Глава 16. Охрана окружающей среды
Охрана окружающей среды от загрязнений с судна
Проблема защиты окружающей среды от загрязнений и отходов, вносимых промышленными предприятиями и транспортом, с каждым годом приобретает все большее значение. Суда и их энергетические установки являются источниками загрязнения окружающей среды, особенно в акваториях судостроительных предприятий, портах, проливах, каналах. Загрязнение вызывают отработавшие газы двигателей и парогенераторов, сбросы топлива и масел, льяльных, трюмных и балластных вод. Задача сохранения окружающей среды решается по двум направлениям: создание систем, работающих по замкнутым циклам и позволяющих утилизировать основную массу отходов; очистка и снижение токсичности сбросов. Все суда должны быть оснащены оборудованием для очистки или сброса и сдачи нефтесодержащих и других загрязненных вод на плавучие либо береговые приемные устройства.
В санитарных правилах Регистра РФ приводятся допускаемые нормы на содержание вредных примесей в атмосфере производственных помещений, тепловое излучение, температуру окружающей среды и другие параметры. В основу этих норм положена так называемая пороговая величина начала чувствительности к влиянию вредного вещества, причем в зависимости от токсичности вещества вводится коэффициент запаса. Таким путем создается гарантия безопасной концентрации содержания токсичных веществ в атмосфере.
Разработаны технология защиты и защитные средства от загрязнения моря и других водоемов нефтепродуктами. Нашли применение в основном два способа очистки льяльных и других загрязненных вод от нефтепродуктов: непосредственная очистка на судне с помощью специальной системы и очистка вне судна на плавучей станции по сбору и очистке льяльных и других загрязненных вод. Современные судовые двухступенчатые системы независимо от начальной концентрации нефтепродуктов способны очищать воды до конечной концентрации 15 мг/л.
В связи с быстрым увеличением численности флота возрастает его воздействие на окружающую среду и оказывается особенно значительным в местах концентрации судов: портах, проливах, каналах и др.
Огромный вред биосфере наносит загрязнение вод Мирового океана нефтепродуктами. Нефтепродукты вызывают гибель морской флоры и фауны, в частности, фитопланктона, который является основным потребителем углекислого газа и обеспечивает около 50 % всего кислорода, поступающего в атмосферу.
Источниками загрязнения на судах являются отработавшие газы двигателей и парогенераторов, сбросы топлива и масел, льяльных, трюмных и балластных вод, отходы после очистки танков, тепловое радиационное излучение, отходы реакторных установок, твердые и пищевые отходы.
Задача сохранения окружающей среды заключается в том, чтобы не превысить допустимый уровень загрязнения. Эта задача может решаться в основном по двум направлениям: 1) создания систем, работающих по замкнутым циклам и позволяющих утилизировать основную массу отходов; 2) очистки и снижения токсичности сбросов, неизбежно поступающих в биосферу.
Загрязнения, поступающие в окружающую среду при эксплуатации судов, можно разделить на три группы:
1. Загрязнения атмосферы в результате отходов отработавших газов, утечек газов и паров, и нагара при чистке котлов и двигателей.
2. Загрязнения воды и почвы морей, океанов, рек и других водоемов различными нефтепродуктами, химическими и твердыми веществами, сбрасываемыми в воду.
3. Загрязнения, влияющие на атмосферу, воду и сушу, т. е. на всю биосферу, вследствие тепловых излучений.
В 1954 г. при участии Советского Союза была подписана первая Международная конвенция, устанавливающая нормы и требования, направленные на охрану природных ресурсов моря. В 1954 г. требования этой конвенции были уточнены, установлен верхний предел содержания нефтепродуктов в сбрасываемых в море водах – 100 частей на миллион (или 100 мг/л).
На созванной межправительственной морской консультативной организацией (ИМКО) конференции в 1973 г. по борьбе с загрязнением моря была принята Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. измененная протоколом 1978 г. ( МАРПОЛ 73/78)
В конвенции предусмотрены меры по сокращению и предотвращению загрязнения морской среды как нефтью и нефтепродуктами, так и другими веществами, вредными для обитателей моря, которые перевозятся на судах и образуются в процессе эксплуатации.
16.2 Воздействие на окружающую среду СДУ
1. Выброс в атмосферу отработавших газов после СДУ является необходимым условием нормальной работы дизельных установок, Характер протекающих при сгорании топлива химических реакций помимо воздействий на окружающую среду обуславливает также тепловые процессы в элементах установки (количество выделяющегося тепла, температуры рабочих тел), объемы отработавших газов, их состав, а следовательно, ряд конструктивных особенностей установки и ее отдельных элементов. Указанные взаимосвязи диктуют необходимость комплексного подхода к решению вопросов защиты окружающей среды.
Большое влияние на загрязнение атмосферы оказывает наличие в топливе серы, которое в некоторых мазутах достигает 3,5 %. В воздухе сернистый ангидрид переходит в ангидрид, который в присутствии воды и водяных паров может образовывать серную кислоту. Серная кислота наносит вред растениям, вызывает заболевания дыхательных путей у людей и животных и усиливает процесс коррозии металлов.
2. В связи с бурным ростом энергетики количество тепловых сбросов с годом возрастает, что несомненно сказывается на нарушении экологического равновесия в природе. Судовые энергетические установки являются основным источником тепловых сбросов в Мировой океан.
3. Сброс в море не очищенных от нефтепродуктов льяльных, трюмных и других вод является одним из основных источников его загрязнения. Причиной образования льяльных вод в МКО являются главным образом протечки нефтепродуктов через арматуру, фланцевые соединения и уплотнения насосов топливных и масляных систем, а также протечки забортной и пресной воды.
Кроме льяльных вод при эксплуатации СЭУ имеются отходы нефтепродуктов вследствие их фильтрации, сепарации, перелива, смены масел, разборки механизмов при ремонте и т. д. Накопление в льялах и колодцах загрязненных вод происходит в результате мойки настилов и механизмов. Значительное количество моечной воды скапливается в сборочных цистернах в результате очистки от загрязнений системы наддува и газовыпуска дизелей в процессе их эксплуатации без демонтажа.
Кроме этого могут быть скрытые источники загрязнения забортной воды, для которых не предусматриваются емкости. К таким источникам можно отнести утечки топлива и масла в различных теплообменных аппаратах. При этом вода, загрязненная маслом (или топливом), иногда сбрасывается за борт без всякого контроля.
16.3 Защита окружающей среды от загрязнения СДУ
1. Нейтрализация отработавших газов и утилизация их теплоты.
Нейтрализация и очистка отработавших газов, а также утилизация их теплоты могут быть в значительной степени достигнуты путем совершенствования конструкции и рабочего процесса в двигателях и системах.
Искрогасители. В газо-выпускных трубопроводах главных и вспомогательных двигателей (при отсутствии утилизационного парогенератора) устанавливают искрогасители. Их основное назначение - предотвращать выброс раскаленных частиц топлива и сажи на палубу и настройки судна. Благодаря этому повышается пожарная безопасность судов и снижается уровень загрязнения окружающей среды. Одновременно искрогасители являются глушителями шума выпуска.
2. Очистка вод, загрязненных нефтепродуктами
Для предотвращения загрязнения моря нефтепродуктами на всех транспортных морских судах устанавливаются системы очистки льяльных и других загрязненных вод. При использовании моторного и дизельного топлива наиболее эффективным являются двухступенчатые системы грубой и тонкой очистки. Грубая очистка осуществляется в сепарирующих устройствах отстойного типа, в которых от воды отделяются грубодисперсные частицы нефтепродуктов. Тонкая очистка производится в фильтрах коалесцирующего типа. В случае применения моторного топлива и мазута рекомендуется применять двухступенчатые системы очистки с сепараторами отстойного типа, а для тонкой очистки -сепараторы флотационного типа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|