Сделай Сам Свою Работу на 5

Последствия международной трудовой миграции





Экономические последствия миграции различны для стран, нахо­дящихся в разных позициях на международном рынке труда.

 

Страны-импортёры

Так, для стран — импортеров рабочей силы это появление дополнитель­ных трудовых ресурсов, которые могут способствовать наращива­нию ВВП, освоению новых регионов, обеспечению труднозаполняемых вакансий на рынке труда (рабочие места с тяжелыми и вредными условиям производства, низкой оплатой труда, сложным графиком работы, непрестижными видами деятельности).

Привлечение иммигрантов способствует омоложению трудо­вых ресурсов и, что особенно важно в современных условиях, ре­шает демографическую проблему развитых стран (депопуляцию, старение населения) в качестве «замещающей миграции».

Экономические последствия международной миграции могут быть не только положительными. Так, в странах иммиграции при большой численности мигрантской общины возникают социаль­ные, этнические, экологические и религиозные конфликты, ино­гда крупномасштабные (во Франции в 2006 г.), размывание нацио­нальной идентичности, снижение качества рабочей силы, так как полная ассимиляция мигрантов наступает только в третьем поко­лении.



Значительной проблемой для принимающих стран является и дополнительная нагрузка мигрантов на инфраструктуру, особен­но социальную, возможность использовать медицинские и благо­творительные системы зачастую без адекватной трудовой отдачи.

 

Страны-экспортёры

Страны — экспортеры рабочей силы получают экономические выгоды в основном в двух формах:

· решение проблемы занятости в результате трудоустройства за рубежом;

· получение доходов в виде переводов трудящихся-мигрантов (текущих переводов) из-за рубе­жа. Трудовые переводы, отражаясь в платежных балансах стран — участниц международного рынка труда, являются, по существу, ос­новным проявлением международной трудовой миграции как фор­мы международных экономических отношений.

 

К негативным последствиям миграции для стран-экспортеров относят обычно два момента:

· потеря в результате эмиг­рации наиболее активной части трудовых ресурсов;

· «утечка умов».



Понятие и этапы международной экономической интеграции. Условия и эффекты создания региональных интеграционных объединений

 

Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного раз­вития региональных экономик и повышения конкурентоспособ­ности на мировом рынке стран — членов интеграционных группировок. Международная экономическая ин­теграцияэто процесс срастания экономик соседних стран в хозяйственный единый комплекс на основе устойчивых эконо­мических связей между их компаниями. Получившая наибольшее распространение региональная экономическая интеграция, воз­можно, в будущем станет начальной стадией глобальной интег­рации, т.е. слияния региональных интеграционных объединений. Так, обсуждается идея создания зоны свободной торговли на базе ЕС и НАФТА.

Для сегодняшних международных экономических отношений присущи новые количественные и качест­венные характеристики. Основные формы мирохозяй­ственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международ­ных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире — достигли невиданных ранее масштабов. Изме­нились их место и роль в развитии современного общества. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа миро­хозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, страновой структуре между­народной торговли: центр тяжести в ней перемещается на взаимные отношения между экономически развиты­ми странами и группами стран (60—70% мирового това­рооборота). Тем самым подготавливаются благоприятст­вующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.



 

Этапы интеграции

В своем развитии интернационализация хозяйствен­ной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она за­трагивала сферу обращения и была связана с возникно­вением международной торговли, превращением ее в мировую.

В конце XIX в. набирает силу международное дви­жение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенси­фицирующее воздействие на мировую торговлю товара­ми и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производст­ва и научно-исследовательской деятельности, а послед­нее знаменует переход к качественно новому этапу ми­рохозяйственных отношений, т.е. международной эко­номической интеграции.

МЭИ означает взаимоприспособление националь­ных экономик, внедрение их в единый воспроизвод­ственный процесс. Это предполагает известную терри­ториальную, экономическую, структурную, технологи­ческую близость стран—участниц международной ин­теграции и объясняет ее региональный характер.

Переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качест­венными показателями их развития. Это не только мас­штабы международной торговли — экономической дея­тельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчи­вость взаимодействия национальных экономик.

В современной теории МЭИ различают пять ступе­ней или последовательных этапов развития интеграци­онных процессов:

ü зона свободной торговли;

ü таможенный союз;

ü единый или общий рынок;

ü экономический союз;

ü экономический и валютный союз.

 

Строго говоря, в настоящее время лишь одна меж­дународная интеграционная группа стран прошла ре­ально первые четыре из указанных этапов — ЕС. Дру­гие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Для лучшего понимания необходимо рассмотреть особенности каждого из этапов интеграционного развития МЭО, сформулировать их определения, обозначить основные механизмы.

v Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание ЗСТ промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывал­ся при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в общем, рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР). Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин Standstill. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо возводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распространения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о ЗСТ.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран—участниц. Функционирование ЗСТ позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства в рамках "Уругвайского раунда", совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран—участниц ЗСТ, регулирование деятельности в соответствующей области про­исходит без создания постоянно действующих наднациональных систем управления или принятия специ­альных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителя­ми министерств и ведомств (внешнеторговых, финансо­вых и др.) — по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязатель­ность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отно­шению к внутренним законодательным актам положе­ние.

При создании ЗСТ выявился и целый ряд негатив­ных моментов, замедляющих процесс сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание ЗСТ приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воз­действует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация им­порта создает серьезную угрозу для национальных про­изводителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными им­портными товарами. Без поддержки их со стороны го­сударства велика опасность того, что иностранные про­изводители вытеснят отечественных со своего же внут­реннего рынка, несмотря на применяемые средства за­щиты. Следует, однако, отметить, что возникает опас­ность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах "страны пребывания".

v Следующей ступенью международной экономи­ческой интеграции является таможенный союз(ТС) — соглашение двух или более государств об упразднении таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма.

Следует отметить, что в ряде изданий и публикаций определения ЗСТ и ТС даются недостаточно корректно. Главное различие состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге ЗСТ призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В ТС существует беспошлинная торговля между странами членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Своеобразные правила игры устанавливаются самими членами ЗСТ, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены ТС ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных правил и процедур. ТС представляет собой более совершенную, чем ЗСТ, интеграционную структуру. В рамках ТС происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри ТС производство "рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ".

Функцио­нирование ТС отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интегра­ционной деятельности на этом этапе постепенно попа­дают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производ­ственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках ТС создаваемые фи­нансовые институты, банки, страховые компании игра­ют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы ТС и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

v Качественно более высокой ступенью интегра­ции является единый рынок (ЕР).

К настоящему време­ни этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не ис­ключено, что в перспективе, по мере продвижения впе­ред других подобных интеграционных структур, воз­никнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практи­ки ЕС. Перерастание ТС в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политиче­скими. (Кстати, данное положение будет верно и для последующих эволюционных преобразований других интеграционных группировок, а не только для ЕС.) Не­смотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: раз­личия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание "действи­тельно единого" внутреннего рынка требует гармониза­ции большого количества законодательств и норм, ка­сающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания ЕР необходимо реализовать 6-7 обяза­тельных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках ТС. Однако именно ТС, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к ЕР. Для создания ЕР это недостаточно. Тре­тья задачаразработка общей политики развития от­дельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, ка­ков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и по­требностях конкретного потребителя. Четвертая задачасоздание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, допол­няющих беспрепятственное перемещение товаров. Не­обходимо обозначить и следующую пятую задачу, ре­шаемую при создании ЕР: формирование общих фон­дов содействия социальному и региональному разви­тию, что подразумевает "поворот" непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удов­летворение "потребностей на местах", позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных про­цессов. Эти экономические шаги обусловливают согла­сование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отво­дится введению системы мер, предотвращающих нару­шения норм, регулирующих конкуренцию (шестая задача). Естественно, тем самым предопределялась необходимость формиро­вания специальных, в том числе наднациональных, ор­ганов управления и контроля.

v Строительство ЕР должно завершиться создани­ем подлинно единого экономического, правового и ин­формационного пространства и дать импульс для пере­хода интеграционной группировки к качественно новой ступени — экономическому союзу (ЭС). Следует сразу же заметить, что теоретических разработок, касающихся механизмов и инструментов ЭС, немного. Практически отсутствует опыт для обобщений и выводов. Как из­вестно, в Европе ЕР был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания Экономического и Валютного Союза (ЭВС), причем в короткие сроки, к началу 1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схема­тичном виде выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов и Союза опреде­ляются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономи­ческого развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционирова­нию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом по­следнего этапа формирования ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение еди­ной валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в ЭВС.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.