|
Последствия международной трудовой миграции
Экономические последствия миграции различны для стран, находящихся в разных позициях на международном рынке труда.
Страны-импортёры
Так, для стран — импортеров рабочей силы это появление дополнительных трудовых ресурсов, которые могут способствовать наращиванию ВВП, освоению новых регионов, обеспечению труднозаполняемых вакансий на рынке труда (рабочие места с тяжелыми и вредными условиям производства, низкой оплатой труда, сложным графиком работы, непрестижными видами деятельности).
Привлечение иммигрантов способствует омоложению трудовых ресурсов и, что особенно важно в современных условиях, решает демографическую проблему развитых стран (депопуляцию, старение населения) в качестве «замещающей миграции».
Экономические последствия международной миграции могут быть не только положительными. Так, в странах иммиграции при большой численности мигрантской общины возникают социальные, этнические, экологические и религиозные конфликты, иногда крупномасштабные (во Франции в 2006 г.), размывание национальной идентичности, снижение качества рабочей силы, так как полная ассимиляция мигрантов наступает только в третьем поколении.
Значительной проблемой для принимающих стран является и дополнительная нагрузка мигрантов на инфраструктуру, особенно социальную, возможность использовать медицинские и благотворительные системы зачастую без адекватной трудовой отдачи.
Страны-экспортёры
Страны — экспортеры рабочей силы получают экономические выгоды в основном в двух формах:
· решение проблемы занятости в результате трудоустройства за рубежом;
· получение доходов в виде переводов трудящихся-мигрантов (текущих переводов) из-за рубежа. Трудовые переводы, отражаясь в платежных балансах стран — участниц международного рынка труда, являются, по существу, основным проявлением международной трудовой миграции как формы международных экономических отношений.
К негативным последствиям миграции для стран-экспортеров относят обычно два момента:
· потеря в результате эмиграции наиболее активной части трудовых ресурсов;
· «утечка умов».
Понятие и этапы международной экономической интеграции. Условия и эффекты создания региональных интеграционных объединений
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик соседних стран в хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых экономических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, возможно, в будущем станет начальной стадией глобальной интеграции, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.
Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы мирохозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре международной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60—70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.
Этапы интеграции
В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую.
В конце XIX в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений, т.е. международной экономической интеграции.
МЭИ означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый воспроизводственный процесс. Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран—участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер.
Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли — экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.
В современной теории МЭИ различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:
ü зона свободной торговли;
ü таможенный союз;
ü единый или общий рынок;
ü экономический союз;
ü экономический и валютный союз.
Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.
v Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем, рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.
К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специальных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.
При создании ЗСТ выявился и целый ряд негативных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.
Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".
v Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз(ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма.
Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".
Функционирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.
v Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР).
К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действительно единого" внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.
Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно. Третья задача — разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Четвертая задача — создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании ЕР: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию (шестая задача). Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля.
v Строительство ЕР должно завершиться созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как известно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.
Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.
Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|