Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 2. Анализ сырьевой базы и описание судов - прототипов.





Введение

Рыбная промышленность - отрасль морской промышленности по освоению биоресурсов Мирового Океана – является одной из самых важных для государства, так как, наряду с агропромышленностью, обеспечивает продовольственную безопасность страны, снабжая население высококачественными продуктами питания. Развитый рыбопромысловый комплекс является неотъемлемой частью многих морских государств. Несмотря на достаточно высокую рентабельность производства, во многих странах рыбная промышленность дополнительно дотируется из бюджета.

В России, в советский период рыбная промышленность была высокоразвитым комплексом – Минрыбхоз не только оперативно управлял крупнейшим в мире промысловым флотом, но и занимался научно – исследовательскими работами, инженерными изысканиями, проектированием и строительством флота, владея несколькими крупными техническими вузами в ряде городов. Начиная с послевоенных лет, СССР интенсивно наращивал промысловый флот, качественно улучшая характеристики судов. Всего до распада Советского Союза было создано пять поколений судов различных типов и назначения, начиная от малых сейнеров для прибрежного лова, и кончая океанскими траулерами суперкласса и крупнейшим в мире промысловым судном «Восток» для работы в отдаленных районах акватории Мирового Океана. В пятом поколении были начаты работы над перспективными траулерами для работы в ледовых условиях Арктики и Антарктики, тогда же были реализованы и первые проекты – РТМС «Моонзунд» и КРКТС «Антарктида», последнее являлось уникальным судном, не имеющем аналогов в мире. Оно предназначалось для одновременной работы на двух совершенно разных видах сырья - рыбе и антарктическом криле, и являлось, говоря современным языком, достаточно инновационным, неся множество технических новшеств. Рыбная промышленность СССР была мощнейшей в мире. Тысячи судов обеспечивали работой десятки тысяч человек, вылов рыбы был крупнейшим в мире, базы флота являлись градообразующими предприятиями для десятков городов, а на Дальнем Востоке и вообще для всего региона. Рыбная промышленность наряду с другими обеспечивала приток населения на Дальний Восток и закрепляла позиции государства в этом регионе.





С распадом СССР ситуация кардинально изменилась. В новых экономических условиях, когда государство отказалось от владения рыбопромышленным комплексом, бросив его на произвол судьбы, он оказался в критической ситуации. Суда, будучи эффективными в условиях плановой экономики, в рыночных условиях стали убыточны. Нарушенные связи, падение экономики, завышенное налогообложение, криминализация и бюрократизация страны рушили рыболовные предприятия одно за одним, что привело к сокращению количества судов и вылову рыбы в несколько раз, откровенно криминальному банкротству крупнейших градообразующих предприятий многих городов и поселков, хищению средств и продаже имущества, массовым увольнениям, безработице и нищете, росту браконьерства и множеству других негативных факторов. Все это наряду с другими факторами привело к падению уровня жизни и оттоку населения в западные регионы.

В сложившейся ситуации строительство и проектирование судов нового поколения практически не велось в России с начала 90-х годов. Пополнение флота в 90-е осуществлялось за счет строительства высокотехнологичных судов иностранных проектов с последующим выкупом их в бербоут – чартер. Такие проекты были начаты еще в СССР в 1989 году советско – британским СП «Рыбкомфлот». Современные суда норвежских и испанских проектов были высокопроизводительны и отвечали мировым стандартам рыбообработки. Рентабельность этих судов была весьма высокой.

Однако эти суда строились по сильно завышенным ценам, имели множество административных ограничений, по условиям чартера вообще не были окупаемы, и являлись скорее инструментами для изъятия российских биоресурсов в пользу иностранных потребителей. В дальнейшем почти все они с помощью различных махинаций были отобраны у российских владельцев и выведены в оффшор. Потеря 14 мощнейших супертраулеров испанской постройки явилась основной причиной банкротства «Дальморепродукта» - крупнейшей рыболовной компании России.



Несмотря на тяжелою ситуацию, некоторые отечественные КБ занимались проектированием судов шестого поколения – результатом стали СРТМ «Ягры» и «Валерий Маслаков» и некоторые другие проекты, но результаты оказались значительно скромнее заявленных. Серийного строительства не получилось, а сами проекты не сильно отличались прогрессивностью.

К концу 2000-х годов российская рыбная отрасль сохранилась частично. Вместо централизованной системы, со всеми необходимыми ресурсами и комплексами, включавшей десятки крупных предприятий, осталось множество маленьких фирм с минимальным количеством старого флота, не несущих каких либо системообразующих факторов. Выжившие с советских времен предприятия сократились в разы. Суда стремительно стареют, выводятся из эксплуатации. Финансов на строительство новых судов нет даже у крупнейших предприятий отрасли. Пополнение флота производится либо приобретением иностранных судов б/у, с их модернизацией, либо переоборудованием советских. К примеру «Преображенская база тралового флота» выходит из положения, достраивая брошенные на Черноморском судостроительном заводе корпуса траулеров пр. 1288, и модернизируя их до современного уровня. Так же в прошлом году она приобрела два траулера типа «Антарктида» и один польской постройки типа «Иван Бочков». Однако техническое состояние этих судов находиться не на должном уровне.

В этом году Правительство РФ обнародовало Стратегию развития рыбного хозяйства, и объявило о введении госзаказа на строительство новых промысловых судов, с последующей передачей их промысловым компаниям в лизинг. Однако для этого необходимо создание новых проектов современных судов, созданных на основе богатого опыта отечественного судостроения и рыболовства и новейших зарубежных технологий обработки. Речь идет о создании целого комплекса судов нового седьмого поколения, различного класса и схем организации промысла, поставляющих высококачественную продукцию.

В дипломном проекте проводятся работы по проектированию концептуального многофункционального крупнотоннажного траулера для работы в дальневосточных морях Российской Федерации, как в пределах исключительной экономической зоны, так и в открытом океане.

 

 


Глава 1. Описание района плавания

Проектируемый большой морозильный траулер неограниченного района плавания предназначено для промысла основных массовых ВБР в течение всей навигации в морях, входящих в состав Тихого океана.

Охотское море

Гидрометеорологический очерк

Существенное влияние на безопасность плавания судов в Охотском море оказывают штормовые ветры, туманы и особенности ледового режима. Опасны также тропические циклоны, которые могут наблюдаться с июня по декабрь. Наиболее неблагоприятные условия для плавания отмечаются в конце осени и зимой. В это время часты штормовые ветры, вероятно обледенение судов, а в северной части моря – торошения и сжатия льда. Летом гидрометеорологические условия улучшаются, но в южной части они осложнены частыми и густыми туманами.

Для плавания судов сложны многочисленные проливы, пролегающие между Курильскими островами. Здесь часты штормовые ветры, сильные приливные течения и продолжительные густые туманы. При плавании вдоль Курильских островов необходимо учитывать, что смена погоды на этом участке может происходить очень быстро.

Метеорологическая характеристика

Основными факторами, формирующими климат Охотского моря, являются муссонная циркуляция атмосферы и географическое положение района. Особенность географического положения Охотского моря заключается в том, что оно вытянуто на значительное расстояние с юга (S) на север (N). В результате этого создаются существенные различия между климатическими условиями северной и южной частей моря. Глубокая врезаность северо-западной и северной частей моря в материк обусловливает континентальные черты и суровость климата в этих зонах. Непосредственная близость Тихого океана определяет более мягкие черты климата в южных районах моря.

С октября-ноября по март-апрель в северных районах Охотского моря, из-за переноса холодного воздуха с материка на океан, устанавливается суровая зима с преобладанием северных ветров. В это время здесь стоит ясная погода, температура воздуха низкая.

С мая по август-сентябрь здесь наблюдается более тёплая, облачная погода с частыми туманами и большим количеством осадков.

Переходный период от одного муссона к другому характеризуется неустойчивой погодой. Переход от зимнего муссона к летнему происходит со второй половины апреля по первую половину мая, а от летнего к зимнему – со второй половины сентября по первую половину октября.

 

Температура и влажность воздуха

Температура воздуха находится в прямой зависимости от преобладающего направления ветра и гидрологи­ческих особенностей района. Значительная протяженность моря в меридио­нальном направлении создает большие температурные различия между северной и южной зонами. Средняя годовая температура воздуха понижается с S на N от + 5 до - 5 Сº.

Осенние заморозки отмечаются в сентябре в северном районе Охотского моря и в октябре – в южном. С октября-ноября на большей части акватории моря начинаются устойчивые морозы.

Наиболее низкая средняя месячная температура воздуха наблюдается в январе-феврале и изменяется на побережье от -1 Сº на юге до -24 Сº на севере. Зимой температурный режим отличается большой неустойчи­востью. Значительное повышение температуры воздуха зимой повсеместно сопровождается усилением ветра.

Характерной особенностью климата Охотского моря являются оттепели. Они могут быть повсеместно в любой зимний месяц и особенно часты в южной части моря.

Наиболее высокая средняя месячная температура воздуха отмечается августе и составляет 11-13 Сº, в юго-западной части моря 15-16 Сº. В отдельные дни летом в Охотском море возможно повышение температуры до 25-29 Сº.

Средняя годовая относительная влажность воздуха изменяется от 66 до 91 %. Наибольшая средняя месячная относительная влажность наблюдается летом и составляет 82-95 %, наименьшая – с сентября по май 48-86 %.

Ветры.

Ветровой режим Охотского моря носит муссонный характер, особенностью которого является сезонная смена направления ветра. В период зимних муссонов (с октября по апрель) над большей частью ого моря господствуют ветры северных направлений. В северной и восточной частях моря преобладают северные и ceвеpo-восточные ветры, в южной и западной частях моря – северо-западные и западные.

Южные ветры в море наблюдаются редко.

В апреле обычно происходит смена зимнего муссона на летний, и ветры в это время неустойчивые. Летний муссон характеризуется преобладанием южных и юго-восточных ветров. В сентябре происходит переход от летнего муссона к зимнему. В северной части моря в это время увеличивается повторяемость северных и северо-восточных ветров, а в южной части моря еще сохраняется распределение ветров, характерное для лета.

Средняя месячная скорость ветра зимой 4-7 м/с. Летом скорость ветра увеличивается и составляет 8-12 м/с.

Штормовые ветры чаще бывают осенью и зимой и значительно реже летом. В осенне-зимний период штормы чаще бывают северо-западных направлений, а в северной части моря – северо-восточных. Скорость штормового ветра по всей акватории моря может достигать 30-40 м/с, а в районе Курильских островов – более 40 м/с. Летом повторяемость штормовых ветров повсеместно не превышает 5 %. Штормы в этот период бывают при ветрах от S. Скорость штормового ветра в северной части моря 20-40 м/с, а в районе Курильских островов – 35-40 м/с.

Туманы.

В Охотском море часты и продолжительны туманы. Они обычно начинаются в марте-апреле, число дней с ними в это время не превышает двух-шести в месяц. В июне-июле повторяемость увеличивается, достигая наибольших значений в году. Частые и густые туманы наблюдаются в местах выхода на поверхность холодных глубинных вод. Это особенно характерно для Курильских островов и южного берега острова Сахалин.

Облачность и осадки.

Годовой ход облачности находится в непосредственной связи с сезонными перемещениями воздушных масс. Зимой в северной части Охотского моря преобладают сухие холодные воздушные массы, которые обуславливают небольшую облачность. Южная часть моря находится под влиянием циклонической деятельности, здесь большую часть года преобладает пасмурная погода и лишь осенью её повторяемость несколько снижается.

Годовой ход осадков соответствует характеру распределения облачности. На большей части моря выпадает 500-700 мм осадков за год. Наибольшее количество осадков выпадает летом, наименьшее – зимой. С декабря по февраль среднее месячное количество осадков в основном не превышает 10-300 мм и только в южной части моря 40-90 мм. В августе-сентябре отмечается наибольшее количество осадков. В это время в северной части моря осадков выпадает в среднем 80-10 мм в месяц, а в районе Курильских островов 100-200 мм.

Гидрологическая характеристика

Водные массы Охотского моря формируются в результате трансформации тихоокеанских вод, поступающих через проливы Курильских островов. В Охотском море наблюдаются большие приливные колебания уровня воды, особенно в северо-восточной части. Течения моря разнообразны как по характеру, так и по скоростям. Частые штормовые ветры создают условия, благоприятные для развития сильного волнения и зыби.

Колебания уровня воды.

Колебания уровня воды в Охотском море зависят главным образом от приливных и сгонно-нагонных явлений, общей циркуляции вод. Сезонные изменения уровня воды составляют 0,2-0,5 м. Наибольшие значения уровня отмечаются в ноябре-январе, наименьшие в марте-апреле. Наибольшие по величине суточные приливы наблюдаются в июне-июле и в декабре-январе. В марте-апреле и в сентябре-октябре бывают приливы с наименьшей величиной.

Сгонно-нагонные колебания уровня обычно происходят при прохождении глубоких циклонов, которые чаще бывают в октябре-декабре.

 

 

Волнение

По режиму волнения Охотское море относится к группе бурных морей. Частые ветры в осенне-зимний период способствуют развитию волнения на акватории моря, свободной ото льда. С октября по апрель преобладают волны высотой менее 3 м (83 %). Повторяемость волн высотой 4 м и более не превышает 14-16 %, а волн высотой 8 м и более 1 %.

В апреле-мае волнение постепенно ослабевает и повторяемость волн высотой 4 м составляет 2-5 %, но во время шторма высота волн может достигать 10 м. Летом море бывает наиболее спокойным в году и преобладает высота волн 2 м и менее (85-87 %). Волны высотой 4 м и более наблюдаются только в открытых районах моря и их повторяемость не превышает 1 %, но иногда летом при прохождении глубоких циклонов высота волн может достигать 12 м. Летом направление волнения изменчиво. Осенью интенсивность волнения повсеместно возрастает. Повторяе­мость волн 4 м и более составляет 2-8 %, в южной части моря 10-14 %, а волн высотой 8 м - 2 % по всему морю. В конце лета и начале осени при прохождении тропических циклонов через Охотское море в нем развивается сильное волнение. Период волн, преобладающий в Охотском море, составляет 3-7 с (60-70 %). Повторяемость волн с периодом 17 с не превышает 1 %.

Ледовый режим.

В Охотском море ежегодно отмечаются сложные ледовые условия, существенно затрудняющие судоходство. Характерной особенностью ледового режима является различие ледовой обстановки в западной и восточной частях моря. Ледовые условия в восточной части моря всегда легче чем в западной. Западная часть моря и в мягкие зимы заполнена дрейфующим льдом.

Первый лед (забереги, шуга, склянка) появляется в октябре вначале в некоторых закрытых бухтах северной части Охотского моря, в опресненных участках, а также в местах выхода глубинных вод. Этот лед неустойчив и при потеплении или сильных ветрах исчезает. В тихую морозную погоду покрываются льдом бухты и мелководные заливы, а в прибрежной зоне образуются малые ледяные поля. Волнением эти поля взламываются, и битый лед часто погружается на значительную глубину. При движении судна эти льды создают “подушку” перед форштевнем судна и трудно проходимы, так как чрезвычайно вязки. Наиболее вероятна встреча с таким льдом в северо-западной и юго-западной частях Охотского моря.

Со второй половины ноября льдообразование начинается в открытом море. В ноябре появляется припай в заливах. В ноябре - декабре в северо-западной части Охотского моря идет быстрое льдообразование. При сильных западных и северо-западных ветрах часть льда уносится в море, где образуются обособленные скопления льда, сплоченность которых достигает 9-10 баллов. В третьей декаде декабря 20-30 % площади Охотского моря покрыто льдом и начинают формироваться зоны серого и серо-белого льда.

Ледяной покров Охотского моря достигает наибольшего развития в первой или второй декаде марта (65-97 %). В суровые зимы вся акватория моря покрыта тяжёлыми десятибалльными льдами с преобладанием белого льда. В мягкие зимы почти свободна от льда юго-восточная часть моря, и лёд в основном серо-белый.

В апреле молодой лёд постепенно исчезает, сохраняются только самые толстые льды. Интенсивные процессы таяния и разрушения льда начинаются на юге. В мае происходит резкое уменьшение ледовитости. Лёд измельчается и становится очень подвижным. Совершенно освобождается ото льда восточная часть моря. В первой и во второй декадах июня льды иногда можно встретить в незначительном количестве, эти льды являются препятствием для плавания только малых судов.

Японское море

Гидрометеорологический очерк

Климат Японского моря относится к муссонному типу для которого характерна сезонная смена противоположных по направлению господствующих ветров и значительное различие в режиме метеорологических элементов в течение года.

На формирование климата большое влияние оказывает муссонная циркуляция атмосферы. В период с ноября по март здесь преобладает зимний муссон, приносящий с материка Азии холодный, относительно сухой воздух. Погода в этот период обычно малооблачная, морозная, с небольшим количеством осадков. В период с мая по август господствует летний муссон, который при­носит с океана влажный морской воздух. С ним связана облачная влаж­ная погода с относительно большим количеством осадков и туманов. В переходные месяцы от зимнего муссона к летнему и от летнего к зимнему наблюдается неустойчивая погода и отсутствие правильного режима ветров. В апреле отмечается обычно облачная погода; влажность и количество осадков увеличивается. В сентябре - октябре преобладает теплая погода, влажность воздуха уменьшается.

Муссонная циркуляция в описываемом районе нередко нарушается проходящими циклонами и антициклонами. Циклоны вызывают увели­чение облачности, повышение температуры воздуха и выпадение осад­ков; к концу прохождения циклона эти явления ослабевают. Помимо того, циклоны сопровождаются штормовыми ветрами.

Антициклоны обусловливают обычно малооблачную погоду со слаб­ыми ветрами и сравнительно высокими температурами воздуха. Из других факторов, обусловливающих формирование климата, следует отметить географическое положение района, наличие Приморского течения и рельеф берегов.

 

 

Метеорологическая характеристика

Ветры и штормы.

В период с октября - ноября по март в описываемом районе, преимущественно преобладают ветры от NW, повторяе­мость которых может достигать 50-70 % в месяц. В период с мая по август в южной части описываемого района в основном господствуют ветры от SO и S с общей повторяемость достигающей 70-75 %. В северной части описываемого района в это время года преобладают преимущественно ветры от NO, повторяемость которых составляет обычно 20-35 %. Из ветров других направлений чаще отмечаются ветры от SW, S и SO. В переходные месяцы, апрель и сентябрь, ветры неустойчивы.

Скорость ветра в период с октября по апрель в прибрежной части описываемого района составляет в среднем 6-8 м/с, а в отдельных пунктах доходит до 9-11 м/с.

В период с мая по сентябрь скорость ветра меньше, чем в период с октября по апрель и колеблется в среднем от 2-5 м/с в прибреж­ной зоне. В мористых районах различия в средних скоростях между южной и северной частью не наблюдаются. Средняя скорость здесь с октября по апрель обычно составляет 7-11 м/с и в редких случаях уменьшается до 4-6 м/c; в период с мая по сентябрь она равна 5-7 м/сек.

Штормы в Японском море, как правило, свя­заны с прохождением циклонов и тайфунов. Повторяемость штормов значительна. Наибольшая повторяемость приходится преимущественно на период с октября по апрель, когда число дней со штормом в сред­нем колеблется от 2-3 до 13 в месяц, а в отдельных пунктах описываемого района может достигать 14-20. С мая по сентябрь в описываемом районе обычно бывает от 1 до 6 дней со штормом в месяц и только в некоторых пунктах в отдельные месяцы отмечается до 7-10 дней в месяц.

Тайфуны. Прохождение их сопровождается ветрами силой 9-12 баллов, мошной облачностью, обильными и продолжительными ливневыми осадками, значительным ветровым волнением и зыбью. Наиболее опасен для мореплавателей центр тайфуна, где наблюдается очень сильное беспорядочное волнение.

Туманы

Описываемый район является зоной частых и густых туманов. Среднее годовое число дней с туманами колеблется здесь от 54 до 100, причем наиболее часто туманы наблюдаются в период с апреля по август, когда число дней с туманами колеблется от 6-7 до 16 в месяц.

В период с сентября по март туманы редки; число дней с ними в этот з5 период колеблется от 0-1 до 5.

Облачность и осадки.

Облачность в описываемом районе имеет хорошо выраженный годовой ход. Максимум средней облачности (7-9 баллов) приходится на период с мая по август, а минимум (2-5 баллов) – на период с октября по март, в сентябре и апреле средняя облачность обычно составляет 5-6 баллов. Среднее число пасмурных дней за год колеблется от 90 до 15. Наи­большее количество пасмурных дней приходится на период с апреля по август.

Количество осадков в описываемом районе довольно велико и в среднем за год колеблется в пределах от 613 до 884 мм. Наибольшее сред­нее месячное количество осадков (от 60-65 до 178 мм) наблюдается обычно с мая по сентябрь. В августе и сентябре в описываемом районе наблюдаются ливни. В период с октября по апрель осадков выпадает меньше: месячная сумма их колеблется от 6 до 85 мм. Среднее число дней с осадками за год изменяется по району от 81 до 116, а число дней с осадками в месяц в среднем колеблется от 1 до 17. при­чем наибольшее количество дней с осадками обычно наблюдается с мая по сентябрь.

Гидрологическая характеристика

Колебания уровня воды и приливы.

Изменения уровня моря в описываемом районе обусловлены сгонно-нагонными, приливо-отливными явлениями, сейшами и сейсмическими волнами.

Сгонно-нагонные колебания уровня здесь связаны в основном с мус­сонами и поэтому носят сезонный характер. В период зимнего муссона, с ноября по март, когда преобладают ветры с материка, наблюдается понижение уровня, а в период летнего муссона, с мая по август, когда З5 господствуют ветры с моря, уровень воды повышается. Величина сезонных колебаний обычно не превышает 0,5 м.

Приливо-отливные колебания уровня в описываемом районе сравнительно невелики. Средняя величина прилива колеблется от 0,19 до 0,35 м. Наи­большая возможная величина прилива составляет 0,34-0,49 м.

Сейшеобразные колебания уровня вызываются резкими изменениями атмосферного давления при прохождении глубоких циклонов. В зали­вах и бухтах описываемого района величина таких колебаний уровня оставляет 0,2-0,5 м и лишь иногда возрастает до 0,7 м.

Течения.

Режим течений в описываемом районе формируется под влиянием общей циркуляции вод Японского моря, характера муссонных ветров и приливно-отливных явлений. Скорость этих течений зависит от направления и силы господствующих здесь муссонов

Волнение.

Направление волнения в описываемом районе тесно свя­зано с режимом господствующих здесь муссонов. Под влиянием зим­него муссона, преобладающего с ноября по март, здесь наблюдается волнение от NW; в апреле, когда ветры неустойчивы, отмечается волнение в основном от SW и S0, но бывает и от NV. С мая по август под влиянием господствующего здесь летнего мус­сона преобладает волнение от S0, но в северной части района довольно часто отмечается и от NO.

Ледовый режим.

Ледовые условия в прибрежной зоне южной и северной частей описываемого района несколько различны; в целом ледовый режим района не трудный и практически навигация осуще­ствляется в течение всего года. Прибрежная зона южной части описываемого района наиболее ледо­вита. В средние зимы лед здесь обычно появляется во второй половине ноября-первой половине декабря и наибольшего развития достигает в первой половине февраля. В это время в бухтах и заливах образуется сплошной неподвижный лед, а в открытой прибрежной части моря наблю­дается дрейфующий крупнобитый лед.

В мягкие и средние по суровости зимы дрейфующий лед особых затруднений для навигации не представляет. В суровые зимы, особенно в первой половине февраля, дрейфующий лед досгигает большой спло­ченности, а местами даже смерзается, что почти исключает возможность плавания без ледокола. К середине марта ледовая обстановка значи­тельно облегчается, а во второй половине марта - первой половине апреля (средние зимы) обычно наблюдается полное исчезновение дрейфующего льда.

Прибрежная зона в северной части описываемого района менее ледо­вита, чем в южной. Вдоль побережья в отдельных местах наблюдаются небольшие забереги и иногда мелкобитый лед, выносимый из бухт и заливов. Сплошной ледяной покров образуется только в защищенных от волнения заливах и бухтах, где он удерживается в основном с декабря по март-апрель (в средние зимы), а в открытой прибрежной части моря наблюдается дрейфующий лед, состоящий из мелкобитоro льда, сала и шуги. Льды здесь плаванию судов не препятствуют. В конце марта лед окончательно исчезает у побережья, а в апреле очищаются и закрытые бухты.

Направление дрейфа льдов в основном зависит от режима господ­ствующих ветров и течений. В описываемом районе дрейф льдов направ­лен на юг.

 


Глава 2. Анализ сырьевой базы и описание судов - прототипов.

Тихий океан, являясь крупнейшим в мире, занимает второе место после Атлантического по величине рыбопродуктивности, достигающей 180 кг/км2. Его северная часть является важным рыболовным районом мира. Здесь добывается до 32% общего мирового улова, причем 90% его – исключительно в северо – западной части.

Только в Российской экономической зоне Тихого океана и его морей объем биоресурсов составляет 26 млн. тонн рыбы и морепродуктов, из них 16 млн. тонн рыб тресковых пород (минтай, треска, навага, хек), 3 млн. тонн сельди, по 500 000 тонн камбаловых, окуня, сардин, лосося и сайры, до 2,5 млн. тонн нерыбных объектов. Суммарная стоимость вылова превышает 52 млрд. долларов США. И это не считая запасов находящихся в открытых водах Тихого океана.

Количество видов рыб достигает 600 в Охотском и Беринговом морях, но основной вылов приходиться на несколько десятков, среди них наиболее ценными являются:

- минтай

- треска

- сельдь

- лососевые

- сайра

Вылов остальных видов сильно сократился в последнее время и их специальный промысел практически не ведется.

Минтай является самым массовым объектом промысла, благодаря большим промысловым запасам, простоте лова, повышенному спросу на внешнем рынке, и достаточно высокой цене. Обладая отличными вкусовыми качествами и питательной ценностью, минтай используется для изготовления консервов, сушенной и вяленной продукции, фарша сурими, но большая часть его поставляется в свежемороженом виде. Икра минтая является валютоемкой продукцией, а из печени богатой витамином А выпускаются деликатесные консервы.

Однако большая часть минтая уходит на экспорт в Китай и Японию в качестве сырья по бросовым ценам, откуда возвращается в Россию в виде филе и сурими по ценам в 2 – 3 раза выше сырьевых. Так, к примеру необработанный мороженый минтай уходит в Китай по цене 800 – 1000 долл. за тонну, а после дефростации, филетирования и гидратизации возвращается на российский рынок по ценам до 4500 – 5000 долл. за тонну. Кроме того, в Россию импортируется филе низкого качества, потерявшее после дефростации все питательные и вкусовые качества, технология производства также не контролируется. Такая ситуация ставит российскую рыбную промышленность в положение сырьевого придатка экономик Китая и Японии.

Раньше популяция минтая находилась под значительным прессингом, однако сокращение промыслового флота и снижение освоения ОДУ значительно увеличили запасы. Немалый вклад внесла и работа различных объединений предприятий - добытчиков минтая, направленная на установление нормативов и объемов добычи рыбы и выпуска продукции.

ОДУ по минтаю на 2010 год составило 1 200 000 тонн, что на 56% больше чем в 2009 году. Уровень освоения составляет 70%, или 750 000 тонн.

Тихоокеанская сельдь также является важным объектом промысла. Наиболее ценной является нагульная сельдь, промысел которой ведется осенью, также ценится нерестовая. В отличие от минтая сельдь почти полностью поставляется на внутренний рынок. Береговые предприятия производят соленую и копченую продукцию, а также консервы. На некоторых предприятиях имеются линий по выпуску слабосоленой продукции в вакуумной упаковке («Вариовак»). Данная продукция в перспективе может стать важной статьей экспорта, особенно на рынки Европы, но рост экспорта сдерживает транспортный фактор. В Японии высоким спросом пользуется икряная сельдь. ОДУ по сельди составляет 500 000 – 700 000 тонн.

Промысел лососевых ведется в конце лета большей частью на Камчатке. Выпускается свежемороженая потрошенная продукция, консервы, а также икра. Высока доля береговых предприятий. Лосось является дорогостоящей продукцией, из него изготавливают соленую, копченую и др. виды продукции. Вылов лосося колеблется от 200 000 до 550 000 тонн.

Сайра добывается в Японском море, в районе Курильских островов и южной части Сахалина. Консервы из сайры, благодаря низкой цене и отличному качеству пользуются большим спросом исключительно на внутреннем рынке. Береговые предприятия также производят копченую и соленую продукцию. Вылов составляет от 70 до 100 000 тонн, ОДУ же по разным оценкам ученых составляет от 1 до 7 млн. тонн.

В качестве перспективных объектов промысла выступают макрурус, скумбрия, ставрида, иваси, из которых можно выпускать высококачественную продукцию.

Выбор орудий лова

Для лова и извлечения рыбы из воды используется орудия лова. Их разделяют на два типа – пассивные и активные – и пять групп. К активным орудиям относятся те, которые в процессе лова приводятся в действие рыбаками, судами, промысловыми механизмами и улавливают рыбу. Пассивными являются те, в которые рыба попадает сама, без активного воздействия на нее.

По характеру воздействия различают шесть групп

- объячеивающие (ставные невода, дрифтеры)

- отцеживающие (кошельковый невод, снюрревод)

- тралирующие (трал)

- стационарные (донные ловушки)

- колющие и крючковые (ярус)

Выбор орудия зависит в первую очередь от объекта лова. Так например трал и кошельковый невод отлично используются для лова стайных рыб (минтай, сельдь, лосось), но не подходят для облова одиночных разреженных пород. Для лова подповерхностных стайных рыб используется

кошельковый невод, а пелагических - разноглубинный трал. Донные виды добываются ярусом, либо снюрреводом. Донные тралы не рекомендуются ввиду нанесения большого вреда экосистеме.

На Дальневосточном бассейне основные виды ВБР представлены пелагическими рыбами, по – этому наиболее целесообразным является выбор тралового лова. Однако применение кошелькового лова дает больший выход качественного сырца, ввиду применения щадящих способов выливки улова (каплеры, рыбнасос). На траулерах при операциях выборки, подъема и выливки большое количество сырца повреждается.

В Советском Союзе применялись универсальные среднетоннажные суда - сейнеры – траулеры, способные работать и тралом и неводом ( СТР «Альпинист», СТМ «Орленок»). Дальнейшее увеличение размеров этих судов было затруднительным – увеличивалась парусность судна, и при ветре оно сносилось на невод. Однако создание в последние годы электронных систем динамического позиционирования позволит комбинировать траловый и кошельковый лов на крупнотоннажных судах, что может являться направлением дальнейшей модернизации траулера.

Промысел сайры ведется при помощи бортовой ловушки на средних добывающих судах с последующей передачей улова на перерабатывающие базы. В процессе временного хранения и передачи сырец может травмироваться, а потери времени на транспортировку снижают его качество. Разработанный в 2000 году специалистами ТИНРО и Дальрыбвтуза кормовой подхват предназначен для лова сайры крупнотоннажными судами, а бортовая переработка позволит сократить не только потери сырца, но и количество экипажа, снизить расход топлива.

Выбор технологии обработки рыбы.

Рыба является скоропортящимся продуктом, по – этому время от вылова до реализации сильно ограничено. Для увеличения этого срока используются различные методы консервирования – охлаждение, замораживание, стерилизация, посол. Промысловые суда несут на борту необходимое для этого оборудование.

Суда – рефрижераторы охлаждают улов до температуры 0… -20 С. Такой метод достаточно прост и находит применение при необходимости лишь незначительного увеличения срока хранения – при доставке свежей рыбы на берег, либо на плавбазу. Срок хранения составляет до 20 часов. Рефрижераторные суда используются при экспедиционном лове, либо прибрежном. В настоящее время количество рефрижераторных судов незначительно ввиду использования более прогрессивных методов сохранения рыбы.

Для большего увеличения срока хранения рыбной продукции используется замораживание рыбы до температуры значительно ниже криоскопической (-200 С), в результате чего останавливается автолиз рыбы и жизнедеятельность микроорганизмов. Замороженная однажды продукция храниться при низких температурах до момента реализации. Срок хранения увеличивается до 9 – 10 месяцев. В настоящее время замораживание является основным способом сохранения продукции.

Производство стерилизованных консервов на борту наиболее полно отвечает требованиям безотходной технологии и комплексного использования сырья, консервное производство высокорентабельное, кроме того, ввиду использования свежего сырья, консервы, выпущенные на борту судна, обладают более высокими вкусовыми и питательными качествами. Консервы вырабатывают главным образом из мясистой, жирной рыбы. На Дальнем Востоке консервы вырабатывают из сайры, лосося, минтая, сельди, а также из субпродуктов – печени и икры минтая, трески, лосося. Перспективным сырьем для консервов является макрурус, скумбрия, терпуг.

Пресервы выпускаются из нежной жирной рыбы. Наилучшим сырьем для посола является сельдь, сардина, скумбрия, лосось. Наиболее прогрессивным является выпуск деликатесной слабосоленой продукции в вакуумной упаковке «Вариовак». Для ее производства используется нарезанное филе, упакованное в пластиковую тару. Пресервы могут выпускаться как натуральные, так и в различных крем – соусах и заливках.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.