовое положение отдела прокуратуры в ставе Народного Комиссариата юстиции.

В соответствии с этими положениями на отдел прокуратуры возлагались следующие полномочия: 1) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон становлений, а также наблюдение за ведением за границей угололовных и гражданских дел, в коих заинтересовано Правительство РСФСР; 2) непосредственное наблюдение за деятельностью органов следствия и дознания в области раскрытия преступлений; 3) наблюдение за правильным функционированием мест лишения свободы и исправительно-трудовых учреждений и разработка совместно с Народным Комиссариатом внутренних дел (НКВД) правил об исправительно-трудовой системе в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы или принудительным работам без лишения свободы; 4) осуществление функций прокурорского надзора в Верховном Суде РСФСР и его коллегиях согласно Положению о судоустройстве и процессуальным законам;

5) производство следствия по предложениям ВЦИК, СНК и поручениям Прокурора Республики и его помощников; 6) назначение, перемещение и отзыв губернских прокуроров и помощников; учет личного состава прокурорского надзора.

Структура отдела прокуратуры Народного Комиссариата юстиции состояла из следующих подотделов: 1) общего управления и личного состава прокурорского надзора; 2) общего надзора; 3) надзора за органами следствия, дознания и местами лишения свободы; 4) государственного обвинения и следственной части.

23 ноября 1923 г. Центральным Исполнительным Комите­том (ЦИК) СССР утверждается Положение о Верховном Суде СССР. В соответствии с этим Положением создается Прокуратура Верховного Суда СССР; Прокурор Верховного Суда СССР и его заместитель должны назначаться Прези­диумом ЦИК СССР.

17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было утверждено Положение о Прокуратуре Союза ССР.

В соответствии с этим Положением Прокуратура Верхов Суда СССР была упразднена. В основу организации и деятельности Прокуратуры СССР были положены принципы единоначалия и централизации.

Основными задачами Прокуратуры СССР становятся укрепление социалистической законности и охрана общественной собственности от покушений со стороны антиобщественных элементов на всей территории СССР.В соответствии с поставленными задачами на Прокуратуру СССР возлагались следующие полномочия: 1) надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств СССР и союзных республик и местных органов власти Конституции СССР, постановлениям и распоряжения Правительства СССР; 2) наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; 3) возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории СССР; 4) надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОПТУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений; 5) общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик. Прокуратура СССР была призвана возбуждать уголовное преследование и поддерживать обвинение по делам, подобным: а) непосредственно Верховному Суду СССР; б) судьям и иным органам союзных республик как непосредственно, таки через прокуроров союзных республик.

Входящие в состав Прокуратуры СССР Военная и Транспортная прокуратуры действовали на основе особых о них положений, а Указания и распоряжения Прокурора Союза ССР были обязательны для всех органов прокуратуры. Прокуроры союзных республик назначались и отзывались Прокурора СССР по согласованию с центральными исполнительным комитетами союзных республик. Краевые и областные прокуроры и прокуроры автономных республик и областей назначались и отзывались прокурорами союзных республик с согласия Прокурора СССР. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20.07.1936 «Об образовании Народного Комиссариата юстиции Союза ССР» все органы прокуратуры были выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и паны в непосредственное подчинение Прокурору СССР. Постановлением СНК СССР от 05.11.1936 была утверждена структура Прокуратуры СССР, включавшая:

1) Главную военную прокуратуру; 2) Главную прокуратуру железнодорожного транспорта; 3) Главную прокуратуру водного транспорта; 5) Отдел общего надзора; 6) Уголовно-судебный отдел 7) Гражданско-судебный отдел; 8) Следственный отдел 9) Отдел по специальным делам; 10) Отдел по надзору местами заключения; 11) Отдел по жалобам; 12) Отдел кадров; 13) Группу учета и информации; 14) Особый сектор; 15) Управление делами; 16) Секретариат. Как справедливо отмечают ученые, советский период за­мает практически основную часть в развитии Прокуратуры России. Нормативные акты общесоюзного уровня, регулирующие прокурорский надзор, были рассчитаны на изменение всеми органами прокуратуры союзных республик в том числе и РСФСР, а поэтому не инкорпорировались российском законодательстве.

Важное значение в дальнейшем развитии законодатель­ства о прокурорском надзоре имело утверждение 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Съездом Советов Конституции ССР, которая возложила на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР.

Прокуратура была выделена в единую самостоятельную систему государственных органов, действовавшую независимо от местных органов и подчинявшуюся только Генеральному прокурору СССР. Последний был подотчетен Верхов­ому Совету СССР и ответствен перед ним.

Следующей вехой в развитии законодательства о проку­рорском надзоре стало утверждение Президиумом Верховного Совета СССР 24 мая 1955 г. Положения о прокурорском 1адзоре в СССР, которое определило задачи, принципы прокурорского надзора, его содержание, основные направления (отрасли) и т.д.

Следующим шагом в развитии прокуратуры стало принятие в 1977 г. Конституции СССР, согласно которой высший надзор был возложен не только на Генерального прокурора СССР но и на всех нижестоящих подчиненных ему прокуроров в пределах их компетенции, определенной законом. Принятый 30 ноября 1979 г. Закон СССР «О прокуратуре, СССР» определил, что ее деятельность направлена на всемерное укрепление законности и правопорядка. Закон возлагал на органы прокуратуры координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступления другими правонарушениями. Он четко устанавливал полномочия прокуроров применительно ко всем отраслям прокурорского надзора.

В законе были сформулированы и новые принципыорганизации и деятельности прокуратуры. В соответствии с Конституцией СССР органы прокуратуры должны были ocуществлять свои полномочия независимо от местных органов и подчиняться только Генеральному прокурору СССР.

В свою очередь в соответствии с Конституцией С Генеральный прокурор СССР назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчете!

2.

После распада СССР и образования России как самостоятельного и независимого государства законодательство о прокуратуре требовалось привести в соответствие со сложившимися политическими реалиями.

17 января 1992 г. Верховным Советом РФ был принят кон РФ «О прокуратуре Российской Федерации». Этот за с учетом изменений и дополнений действует и в настоящее время. С момента вступления в силу нового Закона о прокуратуре Закон СССР «О прокуратуре СССР» перестал действовать на территории России.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 Конституция закрепила положение о том, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ, установила порядок назначения на деятельности и освобождения от должностей Генерального прокурора РФ и других прокуроров.

В соответствии со ст. 71 Конституции правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры как самостоятельного федерального органа находится исключительно в ведении РФ.

В принятом Законе о прокуратуре в соответствии с новыми условиями развития государства и общества были определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, означены конкретные направления (отрасли) прокурорского надзора.

Цель прокуратуры заключается в обеспечении на территории РФ верховенства действующих законов. В соответствующих разделах, регламентирующих деятельность прокурора в определенных отраслях надзора, установлены предмет и пределы последнего.

Закон трансформирует содержание и назначение прокурорского надзора в уголовном и гражданском судопроизводстве, водя прокурорам роль одной из сторон при рассмотрении судами уголовных и гражданских дел, хотя за ними сохраняется право опротестования незаконных и необоснованных

судебных решений.

В Законе о прокуратуре отражены основные принципы организации и деятельности органов прокуратуры: единство централизация системы прокурорских органов, независимость прокуратуры от органов государственной власти и управления, а также общественных организаций (движений) и политических партий, гласность в деятельности органов прокуратуры.

Сформировавшаяся за годы существования СССР система органов прокуратуры в новом федеральном законодательстве была в основном сохранена. Наряду с территориальными прокуратурами в системе органов прокуратуры РФ действуют военная, транспортная, природоохранная прокуратуры, прокуратура исправительно-трудовых учреждений, прокуратуры закрытых административно-территориальных образований.

Один из разделов Закона о прокуратуре посвящен задачам и полномочиям прокуроров, а также средствам реагирования на установленные нарушения закона по каждой из отраслей прокурорского надзора.

Достаточно полно в Законе о прокуратуре представлена кадровая политика. В нем закреплены положения, связанные только с подбором, расстановкой и воспитанием кадров, и с мерами правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, а также их семей.

 

Лекция 3.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.