Глава 4. Расчет водоизмещения судна в первом приближении
Исходные данные судна для проектирования представлены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Наименование величины
| Размерность
| Значение
| Грузоподъемность
| т.
|
| Автономность плавания
| сутки
|
| Проектная скорость
| узлы
|
| Численность экипажа
| чел.
|
|
Водоизмещение состоит из двух частей:
,
где – водоизмещение порожнем;
– дедвейт.
Водоизмещение порожнем делится на следующие составляющие:
,
где – масса корпуса;
– масса судовых устройств;
– масса судовых систем;
– масса энергетической установки;
– масса электрического и навигационного оборудования;
– масса технологического оборудования;
– запас водоизмещения;
– масса твердого балласта;
– масса снабжения и имущества.
Дедвейт состоит из следующих составляющих:
,
где – масса экипажа с багажом, провизией, водой;
– масса груза;
– масса топлива.
Каждая из составляющих нагрузки водоизмещения порожнем зависит от измерителя
нагрузки , который определяется по следующей формуле:
Измеритель энергетической установки находится по следующей формуле:
На начальных стадиях проектирования при отсутствии информации по нагрузке прототипов водоизмещение находиться через коэффициент утилизации по наибольшему дедвейту, принимаемый по близкому прототипу:
ηDW = ;
Рассчитав дедвейт для расчетного случая, через коэффициент утилизации находиться полное водоизмещение судна, а затем и водоизмещение порожнем.
Расчет дедвейта и определение расчетного случая.
Промысловые суда являются судами с переменным в процессе эксплуатации дедвейтом и водоизмещением. В процессе лова траулеры активно расходуют топливо, запасы, и заполняют грузовой трюм продукцией, при этом уменьшение массы топлива не всегда пропорционально принятому грузу. Для учета этих изменений в процессе экспедиционного промысла выделяют несколько этапов и два вида водоизмещений – снаряженное и полное:
1.Выход на промысел. Запасы топлива и воды максимальны, груз на борту отсутствует (снаряженное водоизмещение).
2. Сдача продукции на рефрижератор. Груз полный, запасы топлива и воды уменьшены (для случая первой сдачи - полное водоизмещение ).
3. Последующие сдачи продукции. При них водоизмещение судна уменьшается за счет расхода топлива и запасов ниже снаряженного, необходим прием балласта.
4. Пополнение запасов. Израсходовав топливо, судно сдает груз и пополняет запасы топлива и воды до снаряженного водоизмещения.
Таким образом, для расчета водоизмещения, принимаем дедвейт при полном водоизмещении, а для проектирования обводов корпуса и расчета сопротивления - снаряженное.
Дедвейт при полном водоизмещении состоит из массы груза, экипажа, и уменьшенного запаса топлива и воды.
Полная масса топлива определяется по следующей формуле:
,
где – коэффициент морского запаса, который учитывает штормовые условия, ухудшение мореходных качеств с увеличением срока службы и т. п.;
– коэффициент, учитывающий дополнительные запасы топлива для вспомогательных механизмов;
– коэффициент, учитывающий запасы смазочного масла;
– суточный эксплуатационный расход топлива для главного двигателя прототипа.
РТ = 2266 т.
Полная масса экипажа и запасов определяется по следующей формуле:
,
где - норматив массы на одного члена экипажа с багажом;
- норматив массы пресной питьевой и мытьевой воды на 1 человека в сутки;
- норматив массы сухой провизии на одного человека в сутки;
- количество экипажа;
- автономность по воде и провизии (санитарные нормы).
310 т
Для определения величины дедвейта необходимо рассчитать расход топлива и воды за период перехода к району промысла и загрузки трюмов. При недельном переходе в район промысла, и максимальной загрузке перерабатывающих мощностей (170 т/сутки) этот период составит
Т = 7 + (2800/170) = 25 суток
Соответственно запасы топлива и воды должны быть уменьшены на
∆Ртоп = Т∙(Qтоп ) = 650 тонн
∆Рзап = Т∙(Qзап ) = 250 тонн
Окончательно принимаем дедвейт
DW = Pгр + Р/топ + Р/зап + Рэк = 4476 тонн.
Определяем водоизмещение:
где ηDW = 0,450 - коэффициент утилизации водоизмещения по дедвейту прототипа
откуда принимаем водоизмещение порожнем равным:
Измерители масс
Измерители масс в первом приближении принимаем равными измерителям прототипа ( в функции от водоизмещения порожнем)
Таблица 4.2
№
| Наименование измерителя
| Обозначение
| Величина
|
| Массы корпуса
| qk(D0)
| 0,706
|
| Массы устройств
| qус(D0)
| 0,062
|
| Массы судовых систем
| qсс(D0)
| 0,065
|
| Массы Э.У. и механизмов
| qмш(D0)
| 0,078
|
| Массы электрооборудования
| qэл(D0)
| 0,042
|
| Массы технологического оборудования
| qто(D0)
| 0,033
|
| Массы снабжения
| qсн(D0)
| 0,004
|
| Масса запаса водоизмещения
| qзв(D0)
| 0,01
|
Составляющие водоизмещения
Таблица 4.3
№
| Наименование
| Обозначение
| Размерность
| Величина
|
| Масса корпуса
| Pк
| т
|
|
| Масса устройств
| Pус
| т
|
|
| Масса судовых систем
| Pсс
| т
|
|
| Масса Э.У. и механизмов
| Pмш
| т
|
|
| Масса электрооборудования
| Pэл
| т
|
|
| Масса технологического оборудования
| Pто
| т
|
|
| Масса снабжения
| Pсн
| т
| 21,9
|
| Масса запаса водоизмещения
| Pзв
| т
| 54,6
|
| Водоизмещение судна порожнем
| D0
| т
|
|
| Масса экипажа с запасами
| Pэк
| т
|
|
| Масса груза
| Pгр
| т
|
|
| Масса топлива и масла
| Pт
| т
|
|
| Дедвейт судна
| DW
| т
|
|
| Полное водоизмещение
| D1
| т
|
|
| Снаряженное водоизмещение
| Dсн
| т
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|